За некачественные услуги ЖКХ можно будет не платить?

Гости
Василий Власов
депутат ГД РФ, фракция ЛДПР
Александр Мурашкин
юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ

Марина Калинина: Наша любимая тема – ЖКХ.

Константин Чуриков: «ЖКХ по-нашему».

Марина Калинина: Депутат Госдумы Василий Власов предложил не оплачивать некачественные услуги ЖКХ. Он рассказал, что постоянно получает жалобы граждан на высокие коммунальные тарифы и на качество этих услуг. Да, сейчас можно делать перерасчеты, если потребитель недоволен, но порядок перерасчетов этих слишком сложный и приводит к массовым нарушениям прав потребителей.

Константин Чуриков: Ну что, уважаемые зрители, расскажите, за какие услуги ЖКХ вы бы отказались платить и чем эти услуги вас не устраивают. Нам можно позвонить или написать.

А пока у нас на связи автор этой инициативы – тот самый Василий Власов, депутат Государственной Думы. Василий Максимович, здравствуйте.

Василий Власов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Василий Максимович, на какие некачественные услуги ЖКХ чаще всего жалуются вам ваши избиратели?

Василий Власов: В городе Москве это чаще всего ржавая вода и низкое качество этой воды, потому что многие проводят, кстати, исследования и видят то, что, к сожалению, превышающее количество различных вредных веществ там зашкаливает. Это тоже в том числе является некачественно оказанной услугой. И конечно же, в старых домах это теплопотери при отоплении. Счета приходят большие, а когда мы начинаем разбираться, то очень большие теплопотери. Ну а летом, конечно же, – и это не только города Москвы касается, а, наверное, почти всех регионов, – когда на несколько недель, а в некоторых регионах и на месяц отключают горячую воду.

Я считаю, что если мы платим и нам приходят платежки от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, мы платим, счетчик крутится, то я должен получать качественную услугу за эти деньги. Поэтому если действительно граждане говорят о том, что в период времени отключали воду или отключали отопление, или отключали лифт, или в данном случае текла ржавая вода, и это было у всего дома, то я считаю, что мы за расчетный период (один месяц) имеем право, как я предлагаю, не платить просто за этот период, потому что мы получаем некачественную услугу.

Марина Калинина: Василий Максимович, а вы продумывали механизм неплатежа? Ну вот смотрите. Приходит платежка – и человек не платит, потому что считает, что ему услугу не предоставили или предоставили не так, как должны были. Что дальше? К нему приходят и говорят: «Уважаемый, вы что-то не платите, мы вам сейчас пени начислим». Вот как эта ситуация дальше развивается? Понятно, что идея хорошая.

Василий Власов: Есть огромное количество людей, которые объединяются в различные ТСЖ (товарищества собственников жилья), и они обращаются с коллективным письмом в ту или иную управляющую компанию, в котором говорят: «Действительно, мы с такого-то по такой-то период не получали во всем подъезде/во всем доме услуги, за которые нам пришла платежка». И если ресурсоснабжающая организация или управляющая компания действительно подтверждают, что в этот период времени работы какие-то велись или действительно у них была какая-то авария на линии… А это, как вы понимаете, жильцов волновать не должно. Они платят деньги, счетчик крутится, ржавая вода течет. Поэтому я считаю, что в этом плане оплата за расчетный период (месяц) должна быть отменена. Вот и все.

Константин Чуриков: Вы знаете, еще сейчас нам параллельно накидывают вам идей зрители. Ну, прежде всего пишут про мусор из разных регионов страны, про то самое мусорное ведро, которое слишком дорогое. Пишут про то, что эти управляющие компании на самом деле берут деньги за содержание дома и ничего не делают. То есть тут на самом деле целый огромный простор для неплатежей.

Марина Калинина: Букет.

Константин Чуриков: Да-да-да. Не получится ли в связи с этим, извините, бардака?

Василий Власов: Нет. Вот бардак у нас сейчас. Объясню – почему. Если я плачу деньги за любую услугу – за охранника в подъезде или, не знаю, за преподавателя для моих детей в школе, – если я плачу деньги, то, соответственно, я эту услугу должен получить качественно. Вот представьте, что я заплатил преподавателю деньги, образно, а он на работу перестал ходить, просто не ходит. Соответственно, я уверен, что этому преподавателю деньги никто платить не будет и зарплаты его лишат.

Здесь абсолютно такая же логика. Если я получаю некачественную услугу – в конкретном случае, допустим, отопление или водоснабжение, – то почему я должен платить? Есть абсолютно нормальные гражданско-правовые отношения, как и везде. Если вы пришли в парикмахерскую, а вам не понравилось, как вас подстригли, то вы говорите: «За это я платить не буду». Это некачественная услуга». И абсолютно такая же ситуация здесь.

Вы абсолютно правы, очень много различных других направлений, которые требуют доработки. И вообще с управляющими компаниями надо наводить порядок.

Константин Чуриков: Василий Максимович, вот еще вам пишет через наш SMS-портал наш зритель Алексей Девяткин (непонятно, из какого региона), я прямо процитирую: «Предлагаю проявить политическую волю и с 05.11.2019, – то есть уже на следующей неделе, – полностью освободить от оплаты услуг ЖКХ пенсионеров по старости и инвалидности, а расходы компенсировать из нефтегазовых народных доходов». Согласны?

Василий Власов: Мы вносили даже такие инициативы. К сожалению, нас не большинство, я представитель оппозиционной партии. К сожалению, эта инициатива не прошла. Но тоже мы должны понимать, что это хорошее, абсолютно грамотное предложение. Здесь я ни в коем случае никого из управляющих компаний денег не предлагаю лишать. Я лишь прошу их приравнять к остальным участникам бизнеса в открытом рынке. Еще раз подчеркиваю: если я получаю некачественную услугу, я за нее платить не буду. Так везде. Так и должно быть в ЖКХ.

Константин Чуриков: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо. Василий Власов, депутат Государственной Думы.

Константин Чуриков: Ну конечно же, люди хотят высказаться. «Отменить капремонт». «Не буду платить за мусор, в квартире никто не проживает. Стращают судом. Все равно не буду! ЖКХ – наглый грабеж людей».

У нас еще есть звонок, по-моему. Кто у нас на связи? Татьяна на связи.

Марина Калинина: Татьяна из Санкт-Петербурга. Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Я очень люблю вашу передачу и очень довольна. Вы знаете, я согласна с депутатом Василием. Я, например, живу в Санкт-Петербурге в многоквартирном панельном доме, дому 36 лет. Понимаете, у нас общедомовое имущество не меняется, ничего в подъезде не меняется, подъезд разбитый, все старое. Я уже неоднократно обращалась по поводу замены коммуникаций.

Например, над моей квартирой гнилые трубы. Вы понимаете, вместо того чтобы прийти и поменять… Ну, 36 лет дому. Согласитесь, что там уже все гнилое, как труха, разваливается. Они приходят, понимаете, четыре раза за полгода приехали, ремонтировали трубу, а проблему так и не решили. И вода все равно… И потом, где гарантия, что не сегодня-завтра опять там отвалится кусок? В предыдущий раз такое случилось.

Ходила к директору управляющей компании три раза. И что вы думаете? Он говорит: «Ну, если зальет…» Гарантии качества не дает. Говорит: «Если зальет, то подадите в суд». Я говорю: «А где я жить буду?» – «Это ваши проблемы». Понимаете?

Марина Калинина: А вы жить будете в суде потом, потому что это очень долгое время занимает.

Константин Чуриков: Татьяна, смотрите, вашему дому всего 36 лет. Для Петербурга это не такой большой срок.

Зритель: Нашему дому 36 лет, панельный девятиэтажный дом, да. Понимаете, они вообще косметический ремонт должны делать…

Константин Чуриков: Нет, я понял. Я просто к тому, что… Смотрите. Если 36 лет дому и такие проблемы, то что же в историческом центре Петербурга творится – на Лиговке, на Каменноостровском, на Невском? Страшно себе представить!

Зритель: Да, конечно, они вообще… Понимаете, главный директор мне сказал, что он вообще ничего может не делать.

Константин Чуриков: Как это? Серьезно? Прямо так и сказал?

Зритель: Да.

Константин Чуриков: Ничего себе!

Зритель: Я говорю… Значит, я ходила три раза к ним. Смотрите, у меня 8 января уже кусок от этого стояка отвалился, у соседей, и залило. У них все было залито, а у меня же просто дождь валил с потолка, по стенам тек. Понимаете? В общем, приехала аварийная служба, там поставили заглушки, хомут повесили – и все, ушли. Нужно было сварщиков приглашать, но сварщики сказали: «Если еще раз зальет, то тогда мы приедем».

Я взяла и еще написала заявление. Пришли мастера. И вместо того чтобы поменять эти гнилую трубу (а она гнилая, она разваливается), они взяли и поставили заплатку – приварили к куску гнилой трубы кусок новой.

Константин Чуриков: Татьяна, тогда оставляйте телефон свой нашим редакторам. У нас прекрасная рубрика «ЖКХ по-нашему». Мы снимем сюжет и со всем попробуем разобраться. Спасибо вам за звонок.

Марина Калинина: Спасибо.

Зритель: Да, хорошо.

Константин Чуриков: Сейчас у нас на связи кто?

Марина Калинина: У нас есть на связи Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ. Александр Викторович, здравствуйте.

Александр Мурашкин: Добрый день.

Марина Калинина: С юридической точки зрения, вот такая инициатива Василия Власова вообще может иметь место? Насколько это выполнимо?

Александр Мурашкин: Ну смотрите. Я с большим уважением, конечно, отношусь к партии ЛДПР, но в данном случае мне кажется, что это популизм чистой воды. Все, о чем говорил уважаемый депутат, уже присутствует в нашем законодательстве. У нас, к счастью, нет предоплаты за услуги ЖКХ. И вот то, что он говорит: «Если мне не оказана услуга, я за нее не должен платить», – это уже есть в нашем прекрасном 354-м постановлении. Там целых два раздела: один – порядок перерасчета, второй – порядок установления фактов оказания услуг ненадлежащего качества.

Константин Чуриков: Александр Викторович, вы слышали звонок от женщины, которая была до вас в эфире, что она рассказывала? Вот ей в этой ситуации как быть? Она рассказывала, что там вообще гнилые трубы, что ее заливает из канализации по полной программе, что никто ничего не ремонтирует. Вот ей нужно платить за водоотведение, за воду горячую и холодную?

Марина Калинина: За капремонт.

Александр Мурашкин: Ну смотрите. У нас есть установленный вышеназванным нормативным документом порядок установления фактов оказания услуг ненадлежащего качества. Все-таки надо не на словах, а есть предусмотренный законом порядок.

Вызывается жилищная инспекция, которая фиксирует факт. И если такой факт действительно есть, то даже в суд обращаться не надо. Жилищная инспекция выдает управляющей компании предписание о проведении перерасчета. И в случае если это предписание не исполняется, то там большие штрафы за это предусмотрены.

То есть все уже есть. И говорить о том, что просто не платить… Я, конечно, не защищаю нерадивые управляющие компании и поставщиков коммунальных ресурсов, но у нас порой и жители с большим креативом и фантазией подходят, говоря о том, что у них шумит лифт за стенкой, не знаю, батареи холодные. Хотя у нас нормативами предусмотрена не температура батарей, допустим, а температура в помещении жилом/нежилом, в санузле. Соответственно, надо устанавливать факт, действительно ли температура в помещении не соответствует нормативу, или жителю просто показалось, что у него отопительный прибор холодный. И законодательство все это уже установило, в общем-то.

Марина Калинина: Александр Викторович, смотрите, вы сейчас только что еще раз повторили, что законодатель это все установил. Но ведь зачастую так бывает, что все есть, закон есть, а ничего не работает. Насколько работает этот закон? Насколько сложная система, схема сделать перерасчет? Насколько сложно доказать то, что в доме что-то не так?

Александр Мурашкин: Ну смотрите. Тогда предложение о том, что, не доказывая, что действительно услуга была ненадлежащего качества, просто брать и не платить, приведет просто к абсурду.

Марина Калинина: Нет, насколько сложно сейчас это доказать по существующей схеме?

Константин Чуриков: То есть – воспользовавшись существующей законодательной практикой.

Марина Калинина: Да, допустим, то, что есть. Насколько сложно доказать?

Александр Мурашкин: Это процедура, это процедура. Защита своих прав – это всегда сложный вопрос. Нарушение прав гораздо проще произвести, чем потом доказать, что они нарушены, и защитить свои права. Но без этого никак. Иначе мы придем просто к абсурду какому-то.

Константин Чуриков: Хорошо. А насколько, по вашему мнению, сегодня шустро работает жилинспекция в стране – ну, не в Москве, например, а в регионах? Вы говорите, что в досудебном порядке надо через них решать.

Александр Мурашкин: Безусловно, чем дальше от Москвы, тем хуже работает система. И скорее вот здесь я бы пытался наладить. То есть в том случае, если факт установлен, то все должно автоматически происходить, люди не должны обивать пороги. В Москве это достаточно хорошо отлажено, но тоже от округа к округу по-разному бывает. В принципе, достаточно хорошо работает. А в регионах… Вот я бы скорее на это обратил внимание – на то, как работают контролирующие органы.

Вы понимаете, тоже не платить… Понимаете, у нас цепочка целая. Есть управляющая компания, а есть ресурсоснабжающая организация. Кому не платить? Если вина в том, что услуга ненадлежащего качества оказана, лежит на поставщике коммунальных услуг, а человек не платит управляющей компании, которая фактически исполняет просто роль посредника по передаче денег…

Марина Калинина: Спасибо, Александр.

Александр Мурашкин: И еще не платить…

Марина Калинина: Спасибо большое. У нас просто время ограничено. Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ.

Константин Чуриков: Я подытожу, за что не хотят платить люди: за содержание дома и капремонт, за мусор с квадратного метра, который сводит с ума… В общем, за все не хотят платить.