Петр Кузнецов: Итак, в России начался прием заявлений на зачисление детей в первый класс на 2017–2018 учебный год. В ночь на 1 февраля многие родители не спали, электронная запись начиналась в 0 часов 00 минут. Но родители сообщили, что с первых же минут Портал госуслуг завис. И, не доверяя новейшим технологиям, родители по старинке выстроились в очередь около школ, ожидая их открытия. Ольга Арсланова: Мы все видели эти сюжеты, например, из Екатеринбурга, из Новосибирска. А в Нижнем Новгороде даже был один из родителей жестоко избит в ночной очереди на запись ребенка в первый класс. Причиной конфликта было то, что у мужчины временная прописка, а в очереди могло не хватить места даже тем, у кого она постоянная. Петр Кузнецов: Кстати, "составленные в ночных очередях списки никакой юридической силы не имеют", – это комментарий департамента образования. Так что даже если вы простоите на улице всю ночь – это не гарантирует вашему ребенку поступления в первый класс именно в эту школу. А в Новосибирске, например, житель ради зачисления ребенка в престижную школу даже подделал прописку – и теперь ему грозит арест сроком до 6 месяцев, соответственно, за подделку документов. Ольга Арсланова: На что готовы пойти родители ради поступления ребенка в первый класс? Зачем они это делают? Это наша тема сегодня. Мы ждем ваших историй. И приветствуем нашу гостью – Екатерина Духина, адвокат, у нас в студии. Здравствуйте, Екатерина. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Екатерина Духина: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Мы подготовили несколько историй региональных силами наших корреспондентов. Предлагаю как раз к ним сейчас обратиться. Екатерина Духина: Вместе посмотреть. Ольга Арсланова: Посмотреть и прокомментировать. Вот смотрите, в Ярославле несколько жителей Ленинского района обратились сегодня в прокуратуру и департамент образования. Родители требуют обеспечить их детям возможность учиться по месту жительства. На каждое место в престижной школе претендуют четыре ребенка. Когда на Портале госуслуг открылась запись в учебные заведения, счастливыми стали заявления, зарегистрированные – внимание! – в первые восемь секунд приема. А власти сказали, что "школа не резиновая". Эрика Вилль, наш корреспондент, разбиралась в проблеме. Петр Кузнецов: Посмотрим. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: Ну, если заглянуть в интернет-форум, можно убедиться, что проблема это не только ярославская. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: В общем-то, проблема не надуманная, проблема разных городов. Вы видели, как по карте мы прошлись. И вот, в общем-то, с 1 февраля примерно более или менее в крупном городе такое происходит. Ольга Арсланова: Екатерина, только мне не очень понятно – почему? Ведь у нас по закону каждый ребенок попадет в школу, должен попасть. Екатерина Духина: Обязаны… Ольга Арсланова: Обязаны. Петр Кузнецов: Ну, кто прикреплен к школе, он должен… Екатерина Духина: Обязаны принять в школу. Ольга Арсланова: Так в чем проблема? Екатерина Духина: Интересно. Несмотря на все положительные усовершенствования в законодательстве последних лет, несмотря на, собственно говоря, специальные средства в виде этого сайта "Госуслуги", которое должно значительном образом облегчить жизнь родителей первоклашек, мы видим, что такие ситуации повсеместно возникают. Всегда для меня эта ситуация дикая, потому что эти люди, по сути, тратят на морозе свое время, потому что если они не прошли эту обязательную процедуру регистрации через сайт, они, собственно говоря, бессмысленно подают это заявление. И затем реакция администрации школы может быть вполне соответствующая – это отказ. И собственно их обращение дальнейшее опять через сайт может им гарантировать поступление в школу по тому месту, где они проживают. Интересно, что закон "Об образовании", который был принят несколько лет назад, в качестве приоритета для образовательных учреждений сформулировал следующее: школа должна взять к себе на обучение первоклашек, которые проживают по месту нахождения школы. Это все для того, чтобы ребенку было проще учиться в первом классе. Ольга Арсланова: Ну, там рассчитано, сколько примерно детей в этом районе? Екатерина Духина: Ну, примерно. Ольга Арсланова: И должно хватить мест. Екатерина Духина: Поэтому через сайт "Госуслуги" мы должны выбрать основное учебное заведение, куда мы хотим попасть, и два дополнительных – то есть всего три школы. То есть если мы не попадаем в первую, то мы попадаем автоматически во вторую или в третью. Всем понятно, что в отношении определенных школ, которые в рейтинге стоят на первых местах, где, возможно, преподавательский состав лучше, всегда ажиотаж больше. Но такого рода школы, если они относятся, например, к лицеям и гимназиям, они вправе при поступлении вводить дополнительное, так скажем, тестирование в отношении поступающих… Ольга Арсланова: А им закон этого не запрещает? Екатерина Духина: Закон им этого не запрещает. То есть обычная общеобразовательная школа не может, но в случае если в статусе образовательного учреждения есть "лицей" или "гимназия", то они на этом основании – на основании этого тестирования – вправе зачислить дальше ученика в первый класс и, если он его не прошел, ему отказать. Петр Кузнецов: А ломятся как раз именно с целью получить места в гимназии, да? Екатерина Духина: Конечно, безусловно. Петр Кузнецов: То есть все дело в разделении может быть на более престижные… Екатерина Духина: Безусловно. То есть всегда хочется поступить в более престижную школу, попасть туда: а) без очереди; б) возможно, без тестирования, потому что ты проживаешь в ее дворе. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а есть ли в этом какой-то смысл? Ведь очень многие и педагоги, и детские психологи говорят о том, что с первого по третий класс вообще не важно, в какую школу ходит ребенок. Все вот эти специфические образовательные программы, вот эта "улучшенность" видна позже. Зачем мучиться самим и мучить ребенка? Екатерина Духина: Вообще интересно, что… Да, вы правы. Значимая нагрузка в отношении ребенка (и об этом говорят очень многие и психологи, и собственно преподавательский состав) с первого даже по пятый класс не нужна такая, как некоторые родители хотят на своих детей возложить, потому что дальше проблемы и с психикой, и со всем чем только угодно. Тут нужно смотреть на преподавателя – того учителя, который будет вести этот класс, собственно начальную школу. Поэтому это гораздо важнее, честно говоря, чем имя школы или звание "лицей" или "гимназия", которое на ее фасаде присутствует. Ольга Арсланова: То есть что мы делаем? Записываем ребенка в эти три образовательные учреждения? Екатерина Духина: Записываем в одно. Дальше у нас открывается графа с возможностью записи еще в два дополнительных общеобразовательных учебных заведения. И мы выбираем в этой графе собственно из того списка, который нам представлен по нашему району, еще две школы. Соответственно, напротив них ставим галочки. Ольга Арсланова: А потом ходим и знакомимся с учителем младших классов. Екатерина Духина: Да, затем в обязательном порядке приходим, знакомимся с учителем, смотрим состояние столовой, что тоже не менее важно для первоклашки, второклашки и третьеклашки. Смотрим, какая, собственно говоря, вообще атмосфера в школе, потому что это то место, где будет проводить значительное время ваш маленький ребенок без вашего присутствия. Ольга Арсланова: И если вам там не нравится, вы можете что-то в этой записи изменить – ну, например, поменять местами приоритетность этих заведений? Екатерина Духина: Вы можете подать заявление, собственно говоря, вот в ту школу, в которую вы в приоритете записались, с указанием на то, что вы, соответственно, хотите перейти в другую школу. И вы по очереди будете переведены во второе или третье учебное заведение. Там надо указать… Петр Кузнецов: Но здесь тоже могут быть трудности при переводе. Если мы говорим о том, что не важно, в какой школе обучаться до пятого класса, а потом попробуй переведи после пятого. Екатерина Духина: Да, с одной стороны, вроде бы легче, а с другой стороны, все это тяжелее. Ну, к сожалению, очереди никому не помогут. Что может помочь? Помочь может, если вы отдали ребенка в детский сад непосредственно при этой школе, потому что не так давно у нас детские сады были объединены со школами вместе в единые образовательные учреждения. Ольга Арсланова: Мы говорим обо всей стране? Я просто знаю, что в Москве это так. Но во всех ли регионах? Екатерина Духина: Во многих регионах, да, за исключением буквально нескольких регионов. Поэтому обучение в соответствующем детском саду вам гарантирует, что вы автоматически практически по заявлению попадаете в школу при нем. Ольга Арсланова: Но при этом очень часто родители еще в течение двух лет, несмотря на то что они ходят в садик в этом образовательном учреждении, ходят на подготовку к школе. И им как бы намекают: "Если вы не походите на нашу, – платную, разумеется, – подготовку к школе, мы еще не знаем, возьмем ли мы вас или не возьмем". Екатерина Духина: Ну, я думаю, что здесь… Ольга Арсланова: Это правомерно? Екатерина Духина: Нет, безусловно, такие намеки неправомерные. Но здесь идет речь, возможно, как раз о подготовке к этому тестированию при приеме в школу с углубленным изучением, допустим, какого-то языка или каких-то отдельных предметов, которое проще будет ребенку пройти в случае, если он на такие курсы дополнительные ходил. Ольга Арсланова: То есть в принципе необязательно готовиться? Екатерина Духина: В целом это необязательно. В школу у нас обязаны… Школьное учреждение обязано принять к себе ребенка: 1) который проживает на территории, по приоритету; 2) который достиг возраста шести с половиной лет на основании свидетельства о рождении, которое в школу представляется. Всё. Больше иных требований к ребенку и к родителям школа предъявлять не обязана – в случае только если это не какое-то специальное, с углубленным изучением чего-то учебное заведение. Ольга Арсланова: Историй от наших зрителей мы ждем. Звоните нам, пожалуйста, пишите. Вот, например, несколько вопросов. "В прошлом году внучка пошла в школу. В классе 36 детей. Что делать учителю? Даже самый хороший учитель не сможет, поэтому с первого класса репетиторы". Это Москва. Я так понимаю, что именно из-за того, что школа не может отказать, она берет всех. И мы видим иногда… Екатерина Духина: Именно поэтому школы именно отказывают, потому что это влияет затем на образовательный процесс. Скорее всего, родители этой девочки пытались добиться того, чтобы ребенок поступил именно в это образовательное учреждение. А в результате сам образовательный процесс страдает, потому что ребенок, возможно, упускает что-то на уроке из-за того, что надо еще 35 человек опросить. Петр Кузнецов: Послушаем Ольгу из Смоленской области. Ольга, вы с нами на связи. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Очень хороший вопрос затронули. Знаете, у нас такой вопрос. Первый класс. Проживаем мы в одном месте, а прописаны в другом. И мотивирует нам школа… Да, они заявление мое приняли, но они сказали, что я пойду в последних рядах, потому что я прописана не в области этой школы, к которой улицы, микрорайоны относятся. Они сказали, что они меня примут, но в июле. И будут ли места. Но фактически я живу… В окнах моя школа. Екатерина Духина: К сожалению, в данном случае школа права, потому что подтверждением проживания является регистрация на территории школы, а не фактическое проживание вас на этой территории. Поэтому вы будете идти уже после тех детей, родители которых предъявят их регистрации по месту нахождения школьного учреждения. Ольга Арсланова: И еще вопрос из Москвы: "Имеет ли право детский сад, – ну и, соответственно, в дальнейшем школа, – отказать приезжим с временной регистрацией в этом районе?" Екатерина Духина: Нет, не имеет. Если есть временная регистрация, то это равно постоянной – с точки зрения детского сада или с точки зрения школы. Принять обязаны. Ольга Арсланова: То есть в любом случае, если снимаете жилье, должны быть там официально зарегистрированы. Екатерина Духина: Да, если вы хотите попасть в соответствующее образовательное учреждение. Петр Кузнецов: Приморский край, пишут, интересная история: "Рождаемость…" Мы, кстати, сегодня будем в большой теме говорить о рождаемости как раз. "Рождаемость низкая, школ не хватает. Откуда тогда берутся эти дети?" "Ажиотаж создан искусственно, – это уже телезритель из Тюменской области, – причем искусственно родителями. Нужно прикрепление по прописке". Возвращаюсь к этой теме. Все-таки вам кажется, ну не знаю, как гражданину, что… У нас же в стране любят дефицит. То есть это, может быть, действительно не из-за того, что мест не хватает, а вот прошел слух в городе, что соли не хватает, и все выстраиваются ее покупать – образуются очереди. Это из той же оперы история? Екатерина Духина: Ну, я думаю, что из той же. Это обязательная оценка департаментом образования вообще рейтинговых школ, с точки зрения количества проживающих на территории перспективных детей к поступлению, и школ, которые недобирают первоклашек в первый класс. То есть что тогда надо делать? Закрывать те школы, которые недобирают, допустим, или укомплектовывать их в одну школу на этой территории; и в то же время расширять рейтинговые школы с хорошим преподавательским составом, допустим, с хорошей администрацией, которая в состоянии правильным образом воспитать и учителей, которые там преподают у первоклашек. Петр Кузнецов: Ну, где-то появляются третьи смены, если мы говорим об укомплектованности. Екатерина Духина: Если мы говорим не о лицеях и не гимназиях, то вправе работать даже в две смены. Петр Кузнецов: Вправе все еще? Екатерина Духина: Да, вправе. Две смены возможны в настоящее время. Но в настоящий момент на самом деле, несмотря на то что рождаемость снижается, учитывая, что большее количество населения живет в городах, то школ по-прежнему – рейтинговых тем более – на всех не хватает. Когда вступал в силу и когда принимался этот закон "Об образовании", депутаты очень много обсуждали именно этот момент, который вы затронули, на тему того, что предоставить родителям, которые фактически проживают по месту нахождения школы, а не просто там зарегистрированы, возможность также отводить детей в эту школу – с помощью представления свидетельства на собственность, на квартиру, находящуюся по месту нахождения школы, допустим, договор долгосрочной аренды какой-то. Это все тоже для защиты прав и родителей, и первоклашек. То есть такие инициативы, безусловно, найдут отражение в скором будущем, учитывая то состояние, которое мы видим на экранах. Петр Кузнецов: Вот Свердловская область: "Люди сами создают себе проблему. Им бы договориться между собой и не собирать очереди – тогда учителя сами, как раньше, будут к ним ходить и уговаривать записать ребенку в школу". Алтайский край: "У нас вообще электронная запись не открылась. На словах чиновников – все просто. На деле – ничего не работает". Екатерина Духина: Вот это ужасно, да. Ольга Арсланова: Действительно бывали случаи, когда были проблемы и сбои. Петр Кузнецов: Слушайте, правда, а как было раньше, действительно? Екатерина Духина: Обращаться в департамент образования нужно. Кстати, если электронная запись не открылась… Не так давно у меня клиенты с этим пришли. В департамент образования. И тогда департамент образования обязан решать этот вопрос. Он должен, в общем, собственно говоря, контролировать и количество людей в очереди, и количество проживающих учеников потенциальных, и все прочее, потому что это лежит на их плечах. И туда надо жаловаться. И собственно просить помощь там же. Петр Кузнецов: По поводу юридической силы. То есть никакой силы не имеют документы, которые они там подписывают в очереди? Екатерина Духина: Нет. Петр Кузнецов: Но тем не менее шансы-то есть какие-то? Или что? Ну, как бы люди же на что-то надеются. Или они вообще не понимают? Екатерина Духина: Если это все контролируется официальным органом – да. Петр Кузнецов: Очередь? Екатерина Духина: Очередь. Если собственно департамент образования решил таким образом помочь себе самому, сформировав список… Ну, на каких-то местах, если электронная очередь не работает. Петр Кузнецов: Вот если не работает электронная очередь. К вопросу… Екатерина Духина: Ну а как еще иначе? Там, конечно, нужно выходить на места и решать эту ситуацию по мере возникновения этих проблем. Тогда – да. А если это какое-то хаотичное выступление людей, то, к сожалению, ничего хорошего. Петр Кузнецов: И тогда как решается? То есть действительно по пунктам – кто первый записался, тот первый и получает? Как по этим бумагам? Екатерина Духина: Я думаю, что здесь, безусловно, очередь тогда будет иметь значение, очередь и прописка, кто проживает. Петр Кузнецов: Очередь и прописка. Екатерина Духина: А затем уже будут зачислять тех, кто на этой территории не числится в качестве зарегистрированных. Ольга Арсланова: Давайте послушаем Дмитрия из Самары. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Приветствуем вас, Дмитрий. Зритель: Да, здравствуйте. Вот хотел бы сообщить, что у нас, в принципе, в Самаре как бы с зачислением проблем нет. Как говорится, карман полный и все нормально. Но у меня больше вопрос: почему Москва суется в образование? Если они в Москве хотят образование давать детям такое, какое они считают нужным, пускай дают. Зачем нам вот эти рекомендации все какие-то они присылают? И в первом классе у нас детям такое задают, что я даже, взрослый, порой не могу разобраться, что задали. И вообще… И главное, что интересно – не дают выбора, авторов всех этих. Есть нормальные авторы, которые понятны, по каким можно преподавать. Я не знаю… То есть у нас делают из детей, я не знаю, то ли… каких-то отсталых, потому что дети просто действительно затормаживаются. Если у нас раньше (в 1986 году я поступал в школу, в первый класс) было все своим чередом, то нам Москва диктует и диктует, диктует и диктует! Ну, если они хотят в Москве, то пускай они там так и преподают. Почему они не дают права выбора нашему министру образования устанавливать программу ту, по которой считают нужным учителя? Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Понятен ваш вопрос, Дмитрий. Немного, конечно, не по теме, но можно к теме привязать. Может, вообще не надо в такие первые классы отдавать детей? Екатерина Духина: Если мы имеем в виду Москву с точки зрения нахождения здесь Государственной Думы и собственно издания законов, то, в общем, закон федеральный обязательный для исполнения всеми регионами. С другой стороны, какой бы смешной эта ситуация ни казалась, многие мои друзья не в состоянии решить задачки для первоклашек и второклашек, которые задают в школе, жалуются на очень сложную программу. Говорят, что она сейчас гораздо сложнее, чем та, которая была в 1986 году. Но я не думаю, что здесь Москва кому-то что-то указывает. Все-таки это на федеральном уровне решаются вопросы по поводу общеобразовательной программы, обязательной для первого, второго, третьего класса, поэтому здесь не Москва виновата. В общем идет, безусловно, усложнение программы для детей, и я про это слышала. Ольга Арсланова: Алтайский край пишет, Бийск: "В этом году оформляла младшего сына. Столкнулась с проблемой – не попасть в школу по микрорайону. Выдавали талоны на подачу документов, прием вели по пять человек в день. Как говорится, кто не успел – тот опоздал". То есть люди не в какую-то элитную школу хотели отдать, а в самую близкую. Екатерина Духина: Ну, это проблема нехватки школ. Возможно, чрезмерное количество людей, проживающих на одной территории, зарегистрированных, и нехватка школ. Это, конечно, проблема, которую должно решать Министерство образования непосредственно в лице департамента. Петр Кузнецов: Хороший вопрос про возраст, Москва и Московская область, сообщение: "Ребенку на 1 сентября – 6 лет и 5 месяцев. Школа может нам отказать в месте, сославшись на малый возраст?" Екатерина Духина: Это очень интересный вопрос, поскольку вопрос о принятии ребенка до достижения возраста шести с половиной лет решается школой на основании заключения о психофизическом состоянии ребенка. Если ребенок по заключению соответствующей комиссии будет признан достаточно соображающим, чтобы пойти в первый класс, даже в этом возрасте, то его возьмут в школу. Петр Кузнецов: А эта комиссия при школе какая-то, которая оценивает его состояние? Екатерина Духина: Да, безусловно. Петр Кузнецов: Или они должны принести справку от независимого эксперта? Екатерина Духина: Нет, это комиссия при школе. Петр Кузнецов: То есть если мест мало… Ольга Арсланова: То, в общем, да. Петр Кузнецов: Хорошая причина отказать. Ольга Арсланова: А если ему, например, ближе к восьми или восемь, то можно? То же самое? Екатерина Духина: Достижение возраста, с шести с половиной лет. Ольга Арсланова: А дальше смотрите сами. Екатерина Духина: А дальше это ответственность, между прочим, родителей, если они в соответствующем возрасте ребенка в школу не отвели, потому что обязательство каждого законного представителя ребенка – обеспечить ребенка соответствующим образованием, то есть отдать в первый класс школы. Но здесь очень интересная тема. Я не так давно как раз по этому поводу рассуждала на другом канале. У нас по факту существует несколько форм образования. Одно – образование в школах в рамках собственно общеобразовательной программы. И второй вариант – это семейное обучение. То есть дети, которые не ходят в школу (как правило, по медицинским причинам) и получают образование на дому, а затем проходят соответствующее тестирование, экзаменацию в каком-то образовательном учреждении, которое подтверждает, сдают они школьную программу или не сдают. До вступления в силу закона "Об образовании" несколько лет назад, такие семьи получали компенсацию на каждого ребенка, в случае если ребенок был переведен на домашнее обучение. С момента вступления этого закона в силу вопрос о компенсации был отдан региональным органам власти. И как правило, большинство регионов от таких компенсаций отказываются. Единственное, что родителям удается взыскать в судах, – это компенсацию за еду, собственно за завтраки, то, что ребенку положено получать, допустим, как многодетному в школьном учреждении. Петр Кузнецов: Вот про льготы спрашивают из Костромы. Екатерина Духина: То есть кто у нас обладает правом на льготы с точки зрения школы? Мы сейчас не говорим про детский сад, давайте поговорим про школу. Это, конечно, прежде всего многодетные семьи. Их бесплатно кормят в обеденное время. И их возможно без соответствующих доплат оставлять на продленку, потому что у них такое право есть, так как они многодетные. Льгот немного, но они есть, и про них надо знать. Петр Кузнецов: Тут из Костромы Анна, я так понимаю, интересуется льготами при поступлении. Может быть, речь идет о месте вне очереди для многодетной семьи? Екатерина Духина: А, это интересно, да. Как правило, в последнее время я вижу такую практику, хотя на законодательном уровне она не закреплена: в нескольких регионах, в том числе в Москве, в случае если старшие братья или сестры учатся в конкретной школе, у администрации школы есть право в приоритетном порядке принять их младших братьев или сестер на обучение в это образовательное учреждение. Но обязательства такого нет. Ольга Арсланова: Понятно. Давайте послушаем Рафаила из Башкортостана. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, Екатерина. Я просто хотел спросить. Вы сказали, что если три школы рядом, то можно выбрать любую одну. Но у нас гимназия, у нас нет больше других школ. И что нам делать? Екатерина Духина: А когда вы заходите на сайт "Госуслуги" и выбираете гимназию, у вас какие последующие? Зритель: Зачем гимназию? Мы не хотим гимназию. Мы просто в гимназию… Екатерина Духина: Тогда – да. Зритель: Сказали: "Нет мест. Всё". Екатерина Духина: Я понимаю. Но когда вы регистрировались на сайте "Госуслуги" в школу эту конкретную, если в гимназии нет мест, у вас должно было в табличке на экране открыться еще какое-то количество школ. У вас открылись они? Зритель: Да, открываются: 1,5 километра, 2 километра пройти. И одноклассник, скажем, первоклассник попадет пару раз под машину. Ольга Арсланова: Дороги еще, да. По дороге дороги. Зритель: Естественно. Но кроме гимназии, у нас больше ничего нет в нашем округе. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: То есть, если не нравятся варианты альтернативные, предложенные на сайты… Ольга Арсланова: Ничего не поделаешь. Екатерина Духина: К сожалению, да. Если к этому району относятся вот те школы, которые открываются в дополнительном собственно табло, когда мы на сайт заходим, то эти школы считаются относящимися к этому району, поэтому других вариантов нет. Ольга Арсланова: Но вообще интересный момент, если, например, это город, в котором нет какого-то централизованного удобного транспорта. Может быть, я не знаю, какой-то транспорт имеют право потребовать родители в таком случае, чтобы 2 километра… Екатерина Духина: В законе не прописано. Ольга Арсланова: Ничего не прописано. Еще несколько вопросов. Вот смотрите, Самарская область: "При поступлении в школу учитывается скорость подачи заявления через сайт "Госуслуги". А если родители не программисты? В Самаре в лицее кто подал заявление до одной минуты – зачислен. А это возможно только с использованием спецпрограмм. Разве это равные условия при поступлении?" Тут, наверное, трудно прокомментировать. Екатерина Духина: Ну, здесь – да. Петр Кузнецов: Опять русские хакеры! Ольга Арсланова: Да. И интересуются двумя моментами. Во-первых, просят вас назвать некие нормативные акты, разрешающие тестирование в первый класс гимназии. И спрашивают, насколько законно тестирование, собеседование с родителями? Потому что сейчас очень часто проводится во многих школах, спрашивают: "А сколько родители зарабатывают? А где они работают? А какое у них образование? А полная ли семья?" В общем, там до прадедушек, по-моему, доходит. Екатерина Духина: То, что касается родителей. Абсолютно незаконны любые дополнительные вопросы родителям, где они работают, составление анкет с указанием размера заработной платы, кабинета, цвета кресла и прочее. То есть это все… Ольга Арсланова: И политических убеждений. Екатерина Духина: Да, и политических… И религиозных предпочтений. Это все незаконно. То есть "конкурс родителей" в школе – это все попахивает чем-то не очень хорошим. Если мы говорим о тестировании, то все тем же законом "Об образовании", действующем на территории Российской Федерации, в случае если у школы есть статус гимназии или лицея, она вправе при приеме проводить соответствующее тестирование. Но это тестирование не может длиться дольше 30 минут. Во время этого тестирования может присутствовать родитель. И собственно говоря, вопросы не могут быть сложнее, чем программа дошкольного учреждения, то есть детсадовская, по сути. Ольга Арсланова: И наверное, подводя итог, что вы можете пожелать, посоветовать родителям первоклассников? Как им поступать, чтобы и нервы сохранить, и ребенка тоже не травмировать, и при этом попасть в школу в итоге? Екатерина Духина: Ну, я бы посоветовала знать закон, в связи с этим знать свои права и все-таки сначала попробовать все сделать так, как это положено по закону. Вот через систему госуслуг если положено заявление подать – подайте его. И только затем уже пытайтесь стоять в каких-то бессмысленных очередях. Если что-то не получается – идите сразу же в соответствующее подразделение управления образования. Обязательно! Только таким образом вы сможете свои права защитить. Сайт не работает, все что угодно, связанное с тем первым шагом, который вы обязаны сделать. Петр Кузнецов: Напоследок три сообщения зачитаю, чтобы просто обратить внимание на проблему. Воронежская область: "Отказали принимать в школу, так как мест 60, а я записала ребенка 80-м. По территории проживания наша школа. Я единственный родитель". Екатеринбург: "В школе по прописке заняли места 70% детей с временной купленной регистрацией, а детям, проживающим рядом, мест не хватило". И Нижегородская область, город Нижний Новгород: "Многодетным отменили бесплатное питание". Ольга Арсланова: В общем, есть о чем поговорить, надеемся, в следующий раз. Екатерина Духина: Да. Ольга Арсланова: Спасибо, что пришли. Екатерина Духина: Спасибо и вам. Ольга Арсланова: Екатерина Духина, адвокат, была у нас в гостях. Петр Кузнецов: Спасибо.