За неправильный техосмотр посадят

Гости
Петр Шкуматов
координатор движения «Общество Синих Ведерок»
Максим Едрышов
руководитель Федерации автовладельцев России

Марина Калинина: «Левый» техосмотр теперь подпадает под уголовную статью. Организация этих работ без аккредитации – настоящее преступление отныне.

Петр Кузнецов: А именно – незаконная предпринимательская деятельность, наказание за которую штраф до 300 тысяч рублей, или обязательные работы до 480 часов, или (вот они!) шесть месяцев ареста. Соответствующие поправки в УК РФ уже вступили в силу.

Давайте выяснять, что изменится в сфере техосмотра после такого ужесточения ответственности, вместе с вами, проходившими ТО…

Марина Калинина: …и с нашими экспертами. Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок», с нами на связи. Здравствуйте, Петр.

Петр Шкуматов: Да, добрый день.

Марина Калинина: С вашей точки зрения, это правомерная инициатива? Ну, вернее – уже как факт свершившийся. Вы согласны с такой историей?

Петр Шкуматов: Слушайте, я полагаю, что эта инициатива вообще ни на что не повлияет – по нескольким причинам. Дело в том, что вообще технический осмотр без аккредитации не имеет абсолютно никакого смысла, вообще никакого.

Марина Калинина: Тогда зачем закон? Не очень понятно.

Петр Шкуматов: Кто его писал и кто вносил эти поправки – мне тоже не очень понятно. Мне кажется, люди не очень разбираются в том, что происходит на рынке.

Дело в том, что техосмотр неаккредитованными компаниями не имеет вообще никакого смысла, потому что данные должны заноситься в базу данных ЕАИСТО. Так вот, к этой базе данных компания, которая осуществляет технический осмотр, она просто физически не сможет получить доступ, не обладая аккредитацией.

Сама же аккредитация выдается Российским союзом автостраховщиков абсолютно нормально, абсолютно честно всем желающим. Не было ни одного нарекания, вообще ни одного за много-много лет к Российскому союзу автостраховщиков по этой теме. Хотя к ОСАГО, конечно, много вопросов, но вот к техосмотру не было вообще никаких. Кроме того, что эта процедура вообще абсолютно бессмысленна. Как и бессмысленна вот эта статья Уголовного кодекса, которую ввели буквально на днях.

Петр Кузнецов: Бессмысленна – в смысле, Петр? Она как бы не выявляет неисправности автомобиля?

Петр Шкуматов: Нет, бессмысленна – в смысле беспощадна. То есть она вообще не регулирует ничего. То есть, условно говоря, я предполагаю, что вообще статьи Уголовного кодекса вводятся по принципу: «Вот у нас есть проблема – надо ее решать, надо наказывать тех людей, которые эту проблему создают». Так вот, проблемы нет. Нет проблемы вообще. Совсем нет. Соответственно, зачем они вводили эту статью – я не понял.

Петр Кузнецов: Скажите…

Марина Калинина: Петя, буквально секунду! Давайте все-таки поищем какой-то смысл в этой статье, в этих изменениях. Не последует ли за этим изменение правил аккредитации? Может быть, ужесточение, получение новой аккредитации? Ну, как-то так. Может быть, с этой стороны подойти?

Петр Кузнецов: Сейчас же ее легко получить.

Марина Калинина: Ну, чтобы логику какую-то понять.

Петр Шкуматов: Я, честно говоря, не вижу логики в этой статье. Мне кажется, не надо ее искать, а особенно там, где логики нет. Мне кажется, они хотели одно, а в итоге у них получилось другое. То есть хотели бороться с теми, кто продает вот эти самые диагностические карты через интернет, а в итоге начали бороться с теми, кого не существует. То есть это какой-то, честно говоря, абсурд. Мне кажется, не стоит там искать каких-либо тайных смыслов или еще чего-то.

Петр Кузнецов: Извиняюсь, но, с другой стороны, Петр, эти диагностические карты сейчас «рисуют» все направо и налево.

Петр Шкуматов: Не «рисуют», не «рисуют».

Петр Кузнецов: Не знаю ни одного, кто бы прямо проходил-проходил.

Петр Шкуматов: Карты, Петр, абсолютно настоящие, их некто не «рисует». Это абсолютно настоящий документ, заверенный электронной цифровой подписью. Так что не надо. То есть именно против тех, кто «рисовал» эти карты, как раз и направлена эта статья Уголовная кодекса, 171-я. Но дело в том, что таких не было, потому что все совершенно спокойно вносили эти данные в базу ЕАИСТО и, в общем-то, давали возможность 80% автомобилистов пройти техосмотр удаленно, онлайн, без SMS и регистрации, что называется, и предоставления автомобиля.

Но я опять же хочу сказать, что сам техосмотр бессмыслен, вообще сама процедура бессмысленна, которая вообще не влияет на безопасность дорожного движения от слова «совсем», вообще никак не влияет. По сути, она сейчас…

Марина Калинина: Почему?

Петр Шкуматов: Смотрите. Основная причина ДТП, связанная с неисправностью автомобиля, – это неисправности дисков, шин, покрышек и, соответственно, тормозной системы автомобиля, в основном связано это с гидравликой. На третьем месте стоит неисправность рулевого управления.

Так вот, в ходе технического осмотра либо не проверяется, либо фактически бессмысленно проверяется только одна из этих трех причин – это колеса и диски. Но на самом деле колеса и диски тоже толку проверять никакого нет, потому что я приехал на нормальной летней резине, а зимняя у меня лысая. Я поменял резину – и мне же не надо показывать машину на техосмотре еще раз. Поехал, соответственно, поскользнулся и попал в аварию.

Поэтому сама процедура технического осмотра, сами методы исследования автомобиля, которые используются в этих пунктах, они бессмысленны и ничего не показывают. То есть – вообще!

Петр Кузнецов: То есть получается…

Марина Калинина: Смотрите. Ведь если человек вменяемый и понимает, что если он садится за руль, а у него какая-то неисправность в машине, то он сам поедет и эту неисправность устранит: колеса, диски, я не знаю, колодки тормозные, система тормозная. Зачем заставлять человека это делать, если это все равно не проверяется, как вы говорите?

Петр Шкуматов: Вы знаете, вы абсолютно правы. Я очень рад слышать такой здравый вопрос от здравомыслящего человека.

Действительно, мы не идиоты. Хватит нас считать за идиотов, за каких-то, я даже не знаю, людей с задержками умственного развития и считать, что мы будем ездить на автомобилях с неисправными дисками, неисправными тормозами и неисправными покрышками. Хотя такие идиоты встречаются, но не чаще, чем количество психически ненормальных людей в нашем обществе – то есть это около 3%. Как бы не надо 97% граждан считать за таких странных людей с психическими отклонениями.

Надо как раз выявлять силами ГИБДД на дорогах этих ненормальных и запрещать эксплуатацию таких транспортных средств. Это делается по всему миру полицией. А у нас вместо этого нормальных людей заставляют проходить бессмысленную процедуру, а потом удивляются, почему нормальные люди не хотят ее проходить и покупают эти талончики через интернет. А потом они еще и вводят уголовную ответственность, чтобы предотвратить продажу талончиков через интернет, но вводят эту уголовную ответственность не против тех, кто продает ее через интернет, а против тех, кого не существует.

Марина Калинина: В общем, полный абсурд.

Петр Шкуматов: Это достойно Кафки.

Петр Кузнецов: Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок».

Давайте послушаем Максима Едрышова, руководителя Федерации автовладельцев России, он с нами сейчас на связи, еще один эксперт. Здравствуйте, Максим.

Максим Едрышов: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Петр Шкуматов вообще назвал бессмысленной эту инициативу. Вы какой-то смысл видите?

Максим Едрышов: Если честно – нет.

Петр Кузнецов: Тоже нет?

Максим Едрышов: Потому что я не вижу субъекта привлечения к ответственности. Таких людей и таких организаций просто не существует.

Петр Кузнецов: Нет, ну как? Давайте предположим, как это будет работать. Частный гараж. Предположим, что в нем реально сделали инструментальный осмотр машины. Ну, вдруг такое бывает. Но – аккредитации нет. Значит, владелец этого кооператива, гаража идет под суд.

Максим Едрышов: Да нет, никто никуда не идет. Действительно, даже когда человек покупает диагностическую карту через интернет… К сожалению или к счастью, я не знаю, такие случаи есть, их очень много. И многие автолюбители сейчас рассматривают техосмотр как просто такой очередной налог: чтобы купить полис ОСАГО, нужно просто заплатить еще сколько-то денег. В каждом регионе по-разному стоит, но обычно около до тысячи рублей.

Петр Кузнецов: Три тысячи рублей.

Максим Едрышов: До тысячи. Иногда можно гораздо дешевле найти. И когда человек покупает техосмотр, его данные в диагностической карте вносятся в федеральную систему. В эту федеральную систему ЕАИСТО уже достаточно давно может внести данные только тот оператор, который имеет аккредитацию. То есть сейчас непонятно, с кем борются.

Если просто, условно, дядя Вася в гараже поставил пункт инструментального контроля и начал продавать эти карты, то я не думаю, что, во-первых, выгодна такая затея и кто-то захочет заработать на этом денег. Во-вторых, его афера выявится буквально через пять минут, когда человек начнет страховать полис ОСАГО, и выяснится, что его диагностической карты нет в этой базе, нет в этой системе.

Петр Кузнецов: Скажите, Максим, а аккредитацию РСА легко получить?

Максим Едрышов: Я так понимаю, что достаточно легко это сделать.

Петр Кузнецов: То есть тоже проблем нет?

Максим Едрышов: В каждом регионе есть десятки пунктов технического контроля. Очередей, кстати, сейчас там тоже никаких нет, потому что люди действительно стали приобретать эти карты активно через интернет.

Это такая интересная история получилась. С 2012 года у нас техосмотр отдали из ведения Госавтоинспекции к страховщикам, и сделали это по причине того, что: «Гаишники – плохие. Гаишники все продают. Давайте отдадим все страховщикам – они вроде как должны быть заинтересованы в том, чтобы автомобили были в технически исправном состоянии».

И все это закончилось тем, что страховщики с еще большей легкостью стали продавать эти самые диагностические карты, для того чтобы люди смогли без проблем купить полис ОСАГО. И в том виде техосмотр, в котором он есть сейчас, безусловно, на мой взгляд, его нужно просто отменять, и все. И это ни на что не повлияет.

Петр Кузнецов: То есть со страховщиками вообще в формальность превратилась эта процедура окончательно?

Максим Едрышов: Ну да. Раньше хотя бы нужно было знакомого гаишника иметь. А сейчас, пожалуйста, через интернет без проблем.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста… Вот у нас разные данные как раз получились по диагностической карте. Вы говорите, что тысяча. Я видел, что до трех. Видимо, такие цифры мелькали. А что сейчас может произойти со стоимостью диагностических карт в связи с нововведением? Подорожают они в целом?

Максим Едрышов: Я думаю, нет, ничего не произойдет, потому что для людей, которые занимаются техосмотром, честно или нечестно, продают они карты или по-настоящему проводят технический осмотр, не изменилось вообще ничего, в принципе.

Марина Калинина: Смотрите, Максим, такой еще вопрос. И вы, и Петр сказали, что это абсолютно бессмысленно, что эта поправка работать не будет, что таких организаций просто не существует, потому что это теоретически невозможно. Но ведь те люди, которые готовили эти поправки, они же сидели, они, наверное, не один месяц этим занимались, все это делали, принимали, обсуждали, согласовывали…

Петр Кузнецов: Сидели – в смысле думали.

Марина Калинина: Да. Размышляли: «Как? Вот так? Или уголовное наказание? Или штраф?» – и так далее, и так далее. Вы как-то можете влиять как Союз автомобилистов России на принятие таких, в общем-то, совершенно необоснованных решений? С вами советуются?

Максим Едрышов: Безусловно, мы постоянно участвуем в разных рабочих группах. И Петр тоже в том числе участвует, и я принимаю участие. И там как раз иногда раскрывается, что исполнители, которые готовят какие-то законопроекты, они совершенно не в теме, будем говорить так.

И сейчас мы в очередной раз получили решение несуществующей проблемы. Проблемы нет, но мы ее решили зачем-то. И сейчас я очень рад, что в связи с этим заговорили вообще про техосмотр, про то, что все больше и больше людей говорят о том, что техосмотр в таком виде не нужен просто, а нужна такая глобальная реформа всей отрасли.

На мой взгляд, реформа должна заключаться только в одном: техосмотр нужно отменять или упрощать эту процедуру. Либо есть предложение сейчас – проводить для автомобилей старше какого-то возраста. Не знаю, например, если больше 15 лет автомобиль ездит. В том виде, в котором есть техосмотр сейчас, он превратился, действительно, в очередной оброк для автомобилиста, но свою задачу он совершенно никак не решает.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо.

Петр Кузнецов: Это комментарий Максима Едрышова.

Юрий из Московской области, очень коротко послушаем его комментарий, это наш телезритель. Юрий, пожалуйста, в нескольких предложениях ваше отношение к инициативе и вообще к процедуре ТО.

Зритель: Спасибо за то, что вы предоставили слово. Проходили с женой техосмотр, хотя мои друзья предупреждали меня по этому поводу: «Смотри, приедешь – будет неисправно правое заднее колесо». Заезжаем. Машина – Volkswagen Polo, технически исправна. Я за ней слежу, все прочее.

Петр Кузнецов: Да, понятно.

Зритель: Заехали. Действительно – бац! – неисправно заднее правое колесо. Мы, грубо говоря, отсюда съехали и поехали на шоссе Энтузиастов, там есть центр по этим машинам…

Петр Кузнецов: Можно без подробностей, а к итогу.

Зритель: И там нам сказали: «У вас машина технически исправна». Я приехал с этим документом и показываю им: «Смотрите. Господа, вы что делаете?!» Я оплатил одну сумму денег…

Петр Кузнецов: Какой ответ?

Зритель: А за повторный осмотр я еще должен доплатить.

Петр Кузнецов: Понятно. Это Юрий из Московской области.

Марина Калинина: Спасибо.

Петр Кузнецов: А мы поехали на еще одну тему.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Нужно ли такое ужесточение ответственности?