Задержание россиян в Белоруссии

Гости
Владимир Евсеев
заведующий отделом Института стран СНГ
Владимир Жарихин
политолог

Анастасия Сорокина: В Белоруссии задержали 32 российских гражданина, якобы бойцов частной военной компании Вагнера. Как подозревают белорусские спецслужбы, прибыли они «для дестабилизации обстановки в преддверии президентских выборов».

Александр Денисов: Как дестабилизировали? Белорусские каналы крутят кадры задержания наших граждан в пансионате «Белорусочка» под Минском и комментируют происходящее, мол: «Вели себя подозрительно, не пили, не курили, дисциплинированно веля себя». Действительно, что за русские?

Что обнаружили при задержании? Паспорта, доллары, презервативы там еще лежали на кровати. Ну, это вообще возмутительно!

Анастасия Сорокина: На совещании Совбеза Белоруссии Лукашенко доложил, что разыскивают еще 200 человек. Предположительно, они покинули республику и улетели в Судан. Российские военные эксперты поясняют, что задержанные 30 человек тоже транзитом направлялись в Африку, ведь туда нынче и не попадешь: у нас границы закрыты, а вот у Белоруссии – нет.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь: «Я смотрю на реакцию россиян. Они уже, оправдываясь, говорят, что чуть ли не мы их сами сюда завезли. Ну ясно, надо же как-то оправдать свои грязные намерения. Поэтому очень просил бы, чтобы в этой ситуации и с этим фактом было все предельно откровенно и честно. Если это российские граждане… Я так понимаю, их же допросили? Если это россияне – значит, надо обратиться немедленно в соответствующие структуры Российской Федерации, чтобы они объяснили, что происходит».

Александр Денисов: Мы проводим опрос. «Задержание в Белоруссии – часть предвыборной кампании», – вот такие мнения высказывают. Мы проводим опрос: считаете ли вы, что происходящее, вот эти задержания как раз являются частью предвыборной кампании в Белоруссии, что это используется в этих целях?

На связи у нас первый эксперт – Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ. Владимир Леонидович, добрый вечер.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте.

Владимир Жарихин: Добрый вечер.

Александр Денисов: Ну, что-то неожиданное. Новые предвыборные технологии, Владимир Леонидович?

Владимир Жарихин: Какие-то очень, я бы сказал, креативные технологии. Причем маразм крепчает. На встрече в избирательной комиссии с кандидатами в президенты на полном серьезе секретарь Совбеза Андрей Равков, серьезный человек вроде бы, сказал, что под Псковом и Невелем есть еще две группы, которые формируются для того, чтобы устраивать провокации на массовых мероприятиях.

Знаете, я уже как-то привык к своеобразным формам поведения белорусского президента, но это, по-моему, уже выход не только за какие-то красные черты, а это выход за красное солнышко. То есть это уже… У меня нет нормальных политологических комментариев к тому, что творят сейчас белорусские политтехнологи из Совета Безопасности и КГБ Белоруссии.

Александр Денисов: Владимир Леонидович, можно было бы назвать все это забавным, если бы Минск не собирался выдать наших граждан Киеву – мол, они участвовали в защите Донбасса, Луганска.

Анастасия Сорокина: Саша, если ты не против, вот цитата Лукашенко: «В Белоруссию могут подтянуться профессиональные военные, зарабатывающие на провокациях в тех или иных государствах».

Александр Денисов: Да. И хотят передать. И Киев уже, естественно, радостно зааплодировал и говорит: «Да-да-да, конечно».

Владимир Жарихин: Нет, ну Киев радостно зааплодировал, но меня тоже, как и вас, насторожило то, что уже с исполняющим обязанности посла Украины в Белоруссии встречался министр иностранных дел Белоруссии и обсуждал именно эту проблему, опять же на полном серьезе. И тут уже шутить не хочется, если Белоруссия устроит вот это.

Александр Денисов: Владимир Леонидович, сейчас у нас связь восстановится. Мы в этот момент поговорим со зрителем. Владимир из Липецка дозвонился, хочет задать вам вопрос, Владимир Леонидович. Добрый вечер.

Зритель: Мир вам! Алло. Слышно меня?

Александр Денисов: Конечно.

Анастасия Сорокина: Да, слышим. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Просто, видимо, кому-то не терпится пролить братскую кровь. Но я должен сказать, что братская кровь – это святыня. Мы один народ с белорусами, и разделять нас не получится. Это чистая заказуха. «Утихнут грозные невзгоды, своих врагов Россия победит. И имя русского великого народа, как гром, по всей Вселенной прогремит».

Александр Денисов: Спасибо, Владимир.

Владимир Леонидович, вот чей-то заказ. Вы знаете, Владимир Джабаров, зам. председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, сказал, что провокация организована окружением Лукашенко.

Владимир Жарихин: Ну, судя по тем словам Лукашенко, которые только что вы демонстрировали, пожалуй, эта провокация организована не столько окружением Лукашенко, а сколько самим Лукашенко. Он в курсе, он все знает. Он всерьез слушает тот бред, который ему произносят его помощники, которые прекрасно… В том числе из-за того, что слишком долго и слишком часто мы Александру Григорьевичу спускали его резкие и несправедливые высказывания по отношению к России, по отношению к российскому руководству. Мы считали, что стерпится, слюбится. Самое главное…

Александр Денисов: Владимир Леонидович, сейчас мы по телефону с вами свяжемся.

Анастасия Сорокина: Восстанавливаем связь.

Александр Денисов: Буквально пара секунд нам требуется. И продолжим наш интересный разговор.

Не обращали долгое время? Да в общем, и сейчас пока реакции нет. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Кремль звонить Лукашенко не намерен, между странами есть взаимодействие по линии правоохранительных органов. «Вот по этой линии все проблемы и утрясем».

Владимир Леонидович, как считаете, когда прибывает в Белоруссию, даже транзитом проезжает такая группа военных специалистов, предупреждают ли друг друга страны, может быть, по линии спецслужб? «Приедут, вы не переживайте, переночуют и улетят». Потому что улететь из Москвы невозможно. А Белоруссия, как мы знаем, открыта, все рейсы там есть.

Как вы думаете, предупреждали или нет?

Владимир Жарихин: Я думаю, конечно, предупреждали – раз.

Второе. В конце концов, эти люди не нарушают ни одного ни белорусского, ни российского закона. Они приезжают со своими настоящими паспортами в Белоруссию, собираются лететь дальше. С собой никаких запрещенных предметов. Презервативы не запрещены, в общем-то, они продаются в любом российском и белорусском магазине. Тогда какие вопросы?

Александр Денисов: Совсем у нас посыпалась связь.

Владимир Жарихин: Якобы они собирались в Белоруссии на митингах устраивать провокации. На каком основании? Откуда это взялось? И это говорится на полном серьезе.

Александр Денисов: Владимир Леонидович, к сожалению, разговор у нас очень интересный, но вот связь рвется.

Анастасия Сорокина: Подводит.

Александр Денисов: Попытаемся еще связаться с Владимиром Леонидовичем чуть позже.

А сейчас у нас на связи Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт. Владимир Валерьевич, у нас там связь посыпалась на вопросе про взаимодействие правоохранительных структур, спецслужб. Предупреждали ли российские спецслужбы, что передвигается такая группа транзитом, она полетит дальше, мол: «Будьте спокойны, не переживайте»? Как вы думаете? И как это обычно делается?

Владимир Евсеев: Я полагаю, что информация об этом была. И белорусская сторона знала, что представители частной военной компании следуют по маршруту, который установлен, и Белоруссия является транзитным государством. Есть разная информация о деятельности Белоруссии. Иногда удобнее совершать маршруты именно через нее. И я не вижу здесь никакой проблемы для того, чтобы белорусская сторона беспокоилась.

Больше основания для беспокойства было бы, если бы в Белоруссию приехали их украинские друзья – украинские националисты, которые как раз имеют опыт организации терактов, масштабных беспорядков. Вот этого надо бояться, а не представителей частной военной компании, которая такими делами не занимается, к этому она не подготовлена. Они являются большими специалистами в оказании различного рода военных услуг, в обеспечении деятельности авиации, например, в управлении беспилотными летательными аппаратами. При чем здесь организация терактов?

Второе, что я хотел бы отметить…

Александр Денисов: И беспорядков. Говорят, что, мол, беспорядки вместе с оппозиционерами. Их там вписали в одно дело. Сейчас скажу. Тихановский и Статкевич. Объединили. Мол, они вместе с ними хотели все эти беспорядки организовывать. В одном деле объединены.

Владимир Евсеев: Это просто смешно. Мне хотелось бы вам сказать о следующем. Между спецслужбами России и Белоруссии есть тесное взаимодействие. Правоохранительные органы Белоруссии некоторое время тому назад пытались арестовать в Москве гражданина Белоруссии, который работает в нашем институте. И с учетом такого рода договоренностей, если уж Белоруссия хотела провести какую-то операцию по задержанию российских граждан, то почему эта операция не носила совместный характер? Почему российские спецслужбы не участвовали в этом задержании, а задержание осуществлялось белорусской стороной? Тогда здесь сразу ощущение такое, что имеется некий элемент политической ангажированности, попытка представить Россию в виде агрессора.

Спрашивается: кому это надо? Я полагаю, что это больше всех нужно Соединенным Штатам Америки и их друзьям в Европе. Вот именно для них это и делается. Но тогда спрашивается: зачем? Вы думаете, что теперь Белоруссия у нас изменит вектор и войдет в НАТО, например? Это абсолютно несерьезно.

Вот такое заигрывание с Западом белорусское руководство осуществляет не один год. Хочу заметить, что весной этого года белорусское правительство неоднократно обращалось в различные западные структуры, с тем чтобы получить финансовые средства. Может быть, они думают, что они таким образом могут получить дополнительное финансирование.

Но ведь тогда может возникнуть вопрос: а насколько соответствует, например, цена на нефть, которая из России поступает в Белоруссию? А как соответствует российско-белорусских союзническим отношениям реэкспорт украинских и европейских товаров? И так далее. Очень много есть вопросов к Белоруссии. Почему она себя так повела?

Я могу только предположить, что кто-то из окружения Александра Лукашенко, по-видимому, проявил активность и был поддержан. Но ведь фактически он подставил Александра Лукашенко. Победа, которая на выборах является очевидной. Но ведь ему придется управлять и дальше. Ну тогда как он будет это делать, если он портит отношения с основным своим партнером, основным экспортером и импортером, с государством, где находится значительное количество белорусских трудовых мигрантов? Белоруссия экономически очень вплетена в российскую экономику, связана с российской экономикой.

Вот как Александр Лукашенко будет дальше управлять страной в такой ситуации? Мне это абсолютно не понятно. Фактически Александра Лукашенко подставляют, а он покрывает тех людей, кто это делает. Вот я так это вижу.

Александр Денисов: Давайте со зрителями пообщаемся.

Анастасия Сорокина: Борис из Петербурга на связи. Здравствуйте, Борис.

Александр Денисов: Борис, вы гражданин Белоруссии?

Зритель: Да, да, да.

Александр Денисов: Как восприняли эту ситуацию?

Зритель: Да вы знаете, вот только сегодня я как раз приехал из Белоруссии. Об этой новости прочитал еще вчера вечером. Общался сегодня со своими друзьями, которые в Белоруссии находятся, и размышлял сам по этому поводу.

Все мы понимаем, что все это – огромная-огромная провокация со стороны действующей власти, потому что боится она потерять свое насиженное место, боится, очень сильно боится кандидата в президенты Тихановскую и в текущий момент времени готова абсолютно на все, лишь бы как-то поменять отношение населения, людей в свою сторону. Но люди уже проснулись, люди уже понимают, что то количество вранья, то количество беспредела, бреда, лжи, которая идет пусть и от одного человека, но она уже зашкаливает до предела.

Александр Денисов: Вот вы упомянули фамилию Тихановской, да?

Зритель: Да.

Александр Денисов: Еще Статкевич упоминается. Мол, оппозиционер, тоже в его интересах якобы и действовали прибывшие российские граждане, готовили беспорядки.

Зритель: Я прошу прощения, что вас перебиваю. Статкевич – это действительно большой оппозиционер в Белоруссии, но по факту он огромную роль не играет, потому что его мало кто знает. Он, безусловно, приложил огромное количество усилий для того, чтобы сменить действующую власть в предыдущие предвыборные кампании, но в текущий момент времени можно сказать, что сплотились все вокруг Тихановской.

Александр Денисов: Спасибо, спасибо, Борис, что высказали точку зрения.

Анастасия Сорокина: Спасибо.

Владимир Валерьевич, Александр Лукашенко сказал, что проинформировали российскую сторону. А какой должна быть адекватная реакция на эти заявления со стороны России?

Владимир Евсеев: Я думаю, что идет общение, которое не афишируется, потому что для России важно сохранить с Белоруссией союзнические отношения. Белоруссия является государством, входящим в Евразийский экономический союз, мы члены Союзного государства, поэтому для нас важно найти какой-то выход из данной ситуации.

Весь вопрос в том, хватит ли политической воли нынешней власти не пересечь красную черту. Например, выдача даже одного гражданина Российской Федерации украинской стороне будет означать пересечение красной линии, после которой Белоруссия однозначно получит жесткий ответ. И в этом у меня сомнений нет.

Я думаю, что в данной ситуации, во всяком случае до выборов президента в Белоруссии, нет смысла вести диалог на высшем уровне. Но неформальный диалог ведется. Идет поиск некоего компромисса, который на самом деле Белоруссии нужен больше, чем Российской Федерации.

Россия не собирается менять Александра Лукашенко, но Лукашенко, к сожалению, рубит тот сук, на котором он сидит. И до сих пор этого понять не может. Его единственное спасение политической карьеры состоит в том, что он должен укреплять отношения с Российской Федерацией. Но он же делает все наоборот!

В мае месяце, когда проходила встреча на высшем уровне в режиме онлайн лидеров Евразийского экономического союза, он фактически выступил против тех стратегических направлений, которые ранее были поддержаны. Это препятствует углублению евразийской интеграции. Россия надеялась, что Белоруссия станет локомотивом интеграции в рамках интеграции Евразийского экономического союза, но этого не произошло.

Более того, некоторые его провокационные заявления вообще ставят под вопрос необходимость продолжения союзнических отношений между нашими государствами. Поэтому такое поведение не то что заслуживает осуждения, а оно может привести к серьезным проблемам для политической карьеры самого Александра Лукашенко.

Александр Денисов: Владимир Валерьевич, вы упомянули сотрудника вашего института, которого спецслужбы Белоруссии просили выдать, арестовать. Расскажите, что за история и чем закончилась. Вы упомянули вскользь.

Владимир Евсеев: Такой случай действительно был. Этот сотрудник на тот момент имел белорусское гражданство. После того, как его задержание белорусскими спецслужбами не состоялось, после этого был запрос – и он был задержан российскими правоохранительными органами, а после этого был отпущен. В настоящий момент он имеет российское гражданство, и все возможности по экстрадиции исключаются.

Александр Денисов: А что они хотели от него? Чем он вызвал недовольство-то у спецслужб Белоруссии?

Владимир Евсеев: Его обвиняли в том, что он сотрудничает с двумя оппозиционерами, которые были арестованы на территории Белоруссии, и даже руководит их работой. И на основании этого против него было возбуждено уголовное дело, в рамках которого его хотели арестовать на территории города Москвы.

Александр Денисов: Спасибо большое, Владимир Валерьевич.

Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт.

Попробуем еще раз выйти на связь с Владимиром Жарихиным, заместителем директора Института стран СНГ.

Александр Денисов: Владимир Леонидович, хорошо, что мы восстановили с вами связь. А что дальше? Хорошо, создали этот скандал – якобы российские бойцы частной военной компании приехали. Хорошо. А как они пожнут результаты? Какая цель дальнейшая? Объявить чрезвычайное положение в Белоруссии? Что?

Владимир Жарихин: Вы знаете, я не исключаю этого. В конце концов, все данные социологических опросов – они закрытые. И на самом деле какую популярность имеет Лукашенко, мы не можем точно сказать. Но он-то об этом знает. И такие очень нервные и, я бы сказал, отчаянные действия наводят на мысли о том, что там совсем не здорово у него с рейтингом среди населения. Поэтому такая истерика, я бы сказал, потому что по-другому назвать невозможно то, что сейчас творится.

Александр Денисов: То есть объявить чрезвычайное положение и отменить выборы? Вот такая цель?

Владимир Жарихин: Ну, может быть, как закладка, на всякий случай чтобы была такая возможность. Я не исключаю

Александр Денисов: К тому же уже была такая попытка в соседней стране, на Украине – помните? – когда была провокация у нас возле Керченского моста. Тоже же попытались эту технологию отработать, ввести военное положение и отменить выборы на Украине. Была же попытка. Возможно, это натолкнуло на мысль.

Владимир Жарихин: Может быть. Тем более что ведь тогда, собственно говоря, украинский парламент не дал Порошенко реализовать эту цель, они практически выхолостили содержание его чрезвычайного положения. А белорусский парламент – это несколько другое, он-то проголосует за все что угодно, к сожалению.

Александр Денисов: После того, как Александр Григорьевич его… Помните, это же его фраза, цитата: «Перетрахивал и буду перетрахивать». Ну, имеется в виду – перетряхивал.

Владимир Жарихин: Ну да, да, да. Вот здесь, понимаете, эта проблема, конечно, принципиальная: как нам сохранять хорошие отношения? И мой коллега, собственно говоря, мне кажется, как и я, не нашел такого удовлетворительного и однозначного выхода из этой ситуации, господин Евсеев.

Анастасия Сорокина: Давайте подведем пока итоги опроса. Считаете ли вы провокации, произошедшие события в Белоруссии предвыборным ходом? С этим согласны 26% наших зрителей, а 73% считают, что это не так.

Александр Денисов: Спасибо. Переходим к следующей теме.

Что происходит? И как это отразится на взаимоотношениях наших стран?