За выбросы ответят. Надо ли сделать обязательным экологический аудит?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/za-vybrosy-otvetyat-nado-li-sdelat-obyazatelnym-ekologicheskiy-audit-48430.html Тамара Шорникова: Правительство может заставить предприятия беречь природу. Собственно, в профильном ведомстве, в Минприроды, до лета должны разработать законопроект об экологическом аудите. Сейчас его проведение дело добровольное, аудиты самостоятельно заказывают в основном крупные заводы, работающие на международном рынке, чтобы убедиться, что все нормы соблюдаются. Некоторые эксперты считают, что процедура должна стать обязательной.
Иван Князев: Это должно помочь предотвращать различные техногенные катастрофы, снизит негативное воздействие на окружающую среду и якобы даже ликвидирует коррупцию в природоохране.
Как будет на деле? И что все-таки надо сделать, чтобы заводские трубы не отравляли наш воздух, нефтепродукты не разливались и так далее, и тому подобное?
Тамара Шорникова: Да. Звоните, рассказывайте, что с экологией в вашем городе и в вашем регионе, какие трубы особенно дымят.
Мы послушаем эксперта. Дмитрий Федоров, эксперт общественной экологической организации «ЭКА».
Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий Васильевич.
Дмитрий Федоров: Добрый день, приветствую вас.
Иван Князев: Дмитрий Васильевич, я так понимаю, сейчас предприятия кто во что горазд заказывают у кого найдут, кого знают вот эти вот аудиты, да?
Дмитрий Федоров: Да, сегодня эта процедура исключительно добровольная, поэтому не все предприятия идут на то, чтобы проверить ситуацию, которая у них есть на самом деле. Они не готовятся к «зеленой» модернизации своих производственных мощностей, а это предусмотрено действующим законодательством, когда практически 7 тысяч объектов, оказывающих максимальное воздействие на окружающую среду в России, должны до конца 2024 года начать переход на принципы технологического нормирования и внедрить наилучшие доступные технологии. Как раз в этом смысле миссия экоаудита будет иметь для предприятий стимулирующий характер и способствовать повышению их конкурентоспособности.
Тамара Шорникова: Скажите, а плановые проверки у нас сейчас только постфактум, по случаю ЧП проводятся? Или почему на государственном уровне мы не можем проконтролировать, чтобы не происходили катастрофы какие-то техногенные или чтобы действительно воздух не отравлялся?
Иван Князев: Столько инспекторов в стране.
Тамара Шорникова: Чтобы все было современно, модернизировано?
Дмитрий Федоров: Сегодня экологическим надзором охвачен лишь небольшой процент предприятий. Федеральная служба Росприроднадзора, а также государственный экологический надзор субъектов Российской Федерации проводит в каждом из 85 регионов не более 100–150 плановых проверок. Этому поспособствовало, конечно же, и снижение пресса государственного экологического надзора на малый и средний бизнес, и большая работа, которая была проделана в рамках регуляторной гильотины.
Но при этом ведь надо иметь в виду, что экологический аудит ни в коей мере не подменяет и не дублирует отдельные функции государственного экологического надзора, но в то же время мера экологической профилактики может позволит предотвратить экологические происшествия техногенного характера, такие как, например, экологическое ЧП под Норильском.
Иван Князев: Ну да.
Дмитрий Федоров: Если у нас государственные экологические инспекторы посещают предприятия раз в несколько лет, буквально по 4 года никто на данном предприятии не контролирует...
Иван Князев: А нормы есть какие-то, раз в сколько лет нужно смотреть то или иное предприятие, что у них там с экологией?
Дмитрий Федоров: Опять же в рамках модернизации и смягчения определенных моментов по природоохранному законодательству было упразднено несколько десятков федеральных нормативных актов, которые регулировали ситуацию с твердыми коммунальными и промышленными отходами, с воздействием на атмосферный воздух, со сбросом сточных вод в водные объекты. И вот это смягчение природоохранного законодательства, невозможность жестко контролировать предприятия, как раз в этом плане механизм экологического аудита дополняет государственный экологический надзор. И в этом смысле он нужен и в обязательных процедурах, и в добровольных.
Тамара Шорникова: Экологический аудит будет чаще, охватит больше предприятий? Почему, на ваш взгляд, он может наладить ситуацию с экологией в стране?
Дмитрий Федоров: Ну, его миссия в целом, экологического аудита, как раз для того, чтобы позволить выявить и предотвратить нарушение требований в области охраны окружающей среды. Он создает предпосылки по ликвидации последствий, потому что аудиту как раз подвергаются различные аспекты экологической ответственности того или иного бизнеса.
Тамара Шорникова: Сразу: а миссия проверок государственных, чтобы нужное количество выключателей, запасных входов, например, было? Ну условно, чтобы понять разницу.
Иван Князев: Ага.
Дмитрий Федоров: Смотрите, у нас экологический надзор приводит к чему? Составляется акт реагирования, протокол, штраф и, скажем так, выдается предписание по устранению тех или иных выявленных замечаний либо природоохранных нарушений.
Тамара Шорникова: Ага.
Дмитрий Федоров: Аудит как раз указывает на весь комплекс негативного воздействия предприятия. Если экологический надзор может проверить состояние дел на том или ином производстве с выбросами в атмосферу или с образованием промышленных отходов, то аудит в целом посмотрит на ситуацию и позволит руководству конкретного предприятия снизить потребление материалов при производстве товаров и услуг, энергоемкость производства, объем образования отходов и увеличить степень рециклинга отходов. Как раз экологический надзор этими вопросами не занимается, нет такой задачи.
И ведь, кроме того, немало вопросов вызывает и существующая система категорирования объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. По действующим критериям, к IV категории, это объекты, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду, сегодня формально можно отнести и офисные помещения, и средние металлообрабатывающие предприятия с численностью работающих до 50 человек, это такой современный нонсенс. И как раз здесь...
Иван Князев: ...тоже порядок нужно наводить, тоже разбираться.
Дмитрий Федоров: ...опять же экологический аудит будет в помощь.
Иван Князев: Дмитрий Васильевич, я предлагаю сейчас прерваться на телефонный звонок, нам дозвонился наш телезритель из Тверской области, Екатерина. Здравствуйте, Екатерина, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте.
У нас... Мы питаемся водой только из речки Кашинка, и вот она вся загрязненная, выбросы, прямо все туалеты, все в реке. И у нас никто ничего не делает, никто ничего не проверяет.
Иван Князев: Екатерина, а очистные сооружения у вас есть?
Зритель: Очистные сооружения у нас на задней речке, ну вот водоканал чистит там сколько-то. Но вы понимаете, у нас река-то не безграничная, она садится уже, воды уже все меньше и меньше с каждым годом в реке.
Иван Князев: Да, понятно, спасибо вам, Екатерина. Я вот еще жду звонков от красноярцев: уважаемые красноярцы, позвоните, расскажите, что у вас сейчас с экологией, какой воздух, каждую зиму там черный снег из-за того, что коптят заводы.
Дмитрий Васильевич, меня интересует, как будет работать вот этот предложенный механизм. Там уже обсуждения начались, каждый там свой какой-то вариант предлагает. Это будет какой-то перечень определенных контор, которые будут заниматься экологическим аудитом? Какое их будет количество? Где они будут получать лицензию? Или все отдадут на откуп государству? Как это будет выглядеть?
Дмитрий Федоров: В законопроекте сейчас предлагается закрепить конкретный случай, когда экоаудит должен быть обязательным, когда он должен быть добровольным комплексным и добровольным технологическим. Заключения оформляются опять же как обязательный документ, который будет рассматриваться и приниматься в расчет органами государственной власти, подтверждающими соблюдение организации, лицом, в отношении которого проводился аудит, требованиям законодательства. Конечно же, заключения экологического аудита должны вноситься в государственный реестр, за ведение которого будут отвечать уполномоченные государственные органы исполнительной власти.
Иван Князев: Ага.
Дмитрий Федоров: Данные государственного реестра заключений будут размещаться на официальных сайтах, это все закреплено сегодня в законопроекте. И крайне важно, что в законопроекте также четко определены механизмы аттестации экологических аудиторов, включающих в себя сдачу квалификационных экзаменов, наличие стажа работы в области охраны окружающей среды, а также их обучение по программам повышения квалификации и своевременной переаттестации.
Иван Князев: Ну понятно, то есть не случайные люди будут.
Совсем коротко, Дмитрий Васильевич, вот какой вопрос. Хорошо, нашли нарушение на том или ином предприятии, вот как у нас на картинке, коптит завод, не соответствует никаким нормам. Предписание выпишут, закроют его или просто скажут: «Ну да...»?
Тамара Шорникова: «Нужен рециклинг».
Иван Князев: Да, через 50 лет.
Дмитрий Федоров: Нет, смотрите, как раз миссия экологического аудита, чтобы показать, как нужно технологически перевооружить данное предприятие, что нужно сделать...
Иван Князев: «Денег нет», – скажут на заводе.
Тамара Шорникова: Но это же деньги, да.
Иван Князев: «Денег нет, – скажут на заводе, – не можем».
Тамара Шорникова: Да, предприятие вряд ли не модернизирует себя, потому что не хочет.
Дмитрий Федоров: Как раз сейчас активно обсуждается, и «Внешэкономбанк» особенно продвигает эту идею «зеленых» инвестиций.
Иван Князев: Ага.
Дмитрий Федоров: И экологический аудит здесь будет один из инструментов, который будет предлагать банковской сфере привлекать «зеленые» инвестиции в модернизацию производственных циклов, это тоже очень важная работа.
Тамара Шорникова: И непростая, да, мы видим, сколько вопросов.
Иван Князев: Спасибо, спасибо вам.
Тамара Шорникова: Видимо, не зря с 2012 года Минприроды пытается этот закон как-то все-таки создать. Посмотрим, что получится.
Иван Князев: Дмитрий Федоров был с нами на связи, эксперт общественной экологической организации «ЭКА».
Вот что пишут наши телезрители. Из Новгородской области: «У нас недалеко от дома строят газовую котельную для двух соседних домов, уже две трубы торчат. Теперь будем дышать угарным газом». Краснодар на связи: «Спасите Кубань! На набережной воняет, – пишет телезритель. – Гулять невозможно в Краснодаре возле реки».
Тамара Шорникова: Ну и Кемеровская: «Я не знаю, как там в Красноярске, зато знаю, что чернее, чем в Кузбассе, снега не найти».
Иван Князев: Переходим к следующей теме.
За выбросы ответят. Надо ли сделать обязательным экологический аудит?