Зачем нужны волшебные сказки и почему важно их хранить
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/zachem-nuzhny-volshebnye-skazki-i-pochemu-vazhno-ih-hranit-57188.html
Петр Кузнецов: Да. Давайте послушаем наших телезрителей. Сказок очень много, конечно. И всем хочется высказаться. Самые любимые сказки – сказки Бажова. Сейчас зачитаю лишь сообщение до Надежды: «Какая там речь восхитительная. Когда тоска накатит, то беру Бажова. И это с детства».
Видите? Многие берут, когда тоска накатит, другое, а человек – Бажова. Вот правильно.
Надежда, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Доброе утро. Я очень рада вас видеть. Вы замечательный ведущий.
Я хотела рассказать вам про свою любимую сказку – это «Доктор Айболит». Я до сих пор помню, как воспитатель в детском саду нашем читала нам детям, и какие мы чувствовали впечатления замечательные. Потом я уже читала эту сказочку любимую своим трем детям. Сейчас я читаю ее двоим своим внучатам. И вы знаете, я снова погружаюсь в этот удивительный мир детства, в эти замечательные ощущения.
И я думаю, именно с этой книжки – с этого «Доктора Айболита» – у нас в нашей семье привилось трепетное отношение к животным, к животному миру. Покормить, накормить, вылечить, подобрать – вот такое вот у нас именно (и у меня, и у моих детей), именно такое ощущение к животным. И не только к животным – к природе вообще.
И очень больно – у нас сейчас в Северодвинске, наш город стоит на песках, и когда рубят вот эти великолепные деревья, березы – это очень болезненно. И мы, жители Северодвинска, очень переживаем, когда губится бездарно, глупо, тупо. Поэтому «Доктор Айболит» прошел красной нитью по нашей жизни.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Зритель: И я очень люблю эту сказочку. Спасибо вам большое.
Петр Кузнецов: Спасибо вам. Хороших выходных вам. Спасибо. Что-нибудь почитать как раз на выходных – любимое, может быть, забытое старое.
«Моя любимая сказка – «Золушка». Я считаю, что эта книга должна быть у каждой маленькой девочки. Книга учит терпению, трудолюбию, учит верить в чудеса. Если ты хорошая девочка, то все у тебя будет хорошо».
И вот мне подсказали, я наконец-то вспомнил. Да. Я бы, пожалуй, назвал две. «Волшебник Изумрудного города» – Свердловская область. Замечательно. Вот эта серия. И у меня, кстати, (к вопросу об отрицательном персонаже) любимый персонаж в «Волшебнике Изумрудного города» – Урфин Джюс.
Мария Карпова: Урфин Джюс.
Петр Кузнецов: Красавчик. Особенно, когда он делал деревянных солдат.
Мария Карпова: Вот еще вспомнили замечательную сказку действительно (но это и мультфильм тоже был) – «Золотая антилопа». Мне почему-то в детстве очень нравился этот мультфильм, правда.
Петр Кузнецов: Да. Да.
Мария Карпова: Не знаю почему. Почему? Я алчная?
Петр Кузнецов: И еще я бы согласился здесь: Хакассия – «Маленький принц» Экзюпери.
Мария Карпова: Конечно.
Петр Кузнецов: И какое отвратительное сняли недавно продолжение. Пару лет назад в кинотеатрах показывали целый мультфильм, они его осовременили, и там есть продолжение. То есть они додумали, что было бы дальше. Мальчик вырос. И он уже в Нью-Йорке где-то. Это ужасно просто.
Мария Карпова: Ну, конечно, это было очевидно, что это будет плохо. Да.
Петр Кузнецов: Лучше бы я ушел где-нибудь посередине, когда там показывали более-менее классический сценарий.
Продолжаем – 5445. Успейте еще назвать любимое произведение и объяснить, почему именно оно любимое.
8-800-222-00-14
Мария Карпова: У нас на связи Леонид Бахревский (продолжаем с ним разговор о сказках) – филолог, один из основателей «Общества хранителей русской сказки».
Петр Кузнецов: Здравствуйте, Леонид.
Леонид Бахревский: Добрый день. Доброе утро.
Петр Кузнецов: Вот это интерес «Общества хранителей русской сказки». Скажите, пожалуйста: есть от чего хранить русскую сказку? Есть риск, что она останется где-то в прошлом и не дойдет до новых поколений?
Леонид Бахревский: Ну, вот современная жизнь – она такая, что у нас дети уже и в школе как-то с трудом учатся из-за смартфонов. Им совсем не до сказок. Поэтому – да, нужно традицию хранить и внедрять.
Мария Карпова: Леонид, скажите: по строению своему, как я поняла (как я выяснила, готовясь к программе), все сказки – они однотипны.
Петр Кузнецов: Ты имеешь в виду – повторяется сюжет.
Мария Карпова: Повторяется сюжет, персонажи, просто они по-разному называются. Они могут иметь разные воплощения свои. Но что это значит? Почему так?
Леонид Бахревский: Ну, во-первых, вот сказки есть, как мы знаем, есть сказки о животных, есть сказки бытовые, а вы, наверное, имеете в виду сказки волшебные. Вот это именно характерно для волшебных сказок.
Почему это? Потому что это только вот на какой-то такой поверхностный взгляд они просто развлечение. А когда-то эти сказки имели гораздо более глубокий смысл. В общем, вот сказки, например, связанные с тем, с какими-то испытаниями героя, когда, например, девочка попадает в лес, к медведю или к Бабе-яге, или когда вот Иван-царевич или Иван-дурак идет за тридевять земель, встречается с Бабой-ягой, с другими персонажами – это все идет речь о древних инициациях, испытаниях.
То есть вот, когда девочка идет в лес – это ее переход из состояния вот девочки в состояние уже, так сказать, взрослой женщины, которая уже готова к браку. То же самое у мужчины. Когда вот там Иван-царевич проходит все свои вот эти испытания – в результате там всегда свадьба. То есть это инициация, это подготовка к свадебному ритуалу.
И поэтому все вот эти древние волшебные сказки, все вот эти повторения – они имеют ритуальный характер. Просто вот сейчас это (до данного момента), это так все как бы уже так выродилось, упростилось, люди уже потеряли понимание это. В древности это были… В общем, нынешние сказки – это осколки мифов.
Мария Карпова: Мифов.
Петр Кузнецов: Леонид, в связи с этим вопрос: нуждается ли русская сказка в осовременивании? Если да, то как это сделать максимально безболезненно? Или она не нуждается, потому что так выходит, что любое поколение находит в сказке отражение их времени. Там медведь – это чиновник, заяц – угнетенный народ и так далее.
Леонид Бахревский: Ну, что касается таких сатирических сказок – это они всегда и сочинялись как басня, для того, чтобы высмеять что-то. А вот что касается вот таких волшебных сказок – мне кажется, наоборот, – никакого осовременивания… потому что, наоборот, сейчас ведь один из самых популярных жанров – это фэнтези. А почему? Потому что людям хочется соприкоснуться с миром традиций, с чем-то таким подлинным, древним, чистым таким, мужественным. Поэтому никакого осовременивания. Наоборот, – чем более это такое аутентичное, архаичное, тем это будет лучше звучать.
Мария Карпова: Софья из Омска дозвонилась, наша телезрительница.
Софья, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Софья, слушаем вас.
Мария Карпова: Софья? Не захотела Софья с нами разговаривать. Зачиталась сказкой.
Петр Кузнецов: Да. Леонид, спасибо большое.
У нас времени не остается. У нас лишь итог осталось подвести.
Это Леонид Бахревский, он – филолог и один из основателей «Общества хранителей русской сказки».
Итак у нас следующий…
Мария Карпова: Что у нас получилось?
Петр Кузнецов: Да. Мы просто собирали все ваши варианты, и что у нас получилось самое популярное.
Мария Карпова: Третье место разделили «Золушка» и «Волшебник Изумрудного города». На втором месте – «Сказка о рыбаке и рыбке». На первом месте – «Незнайка».
Не знаю, почему я на тебя показала. Ну, «Незнайка». Хорошая, кстати, замечательная сказка.
Петр Кузнецов: Хорошая. Да. И тоже с продолжениями, с додумываниями какими-то. Ну, читайте все-таки классического Носова. И никаких больше осовремениваний здесь быть не может, на мой взгляд.
Мы продолжаем. Буквально через три минуты снова с вами, потому что у нас впереди второй час.
Это «ОТРажение-1» – Мария Карпова и Петр Кузнецов. До встречи.