Петр Кузнецов: «Заграница манит». От слова money – деньги. На этой неделе открылась любимая Турция, полетели первые чартеры. Как говорят туроператоры, спрос рванет после этих выходных, когда оттуда в соцсетях начнут появляться фотографии, видео и всякие хвалебные отзывы. Именно это, как говорят, послужит мощным драйвером. Ольга Арсланова: Давно мы не видели этих фото в социальных сетях: «Я и шведский стол» (хотя шведского стола нет в этом году), «Я на пляже». Ну, в общем, ждем. Не остановят нас, судя по всему, ни цены (а билеты в Турцию с начала возобновления авиасообщения подорожали почти на треть), ни коронавирус, ведь растет заболеваемость как раз на курортах. Если вы уже забыли, то коронавирус еще никуда не делся. Петр Кузнецов: Турция нас ждет, Турция расширяет карту аэропортов. Давайте посмотрим. Теперь принимают не только воздушные гавани Стамбула и Анкары, но и Анталии, Бодрума и Даламана. Вполне себе, видите, поразбросали их по всей стране, можно в любую точку улететь. А дальше – на автобусе. Ольга Арсланова: Куда собираетесь лететь (если собираетесь) этим летом, в ближайшее время? Позвоните нам в прямой эфир, давайте поговорим. Петр Кузнецов: Александр Осауленко, директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», с нами сейчас на связи. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Александр Павлович, здравствуйте. Александр Осауленко: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Давайте сначала поговорим о правилах. Вот какие есть сейчас в условиях эпидемии правила, ограничения и гарантии, которые есть у наших туристов? Александр Осауленко: Ну, действительно, правила, с точки зрения соблюдения санитарных норм, сегодня стали фильтром номер один, который необходимо соблюдать, безусловно, туристу, для того чтобы его отдых закончился в положительных эмоциях и никак не был связан с текущей ситуацией. Я имею в виду – в отношении коронавируса. Безусловно, начиная буквально с аэропорта, куда вы прибываете, где вы соблюдаете социальную дистанцию, где вы грузитесь в масках, где у вас есть ограничения на ручную кладь, причем достаточно серьезные. На борт можно брать буквально дамскую сумочку, барсетку. Ну, еще ноутбук, но именно в руках, а не в футляре. По прибытию, безусловно, вы заполняете анкету, специально разработанную, по которой в случае необходимости санитарные власти принимающей страны вас найдут достаточно быстро, для того чтобы, мягко говоря, снять все опасения, которые могут возникнуть в той или иной ситуации. Замер температуры, причем как на борту самолета, так и по прибытию выборочно, так и непосредственно в отеле, где вы отдыхаете. Вот это все в совокупности, безусловно, накладывает определенный отпечаток. И все, кто отправляются на отдых сегодня за рубеж, в частности в Турцию, должны понимать, что с этим они будут отдыхать. Петр Кузнецов: Представляете, какая у нас сейчас реакция на SMS-портале? Даже мы не могли представить. Значит, пишет телезритель из Самарской области: «Обратно никого не привозить». Кировская область: «Пусть там и остаются». Телезритель из Москвы: «Откуда у нищих россиян столько денег на отдых? И от чего они устали?» Ну, на второй вопрос не будем отвечать. Ольга Арсланова: «В этом сезоне лучше воздержаться от поездок, – пишут. – Коронавирус никуда не ушел. Зачем вы рискуете?! Никуда не надо ехать». Петр Кузнецов: Есть ли у вас информация по первым потокам из России за рубеж? Кто отправляется? Откуда? Сколько народу? Александр Осауленко: Вы знаете, собственно говоря, сегодня только второй день или третий день, когда российские туристы полетели на курорты Турции. Это три города российских, равно как и три города турецких, которые принимают. Ну, в частности, российские порты – это Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. Три турецких курорта вы уже назвали, я повторяться не буду. И на сегодняшний день мы не можем говорить даже о тех потоках, которые были в это же время ровно год назад. Вы абсолютно правильно заметили, что сегодня очень аккуратно, очень осторожно российские туристы потихонечку начинают выезжать за рубеж. Очень много всевозможных санитарных ограничений. Безусловно, присутствует момент психологического давления – с точки зрения того, действительно, насколько это опасно, насколько, так сказать, может превратиться отдых в неотдых. И сегодня (опять же подчеркну, вы правильно заметили), наверное, какие-то потоки более или менее серьезные пойдут после того, когда пойдет отклик тех, кто там непосредственно отдыхает. Это пятый, шестой, седьмой день, когда будет понятно, как наши туристы реагируют на эту ситуацию, на эту обстановку, оправдались ли их надежды на этот отдых. Петр Кузнецов: Тем не менее много людей уже успели или уже выбрали… По крайней мере, август все-таки остается. Дальше сентябрь – время учебы. Выбрали отечественные курорты. Есть ли возможность каким-то образом перебронировать отечественный на турецкий? Или это просто существенная потеря в деньгах? Как это происходит? Можно ли ждать такой переориентации? Александр Осауленко: Вы знаете, я хочу просто сказать, что те, кто на сегодняшний день выбрал для себя Россию – неважно, август это или сентябрь, – они не будут менять. Во всяком случае… Ну, скажем так, если практика такая и существует, то она достаточно единичная. Потому что на сегодняшний день все-таки в данной ситуации (я имею в виду в первую очередь санитарную, то, что связано с коронавирусом), многие предпочитают находиться дома. Имеется в виду – в России. Тем более что за последние пять-шесть лет российская туристская инфраструктура очень выросла. Это отмечают все – и сами россияне, и иностранные туристы, которые приезжали до недавнего времени достаточно значительно в Российскую Федерацию. Плюс к тому же мы видим те программы, которые сегодня государство, правительство предлагает туристической отрасли для того, чтобы поддержать российского туриста в его стремлении. В частности, это то, о чем объявил и премьер, и вице-премьер: с 21-го числа начинается программа субсидирования. Петр Кузнецов: Кешбэк. Александр Осауленко: Да, так называемый кешбэк за покупку российских туров. Мы знаем о том, что будет поддержан российский туроператор. Буквально с сентября начнется реализация государственной программы по субсидированию авиаперевозки в рамках комплексного российского турпродукта. Это тоже очень важно. Это то, что значительно снижает цену и позволяет россиянам сегодня путешествовать не только на Юг нашей страны, не только в Калининградскую область, не только в столичные города, в Москву и Санкт-Петербург, но это и Урал, это и Сибирь, и даже Дальний Восток. Ольга Арсланова: Александр, давайте еще раз подробно поговорим о том, как действовать сейчас туристу, если, не дай бог, он заболеет на российском курорте или на иностранном курорте. Какая помощь ему положена? Куда обращаться? Как действовать? Александр Осауленко: Вы знаете, сразу хочу отметить, что, безусловно, в условиях Российской Федерации мы все прекрасно понимаем принцип действий тех или иных. Первое и самое главное: там, где организованный туризм, там идет постоянный контроль туристов, с точки зрения измерения температуры, соблюдения социальных дистанций, существует определенный перечень номеров, которые специально не заселяются, для того чтобы быстро и оперативно реагировать, изолировать туриста. Безусловно, Роспотребнадзор настроен достаточно жестко в принятии решений в подобных ситуациях. Мы это уже, в принципе, в какой-то степени проходили. Но, к сожалению, мы прекрасно понимаем, что сегодня… и видим это, в том числе и в социальных сетях, что, к сожалению, отдых людей очень сильно расслабляет. И очень многие уже забыли про маски, находясь в общественных местах, когда выходят на набережные вечером, приходят в места массового гуляния. Безусловно, ни о какой социальной дистанции речь не идет. Тем не менее все-таки старания в этом плане есть. За рубежом в основном придерживаются аналогичных требований. Но на что я бы хотел обратить внимание? Российская Федерация, в частности Министерство иностранных дел, неоднократно заявляли, что будут открываться только страны, которые на паритетной основе будут соблюдать определенные санитарные нормы в отношении российских граждан. Мы помним с вами, как в марте месяце, в апреле месяце не во всех странах было должное отношение к российским гражданам: кого-то выселяли из отелей, кого-то не пускали в аэропорты, и люди находились буквально на улице, на лавочках под пальмами. Поэтому, чтобы не наступать дважды на эти грабли, безусловно, существуют официальные договоренности, которые не позволяют сегодня действовать таким образом, как это было. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Александр, да, спасибо большое. Послушаем Тамару из Московской области, нашу телезрительницу. Здравствуйте, Тамара. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Мы рады вас видеть и слышать. Обожаю вашу программу! Ольга Арсланова: Спасибо. Зритель: Вопрос у меня к Александру такой. В феврале месяце по раннему бронированию мы забронировали в Турцию путевки и оплатили 50% стоимости. Вопрос у меня такой. В сентябре, если я решу ехать, увеличится ли стоимость этой путевки? Хотя говорили, что как бы это твердая цена, меняться она не будет. 50% я должна заплатить в установленном размере? Или повысится в связи с ростом валюты и в нашей стране, в том числе и в Турции? Петр Кузнецов: Это вопрос к нашему эксперту Александру Осауленко, он по-прежнему с нами на связи. Напомним, это директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Александр, понятен вопрос? Ольга Арсланова: Есть ли у вас ответ на этот вопрос? Александр Осауленко: Да, безусловно, есть. Если коротко отвечать: однозначно нет, ваш продукт повыситься не может. Это закреплено постановлением № 1073, подписанным 20 июля текущего года. Вы можете обратиться к своему туроператору, если приняли решение, для того чтобы он вам организовал тур в рамках того договора, который у вас был подписан в феврале. Ольга Арсланова: Александр, вот еще какой вопрос, наверное, под занавес. Интересуются наши зрители, а зачем вообще открывали курорты, в частности внешний туризм, если нет пока уверенности в том, что эпидемия под контролем, если постоянно нужно помнить обо всех мерах и быть в какой-то тревоге, в ожидании второй волны? Не проще ли было чуть-чуть подождать, как вам кажется? Александр Осауленко: Вы знаете, все-таки жизнь берет свое. И я, наверное, в каком-то смысле отвечу словами нашего президента, который сказал: «В настоящих условиях нам теперь надо научиться не только жить, но и работать». И немножко добавлю от себя: наверное, надо учиться в новых условиях и отдыхать. Потому что отдых – это все-таки… ну, за последнее время это стала неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому давайте все-таки мы будем лучше соблюдать те нормы и правила, о которых нам говорят специалисты, в частности Роспотребнадзора, но все-таки не будем полностью отказываться от отдыха. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Александр Осауленко был у нас на связи. Давайте теперь пригласим Турцию в наш эфир. Узнаем, как дела там. С нами на связи соучредитель туристической компании Фарид Ахмедов. Здравствуйте, Фарид. Фарид Ахмедов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Мы знаем, что вы с нами выходите на связь из Стамбула. Как раз Стамбул долгое время был перевалочным пунктом для туристов, пока прямые вылеты в курорты были запрещены. Вот какая обстановка была до официального открытия курортов? И что сейчас происходит у вас? Фарид Ахмедов: Ну, учитывая, что до 10-го числа были закрыты маршруты, то есть были только чартерные рейсы и транзитным пунктом был Стамбул, то, естественно, не наблюдалось такого ажиотажа туристов, который начался буквально с этой недели. Были в основном направления… Люди, которые приезжали для медтуризма, то есть это были иностранцы, которые приезжали в основном на лечение. И, естественно, были люди, которые невзирая на то, что есть карантин и самоизоляция, все-таки старались попасть на курорты Турции. Естественно, в самом Стамбуле ситуация такая, что многие отели до сих пор все равно закрыты, то есть они не функционируют. В основном, естественно, посещали туристические города – Анталию, Бодрум, вот эти регионы Турции. Со вчерашнего дня, естественно, ожидается бум туристов. И если верить цифрам, которые ожидаются на август и сентябрь, то озвучивают цифру – около 4,5–5 миллионов туристов только из России. В прошлом году, я напомню, это было около 7 миллионов. И прогнозы показывают то, что Турция будет в этом году в первой тройке иностранных государств для туризма граждан России. Мы не знаем, насколько это все, естественно, реализуется. Ну, остается надеяться… Петр Кузнецов: То есть, если так дело пойдет, то отрасль вряд ли сильно просядет? Фарид Ахмедов: Естественно, да, если так это будет продолжаться. А учитывая еще ситуацию с классами отелей… Карантинные условия, санэпидстанция и так далее, все эти проверки, которые производятся в отелях. В зависимости от класса отелей, естественно, угроза вируса тоже меняется. Поэтому, скажем так, контроль очень важен и со стороны туристов самих, потому что… Вы понимаете, люди, когда прилетают, могут отказаться от ношения масок, они могут забыть, может быть, в порыве отдыха про карантин или же то, что надо чего-то бояться. Ольга Арсланова: Да, спасибо вам. Фарид Ахмедов, соучредитель туристической компании из Стамбула, из Турции, был с нами на связи. Как готовы сейчас к приему, в том числе и российских туристов, отели турецкие – узнаем у Елены Рындыч, представителя центрального офиса сети отелей в Турции. Елена, добрый вечер. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Елена. Елена Рындыч: Добрый вечер. Петр Кузнецов: Мы знаем, что отели должны получить для работы в условиях карантина или посткарантина, неважно, в общем, в этом непростом сезоне сертификат под названием «Безопасный туризм». Так ли это? Как его получают многие или уже получили? И какие условия? Елена Рындыч: Да, совершенно верно. Благодарю за вопрос. Добрый вечер всем. Рада вас приветствовать из солнечной Анталии. На самом деле постпандемические условия, временные отрезки были приняты в согласовании с Министерством туризма, а также с Министерством здравоохранения Турции. Были выдвинуты определенные правила, которые должны соблюдаться в отелях, прежде чем они должны быть открытыми. Конечно же, там огромное количество пунктов. Но я хочу сказать, что отели высокого класса, в большинстве из них, в принципе, они применялись на протяжении многих лет, потому что это международные стандарты. Напомню вам о том, что помимо той проблемы, с которой столкнулся мир на сегодняшний момент, существовало много других, конечно же, даже более опасных, с точки зрения распространения инфекции. Конечно же, требования… Если интересны сами моменты, которые, скажем так, заметны как изменения, я могу их, в принципе, озвучить, которые будут заметны, грубо говоря, для туристов. Петр Кузнецов: Да, конечно. Елена Рындыч: В первую очередь, безусловно, это требование к персоналу – ношение маски и перчаток. Это обслуживающий персонал. То есть мир теперь уже немножечко другой, надо к этому привыкать. От гостей никто не просит это соблюдать, это только для желающих. Конечно же, все отели это предоставляют. Обязательное требование также – двенадцатичасовый перерыв между гостями. Одни гости выехали из номера, ожидание следующих гостей. Номер должен выдержать двадцатичетырехчасовую паузу. Более того, хочу сказать, что теперь все общественные зоны обрабатываются генератором холодного тумана. Используется вещество диоксид хлорида путем окисления. То есть обрабатываются все поверхности общественные, в том числе номера и так далее. Это абсолютно безопасное вещество, и оно способно уничтожать бактерии всевозможные, которые есть, с поверхности, а также в воздушном пространстве, которое примыкает к этой поверхности, где это все проводилось. Эти требования есть, и они соблюдаются, естественно. Что может быть непривычным для нашего гостя на первый взгляд? Например, те отели, которые предлагали системы «все включено» и «шведский стол», многие отказались, например, от системы «шведский стол». А многие отели поддержали такую политику, как предоставление системы «шведский стол», но за стеклом. То есть теперь гости могут выбирать то, что они желают, а персонал обслуживающий просто будет им это все накладывать в том количестве, в котором пожелают наши гости. Мы никого тут лимитировать, естественно, не будем. Плюс давайте учтем турецкое гостеприимство и доброжелательность. Более того, все люди, которые работают, конечно же, они соскучились по туризму, по гостям. Это все производится наилучшим образом. Это стало более гигиенично, с точки зрения тех же гостей, в том числе и нас, отельеров. Далее – что касается бассейнов и так далее. Естественно, это должен быть завышенный показатель хлора и допустимый pH-фактор. Все это тоже соблюдается. Если бассейны работают в отелях, то, соответственно, эта норма выдержана. Конечно же, дистанция, дистанцирование в полтора мера соблюдается также. Вы можете заметить в отелях разметки социальной дистанции. В принципе, я вам хочу сказать… То есть понятное дело, что гости из России начали к нам приезжать. Сразу хочу сказать, что это действительно был огромный праздник для анталийцев. Мы устроили торжественную встречу в аэропорту наших дорогих гостей из России. Все соскучились и, конечно, с трепетом относимся буквально к каждому, кто приезжает, это однозначно. И тот момент, что, конечно, гости сами понимают, и они стараются тоже держать дистанцию друг с другом. Если брать какие-то увеселительные мероприятия, дискотеки, сборы массового туризма, вернее, гостей в определенных точках – здесь, конечно же, идут небольшие изменения в концепции во многих отелях, например. Либо же приходится, например, из фан-зоны какой-то дискотеки делать просто зону бистро со столиками. Вот такие небольшие изменения. Но все согласно правилам, конечно же, соблюдается. Хочу заметить, что, конечно, на самом деле в данный момент не очень высокая заполняемость, как обычно бывает в августе месяце в обычное время. В частности, и в предыдущие месяцы была достаточно низкая заполняемость. Ну, на данный момент все как бы под контролем. Мы уверены в себе. Более того… Петр Кузнецов: Елена, простите, у нас просто минута остается. Мне кажется, очень важный вопрос: если в отеле находят коронавирус, то что происходит с отелем, с другими туристами? Елена Рындыч: Первый момент. Я хочу сразу сказать про то, что закуплены практически во всех отелях камеры с идентификацией личности, с тепловизором. В каждом отеле их более ста, они размещены в различных зонах. То есть мы контролируем температуру наших гостей. Если есть какие-то подозрения на завышенную температуру, гостя провожают к доктору, он его обследует. Если есть какие-то, например, подозрения, то тогда уже приходится делать тест. Есть различные формы, например. Для разных форм заболевания также есть определенные стандарты. Как правило, если подтверждено, что гость болеет, ему предоставляют лечение в клиниках Анталии. У нас построено очень много дополнительных объектов… Петр Кузнецов: За его счет? Просто у нас десять секунд. Елена Рындыч: За счет страховой компании. Также есть возможность изолировать гостей на территории отеля, есть специальные номера. Более того, есть номера, где есть вентиляция легких. Это обязательное требование. Плюс сотрудники, которые этим всем занимаются. Петр Кузнецов: Комфортный обсерватор. Спасибо большое. Ольга Арсланова: Да, спасибо. Петр Кузнецов: Елена Рындыч, представитель центрального офиса сети отелей в Турции. Мы говорили об открывшейся Турции, которая только ждет наплыва. Оставайтесь с нами, программа «Отражение» продолжается. Ольга Арсланова: Скоро мы вернемся, после большого выпуска новостей. Впереди много тем. Мы надеемся, что мы обсудим их вместе с вами.