Артем Соколов: Порог беспошлинного ввоза товаров личного потребления пока прежний - общий вес до 31 кг на общую сумму до 1 тыс евро в месяц

Гости
Артем Соколов
исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли

Ольга Арсланова: Мы продолжаем, это информационно-интерактивная программа "Отражение". Очень часто мы выбираем темы, о которых нам пишут зрители. Вот, например, наш зритель из Тамбова прислал SMS о том, что тысячи посылок застряли на таможне и поэтому многие рискуют остаться без новогодних подарков; в частности, сам наш зритель тоже стал жертвой новых правил. Пишет он нам: "Подскажите, что делать тем, кто стал заложником ситуации?" Получается, что понятие "закон обратной силы не имеет" не работает, и в итоге страдают те, кто делали покупки в Интернет-магазинах еще в октябре или ноябре и не знали о том, что новые правила совсем скоро вступят в силу.

Юрий Коваленко: Так вот, по новым правилам с 7 декабря таможню будут проходить только те посылки, которые по предоставленным ИНН получателя и Интернет-ссылки на каждый товар в заказе. На основе информации о весе и цене товара, а также сопоставлении опять же паспортных данных и ИНН будет приниматься решение о требовании таможенной пошлины.

Ольга Арсланова: И так же в очередной раз начались дискуссии о возможном изменении порога на покупки в иностранных Интернет-магазинах. Сейчас беспошлинный порог ограничен 1 тысячей евро, а также 31 килограмм можно беспошлинно ввозить в месяц. По плану коллегии Евразийской экономической комиссии, с 1 января 2019 года лимит должен быть понижен и составить 500 евро, через год – 200 евро. В общем…

Юрий Коваленко: Пока подорожали только дорогие подарки, они же застряли.

Ольга Арсланова: …все сложнее и сложнее что-то таким образом заказывать и в страну ввозить. Если вы как раз из тех, кому не повезло и ваша посылка где-то застряла, позвоните и расскажите, как развиваются ваши события. Ну а мы будем разбираться в ситуации вместе с Артемом Соколовым, исполнительным директором Ассоциации компаний Интернет-торговли. Здравствуйте, Артем.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Артем Соколов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Новые правила, которые действуют совсем скоро неделю – хочется понять, зачем их ввели.

Артем Соколов: Здесь история следующая. На самом деле об этих правилах все перевозчики знали уже давно. Более того, о них знали и сами Интернет-магазины. И то, что Интернет-магазины не предупредили своих пользователей о том, что им необходимо дополнительные сведения предоставить, чтобы посылку получить – это уже, наверное, вопрос к тем самым Интернет-магазинам. Все были осведомлены еще в начале ноября, и таможня, в общем-то, свою функцию выполнила так, как она ее и должна выполнять.

Более того, никаких существенных, так скажем, барьеров таможня не создала. Вот у нас сейчас все посылки доставляются по сути, можно сказать, двумя каналами. Первый канал – это "Почта России", почтовый оператор. Второй канал – это экспресс-перевозчики или логистические операторы, их можно назвать еще уполномоченными таможенными представителями, как угодно, это все про них – это, так скажем, альтернативный канал, через который, как правило, заказываются более дорогостоящие посылки, более дорогие вещи…

Ольга Арсланова:DHL тот же самый?

Артем Соколов: В частности, и они, и ряд других экспресс-перевозчиков. Так вот дело в том, что существует уже несколько лет подряд таможенный эксперимент, в котором как раз участвуют пять логистических компаний. Это крупные известные логистические компании, и так сложилось почему-то, что для них всегда существовали другие правила. Так сложилось, что одна из этих компаний эти правила перестала выполнять. Ну дословно: если вы такой логистической компанией отправляете товар, вам необходимо, во-первых, предоставить свои паспортные данные перевозчику, вам необходимо указать отправителя (это делаете не вы, это отправитель указывает – то юрлицо или Интернет-магазин, кто он)…

Ольга Арсланова: У кого мы купили.

Артем Соколов: Кто бы он ни был, он должен себя идентифицировать в любом случае. По каждому товару указывается код ТНВ. Вот если у вас несколько товаров в посылке едет, перевозчик должен все эти коды ТНВ перечислить. Вот один из перевозчиков перестал почему-то перечислять эти коды ТНВ, все забивал под один код, и было такое ощущение, что идет один и тот же товар в огромных количествах. Естественно, это нарушение, которое повлекло за собой дополнительное внимание со стороны ведомств, которые должны контролировать как раз весь этот товарный поток. И по сути помимо того объема информации, который и так всегда экспресс-перевозчиками собирался, просто появилось дополнительное требование указывать ИНН. Ну а указать адрес сайта, мне кажется, совершенно несложно, на котором был заказан конкретный товар.

Ольга Арсланова: Указать это должен покупатель, то есть мы?

Артем Соколов: Смотрите. У экспресс-перевозчика, который доставляет товар, всегда есть контакты и покупателя, и отправителя. Неважно, кто здесь укажет, эту дополнительную информацию всегда можно запросить. На самом деле те товары, которые были заказаны еще в начале ноября, уже давно нашли своих потребителей и нигде не застряли. Более того, насколько мне известно, с сегодняшнего дня там необходимую информацию, которую нужно было собрать, дособрали, и эти посылки начали выпускать в оборот. Там проблемы-то по большому счету нет, это почему-то раздули из этого большую такую сложную историю, хотя на самом деле любой логистических оператор имеет возможность запросить любую дополнительную информацию, на которую у него есть право, естественно, у потребителя, и эту информацию предоставить в таможенный орган, для того чтобы те приняли решение о выпуске товара. Причем он всегда и собирал эти данные, то есть тут вообще ничего нового не появилось. Опять же, повторюсь: из пяти операторов четыре работали исправно, никаких проблем не возникало. Но оказался вот один, который, что называется, не очень внимательно относился к выполнению требований законодательства.

Ольга Арсланова: Почему мы его не называем? Если нельзя называть?

Артем Соколов: Я уж в целях, как это называется… Мы в эфире.

Ольга Арсланова: Но если эта информация не какая-то секретная, насколько я понимаю.

Артем Соколов: Честно говоря, не знаю, какой у нее гриф той или иной секретности, поэтому и не называю, чтобы не было потом разговоров.

Юрий Коваленко: Но найти в Интернете так или иначе можно ее, да?

Артем Соколов: Здесь можно продолжать заказывать товары в Интернете, можно совершенно уверенно оформлять покупки. Ничего нового не появилось, никаких новых требований специальных не появилось. Кроме того, если говорить про порог беспошлинного ввоза, они остались прежними…

Ольга Арсланова: Пока что.

Артем Соколов: Да, пока что. Вот мы в сегодняшних условиях живем, на сегодняшний день они остались ровно теми, которыми они и были – 1 тысяча евро в месяц и не больше 31 килограмма в весе. Вы можете за месяц заказать себе хоть холодильников, хоть стиральных машин, хоть каких-то мелких гаджетов на эту сумму, и, в общем, с вас никто ничего не получит.

Ольга Арсланова: Холодильников немного закажешь.

Юрий Коваленко: Да, холодильники, наверное, дешевле здесь и отечественные купить.

А вот с другой стороны, установление этих порогов: получается, продавец либо сайт будет вынужден заказывать мелкими партиями либо платить пошлину. Естественно, все это ляжет на плечи покупателя, на его кошелек. То есть получается, что все эти товары будут дорожать. Вот примерно на сколько процентов должен подорожать товар, чтобы продавцу было выгодно его заказывать из Китая и продавать здесь?

Артем Соколов: Как у нас сейчас работает система? Когда вы превышаете определенную норму ввоза, срабатывает механизм пошлины, то есть 30% от превышения. Дословно: если вы на 1100 евро заказали, то со 100 евро у вас попросят заплатить 30% в бюджет. Платит эту пошлину действительно потребитель, сейчас это именно так. Сделано это только для того, чтобы товары для личного пользования, вот эти партии, которые для личного пользования предназначены, не перерастали в коммерческий оборот, потому что для импорта у нас существуют совершенно другие правила, и с каждого товара там уплачивается и ввозной НДС, и пошлина таможенная, плюс там есть еще ряд требований по сертификации, обеспечению гарантий и прочее, это целая отдельная история. С товарами для личного пользования иное регулирование, к ним эти требования не предъявляются – не надо платить совершенно ничего, если вы не выходите из лимитов. Собственно, эти лимиты устанавливаются государством только для того, чтобы предотвратить перетекание коммерческого траффика в траффик, который коммерческим по сути не должен являться, в эти заказы, которые являются товарами для личного пользования.

Ольга Арсланова: Мне вот интересно. Многочисленные магазины в Instagram, которые продают исключительно на Интернет-площадках, явно купленное на AliExpress, они каким образом вот эти товары ввозят? Тут складывается ощущение, что никто там ничего лишнего не платит.

Артем Соколов: Действительно, есть такая практика, что люди заказывают эти товары под видом товаров для личного пользования, потом их выставляют на продажу. Это называется введением в гражданский оборот тех самых товаров, которые вводить нельзя, это нарушение союзного законодательства, это прямое нарушение действующих правил. В отношении темы, насколько что подорожает, чтобы примерно было понятно: из всего количества заказов свыше 1 тысячи евро лишь 0.4%, а у нас сейчас в день в России въезжает больше миллиона посылок – по-моему, 1 миллион 300 тысяч; к концу этого года мы ожидаем около 420 миллионов посылок – это импортных с товарами, они сюда въедут. Причем предновогодний период самый такой жаркий, самый горячий, самое большое количество посылок именно в эти даты въезжает.

Юрий Коваленко: Хорошо, а сколько процентов примерно 500 долларов стоимостью посылки?

Артем Соколов: Свыше 500 там около 1.5%, кажется.

Юрий Коваленко: А свыше 200?

Артем Соколов: Сейчас я вам так скажу. Свыше 200 точно сказать не могу. Мы когда делали аналитику, у нас получалось, что 96% посылок ниже 150 евро по стоимости, если взять абсолютно весь поток, весь траффик.

Ольга Арсланова: В месяц?

Артем Соколов: Нет, мы берем вообще в целом заказы наших россиян, смотрим их средний чек в количественном выражении – 96% этих заказов не превышают 150 евро по стоимости. Если говорить о заказах, которые ниже 22 евро по стоимости, то это 65%. То есть понимаете, в основном люди все-таки заказывают…

Юрий Коваленко: Откуда у нас так много китайского?

Ольга Арсланова: Вот оттуда.

Артем Соколов: Китай – это действительно 90% всего траффика, 90% посылок идет именно из этой страны.

Ольга Арсланова: Дешево, бесплатная доставка.

Юрий Коваленко: И маленькие посылочки беспошлинные, да?

Артем Соколов: В основном они все не превышают по стоимости порог и все проходят беспошлинно, естественно. Причем надо сказать, что из Европы, например, посылки более дорогие, в общем объеме из всего 4%. 90% Китай, 4% Евросоюз, еще 2% США, и на оставшиеся страны приходится совсем немножко, оставшаяся часть. Но из Европы посылки дороже. То есть если Китай в общем объеме делает где-то 52% денег, аккумулирует из всего этого траффика, Европа – это где-то 25% денег несмотря на то, что посылок мало, но там товары дороже, США еще 13%, и вот на оставшиеся страны еще сколько там, 12-13% остается.

Ольга Арсланова: Игорь из Московской области в прямом эфире, наш зритель. Здравствуйте, Игорь.

Зритель: Здравствуйте. Хотел задать вопрос. Подскажите, пожалуйста. Действительно сделал заказ где-то в начале ноября, в подарок госпошлин получил и узнал о новых правилах, что нужно ввести ИНН. Куда ввести? В профиле на AliExpress нет поля такого "ИНН пользователя". И, в общем-то, примечание, ссылка на товар, который хотелось бы заказать, там тоже как-то она очень неявное место, куда именно можно, там полей таких нет, куда вводить. Или я куда-то не туда ввожу?

Артем Соколов: К сожалению, действительно иностранные Интернет-магазины не предусмотрели самого простого сервиса, не проинформировали потребителя о том, каким образом они планируют этот товар предоставить. Вообще, когда вы товар покупаете, вы выбираете способ доставки, и там можно выбрать либо почту, либо альтернативный метод доставки. Я бы посоветовал уважаемому телезрителю просто посмотреть в своем заказе, каким именно логистическим оператором планировалось отправлять эту посылку, и, собственно, именно с этим логистическим оператором и связаться, дословно сообщить свой ИНН надо именно этому логистическому оператору.

Ольга Арсланова: А как это сделать?

Артем Соколов: Это может быть DPD, DHL, это может быть PonyExpress в зависимости от того, кого он выбрал. Он, я думаю, сможет это посмотреть в своем личном кабинете, где делал заказ, либо уточнить просто у китайского продавца, там есть возможность переписываться в чате, каким конкретно курьером была отправлена конкретная посылка.

Ольга Арсланова: А если это "Почта России"?

Артем Соколов: Если это "Почта России", для них эти правила не действуют.

Ольга Арсланова: То есть можно ИНН не указывать?

Артем Соколов: Совершенно верно. С почтой совершенно другие правила работают. Почта вообще здесь не регулируется теми ведомственными приказами ФТС, которыми регулируется деятельность экспресс-перевозчиков. Для почты существует Всемирная международная почтовая конвенция, Всемирный почтовый союз, и там для отправки любого товара достаточно заполнить простую форму из пяти полей, где указан просто получатель, весь, стоимость и что в посылке едет, все.

Ольга Арсланова: То есть для "Почты России" правила не изменились, ничего нового?

Артем Соколов: Совершенно верно. У почты как они были самыми простыми, так и остались.

Ольга Арсланова: И самыми долгими, вероятно.

Артем Соколов: Здесь, наверное, не совсем корректно это по отношению к экспресс-перевозчикам, которые обязаны и товарную номенклатуру, и прочее-прочее указывать, а к почте эти требования не применяются. Поэтому все, что по почте пошло, оно дойдет.

Юрий Коваленко: У нас как бы все говорят о том, что вот, затягивают гайки, простому человеку не выжить и так далее. Вот мировой опыт каким образом выглядит? Как в других странах это все происходит? – хуже, лучше, так же? Примерно хотя бы.

Артем Соколов: В мировых странах еще интереснее. Там когда вы эту посылку получаете, там пороги беспошлинного ввоза намного ниже, чем наши, это 22 евро в основном, если мы говорим, например, про Европу. Есть страны, в которых нулевой порог беспошлинного ввоза, дословно с каждого евроцента начисляется уже определенный налог, свыше определенной суммы еще и пошлина. Налог там НДС, в зависимости от того государства, в котором проживает европеец, у них там разные НДС во всех государствах, такой НДС и начисляется. Плюс если посылка дороже 150 евро, еще и пошлина где-то 6%.

Что происходит дальше? Организация, которая эту посылку доставляет, она же является и таможенным представителем конкретного физического лица. И если у нас, для того чтобы пошлину заплатить, надо идти на почту, например, или идти с этим инвойсом, куда-то его оплачивать, у них этот платеж может принять, собственно, сам логист, который этот товар доставил. Или, например, он просто прикрепляет к этой посылочке инвойс. Он опять же знает все твои данные от и до (и паспортные, и прочие), потому что он тебе инвойс выставляет как счет – это как налог, который вам необходимо оплатить. Но вы можете оплатить его не сразу, а через какое-то время. У нас, например, без уплаты пошлины посылку вам не выпустят: если там пошлина предполагается, если она дорогая, пока пошлину не заплатите, вам посылочку не отдадут. Там, наоборот, посылку отдают сразу, а потом вы через какое-то время можете эту пошлину оплатить.

Ольга Арсланова: Очень зрители интересуются, а зачем эта информация об ИНН? Не будет ли потом какого-нибудь лишнего налога, который придется заплатить? Например, больше потратил, например, чем официально получаешь – заплати налог.

Артем Соколов: Это понятные опасения. Здесь немножко развею вот эти, как это назвать…

Ольга Арсланова: Страхи, вполне оправданные страхи.

Артем Соколов: Страхи и риск ожидания. Дело в том, что идентификация по ИНН просто удобнее, чем по паспорту, и таможня это сделала только потому, что пересылались товары на поддельные паспортные данные несуществующим людям по несуществующим же паспортам или по потерянным, просроченным и так далее. ИНН – это идентификатор, который позволяет вас идентифицировать сразу как существующего гражданина, который живет, работает или не работает. По ИНН все видно, какие государственные, социальные платежи проходят, вообще видна ваша социальная активность. Понятно, что вы живой человек, явно существуете, в базе данных числитесь. Проверить паспорт намного сложнее. В ИНН всего лишь этот номерок вбиваешь и сразу все понятно, с паспортом сама сложность проверки этих паспортных данных: во-первых, это ручная перебивка информации с картинки в систему и так далее, ответ из соответствующего органа, который тоже занимает определенное время. С ИНН все намного проще.

Юрий Коваленко: Вот, мне кажется, такая идея – я не знаю, в плане бреда или в плане того, не подсказать бы людям лишнего – ведь можно же избежать этой пошлины, если, допустим, напрямую будет идти расчет между покупателем и продавцом. То есть я перечисляю ему деньги на карту, а он мне присылает как подарок, предположим.

Артем Соколов: Теоретически да, это можно делать, никому не запрещено получать подарки. Другое дело, что здесь сам покупатель очень сильно рискует, потому что деньги он может перевести…

Ольга Арсланова: …а подарок не получить.

Артем Соколов: …а товара не получить. И если Интернет-площадка как раз защищает от таких случаев, там можно и спор с продавцом открыть, в конце концов, маркетплейсы современные крупные деньги возвращают, если вдруг что-то не то (посылка по какой-то причине не дошла), вам деньги вернут. Вы жалуетесь, проходит какое-то время, продавец не реагирует или мало ли, что угодно, обанкротился, посылка не дошла, все что угодно может произойти. Вам эту денежку вернут обратно, потому что ее система не сразу продавцу отдает, а вот вы заказ оформили, маркетплейс ее…

Маркетплейсом я называю Интернет-магазин иностранный, вот эту площадку. Он ее холдирует, то есть оставляет у себя на какое-то время, и ждет, пока посылка не дойдет, пока вы не поставите отметочку о том, что вы посылку получили. Если вы эту отметку поставили, все, деньги уходят продавцу; отметку не поставили – деньги продавцу не уйдут, пока вы эту посылку не дождетесь. Если вы не реагируете в течение 45 дней, вам система оповещает о том, доставили ли вам посылку, нажмите, пожалуйста, на кнопочку, а вы вообще ничего не делаете – да, тогда по умолчанию деньги спишутся в пользу продавца. Вот, собственно, такой принцип работы сейчас заложен во всех основных крупнейших маркетплейсах.

Ольга Арсланова: Послушаем нашего зрителя – Алексей, город Орел. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. У меня такая проблема. 11 ноября… Вы меня слышите, нет?

Ольга Арсланова: Да-да, слушаем.

Зритель: 11 ноября под день рождения жены к январю я оплатил на Ebay 4 посылки, 4 товара. Я ничего не получил, естественно, пока. Я начинаю по рекомендации, как было написано на РБК, должен был сообщить свой ИНН продавцам. Но они не понимают, зачем, что это такое, и у меня сейчас начинаются переписки, вы понимаете? Я им одно, они мне говорят: "Мы все сделали, мы не понимаем". Я им говорю: "Обратитесь в службу доставки". ИНН у них мой есть. Они говорят: "Мы с ними разговаривали – никаких проблем нет". Я не знаю, что мне делать: то ли начинать диспут (вы понимаете о чем, вы говорили о нем), то есть начинать диспут о возврате денежных сумм, которые я уже оплатил, либо, так сказать, что мне дальше-то делать? То есть посылки зависли, 11 ноября оплата, сегодня уже 12 декабря.

Что делать? Если они из Соединенных Штатов не понимают (ну там платье заказал, туда-сюда, к дню рождения жены), у меня сейчас с ними идет диалог. Вы здесь предлагаете, чтобы я связался с оператором доставки, но там же я должен идентифицировать товары, идентифицировать продавца и прочее. То есть вы говорите: "Свяжитесь с ними", – а как я свяжусь? Идентифицировать-то я должен товар, то есть я должен указать номер, я должен прочее и прочее. Потом будет ли сам этот самый доставщик, будет ли он вообще со мной разговаривать? И потом я должен выйти на их сайт. Естественно, это на английском и так далее. То есть это достаточно сложно. Поэтому ваше предложение повисает в воздухе. Что мне сейчас делать?

Артем Соколов: Кто доставщик у вас, подскажите, пожалуйста?

Зритель: Ну что я, помню, что ли? Я говорю: в четырех местах я заказал. Зачем мне доставщик? Это в принципе не моя проблема.

Ольга Арсланова: Вообще если вводится… Я Алексея очень хорошо понимаю: если вводится какое-то новое правило, без которого ты свою посылку не получишь, людям должны объяснить, как они это правило могут выполнить. Наверное, это должно быть удобно, это не должно быть таким безумным квестом по поиску разных сайтов, писем каких-то личных продавцу и компании, которая занимается перевозкой.

Артем Соколов: Декларирование товаров всегда было задачей физического лица, которое эти товары приобретает.

Ольга Арсланова: Всегда была форма. Легкая форма – вот, пожалуйста, вам окно, впишите, отправьте.

Артем Соколов: Любой доставщик, который имеет возможность доставлять товары, имеет здесь свое представительство. У нас не существует таких доставщиков, которые здесь своих представительств не имеют, потому что в противном случае доставка в РФ невозможна.

Ольга Арсланова: А что Алексею делать? – выяснить

Артем Соколов: Когда возможна, это скорее всего один из тех самых пяти – либо DHL, либо DPD, либо SPSR, либо PonyExpress, либо кто-то еще, всех не вспомню сейчас. У всех этих компаний есть свои представительства здесь, у всех работают горячие линии. Идентифицировать себя можно довольно несложно, сообщив либо номер заказа на Ebay, либо свою фамилию, имя и отчество, потому что доставщик-то знает, что он вам должен отвезти этот товар, он вас уже знает. Он у вас должен был запросить паспортные данные, не продавец. Это, кстати, не задача продавца и даже не задача Ebay, это действительно задача логистического оператора, который должен привезти вам этот товар.

И доставщик, если он не может сам с вами связаться по какой-то причине, нет у него вашего номера телефона, дозвонитесь ему сами. Это явно один из четырех; узнать, каким доставщиком вы заказывали эту посылку, можно из своего заказа либо уточнить у продавца, кому он передавал конкретно, когда отправлял (он же кому-то ее передал), это явно какой-то логистический оператор. Узнать название, позвонить в эту компанию, у них у всех есть представительства в России, разговаривают они на русском языке. Более того, и сайты на русском языке все есть у них. Просто к своему заказу дополните недостающую информация, заодно уточните, где эта посылка застряла.

На самом деле, как правило, всегда продавцы предоставляют shippingnumber, так называемый трек-код, и по нему, если по почте идет товар, это Всемирная почтовая система, по которой можно отследить и посмотреть, на какой таможне посылка осталась или в каком конкретно месте она зависла, где она – на границе или уже на территории России, или не доехала еще до территории России, а в Оклахоме находится.

Юрий Коваленко: А если вот 45 дней вот эти проходят (у нас буквально несколько секунд осталось), 45 дней проходят на разбирательство, а деньги-то автоматически уходят продавцу, и посылка возвращается обратно к продавцу?

Артем Соколов: В Ebay другие правила, там все работает иначе.

Юрий Коваленко: Прекрасно.

Артем Соколов: И, кстати, Ebay – это очень добросовестная компания, которая всегда к таким случаям подходит индивидуально: там тоже можно открыть диспут и всегда свои деньги вернуть, но ни разу не было проблем с Ebayни у кого.

Ольга Арсланова: Желаем всем свои посылки все-таки получить. Спасибо вам. Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний Интернет-торговли был у нас в гостях.

Юрий Коваленко: Спасибо.