Константин Чуриков: Ну что, Оксана, сколько сегодня фотографий, картинок у себя в Instagram разместишь? Оксана Галькевич: Ну Костя, я же не сумасшедшая – зеро пока. Я же не могу, понимаешь, по несколько фотографий выкладывать в своем Instagram. Когда могу, тогда могу, когда не могу, тогда извините. Константин Чуриков: Оксана, главное, чтобы все было безопасно для психики тех, кто это смотрит. Я не знаю, что там у тебя, мало ли что за картинки можно выложить. Оксана Галькевич: Костя, ты всех заинтриговал просто, всю нашу аудиторию. Друзья, войдите, пожалуйста, в аккаунт, он открыт. Константин Чуриков: А все очень просто. Специалисты компании "Facebook" заявили о том, что социальные сети – в том числе, кстати, Instagram – зачастую могут быть вредны для человеческой психики. При этом авторы сослались на вполне себе научные исследования, в которых говорится, что среди опасностей, сложностей растущее, Оксана, отчуждение в обществе, информационная перегрузка (это нас с тобой напрямую касается) и обесценивание общения, а еще подростковая депрессия. Конечно, отмечается в этом исследовании, что есть и позитивные стороны, но вместе с тем мы озадачились прежде всего почему "Facebook" открыто заявляет о том, что социальные сети представляют собой угрозу. Также вспомним о том, что создатели этой и других социальных сетей, которые уже ими не занимаются, говорят о том, что это очень опасно, и более того, даже своим детям они запрещают находиться в Интернете и пользоваться как раз-таки этими сервисами, этими ресурсами. Уважаемые зрители, прежде всего вопрос к вам: зачем вам социальные сети? Что вы там делаете, что вы там пытаетесь найти, о чем вы там пишите? Если не секрет, конечно. Просим вас прежде всего звонить – 8-800-222-00-14, звонок бесплатный. SMS-портал у нас постепенно пытается ожить – на всякий случай 3443, первые три буквы "ОТР", давайте его испытаем. У нас в студии гость. Оксана Галькевич: Мы сейчас представим гостя, но я просто хочу сразу как-то оправдаться, ты так безапелляционно заявил. Я, во-первых, по перечисленным пунктам – ценю общение с нашей аудиторией, признаков депрессии не имею, вообще хвост пистолетом, нос теплый или холодный, все нормально. Константин Чуриков: А в студии у нас сегодня человек, который нам всем, я думаю, будет ставить диагнозы – Елизавета Жесткова, врач-психиатр, психотерапевт. Елизавета, здравствуйте. Елизавета Жесткова: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну ведь ничего, по сути, наверное, нового в этом исследовании нет, кроме того, что пчелы ополчились против меда. Скажите, пожалуйста, полный список проблем был перечислен нами, или есть еще более серьезные? Елизавета Жесткова: Ну это в общем какие-то проблемы, конечно, перечислены. Сейчас какие-то проблемы просто выходят на первый план, потому что есть новые исследования. Основной сейчас упор делается на вред для подростков, все-таки о вреде соцсетей для детей и подростков. На взрослых людей соцсети тоже оказывают как положительное, так и негативное действие. Положительное действие всем понятно: соцсети позволяют нам общаться, общаться порой с друзьями, с нашими бывшими одноклассниками, однокурсниками, друзьями, которые живут где-то далеко от нас, это положительные эмоции, а положительные эмоции – это приятно и полезно. Но помимо положительных эмоций, к сожалению, Интернет и негативные эмоции нам дает, и больше тут, конечно, подвержены подростки. Во-первых, это несоответствие того, что подростки и дети видят в тех же соцсетях, Instagram и Facebook, и того, что они видят в реальной жизни. Есть исследования, что все-таки то, что мы показываем в соцсетях – это не совсем та реальная жизнь, которая у нас есть, где-то 60% откровенного вранья. Мы показываем ту жизнь, которую, может быть, нам больше хотелось бы иметь; что-то негативное, плохое мы убираем и показываем красивые фотографии с отдыхов, нашу красивую подкаченную фигуру и наши какие-то там богатства. Дети, видя это, им кажется, что жизнь должна быть вот такой. Константин Чуриков: Глянцевой, гламурной, блестящей. Елизавета Жесткова: Глянцевой, да. А порой в реальности она немножко другая. За счет этого их самооценка падает, страдает. И основная сейчас причина депрессии – раньше считалось, что это, но сейчас есть новые исследования о троллинге в Интернете. Константин Чуриков: Что это такое? Просто чтобы всем было понятно. Елизавета Жесткова: Да, это такое слово, оно новое, немножко трудно дать ему определение, потому что в реальной жизни оно как бы отсутствует. Оксана Галькевич: Дразнить, задразнивать. Константин Чуриков: Подтрунивание такое. Елизавета Жесткова: Да, что-то такое и провоцирование на какой-то конфликт. И этому троллингу, считается, сейчас подвергается большое количество детей и подростков, что вызывает у них депрессию, пониженную самооценку. А порой родители не понимают, что с ребенком: в школе все хорошо, дома все хорошо, есть друзья, а ребенок поглощен этой социальной жизнью и там испытывает вот это очень большое, сильное давление. Оксана Галькевич: Подождите, а почему, скажем, акцент серьезный делается именно на социальных сетях? Ну что, у нас обычная жизнь лишена каких-то стрессов, негативной информации? У нас что, дети в школу не приходят одни с какими-то дорогими телефонами, а другими с кнопочными? От этого, знаете, тоже можно стресс испытать и травму какую-нибудь душевную получить. Или рассказывают, кто куда ездил – один в Подмосковье у бабушки на даче все лето провел, а другой, простите, Мальдивы на Лондон менял. Почему такой акцент именно на социальные сети? Ведь, кстати говоря, в социальных сетях только те люди, которые занимаются этим практически как работой, выкладывают некий глянец и фальшь, ненастоящую жизнь, а все остальные фотографируют свои огурчики, помидорчики, вид из окна, котенка, то есть самая настоящая жизнь, живые люди. Елизавета Жесткова: Вы знаете, сейчас много детей и подростков все-таки слишком поглощены этой социальной жизнью, и я думаю, поэтому это стало выходить на важную проблему. Потому что у кого есть проблемы в общении в реальной жизни, они это компенсируют общением в Интернете, виртуальным общением. Я замечаю… Оксана Галькевич: Но мы же учим детей, как вести себя в обычной жизни, как реагировать на эти вызовы, так скажем. Не нужно расстраиваться из-за того, что у мальчика или девочки портфель круче, чем у тебя. Константин Чуриков: Секундочку, но мы же не учим детей ставить лайки, как ставить лайки. Оксана Галькевич: Соответственно, нужно учить, как вести себя в некоей виртуальной реальности, как с ней взаимодействовать. Елизавета Жесткова: Надо учить, надо общаться с ребенком, надо разговаривать и да, объяснять, что вот это специально, это провокация, тебя провоцируют, и за этим ником может скрываться совершенно другой человек, а не тот, который ты думаешь. Конечно, с ребенком нужно разговаривать; чтобы знать, какие у него проблемы, ребенок должен быть другом для родителей. Константин Чуриков: Давайте послушаем первый на сегодня звонок – Ирина, Новосибирская область хочет нам о чем-то рассказать. Ирина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я сейчас по вопросу, зачем вам соцсети. Мне вот действительно они не нужны, но ребенок, первоклашка… Константин Чуриков: Секундочку, Ирина, первоклашка уже где-то зарегистрирован? Или он просто в Интернет заходит? Зритель: У него не зарегистрированы вот эти вот проекты, это все из Интернета берется. Константин Чуриков: Просто мы сейчас конкретно говорим о социальных сетях, не об Интернете как таковом. Еще раз, просто чтобы было понятно – у вас он заходит в соцсети или просто на какой-то сайт? Оксана Галькевич: Нет, из Интернета. Нигде не зарегистрирован, сказала Ирина. Константин Чуриков: Да, хочется надеяться. Оксана Галькевич: Интернет, телевидение действительно… У нас, собственно говоря, знаете, в Интернете еще можно сделать какие-то детские настройки, ограничить потребление определенных сайтов, мы дома себе такую балалайку поставили, чтобы даже дистанционно я могла закрыть доступ на определенный сайт, оставить им один электронный журнал – радуйтесь, ребята, пока мама на работе. Но с телевидением такого сделать нельзя, и тем не менее, знаете, никто же не говорит, что надо телевидение как-то ограничить, запретить или как-то контент отслеживать несколько иначе. Елизавета Жесткова: Почему? Мы же контролируем, что дети смотрят и по телевизору тоже. Программы сейчас у нас номеруются, в каком возрасте можно смотреть, родители могут включить конкретную программу, конкретный фильм или мультфильм, ребенок посмотрел, и на этом телевизор можно выключить. И так же в Интернете: если нужно зайти, например, с целью подготовиться к экзамену, подготовиться к уроку – тоже зашел на тематические сайты, не отвлекаясь. Просто в Интернете происходит другая проблема: заходя на любую страницу, мы видим много-много разных ссылок, и тем самым мы не можем сфокусироваться на чем-то одном, там мы потребляем сразу много разной информации. И вот это тоже одно из негативных влияний Интернета – уже есть исследования, что это снижает когнитивные функции в целом и особенно у детей, на их пластичную психику влияет, и это впоследствии мешает им учиться. Константин Чуриков: Получать знания. Елизавета Жесткова: Да, они не могут на одном на чем-то остановиться. Константин Чуриков: Елизавета, все-таки хочется расширить группу, о которой мы говорим, то есть что касается уже более взрослых людей. У нас такая проблема, как разобщенность в обществе, вот эти постоянные конфликты по поводу любого события, которое возникает в стране, все делятся на тех, кто против, и тех, кто за. Скажите, пожалуйста, Интернет, соцсети в данном случае как на это влияют? Как они портят мир взрослого человека? Елизавета Жесткова: Ну я тоже пользуюсь в какой-то степени соцсетями, как и у большинства людей, у меня тоже есть страница в Facebook, но захожу я туда крайне редко, поскольку именно мне не нравится негативная информация. Любая новость обязательно есть в соцсетях на страницах моих друзей или знакомых, сразу же на ее огромное количество подписчиков, огромное количество людей пишут комментарии, начинаются вот эти споры, склоки, оскорбления друг друга, очень много негативного. Плюс, конечно, в Интернете и в соцсетях есть люди, которые именно специально это провоцируют – им нравится написать что-то такое резкое, вызывая тем самым внимание окружающих. За счет этого эти люди привлекают к себе внимание. Оксана Галькевич: Любое, им важно вообще любое внимание? Елизавета Жесткова: Конечно, они реализуют свои проблемы какие-то с психикой, привлекают внимание и повышают свою самооценку. Константин Чуриков: А мне интересно, в обычной жизни эти люди как себя ведут? – те, которые начинают размахивать шашкой по любому поводу? Они такие же конфликтные и так же готовы условно набить морду, или они паиньки, тихие такие? Елизавета Жесткова: Вы знаете, тут нет такой 100% уверенности, что они обязательно такие или обязательно такие. Люди разные. Но очень часто люди, которые в Интернете являются активными пользователями, в жизни у этих людей есть проблемы с общением, и за счет этого они как раз и компенсируют эти проблемы. Оксана Галькевич: А вот скажите, мне все-таки интересен такой момент. Может быть, здесь вот эта разобщенность в Facebook, в социальных сетях есть недостаток культуры, отсутствие умения вести диалог? Почему нужно обязательно устраивать склоку и драку какую-то словесную? Причем это касается не просто каких-то отдельных людей, которые пользуются социальной сетью, их там определенное число, а вообще в принципе у нас в обществе это нездорово развито, мы не умеем принимать чужую точку зрения, мы не умеем в нужный момент успокоиться и сказать: "Да, ребята, хорошо, ну поспорили, здорово провели время, спасибо, хорошего вам вечера". У нас просто люди, которые владеют другими иностранными языками и читают другие обсуждения, обратят, наверное, внимание, что англо- и франкоговорящие так не убивают друг друга зачастую в Facebook и Instagram. Елизавета Жесткова: Ну я не знаю насчет англо- и франкоговорящих, но, видимо, это отражение современной реальности. Может быть, в реальной жизни люди не могут высказать все, что хотят, вынуждены молчать, а в Интернете я наконец могу сказать все, что я думаю, обо всех. Оксана Галькевич: Людям так кажется, ведь на самом деле тоже надо следить за языком письменным. Константин Чуриков: Сейчас наш зритель Сергей скажет все, что он думает. Сергей из Калуги, добрый вечер. Признавайтесь, в какой из соцсетей вы зарегистрированы. Зритель: Здравствуйте. Я зарегистрирован в "Одноклассниках", отчасти в Facebook и совсем чуть-чуть открываю окошко Twitter. Но тем не менее я не согласен с экспертом, потому что с детского возраста… Я просто занимался, работал в дошкольных учебных заведениях. Даже из-за высококачественной художественной литературы, которую у нас всегда преподносят в пример как великих авторов и всего остального, даже самые положительные и отрицательные моменты каждый человек воспринимает по-своему, очень большой процент уже школьников в дальнейшем, воспитанных на данных произведениях, наоборот, сформировали свое мировоззрение на отрицательных героях и примерах, которым старались подражать. Поэтому вот этот сейчас так называемый информационный ресурс в виде каких-то контентов или аккаунтов, в том числе в информационных сетях – это очень большое подспорье в плане экономии времени, в том числе очень большая дисперсия, мнение о тех или иных фактах, в том числе в сфере услуг и продаж, очень коммуникативный ресурс и прежде всего информационный, который позволяет в том числе и детям пользоваться уже мобильным приложением и телефоном, в том числе оказавшись в какой-то незнакомой точке того или иного города, потому что дети, как известно, ходят и в музыкальные школы, и в различные кружки, и с помощью того же ресурса, как добраться побыстрее, ты сэкономишь те же деньги на том или ином транспорте, где обширный перечень тех или иных транспортных услуг, предлагаемых, например, в городе Москве. Константин Чуриков: Сергей, вы нас, конечно, заряжаете оптимизмом сейчас, и дай бог, чтобы все дети ходили в музыкальную школу, а к Интернету обращались только для того, чтобы проложить себе маршрут. Но вы же допускаете мысль, вы знаете о том, что дети ищут не только то, что хорошо. Зритель: Я вам приведу просто пример. Вы помните, что у нас появились когда автомобили и самолеты, не то что даже каких-то правил не было, но и той инфраструктуры, которая прежде всего связана с правилами дорожного движения и всем остальным, что мы сейчас непосредственно несмотря на то, что уже больше 100 лет существует, тем не менее корректируем. Поэтому и появились вот эти информационные поля, к сожалению, контролируемые сейчас очень немногим количеством стран. Естественно, дети должны быть защищены в том плане, что родители не должны сбрасывать с себя ответственности контролировать. Потому что дети – это уязвимое звено в информационных сетях. Я часто смотрю, сейчас даже регистрируются дети дошкольного возраста, со своими фотографиями, со своими взглядами на жизнь и со всем остальным, что прежде всего… в фотографиях. Но это объект не только криминала (непосредственно дети), каких-то радикальных движений – это прежде всего люди в зависимости от достатка и служебного положения их родителей могут просто с помощью какого-то зомбирования или просто суицидальных игр получать… информацию, чтобы… Константин Чуриков: Сергей, да, спасибо, просто действительно времени мало, разобраться надо во многом. Вот как это все регулировать? Маленький пример. Во Франции сейчас Национальная Ассамблея (нижняя палата парламента) всерьез рассматривает законопроект о том, что если подросток или ребенок зарегистрируется в соцсети, то, соответственно, оштрафуют Интернет-корпорацию, эту саму компанию, на сумму, равную 4% общего годового дохода этой компании – просто если вот один человечек, один ребеночек там зарегистрируется. Как вы думаете, на уровне государственной политики тут что-то надо делать, или пускай семья решает? Оксана Галькевич: Или это на самом деле перегиб? Елизавета Жесткова: Мне кажется, это слишком. Совсем уж заправить детям… Знаете, этого такая поговорка, что запретный плод сладок, и если мы совсем детям запретим пользоваться соцсетями, на такие жесткие меры пойдем, то им захочется еще больше – интересно, что же там такое в этих соцсетях, что меня туда не пускают аж на уровне государства. Мне кажется, это слишком. Регулировать надо, но в первую очередь воспитание все-таки должно идти из семьи. Родители должны с детьми разговаривать, общаться. В прекрасных семьях, знаете, и ребенок зарегистрирован в соцсетях, и родители, они друг у друга в друзьях, как бы могут невольно отслеживать процесс, что там происходит. Оксана Галькевич: Слушайте, ну родители такие занятые люди, трудятся с утра до ночи, особенно французские, видимо… Константин Чуриков: С утра до ночи пост за постом в Facebook, в Instagram себя выложить, сфотографировать. Оксана Галькевич: Почему же? Просто, может быть, французы, видимо, такие. Поэтому проще запретить и не пускать французских детей. Константин Чуриков: Я не говорю запретить. Мы измеряем пульс общественного мнения. Оксана Галькевич: Ну тогда нужно и на улицу не выходить. Константин Чуриков: Давай на улицу все-таки выйдем. Оксана Галькевич: Да, давай на улицу все-таки выйдем, хороший переход. Уважаемые друзья, наши корреспонденты прошлись по улицам нескольких городов и опросили людей, вот с их точки зрения, не глядя в это исследование "Facebook", что хорошего, а что плохого, негативного в социальных сетях, в общении в социальных сетях – давайте послушаем. ОПРОС Оксана Галькевич: Вот нам пишут, кстати говоря, в социальных сетях наши телезрители: "Я пользуюсь Instagram, "ВКонтакте, потому что я не только читаю новости и смотрю видео, но и общаюсь с людьми, особенно с вами", – Тюменская область, между прочим, телезритель Константин. Молодец, Константин. Константин Чуриков: Спасибо, Оксана. Оксана Галькевич: Звонок. Константин Чуриков: Вера из Воронежа, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Я бы что хотела сказать по поводу нахождения в соцсетях? Во-первых, кто что хочет там найти, тот то и находит, понимаете? Это о пользе и вреде соцсетей. Я, допустим, для себя… Я занимаюсь вышивкой, мне очень хочется попасть в группы, где разные выкладывают мастер-классы и прочее. И потом я зарегистрировалась впервые в соцсетях в "Одноклассниках" в 2009 году, находясь в Соединенных Штатах, потому что я должна была как-то общаться с подругами своими, с теми, на кого я оставила квартиру, мне пришлось это сделать, понимаете? Константин Чуриков: Для вас это был такой своего рода мессенджер, средство именно общения текстового, получается. Зритель: Ну да, в основном да. Оксана Галькевич: Средство связи, как телефон. Зритель: Очень много полезностей я для себя нахожу в Интернете. Потом я сбрасываю, допустим, "ВКонтакте", если я что-то для себя полезное нашла, там, и потом я оттуда забираю и с удовольствием пользуюсь этой информацией. Мне очень-очень помогает. У меня очень много друзей в разных-разных городах – допустим, Волгоград, Соединенные Штаты, еще где-то, и мне очень удобно общаться. Оксана Галькевич: А негатив какой-то? Может быть, вам кто-то что-то писал неприятное, или, может быть, вы что-то там обсуждали в группе вязания шапочек, а вам так сказали что-нибудь неприятное про вашу шапочку? Зритель: Никогда. Я не комментирую, я если какой-то негатив сама вижу, я им не делюсь, не ставлю лайки, поэтому такого никогда в принципе со мной не случалось. Константин Чуриков: Побольше бы таких мягких, уравновешенных людей в наших социальных сетях. Оксана Галькевич: Не понять тебе, Костя, Веру из Воронежа, потому что ты не вяжешь шапочки, не вышиваешь, лобзиком не выпиливаешь, не выжигаешь и огурчики на даче не выращиваешь. Константин Чуриков: Зато мы все, пользователи Интернета и не пользователи, книжки читаем. Вот Умберто Эко, знаменитый писатель, о соцсетях высказался так, я хочу его процитировать. Не хочу никого обижать, это Умберто Эко так сказал, интересен ваш комментарий: "Основная проблема современной Интернет-цивилизации и социальных сетей заключается, быть может, в том, что расплодилась масса нехороших людей, вещающих с таким апломбом, будто им позавчера вручили Нобелевскую премию". Вы согласны? Оксана Галькевич: Может быть, он просто людей не очень любил? Необязательно же быть писателем и любить людей, даже если это великий писатель. Елизавета Жесткова: Отчасти доля истины в его словах присутствует, но я думаю, что это только доля. Константин Чуриков: А смотрите, вот зачем столько нам общения в Интернете? Вы говорите, наша зрительница Вера говорит и многие другие, что им это позволяет общаться со многими людьми. Вопрос к вам как к психиатру, психотерапевту: а вообще сколько человеку нужно людей для общения? Их должно быть 200, 300, 500, как у нас, 1 000… Оксана Галькевич: Разным людям по-разному, Костя. Константин Чуриков: Или в принципе достаточно… Елизавета Жесткова: Если мы говорим об общении в реальной жизни, то для всех по-разному, тут совершенно верно отметили: кому-то нужен один друг близкий, кому-то нужно большое общество. Но общение в соцсетях порой замещает нам реальное общение, и это плохо, когда люди, общаясь в соцсетях, говорят: "У меня очень много друзей, много знакомых, я много общаюсь", а в итоге оказывается, что все это общение сводится к сетям. Они все-таки не должны замещать реальное общение с реальными друзьями. Оксана Галькевич: Мне вот все-таки интересно, почему именно "Facebook" провел это исследование, нанял этих людей, заказал это исследование. Как вот интересно, все-таки цель какая? Такое ощущение, что все-таки социальные сети начинают делиться на некие… Там ведь подчеркнуто, Костя, если ты обратил внимание, что они всячески пытаются способствовать улучшению жизни этих людей, пытаются… Константин Чуриков: …улучшить сервис. Оксана Галькевич: …улучшать общение, чтобы люди выходили из дома и делали что-то хорошее. Таким образом, есть "Facebook", который этому способствует, а есть остальные социальные сети, которые… Елизавета Жесткова: …не способствуют. Оксана Галькевич: Не способствуют. Этого я не знаю. Но там, кстати говоря, вы знаете, любопытный момент отмечается, как ведут себя люди после разрыва отношений, после вступления в новые отношения. Вот Костя особенно обратил на это внимание. Константин Чуриков: Я обратил внимание, да, что это исследование говорит о том, что как только у человека в статусе "семейное положение" вариант "married" (женат) меняется на "single" (одинокий)… Оксана Галькевич: Или "в поиске". Константин Чуриков: Да, или "в поиске", после этого ему не так приятно контактировать с этой сетью, потому что там есть его бывшая в друзьях, он так или иначе видит то, что она делает, творит, как все это влияет, да и сами соцсети, опять-таки, на расставание с той самой бывшей – вот здесь как быть? Как не навредить, знаете, своим главным жизненным, семейным отношениям? Оксана Галькевич: Не вести двойную жизнь, Константин. Константин Чуриков: Нет, я спрашиваю эксперта. Елизавета Жесткова: Не навредить им общением в соцсетях? Константин Чуриков: Конечно, не поставить семью под угрозу. Елизавета Жесткова: А каким образом вы поставите ее под угрозу общением в соцсетях, если это общение просто с друзьями на нейтральные или интересные темы? Под угрозой можно поставить, если вы на сайте знакомств сидите и общаетесь. Константин Чуриков: Но извините, в соцсети часто какие-то люди, которых я не знаю, я думаю, что многие… Оксана Галькевич: …сами к тебе стучатся. Константин Чуриков: Многие с этим сталкивались – они тебе направляются в друзья, хотят с тобой дружить, общаться о космосе, о природе, о новостях. Оксана Галькевич: А ты отказывайся, Костя, мало ли кто к тебе на улице…, не соглашайся. Елизавета Жесткова: Если у вас хорошие, доверительные отношения в семье, то я думаю, что ваша вторая половина, жена нормально будет к этому относиться. Константин Чуриков: Так я не о себе спрашиваю, я в целом, мне интересно разобраться. Елизавета Жесткова: Она будет нормально относиться. То есть нужно переносить реальную жизнь, она проецируется на соцсети. Константин Чуриков: Семья семьей, а Интернет Интернетом. Оксана Галькевич: Елизавета, вы знаете, разговор наш с вами показывает, что в принципе правила, так скажем, общения в реальной жизни, в социальных сетях ведь схожи. Елизавета Жесткова: Да. Оксана Галькевич: Чрезмерно впадать из одной крайности… Вообще не впадать в крайности, соблюдать определенные правила благожелательности, быть добрым человеком – то же самое, что в обычной жизни, ничего нового, ничего удивительного. Елизавета Жесткова: Да, абсолютно верно, вы правильно заметили. Какой вы в реальной жизни, такой вы и должны быть в соцсетях. Не надо играть какую-то двойную роль, какую-то двойную жизнь вести, а соблюдать те же нормы и правила поведения. Просто люди иногда забывают об этом, и когда ты прикрываешься за фотографией, аватаркой в соцсетях, тебе кажется, что можно вести себя по-другому и как-то об этих нормах забыть, но это не так. Константин Чуриков: И напоследок высказывание нашего зрителя Владимира Пушкова: "Соцсети – это всероссийская кухня: собрались, поплакались, поругались", – да, бывает и так. У нас в студии была Елизавета Жесткова, врач-психиатр, психотерапевт. Спасибо вам большое. Елизавета Жесткова: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Заходите в мой Instagram, я, кстати, шапочки вяжу. Константин Чуриков: Через две минуты увидимся.