Анастасия Сорокина: Несовершеннолетние водители могут появиться на дорогах нашей страны. МВД намерено разрешить управление автомобилем с 17 лет, правда, в сопровождении наставника. Сейчас в этом возрасте можно сдать на права, но садиться за руль только с 18, что способствует потере навыков, считают в ведомстве. Иван Князев: Да. На эту тему мы будем разговаривать с нашими экспертами. У нас на связи Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Здравствуйте, Максим Иванович. Максим Едрышов: Добрый день. Иван Князев: Максим Иванович, тут, правда, целый ряд вообще поправок, не только с 17 лет, но если касаться этого, вообще что это за понятие такое «опытный наставник»? Оно не прописано вообще нигде. Кто это может быть? Как за руль садиться, с кем ехать? Максим Едрышов: Пока такого понятия действительно у нас нет ни в законодательных актах, ни в правилах дорожного движения. Но если вспомнить, то раньше можно было управлять автомобилем с 16 лет, учебная езда, при наличии рядом водителя, стаж вождения которого составляет не менее 3 лет. Вполне возможно, что по такому пути у нас и хочет пойти МВД. Причем это, наверное, самый мягкий такой сценарий, потому что до этого, с год назад примерно, в МВД были инициативы разрешить водителям управлять транспортным средством с 16 лет. Иван Князев: Ага. Максим Едрышов: Но было очень много противников, говорили, что в 16 лет это еще ребенок, он не способен справиться с управлением транспортным средством, и решили, нашли такой компромиссный по сути вариант, 17 лет плюс наставник. На мой взгляд, вот это сочетание как раз никак не способно повлиять на безопасность, на ухудшение безопасности дорожного движения. Анастасия Сорокина: Максим, а вот во сколько вы сели за руль, начали водить автомобиль? Максим Едрышов: Ну, я лично начал учиться в 16 лет, тогда это еще можно было делать, меня еще учил папа. И потом я сдал в 18 лет экзамен, собственно, уже получил водительское удостоверение. Ну кстати, какое-то время назад можно было действительно с 16 лет проходить обучение в автошколе, сдать экзамен, но водительское удостоверение выдавалось и действовало с 18 лет, и это очень помогало тем молодым людям, которые шли в армию, они шли в армию уже с водительским удостоверением. Иван Князев: Ну да, фактически там получали специальность, профессию, у меня папа так сделал когда-то. Анастасия Сорокина: Ну вот есть большое количество примеров зарубежных, когда даже раньше дают возможность садиться за руль. Например, в 14 лет можно в некоторых американских штатах получить права и водить, правда, это не постоянное, а ученическое удостоверение, там есть ограничения, нельзя в ночной режим с 1 до 5 часов утра, нельзя перевозить пассажиров, которым не исполнился 21 год. Также, например, в некоторых штатах Канады с 14 лет, в Новой Зеландии с 16, в Великобритании с 17 лет. Как вы считаете, вот действительно, есть ли сейчас возможность сделать наши дороги более безопасными, если люди будут чуть раньше учиться водить, если у них появится личный автомобиль чуть раньше? Максим Едрышов: Ну, это не сделает дороги безопасными, но и не сделает их опасными в том числе, то есть такой компромисс можно достигнуть. Действительно, если мы посмотрим на опыт Соединенных Штатов Америки, а это все-таки самая автомобилизированная держава, в Америке автомобилизация глобально шла в 1940-е гг., путем многих проб и ошибок вот какие-то положения, правила дорожного движения и были потом приняты. И введение 16-летия, появление 16-летних водителей на дорогах в США по крайней мере не привело к всплеску аварийности, то есть с состоянием аварийности ничего не происходило. Действительно, есть некоторые ограничения в некоторых странах, где допускается управление с 16 лет, и эти ограничения вполне оправданы. То есть если у нас хотят просто с наставником, то в тех же Штатах во многих штатах с 16 лет, но ночью, например, нельзя, в темное время суток езда запрещена. Естественно, нулевой уровень промилле, алкоголя, ну дети, несовершеннолетние не должны употреблять алкоголь, ну и какие-то ограничения иногда в некоторых странах встречаются по движению на скоростных дорогах, на автомагистралях. Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Поговорим с еще одним экспертом. Иван Князев: Давай для начала попросим наших телезрителей все-таки позвонить и высказать свое мнение по этому поводу. С какого возраста, по вашему мнению, уважаемые друзья, можно садиться за руль? Насколько это безопасно? И с какой возраста вы сами попробовали первый раз водить машину? Звоните нам, пишите прямо сейчас. Анастасия Сорокина: Ну и прямо сейчас, как я и сказала, следующий эксперт – Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Сергей Александрович, здравствуйте. Сергей Радько: Здравствуйте, добрый день. Анастасия Сорокина: Ну вот и вас тоже хочу спросить, во сколько вы лет сели за руль автомобиля. Сергей Радько: Я начал водить примерно лет в 12 или в 13, тогда еще во дворце пионеров на Ленинских горах у нас был кружок автодела. И в 14 лет я получил первые так называемые детские права, которые, в общем-то, никаких особых полномочий не давали, там было написано, что разрешается вождение автомобиля по специально выделенным трассам, по каким трассам, непонятно, но вот обучение я прошел давно, соответственно, навыки получил, в общем-то, давным-давно. Иван Князев: Сергей Александрович, у нас же ведь не первый раз в стране поднимаются разговоры о том, чтобы этот возраст немножко понизить, выдавать права пораньше, не с 18 лет, с 17, с 16. Почему как бы эта инициатива встречает определенное противодействие? У нас статистика показывает, что если водитель молодой, то он чаще в аварии попадает, или что? Сергей Радько: Наверное, да, наверное, нужно понимать, что чем моложе водитель, тем, наверное, у него более неокрепшая психика, и оказываться ему в условиях нашего дорожного движения, наверное, не самая правильная идея. К тому же мы понимаем, что кто будет возмещать ущерб за этого водителя по закону? Если несовершеннолетнему нет 18 лет, то ущерб за него возмещают родители... Иван Князев: Тогда, получается, родители, да. Сергей Радько: ...либо законные опекуны, попечители и так далее, но у них тоже может не быть средств, поэтому здесь возникает проблема, кто будет возмещать ущерб. Кроме того, еще один вопрос: если у всех водителей должен быть полис ОСАГО, и если сейчас на дорогах появятся неопытные 17-летние водители, что сделают наши страховщики? Они тут же нам опять расскажут историю о том, что страхование для них убыточно, что это очень рискованная категория водителей, и предложат повышающие коэффициенты для такой категории водителей. И ладно бы, если бы это были просто коэффициенты, ведь полис и так дорожает, соответственно, чем дороже он будет, тем меньше желание купить этот полис будет у всех, в том числе у молодых водителей, и это означает, что на дорогах у нас появится большое количество людей, которые не имеют полиса ОСАГО и не имеют навыков управления. Это прямое влияние на безопасность движения в сторону ее ухудшения, поэтому вряд ли эту идею можно приветствовать. Иван Князев: Но здесь же, наверное, есть еще и вопрос какой-то уголовной и административной ответственности, она тоже у нас с разного возраста наступает. Сергей Радько: Уголовная наступает с 16 и административная с 16, поэтому данные лица будут полностью находиться в юрисдикции закона. Иван Князев: А, то есть уже попадают. Сергей Радько: Естественно, тут никаких поблажек не будет, за исключением того, что в случае, например, совершения ДТП, наверное, суд может учесть при назначении наказания то, что это преступление совершено в несовершеннолетнем возрасте, хотя, конечно, лучше, чтобы этого не было вообще. Анастасия Сорокина: Дадим слово зрителям. Алексей из Пензы у нас на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Алло, меня слышно? Анастасия Сорокина: Слышно-слышно, Алексей, говорите. Зритель: Вот я вообще, вот лично мое мнение, я за то, чтобы понизить возраст получения водительского удостоверения. Я вот со своим сыном младшим столкнулся с такой проблемой, что, купивши скутер, хотели получить водительское удостоверение, мы не смогли это сделать в 16 лет, например, как было раньше, в советское время я имею в виду. Тогда категорию А, то есть управление мотоциклом, можно было получить в 16 лет. Анастасия Сорокина: Подождите, сейчас с 16 лет можно же получить права на управление мопедом, скутером и легкими мотоциклами объемом от 50 до 120 кубических метров. Зритель: Ну вот это только сейчас вот ввели, а когда вот несколько лет назад, это была целая проблема. Обратившись в ГИБДД, нам объяснили, что «учитесь сейчас, а удостоверение получите в 18 лет». А так, это тоже мое мнение, что обязательно надо с ребятишками заниматься со всеми, чтобы они уже с юных лет понимали всю вот эту ответственность, учили эти правила, чтобы он законно ездил, не нарушая ничего. Иван Князев: Алексей, вот два вопроса. Во-первых, они будут ли понимать с юных лет, вообще какая ответственность наступает у человека, когда он садится за руль, и в принципе он может рисковать не только своей жизнью, но и чужой жизнью? И второй момент – а вам вообще не страшно за своих детей, за своего ребенка? Зритель: Нет, понимаете, люди-то уже, как правило, получившие паспорт, им 14 лет... Алло? Анастасия Сорокина: Да-да-да. Иван Князев: Да-да-да, слушаем вас. Зритель: И несет он также ответственность, совершив какое-то преступление, согласно статьи закона. А здесь-то... Ну он же когда-то должен вступать в свою жизнь, приспособиться к этой жизни и отвечать согласно по закону, как все должно быть, не так, как вот они ездят, сейчас их там вылавливают, тут отнимают у них эти скутера, без прав они. Наоборот, они будут знать эти правила движения, что так нужно ездить, что за это нарушение, какая ответственность наступает, чтобы они не мотались..., сколько лет наступает... Иван Князев: Ну понятно. Анастасия Сорокина: Понятна ваша позиция, Алексей, спасибо вам за звонок. Иван Князев: Ну а вот из Пермского края люди считают, что вообще после 20 лет ума как-то больше у человека становится, наверное, может быть, с этого возраста... Анастасия Сорокина: Ну, как-то с умом навыки вождения не очень связаны. Иван Князев: Это как посмотреть, Анастасия. Анастасия Сорокина: Есть еще такое предложение, точнее такой взгляд на вот это уменьшение возраста водителей. Инициатор, депутат Василий Власов, считает, что вот этот ценз поспособствует вовлечению молодежи в экономические процессы. То есть то, что у молодого человека появится желание приобрести свой собственный автомобиль, у него появится такая возможность, как-то еще активирует экономическую среду. Вы считаете, что вот этот мотив может быть решающим, когда мы говорим о том праве дать человеку управление автомобилем в 17 лет? Сергей Радько: Я думаю, что это все просто красивые слова, «экономические мотивы» и так далее. Ну какие могут быть экономические мотивы в 17 лет, если у человека реально нет никакого заработка и нет желания, допустим, учиться? Анастасия Сорокина: А с 16 лет можно оформить самозанятость, пожалуйста, вот теперь уже понятно, какая цель. Сергей Радько: Оформить можно, но что человек будет делать в эти годы? Потому что понятно, что в 16–18 лет, если человек еще пока не определился с профессией, не получил никакого образования, а желает купить автомобиль, ну как бы это не стало поводом для того, чтобы этот человек встал на криминальный путь. Потому что мы знаем, что как раз в молодом возрасте очень много соблазнов, а если не хватает денежных средств на это, то очень многие люди становятся на преступный путь, и это тоже недопустимо. Поэтому тут нужно понимать, что возникает как бы дилемма. Или у кого-то будет стимул работать сначала, учиться, получить образование, выбрать профессию, занять свое место в жизни, а потом уже покупать автомобиль, а кто-то захочет получить все сразу, прямо здесь и сейчас, тут уже удостоверение есть. И вот сейчас, мы знаем, компании каршеринга многие стали снижать свои требования к потенциальным водителям, а это тоже увеличивает аварийность, потому что понятно, что в каршеринге передвигаются те, кто только что получил удостоверение, не купил автомобиль, не имеет достаточного опыта. И все это, к сожалению, ухудшает безопасность дорожного движения, которая и так у нас сейчас, прямо скажем, не на очень высоком уровне находится. Анастасия Сорокина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Выслушаем еще один звонок, на этот раз Кемеровская область, на связи Галина. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ребята, я что хочу сказать? Ну это же вообще, это страшно, страшно, что детей могут посадить за руль. Если со стажем люди ездят, представляете, по столько лет, по правилам ездят, а сколько аварий, сколько аварий! В них въезжают, обгоняют... Вот... как будто вот спешат, и столько аварий у нас и без..., кроме этого сколько аварий, кругом, каждый день у нас, каждый день, да не по одной аварии. Представляете, что творится? А если детей? Да еще ума-то у них нет такого, чтобы они сидели, реакция у них все равно еще так не работает, как вот... У меня дед, такая реакция у него, вообще, и то боишься ехать, потому что по правилам, человек знает, сколько лет ездит, такие... мужики уже даже... Анастасия Сорокина: Галина, а вы сами водите? Зритель: Нет-нет-нет, я боюсь, я боюсь. Не дай бог никому. Иван Князев: Да, спасибо вам, Галина, за ваш звонок. Ну кстати, много людей соглашаются с тем, что не нужно понижать возраст, когда можно выдавать права. Вот из Рязанской области пишут нам: «Только на наших улицах больше автохлама всякого будет ездить, потому что дешевые машины молодежь будет покупать». «Увеличится страховка», – из Ленинградской области. «Алкоголь с 21, значит, и права с 21». Из Краснодарского края опять же: «Ни в коем случае, будет больше пьяных», – и так далее, и тому подобное. Ну а сейчас к другой теме переходим.