За ЖКХ не платим? Мораторий на пени россияне ошибочно восприняли как отмену всех коммунальных платежей

Гости
Наталья Чернышева
эксперт в сфере ЖКХ
Константин Крохин
председатель Жилищного Союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист

Денис Чижов: Жители нашей страны стали еще менее охотно платить за жилищно-коммунальные услуги.

Ольга Арсланова: Разве такое бывает?

Денис Чижов: Куда, куда еще, казалось бы, да? Но тем не менее. Аналитики подсчитали, что по итогам первого полугодия 2020 года задолженность россиян превысила 6% от суммы всех выставленных за этот период счетов. Т. е. из 100 начисленных рублей оплачено только 94. К примеру, уже в первом полугодии 2019 года неоплаченными оставались не больше 5%.

Ольга Арсланова: Да, речь идет в первую очередь о Северо-Кавказском федеральном округе. Там уровень неуплаты вырос существенно – почти на 9%. Ситуация в Южном федеральном округе не очень: хотя год назад долги там были минимальными, а теперь составляют почти 6%. Но в принципе несложно догадаться, что связано это отчасти… ну, понятно, что люди беднеют, это факт, но и связано это с временной отменой до конца текущего года начислений пени за несвоевременную оплату услуг. Этот мораторий, коронавирусный, такая помощь от властей, был ошибочно воспринят как отмена вообще всех платежей за ЖКУ. Как говорится, желаемое за действительное приняли, платить перестали.

Денис Чижов: Давайте узнаем у наших телезрителей, платят ли они за коммуналку вовремя. Напишите нам, пожалуйста, «да»-«нет»: вы оплачиваете счета день в день? Пришла платежка – оплатили или все-таки с какой-то задержкой? Ну, а пока пообщаемся с Константином Крохиным, председателем Союза жилищных организаций Москвы. Константин Викторович, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Константин Крохин: Здравствуйте.

Денис Чижов: Вот вы посмотрели на цифры по России, на статистику. А в Москве? Москва вроде – денег-то хватает в Москве, почему бы людям не платить?

Ольга Арсланова: Кому хватает, кому?

Денис Чижов: Ну, в основном считается, что здесь такие богачи живут. Тоже не платят люди в Москве коммуналку?

Константин Крохин: Вы знаете, мы подводили итоги по августу, конец августа – начало сентября. И вот на удивление, а может быть, это закономерно, именно в Московском регионе, который представляет собой как минимум одну пятую часть рынка услуг жилищно-коммунальных по отношению к стране, так вот, у нас небольшое даже превышение по сравнению с 2019 годом. Т. е. в условиях лета, постпандемического карантина граждане очень рьяно стали платить. И, по сути, платежная дисциплина со стороны граждан – физических лиц – она лучше, чем в прошлом году за тот же период. Поэтому в целом по Московскому региону ситуация позитивная.

Денис Чижов: Константин Викторович, давайте прямо по пунктам разберемся. Потому что все эти пугалки мы знаем: вот, что могут забрать квартиру, если не будешь платить за коммуналку, да? А какие санкции, по порядку? Допустим, я – неплательщик, начал в январе 2020 года не платить. Когда ко мне применят какие-то санкции? И какие?

Константин Крохин: Если говорить о текущей ситуации, когда есть освобождение от пеней до конца года, также федеральное правительство принято решение, что никакие ограничительные меры в текущем году не могут быть применены (например, отключение от водоснабжения, электроэнергии и т. д.), в этих условиях у нас получается, что через 2 месяца после возникновения задолженности, как правило, управляющая организация обращается в суд за взысканием этой самой задолженности.

Денис Чижов: А в суд сейчас можно обращаться, да?

Константин Крохин: Да. Если бы и это отменили, я думаю, ситуация была бы гораздо сложнее. В суд можно обращаться. Судебные процедуры упрощены: это судебный приказ. Т. е. в течение 3 месяцев и в течение полугода на обжалование в принципе уже поступает исполнительный лист, который гражданин должен оплатить. В случае неоплаты к нему могут примениться судебным приставом различного рода ограничения. Как то: арест имущества (допустим, движимого – автомобиля), запрет на совершение действий регистрационных с автомобилем, а также запрет на выезд за рубеж, что сейчас не очень актуально.

Ольга Арсланова: Константин, вот какой момент. Люди не могут ошибаться массово. Т. е. раз есть массовые неуплаты, в этом есть определенный смысл. Согласитесь, ситуация сейчас довольно сложная. Не очень понятно, будет ли у тебя работа через какое-то время и вообще как будут развиваться события с этой эпидемией. И вот эту отмену штрафов люди восприняли как возможность взять беспроцентный кредит у коммунальщиков. Насколько это оправданное поведение и рискованное? Учитывая то, что они же сейчас имеют возможность действительно эти деньги потратить на что-то жизненно необходимое, а заплатить коммунальщикам чуть позже. Согласитесь: ни поставщики услуг энергетики, там, и прочие ресурсники, ни управляющие компании не разорятся. У них все нормально.

Константин Крохин: Вы знаете, вот по моему мнению, по моим наблюдениям, ту информацию, которую мы имеем, граждане не злоупотребляют этим освобождением от пени. Я еще раз повторюсь: по статистике Московского региона, а это почти 20% российского рынка, люди лучше платят в этом году, особенно вот осенью и в августе, чем платили в прошлом.

Тот вопрос, который был поднят органами власти о росте задолженности, – он действительно вырос. Мы, опять же если брать Московский регион, у нас есть крупнейшая в России теплоснабжающая компания МОЭК, вот у нее задолженность перед ней управляющих организаций, а также бюджетополучателей, которые пользуются тепловой энергией (это больницы, это военные организации), вот у них задолженность выросла на порядка 9-10 млрд.

Ольга Арсланова: Понятно.

Константин Крохин: Т. е., я полагаю, рост, который произошел, он касается не то, что граждане стали хуже платить, а то, что управляющие организации и прямые бюджетные потребители стали хуже платить. И это действительно правда.

Ольга Арсланова: А почему они это делают?

Константин Крохин: Я полагаю, вот как раз в отношении бюджетополучателей – у них финансирование, скажем так, хромает, как и везде, потому что бюджет в этом году дефицитный. А в отношении управляющих компаний – если брать статистику МОЭК, там есть антирейтинг управляющих компаний, то это просто злоупотребление. Крупнейшие должники на сегодняшний день – это крупнейшие игроки рынка. Девелоперы, такие как «ПИК», «ПИК-Комфорт», «Юнисервис». Это самые большие компании, у которых миллионы квадратных метров. Я полагаю, что это такое злоупотребление. Потому что многие компании после задолженности свыше 100 млн. за потребленные ресурсы просто банкротятся. Им выгоднее обанкротиться, открыть новую компанию, получить лицензию и дальше управлять теми же самыми домами. Т. е. такое мошенничество в государственном масштабе.

Т. е. повторюсь, что жители платят управляющим компаниям своевременно, статистика это подтверждает, а вот уже эти посредники, застройщики, они не платят поставщикам ресурсов.

Ольга Арсланова: Понятно. Вот в ком вся проблема.

Денис Чижов: Константин, я все-таки продолжаю узнавать, какие меры против злостного неплательщика. Можно ли лишиться квартиры? И если да, то в каком случае?

Константин Крохин: В отношении единственного жилья – лишиться нельзя. У нас есть законодательный запрет, что единственное жилье, если человек в нем проживает, прописан, у него нет другого имущества недвижимого, то он не может быть выселен и лишиться не может. В отношении в целом как бы арестов в рамках исполнительного производства по жилищно-коммунальным долгам – это большая редкость. Почему? Потому что ключевой фактор по продаже с торгов недвижимого имущества заключается в соразмерности долга. Проще говоря, если ваша недвижимость стоит 5 млн. руб., а задолженность у вас 50 или 100 тыс., это несоразмерно. Соответственно, в практике отъема жилья у граждан-собственников ее практически нет. Она очень мизерная, и это редкие случаи.

Но граждане, которые проживают по договорам социального найма, – значит, в соответствии с Жилищным кодексом по истечении 6 месяцев задолженности их договор может быть расторгнут. Т. е. человека могут выселить, предоставить ему место в общежитии с нормой предоставления жилья 6 кв. м на человека. И тем самым он ухудшит свои жилищные условия. Т. е. выселить через 6 месяцев по суду можно только нанимателя социального жилья.

Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо.

Денис Чижов: Спасибо большое. Двигаемся дальше. К нам присоединяется Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Наталья Юрьевна, скажите, пожалуйста, тоже вы посмотрели, я думаю, цифры по неплатежеспособности… да, ну по тому, что люди не платят. Ну, вот действительно кризис, действительно у людей нет денег. Но все-таки, вы как считаете: увеличение неплатежей связано с реальным отсутствием денег у людей? Или же с нежеланием платить?

Наталья Чернышева: Вы знаете, я действительно считаю, что первопричиной является именно падение доходов и потеря работы. Потому что уже безработица увеличилась в 4 раза по сравнению с 2019 годом, уже 3 млн. человек безработных. И к концу года по оптимистичным прогнозам ожидается, что будет их 5 млн., а по более реальным – 7 млн. безработных. Т. е. это на самом деле ужасающая цифра. У нас никогда такого не было. И я ожидаю падения, конечно же, платежеспособности людей, к сожалению.

Что касается того, что в Москве платили исправно, я могу объяснить это. Это действительно так. Потому что была очень хорошая мера принята. Была снижена оплата по ЖКХ на взносы по капремонту на несколько месяцев.

Ольга Арсланова: А, ну что бы не заплатить при таком раскладе.

Наталья Чернышева: Да, и люди из чувства благодарности, которые даже иногда считали, что они могут отложить оплату в связи с мораторием на отключения и штрафы, они решили все-таки заплатить, потому что вот поняли, что о них все-таки заботятся. Это была очень действенная мера. И очень хотелось бы, чтобы она вернулась и распространилась на другие регионы.

Потому что, судя по мониторингу РАНХиГС и Института Гайдара, я считаю, что цифры все-таки занижены. Мне не очень понятна методика, по которой считалось это, ну как бы этот анализ. И цифры, которые приходят из регионов, свидетельствуют о том, что платежеспособность регионов упала где-то на 30-40%.

Денис Чижов: Хорошо. А вот скажите все-таки, как быть людям из регионов, если действительно нечем платить за коммуналку? Есть ли какие-то законные способы минимизировать для себя риски?

Наталья Чернышева: Да, есть. Я считаю, что как можно быстрее нужно обратиться в управляющую компанию, если человек понимает, что его семья сейчас не в состоянии платить…

Денис Чижов: Так, и что? С чем обратиться?

Наталья Чернышева: …и договориться о рассрочке. Необходимо уведомить управляющую компанию о том, что человек не может платить. Чтобы компания управляющая не обращалась в суд и не начинала вот это судебное производство. Лучше, конечно, договориться полюбовно, что будет оплачиваться, ну, не по 5 тыс., а, к примеру, 500 руб.

Ольга Арсланова: Понятно.

Наталья Чернышева: И обязательно нужно параллельно обращаться в органы соцзащиты как можно быстрее с заявлениями на субсидии по ЖКХ. Сейчас, к сожалению, все больше семей имеют право требовать субсидии по ЖКХ, потому что у них упали доходы. В Интернете можно посмотреть калькулятор субсидий по ЖКХ по разным регионам. Он разный, и, введя свой доход и регион, можно рассчитать.

Ольга Арсланова: И очень коротко: дорого ли нам, честным плательщикам, обходятся вот эти должники? Не раскидывают ли на нас их долги?

Наталья Чернышева: Долги не имеют права раскидывать. Некоторые управляющие компании пытаются так делать. И некоторые дома уже получили такие платежки с лжезадолженностью, где пытаются управляющие компании раскидать. Необходимо с этим обращаться в прокуратуру и в Мосжилинспекцию, которая следит за управляющими компаниями. Это неправомерно.

Ольга Арсланова: Да, спасибо вам за разъяснение. Эксперт в сфере ЖКХ Наталья Чернышева. Говорили о долгах по услугам ЖКХ, которые растут у россиян.

Денис Чижов: А вот что ответили наши телезрители. Вовремя вы платите за коммунальные услуги? «Да» 86%, «нет, не вовремя» 14%. Ну, не так страшно.

Ольга Арсланова: В целом молодцы. Пока все. После новостей мы вернемся, поговорим на большую тему: удаленка, которая подкосила. Москвичей отправляют работать из дома, а к нанимателям приходят с проверками. Как это отразится на нашей жизни, на нашем кошельке? Об этом после выпуска новостей.

Так ли это?