Тамара Шорникова: Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение поправки в закон «О банках и банковской деятельности». Предлагается запретить кредитным учреждениям взимать комиссии за снятие наличных с карт в «чужих» банкоматах и отделениях, а также не брать комиссию за денежные переводы на карты другого банка. Поправки коснутся только операций в рублях и только дебетовых карт. Иван Князев: В пояснительной записке к проекту закона о запрете комиссии на переводы в другие банки отмечается, что прибыль кредитных организаций в 2018 году составила 1 триллион 340 миллиардов рублей. То есть банки и так хорошо зарабатывают, – говорят авторы законопроекта. С другой стороны, на комиссионные доходы пришлось 24% банковской прибыли. Соответственно, банкиры уже заговорили о больших убытках и ответных мерах. Тамара Шорникова: Что это будут за меры? Когда комиссию перестанут брать? И перестанут ли? Спросим наших экспертов. Первым с нами на связь выходит Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. Гарегин Ашотович, здравствуйте. Гарегин Тосунян: Добрый день. Тамара Шорникова: Слышите нас? Гарегин Тосунян: Да, слышу. Иван Князев: Хотелось бы сразу узнать об ответных мерах. Некоторые банкиры уже пригрозили, что ограничат тогда снятие наличных – извините. Гарегин Тосунян: В общем, здесь не нужно впадать из крайности в крайность. Я полагаю, что не нужно на законодательном уровне решать эти вопросы. Здесь вполне достаточно довериться компетенции Центрального банка, который будет в гораздо более разумной степени регулировать этот вопрос. Потому что, с одной стороны, Евробанк в Европе действительно в 2015 году запретил комиссии по всей территории Евросоюза. Независимо от того, куда вы платите, из какого банка в какой банк платите, по безналичным расчетам комиссии не взимаются. Вместе с тем у нас в рамках даже отдельно взятого банка иногда взимают комиссии за перевод со своего же счета на свой счет, не говоря уже о счете других клиентов. Поэтому здесь какое-то изменение должно быть, особенно в части того, чтобы не взимать процент с оборота, а брать за себестоимость, плюс какая-то маржа, которую тратит банк. Это обслуживание все-таки стоит денег, и банк не может бесплатно осуществлять все эти операции. Но брать проценты от суммы – это, конечно, перебор. И это делают в основном крупнейшие банки, которые монополизировали этот платежный рынок. Но, в принципе, я считаю, что на законодательном уровне этот вопрос не требует регулирования. Подзаконного регулирования Банка России более чем достаточно. И конечно, надо отказаться от процентов. Нужно, чтобы были тарифы более разумные и более приемлемые, потому что это вызывает серьезную реакцию у клиентов банков, особенно крупных плательщиков, которые платят бешеные деньги за переводы иногда по своим счетам. Здесь какой-то порядок надо навести, и это компетенция Центрального банка. Тамара Шорникова: Ну, учитывая сильную реакцию, в том числе со стороны банковского сообщества, насколько реально утверждение такой инициативы, ее прохождение? Гарегин Тосунян: Я думаю, что не очень реально, потому что я не понимаю, почему по каждому поводу законодатель выходит со своими «гениальными» инициативами. Все-таки есть компетенция законодателя, а есть компетенция регулятора, тем более нашего мегарегулятора, который в достаточной степени имеет компетенции, чтобы решать подобного рода вопросы. И поэтому впадать из крайности в крайность, когда у нас высокие тарифы именно в виде процентов, а потом запрещать на законодательном уровне… Хотя это тоже избыточно, потому что затраты банки несут. И вот вы назвали цифру, что 24% от комиссионных расходов эти платежи составляют. Это, конечно, впечатляет. Но надо посмотреть, что львиная доля из этих комиссий, львиная доля этой прибыли у единиц игроков рынка. Остальные банки гораздо скромнее себя ведут и не взимают комиссии в процентах, а взимают просто фиксированную комиссию, не выше определенного предела. Иван Князев: Да, понятно. Гарегин Тосунян: Поэтому законодательное урегулирование избыточно здесь. Иван Князев: Хорошо, спасибо большое. Гарегин Тосунян был с нами на связи, президент Ассоциации российских банков. Есть у нас дозвонившийся – это Сергей. Сергей, здравствуйте. Как вы считаете, нужно ли отменять комиссию? Зритель: Здравствуйте. Я считаю, что, конечно, комиссию нужно отменять или, по крайней мере, в разы уменьшать. Я недавно был в поездке, в небольшом городе. Я клиент другого банка, и мне нужно было снять наличные в банкомате, скажем, самого большого банка, который показывают сейчас по телевизору. Сумма – 1 000 рублей. С меня взяли 200 рублей комиссии. Тамара Шорникова: Так элегантно завуалировали! Зритель: Ну, я вижу там логотипы, поэтому я не стал рекламу делать ему. Я не мог снять в банкомате своего банка, мне пришлось небольшую сумму, вот 1 000 рублей мне нужно было снять в банкомате этого банка. И с меня сняли комиссию – 200 рублей. Ну, я считаю, это просто грабеж! Тамара Шорникова: Да, понятно. Иван Князев: Понятно, хорошо, спасибо. Подключаем следующего эксперта к нашему разговору – Игорь Костиков, председатель «Финотребсоюза». Игорь Владимирович, здравствуйте. Игорь Костиков: Добрый день. Иван Князев: Игорь Владимирович, смотрите, какая история. Предыдущий наш эксперт говорил, что не нужно законодательно это все дело каким-то образом решать, а регулятор сам разберется. А вот мне как потребителю, честно говоря, очень неудобно, когда я снимаю 100 рублей, к примеру, и еще 30 рублей заплатить комиссии. Как вы считаете? Игорь Костиков: Вы знаете, с точки зрения потребителя, как ни парадоксально, я во многом могу согласиться с Гарегином Тосуняном, потому что его позиция правильная – в том плане, что, конечно, засилье процентных платежей по всем операциям, которые у нас есть. Они очень удобны банкам. И они, конечно, существенно выше тех затрат, которые они несут. Ну, банки какие-то затраты несут, мы это тоже понимаем. Я могу сказать, откуда, скорее всего, вся эта инициатива возникла. Вы помните, в июле Владимир Владимирович как-то сказал одному из представителей крупнейших банков: «Ребята, вы, по-моему, с вашими комиссиями на потребителя уже зашкаливаете». Собственно говоря, я так понимаю, что инициатива возникла из-за этого. Что нам как потребителям (я думаю, что вы со мной должны согласиться как потребители) нужно? Мы хотим увидеть прозрачность. Мы хотим увидеть, как формируются эти затраты, какая маржа у банка, справедливо ли он с нас берет эти деньги. И конечно, не проценты, а это должен быть, как во всем мире, по банковским операциям фиксированный платеж. Если я делаю перевод, я плачу 5 долларов за этот перевод, вне зависимости от того, сколько я перевожу – 1 000 или 100 долларов. То есть у меня все равно фиксированная ставка за перевод. Потому что для банка это не стоит больше – перевести сумму в 10 раз больше, чем первая. Поэтому на самом деле порядок нужно навести. Вопрос: следует ли это приводить в законодательстве в таком виде, в каком это сейчас внесено? Я не уверен. Я думаю, что законодательство должно, наверное, поправиться и сказать следующее: необходимо сделать более прозрачной банковскую систему. И здесь, кстати сказать, очень большая вина наших крупных аудиторов, которые монополизировали аудит крупных банков, которые на это все смотрят сквозь пальцы. И они должны в первую очередь банкам писать о том, что это неправильно. Они этого не делают. Поставить ответственность аудиторов за это дело и попросить регулятора обеспечивать надлежащую открытость этой информации и контроль за ее раскрытием. Тогда мы это все увидим. Отменить, конечно, процентные платежи должен регулятор, и он это в состоянии сейчас сделать своими нормативными актами. Я не вижу в этом проблемы. Но в законодательстве отрегулировать сам процесс, так сказать, раскрытия информации о затратах, чтобы это было доступно всем, в том числе нам, потому что мы как потребительская организация… Зачастую складывается ситуация, что мы не можем понять, каким образом проценты по кредитам определяются, почему ставка такая и так далее, и так далее. Все это должно быть понятно. Даже при привлечении экспертов сегодня это очень сложно определить. То есть тут требуется наведение порядка. Но мы сейчас говорим о процентах. Конечно, должны быть не проценты. Конечно, должна быть фиксированная ставка за снятие. И конечно, Центральный банк в состоянии это сделать. Тамара Шорникова: Игорь Владимирович, давайте вместе послушаем телезрителей. Возможно, у них есть вопросы к вам. Людмила, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я пенсионерка, мне 80 лет, я из Москвы. Когда я иду брать пенсию, то я одновременно у этого же оператора и оплачиваю свои ЖКХ, свет и телефон. И у меня где-то с 3 500 берут 135 рублей. И это так ежемесячно. Я бы платила в этих автоматах. Говорят, что там чуть-чуть меньше комиссия, но мне трудно это делать. Вы понимаете? И так всем пенсионерам. И мы все платим у этого оператора по 135 рублей ежемесячно, особенно за квитанцию за ЖКХ. Иван Князев: Мы вас поняли, спасибо вам большое. И Василий дальше у нас… Игорь Костиков: Это как раз то, о чем президент в июле месяце говорил. Тамара Шорникова: Это Игорь Владимирович, это не Василий, пока мнение эксперта. Игорь Костиков: Да-да. Это то, на что обращал внимание президент – что с этим надо разбираться, что такие заоблачные комиссии совершенно неприемлемы. Тамара Шорникова: И еще один телезритель, вопрос от него. Василий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мне 72 года. Был случай один раз с терминалом, пришлось мне платить за телефон. В терминал сунул 500 рублей – и с меня сдернули 140 рублей. Представляете себе? Почему я должен кормить какого-то дядю? Я 40 лет проработал, я производил материальные ценности. А те, которые эти деньги собирают, они на нашей шее живут. Иван Князев: Да, понятно, хорошо, спасибо вам большое. Игорь Владимирович, вот видите, что говорят нам люди? Казалось бы, одна цифра где-то убралась, в другом месте появилась – и за это еще взяли 150 рублей. Ну, для обычного человека… Игорь Костиков: Я не слышал, мне не дали звук, к сожалению. Я еще раз могу повторить, что проблема прозрачности существует. Мы не понимаем, как устанавливаются тарифы, за что мы платим. Иван Князев: Да здесь, мне кажется, дело даже не совсем в прозрачности. Обычному человеку абсолютно наплевать, как банк работает, лишь бы с него денег не брали. Тамара Шорникова: За оплату ЖКК, за оплату сотовой связи. 500 рублей заплатил человек, 140 забрали. Иван Князев: Да, просто перевод с одного счета на другой. Игорь Костиков: Когда мы видим, как они формируются, мы можем совершенно спокойно банку сказать: «Банк…» Или написать в Центробанк и сказать: «Центробанк, почему этот тариф так сформирован? И почему так много берут комиссии, когда это разовый регулярный платеж, который требует маленькой суммы за осуществление технической операции? Там не требуется никаких процентов». О чем собственно и Тосунян говорил – о том, что на самом деле проблема, что нужно уйти от комиссионных вознаграждений. Это бизнес не комиссионный, а он чисто технический. И здесь должны быть просто ставки и тарифы установлены небольшие, одноразовые, так сказать, за проведение операций. Иван Князев: Спасибо. Игорь Костиков был с нами на связи, председатель «Финпотребсоюза».