Иван Князев: Твой начальник или бухгалтер махинатор, нечист на руку? Звони нам. Банк России планирует развивать институт информаторов, который позволит сотрудникам финансовых организаций сообщать о том, что их компания нарушает права потребителей. Тамара Шорникова: Опыт подсмотрели на Западе и теперь хотят внедрить у нас. Предполагается, что сервис будет полностью анонимный. Но некоторые эксперты считают: без дополнительной мотивации такие информаторы работать не будут. Все подробности сейчас узнаем у специалистов. Расскажите, вам навязывали услуги в банке? Сотрудников и банковских, и любых других организаций спрашиваем: какие претензии к начальству у вас есть и хотели бы по секрету пожаловаться на работодателя? Иван Князев: Анонимно. У нас тоже такой вот свой сервис, тоже анонимно. Тамара Шорникова: Нам звоните, да. Иван Князев: Сейчас поговорим на эту тему с Игорем Костиковым, доктором экономических наук и председателем «Финпотребсоюза». Игорь Владимирович, здравствуйте. Игорь Костиков: Добрый день. Иван Князев: Игорь Владимирович, какие такие права потребителей вот таким образом будут защищать? Игорь Костиков: Ну, тут очень широкий круг. Потому что это можно говорить и о каких-то несправедливых сделках, и о том, что неправильно списали комиссию, и о сделках, которые вполне законные, но при этом по завышенной цене: т. е. то же самое манипулирование ценами и инсайт. Т. е. тут много что можно найти, по которым страдают рядовые потребители. И надо сказать, что на Западе, в частности, в Соединенных Штатах, в Великобритании, этот институт давно развит. И там вот в прошлом году один из информаторов получил премию 148 млн. долл. за то, что он доложил о… Иван Князев: Кого сдал? Игорь Костиков: Своего руководителя. Иван Князев: Какой молодец. Тамара Шорникова: Игорь Владимирович, а вот также по практике зарубежной, если уж пошли по ней: эти информаторы так называемые, они работают на две зарплаты? Т. е. одну получают в банке, другую в регуляторе? Или как? Игорь Костиков: Нет-нет-нет. Нет, это не так. Это, значит, сотрудник фирмы, если он обнаружил что-то незаконное в деятельности своего руководства, он имеет право написать… Т. е. не «имеет», а он по закону должен. Не «имеет право», а «должен» обратиться в соответствующий орган регулирующий и изложить. Там есть специальная почта, где обязуются сохранять анонимность этого информатора. И доложить о тех нарушениях, которые он нашел. Причем вот этот, в частности, информатор, который крупнейшую в истории деятельности комиссию по … в США получил, он не объявлен. Кто это, неизвестно. Т. е. они продолжают, так сказать, поддерживать анонимность этого информатора. Иван Князев: Понятно. Игорь Владимирович, смотрите, ну, там, на Западе, это дело давно в ходу, там сосед соседа может заложить по любому поводу. У нас – неужели каких-то стандартных, законных механизмов, рычагов не хватает, чтобы выявлять такие моменты? Игорь Костиков: К сожалению, это… т. е., поскольку там рынок давно, намного раньше, развивался, вот они к этому пришли, и я думаю, что этот опыт, без которого мы не обойдемся. Но нужно иметь в виду, что у нас могут это использовать и в соответствующих неблаговидных целях. Поэтому тут нужно очень жестко выстраивать систему проверки сообщений, чтобы потом это не вышло боком как соответствующей компании, которая могла быть вполне добросовестной и на нее бывший сотрудник написал, для того чтобы отомстить руководству, и в принципе вся эта практика будет тогда, собственно, иметь такой флер несправедливости тоже. Поэтому тут очень опасная, так сказать, стезя, которую нужно очень четко проверять, и эти письма информаторов, для того, чтобы они действительно имели положительный эффект, а не имели такой вендеттивности в своих действиях. Тамара Шорникова: Давайте звонок телефонный послушаем. Да, Омск на связи у нас. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте… Иван Князев: Слушаем вас, Татьяна. Зритель: …это Татьяна, и я вас хотела с праздником сначала поздравить. Иван Князев: Спасибо, Татьяна. Зритель: И вот как раз по вашей теме. У меня пенсия идет в Сбербанк. И мне регулярно приходят сообщения, я считаю, что это навязывание услуги… Иван Князев: От Сбербанка? Зритель: …Мне предлагают кредиты под 26%, под 13%, уже одобрено, все. А мне платят, допустим, моя пенсия туда идет, 3,5%. Вот я считаю, что это же незаконно. Они мне навязывают услугу. Тамара Шорникова: Понятно, да, спасибо. Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам, Татьяна. Игорь Владимирович, прокомментируйте коротко. Игорь Костиков: Я, конечно, могу сказать, что это не навязывание услуги, но это неправильное использование полученных персональных данных. Т. е. нужно обратиться в банк в первую очередь и сказать, что вы не разрешаете использовать в таких целях ваши персональные данные для получения информации по кредитам. Потому что навязывание услуги, когда вы за нее заплатили и купили, и тогда, так сказать, вы не могли от нее отказаться. Это, в частности, какие-то комиссии, какие-то дополнительные страховки. А в данном случае это использование персональных данных. Иван Князев: Спасибо. Игорь Костиков: У нас это довольно широко распространено, к сожалению, но вот это такая ситуация. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Игорь Костиков, доктор экономических наук, председатель «Финпотребсоюза». В общем, обращайтесь, если вам надоедают, активнее будьте. Иван Князев: А после большого выпуска новостей, уважаемые друзья, поговорим вот о чем. 70% россиян мечтают о своем доме. Загородном доме. И хотели бы переехать из городской квартиры. Но вот все ли могут это себе позволить? И какие плюсы, действительно, жизни за городом или в городе? Оставайтесь с нами.