Закатают в асфальт: регионы накажут за плохие дороги. Почему на местах срывают национальную программу?

Гости
Олег Бадера
председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ

Иван Князев: Далее у нас вот какая тема. Правительство устроило разнос региональным чиновникам из-за плохих дорог: планы по их ремонту, а также по возведению мостов и строительству магистралей в рамках нацпроекта «Качественные и безработные дороги» срываются. Только в четырех субъектах федерации все запланированные работы были выполнены полностью. А ведь деньги-то получили.

Тамара Шорникова: Да. По данным Минтранса, в этом году регионам выделено 106 миллиардов федеральных рублей на ремонт почти 7 тысяч различных объектов. Еще 5 миллиардов регионы получили на ремонт 17 аварийных мостов, контракты с подрядчиками сейчас заключены только по 12. Регионам-аутсайдерам пригрозили санкциями – в частности, они не получат дополнительного финансирования в размере 12,6 миллиарда рублей на аварийные мосты.

И хочется дополнить эту статистику. Ситуация с исполнением нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обсуждалась на совещаниях в Правительстве. Нацпроект, рассчитанный до 2024 года, предполагает финансирование в общем почти на 5 триллионов рублей, и практически 4,5 триллиона из них идут как раз на ремонт дорог.

Что было сказано на совещаниях? Только в четырех субъектах работы полностью завершены, как уже сказали, а в 16 регионах завершены на 90%. Это следует из данных Минтранса. Конкретнее. Забайкальский край, Крым, Ненецкий автономный округ, Тува, Чечня, Приморье, Еврейский автономный округ и Сахалинская область выполнили то, что должны были, менее чем на 30% (это о ремонтных работах). Севастополь, Челябинск, Камчатка, Хабаровский, Астраханский края и Калининградская область не дошли до 50%.

Здесь хочется эту статистику подбить цитатой вице-премьера Максима Акимова. Что он сказал? «Мы изъяли из экономики беспрецедентные ресурсы на нацпроект, существенно повысив налоги. Мы у людей фактически забрали часть доходов, чтобы перераспределить на общественное благо. А пока оно выглядит так: только четыре региона уложили верхний слой асфальта».

Иван Князев: Знаешь, Тамара, при всем при этом мне было очень интересно, как оправдывались чиновники, которые провинились. Они говорили и пытались объяснить отставание от графика природными катаклизмами – тайфунами, затяжными дождями и другими непреодолимыми обстоятельствами. Прямо подмывает добавить: конечно, у нас еще и лето холодное, и вообще земля не родит, и так далее.

Тамара Шорникова: Будем разбираться, где же собственно погода помешала, а где – какие-то другие причины. Сначала запустим SMS-опрос: довольны ли вы дорогами в своем регионе – да или нет? Тут все просто.

Иван Князев: Пишите нам.

Тамара Шорникова: Отвечайте в SMS. Мы подведем итоги после обсуждения с экспертами. А сейчас…

Иван Князев: …у нас на связи Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Кирилл Янков: Здравствуйте.

Иван Князев: Вот такая немножко абсурдная ситуация: вроде бы как бюджет выделяет федеральные деньги (кстати, их достаточно или нет?), а на местах говорят, что тайфун виноват, или я не знаю что. Почему так происходит?

Кирилл Янков: Ну, деньги действительно выделяются большие в рамках нацпроекта – значительно больше, чем раньше. Но вопрос в том, что если деньги не освоены, то или есть объективные причины (бывает, что и тайфун), тогда их надо переносить на следующий период, на следующий год. А если уважаемых и объективных причин нет, то надо наказывать тех чиновников, которые в этом виноваты, но не наказывать целый регион и не наказывать жителей. Что же получается? Из-за того, что один-два чиновника плохо выполняют свои обязанности, мосты останутся неотремонтированными, дороги останутся с ямами? Это какой-то странный подход.

Иван Князев: А в чем там проблемы? Мы уже приводили цифры. Контракты с подрядчиками не заключены на строительство мостов. Неужели это так сложно? Вроде бы, казалось, деньги есть, но осваивать не хотят.

Кирилл Янков: Ну, это на самом деле сложно, потому что контракты заключаются по определенной процедуре. Это госзакупки, это конкурсные процедуры. На этих процедурах бывают сложности. Например, есть компании, которые демпингуют, предлагают очень низкую цену, а сами ничего сделать не могут. И потом пытаются за эту цену низкую, выиграв конкурс, кого-то еще нанять, то есть делают еще за меньшие деньги. Система госзакупок очень непростая, и она не всегда срабатывает правильно. Здесь есть такие причины, да.

Тамара Шорникова: Вопрос такой, прочитаем эсэмэску из Ленинградской области: «В городе Подпорожье мост один через реку Свирь, через дамбу, в аварийном состоянии. А если что случится?» И вот такие мосты могут лишить финансирования? Не слишком ли это жесткая мера за какие-то бюрократические проволочки?

Кирилл Янков: Ну конечно, это неправильно. Мост через реку Свирь в Подпорожье практически безальтернативен, то есть связь Ленинградской области с Карелией на всем пространстве между Онежским и Ладожским озером только через этот мост фактически осуществляется. И конечно, данный мост надо в первоочередном порядке ремонтировать и никак не допускать, чтобы он попадал в аварийное состояние. Это неправильно. Тем более нельзя лишать регион денег из-за того, что конкурсная система не сработала или какой-то чиновник неправильно сработал.

Тамара Шорникова: А какие меры могут тогда простимулировать к более качественному выполнению нацпроектов?

Кирилл Янков: Вы знаете, можно вводить внешнее управление. Вообще это декларировано, что можно и в целом регионе ввести внешнее управление, хотя практики такой нет. Возможно, вводить внешнее управление в дорожной отрасли какого-то региона, да, назначать федерального чиновника, который будет антикризисным управляющим, допустим, управления автодорог какого-то субъекта федерации, который не смог деньги в срок освоить раз, другой, третий. Внешнее управление. Приезжает чиновник из Москвы, местных руководителей отстраняет и год-два осуществляет внешнее управление – до тех пор, пока ситуация не выправится. Лучше к таким мерам прибегать, чем наказывать целый регион за то, что деньги не освоены.

Иван Князев: Я предлагаю вместе с вами сейчас послушать нашего телезрителя. Нам звонят уже люди в большом количестве. Сейчас нам дозвонился Борис. Борис, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Из какого региона звоните? И в каком состоянии у вас дороги?

Зритель: Я звоню из Приморского края, из города Дальнереченска. Вот у нас въездная центральная дорога, за лето ее три раза уже «пломбировали» этим асфальтом, а толку никакого, она выбивается. Вот уже несколько лет ее не могут заасфальтировать даже. Это не говоря уже о второстепенных дорогах. Куда деньги уходят? Я не знаю. Деньги выделяются, а куда они деваются? Неизвестно.

Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо вам.

Тамара Шорникова: Таких звонков очень много. Давай переадресуем эксперту. Действительно, очень много претензий к качеству ремонтных работ.

Иван Князев: Кирилл Вадимович, у вас есть информация по ситуации в Приморье? Потому что Владивосток пишет: «Дороги отвратительные», – подтверждают слова нашего телезрителя.

Кирилл Янков: Да, ситуация там плохая. Помните, несколько лет назад там мост обрушился, и долгое время не было прямой связи, по-моему, между Большим Камнем и Находкой. Вот на этой дороге, по-моему, обрушился мост, который был построен в 60-е годы и ни разу капитально не ремонтировался. В Приморье ситуация не очень хорошая.

И что удивляет? Во-первых, там к саммиту АТЭС были построены уникальные объекты во Владивостоке: два уникальных моста, низководный мост через залив Де-Фриз, дороги были построены. А сейчас Владивосток (и это было объявлено на Восточном экономическом форуме) хочет строить второй мост на остров Русский и кольцевую дорогу вокруг Владивостока. Я не очень понимаю, как вокруг приморского города можно построить кольцевую дорогу. То есть Владивосток замахивается опять на мегапроекты, которые будут стоить сотни миллиардов. Вот это, мне кажется, неправильно.

Иван Князев: При этом с мелочами разобраться не могут.

Кирилл Янков: Нужно, прежде чем браться за такие мегапроекты, привести в порядок свою опорную дорожную сеть в регионе, особенно в дальние районы. И от этих сотен миллиардов, которые Владивосток хочет получить на новый мост на остров Русский, на второй мост, и на Большую кольцевую дорогу, лучше какую-то часть потратить сейчас на приведение всех дорог, на капитальный ремонт мостов, других искусственных сооружений.

Конечно, понимаете, такие мегапроекты завораживают. Да, мегапроект можно объявить на Восточном форуме, можно президента потом пригласить на открытие и так далее. А о капитальном ремонте какого-то места на Восточном форуме не объявишь, президента не пригласишь. И вот эта страсть к мегапроектам, которые можно громко объявить и распиарить, честно говоря, она удручает, она не совсем правильная. Надо сначала дорожное хозяйство поддерживать в нормальном состоянии, а потом уже задумываться о мегапроектах.

Иван Князев: Да, спасибо большое. Кирилл Янков был с нами на связи, член Общественного совета при Минтрансе России.

«Ох, любят наши чиновники показные выступления!» Еще несколько эсэмэсок. Мурманская область: «Дороги и тротуары в городе Калуга просто жуть!» Саратовская область: «Дороги – ужас ужасный!» – прямо дословно процитирую.

Тамара Шорникова: Подключаем к нашему разговору еще одного эксперта – Олег Алексеевич Бадера, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Олег Алексеевич, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Олег Алексеевич.

Олег Бадера: Здравствуйте.

Иван Князев: Слушайте, ну стыдно как-то получается! Деньги выделяем. Все-таки когда у нас в стране справимся мы с нашей вечной бедой? Что для этого еще нужно?

Олег Бадера: У нас достаточно сложные отношения между чиновниками и бизнесом, подрядчиками. KPI чиновников сегодня не очень понятен. Поэтому у нас зачастую бывают ситуации, когда меняются чиновники, приходит новый губернатор, новая команда – и тут же меняются все подрядчики. Почему они меняются? Зачем они меняются?

Иван Князев: Вы сейчас риторически это говорите? Или мы все-таки скажем, почему они меняются и зачем они меняются?

Олег Бадера: Потому что у нас KPI у чиновников зачастую… Вы знаете, что надо потратить как можно больше бюджетных денег и на этом как-то заработать. Я практически открытым текстом говорю. К сожалению, коррупция в этой сфере еще очень высока. И здесь выбирается не качественный подрядчик, а лояльный подрядчик, свой подрядчик, кто ближе к губернатору. Это одна из проблем.

Вторая проблема – отсутствие сверху четких и понятных планов. Ведь когда нам говорят: «Давайте мы накажем регион за то, что он не исполнил бюджет прошлого года», – а может, нужно наказать тех чиновников, которые за это отвечают? За то, что они не обучили министерство региона. За то, что они не заставили выставить планы на торги тех участков, тех мостов, которые должны были разыгрываться.

Ведь что такое бизнес? Если бизнес сможет для себя четко спланировать, когда и какой объем ему нужно построить, отремонтировать, то он с удовольствием это сделает, выйдет на этот конкурс и все сделает. Так делается во всем мире.

У нас же в стране о конкурсе узнают в последний момент. Все судорожно начинают готовиться и борются низкими ценами. А побеждает компания, которая ближе всего к чиновнику и помогла написать критерии под себя.

В дорожном строительстве мы с вами об этом каждый год говорим. Сегодня есть все механизмы, чтобы заставить подрядчика построить качественно, надолго, эксплуатировать еще во время пятилетнего срока и отвечать за качество ремонта и за качество строительства. Но мы (я имею в виду – чиновники) этого не делаем. Почему мы это не вписываем в контракты? Непонятно. Меняются губернаторы, приходит новая команда – и все заново. И мы из года в год повторяем одно и то же.

Тамара Шорникова: По первой части согласна. По поводу дедлайнов и сроков – все же прописано в Минтрансе, графики ремонтных работ и так далее. Что еще нужно проставлять, какие сроки и метки, отсечки себе делать на местах?

Олег Бадера: Давайте возьмем с вами любой регион, откроем и увидим, сколько мостов в каком регионе и в какой срок нужно отремонтировать, и где эти конкурсы. Ведь это же элементарно – расписать эти конкурсы, поставить их в план, объявить эти конкурсы и провести по этим конкурсам работу. Но почему-то этого нет. Почему-то этот конкурс появится в самый последний момент, и технические требования в этом конкурсе будут прописаны в самый последний момент.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Олег Бадера, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры «Деловой России», был с нами на связи.

Сейчас послушаем Аллу, нашу телезрительницу из Санкт-Петербурга.

Иван Князев: Здравствуйте, Алла.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Иван Князев: Алла? Ну, прежде чем подведем…

Тамара Шорникова: Алла задумалась о дорогах, мне кажется.

Иван Князев: Да-да-да, сильно.

Тамара Шорникова: Давай пока подведем итоги голосования. Довольны дорогами 11%.

Иван Князев: Соответственно, 89% недовольны. Мне кажется, это по всей стране, потому что опять же Нижегородская область: «У нас дороги – как волны в море. Сочувствую водителям». А Самарская область вот какую мысль высказывает: «Когда уйдут дураки с должностей, тогда и будут дороги хорошие». Две проблемы решать можно сразу.

Тамара Шорникова: Да, у нас обычно после выволочки на совещании как-то работа ускоряется. Посмотрим, что будет в этот раз. Следующая тема.

Не хватает денег или эффективности?