Рафаэль Марданшин: Два-три часа исправительных работ в день станут хорошей профилактикой для "зацеперов"

Гости
Рафаэль Марданшин
депутат Госдумы

Петр Кузнецов: Итак, в России ужесточают ответственность для дебоширов. Причем, во всех или на всех видах транспорта теперь им грозит до 5 лет тюрьмы. Это максимальное наказание за катание, например, на крышах электричек или пьяные дебоши в самолетах. То есть эти дела приравняли.

Депутаты Госдумы приняли поправки в закон по транспортным дебоширам. Согласно им, черные списки хулиганов будут формироваться только на основании решений наших судов. Законопроект касается не только авиапассажиров, но и пассажиров, еще раз, любого общественного транспорта: поезд, метро, морское судно.

Ольга Арсланова: В ближайшее время будет разбираться во всех тонкостях этих поправок. И хотим обратиться к нашим зрителям. Как думаете вы, какое наказание за дебоширство на транспорте будет эффективным? Вы можете нам позвонить в любой момент или написать с вашим развернутым мнением. А голосование, которое мы запустим прямо сейчас, мы предлагаем провести по другому вопросу. Как вам кажется, в чем причина дебоширства в транспорте в нашей стране? Это безнаказанность или менталитет? Выбирайте тот вариант, который вам ближе. Присылайте СМС на короткий номер. И в конце беседы подведем итоги.

Петр Кузнецов: Приветствуем гостя в студии – Рафаэль Марданшин, депутат Государственной Думы. Здравствуйте, Рафаэль.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Рафаэль Марданшин: Добрый день.

Ольга Арсланова: Расскажите поподробнее о поправках, которые подготовлены. Что меняется? Мы понимаем, что раньше это трактовалось как хулиганство, и наказание было минимальным.

Рафаэль Марданшин: Сейчас тоже это будет трактоваться как хулиганство, но уже в статье уголовного кодекса. Если до этого ответственность наступала административная, то теперь будет наступать ответственность уголовная. В статью "хулиганство" ввели отдельный состав, а именно "хулиганство, совершенное на водном, общественном или воздушном судне". И за это предусмотрена ответственность, как уже было сказано, от 300 до 500 тысяч рублей. И уголовная ответственность – до 5 лет лишения свободы. Кроме этого, я бы хотел добавить, что, согласно этой статье, там есть еще квалифицирующие признаки. Если это совершенно группой лиц или организованной группой лиц, то за это предусматривается еще более строгая ответственность, а именно штраф от 500 тысяч рублей до 1 млн рублей, и лишение свободы до 7 лет.

Петр Кузнецов: Это, например, пьяная компания?

Рафаэль Марданшин: Это пьяная компания, да.

Петр Кузнецов: Соразмерны ли, одинаковы ли вы, по-вашему, наказания для дебоширов и, например, хулиганов в трамвае?

Петр Кузнецов: Смотря как. Тут же суд будет квалифицировать эти действия. Кроме этого, у нас есть еще и административная ответственность за нарушения на общественном, воздушном и водном транспорте. И там предусмотрены, конечно, мизерные штрафы. Там штрафы (езда на подножках трамвая, на крышах того же трамвая, метрополитена) – до 100 рублей. Конечно, здесь нужно соответствующие изменения вносить и в административный кодекс. Эти штрафы надо увеличивать. Но я думаю, что это уже другой шаг Государственной Думы, которая будет принимать соответствующие изменения.

Ольга Арсланова: Если мы говорим о зацеперах, это одна из самых наболевших тем, о которой мы тоже в том числе в нашем эфире много говорили, и она волнует общество. Как их поймать? Я так понимаю, что большинство этих правонарушений остаются абсолютно незамеченными. Но зато мы видим и чудесные ролики в Youtube, где молодые люди хвастают своей удалью – их никто не ловит.

Петр Кузнецов: Это не совсем так. Их и ловят, и привлекают к ответственности. Но, к сожалению, как я уже говорил, до этого ответственность была мизерная. На поимку данного нарушителя тратились большие средства и время, чем тот штраф, который ему вменялся. Конечно, это неправильно. Теми изменениями, которые сегодня Государственная Дума внесла в наше законодательство, эта ситуация изменится. Причем, изменится кардинально. И будут предусмотрены штрафы, как я уже говорил, от 300 до 500 тысяч рублей. Но, кроме этой поправки в статью "Хулиганство", была введена новая статья в уголовный кодекс, а именно "Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, сопряженные с хулиганскими действиями". По этой статье предусматривается ответственность от 150 до 300 тысяч рублей и лишение свободы до 3 лет. И это как раз касается хулиганов с лазерными указками, зацеперов, которые ездят на поездах, тех, кто бросает камни в проезжающие поезда. Вот их уже будут привлекать по этой конкретной статье "Хулиганство".

Ольга Арсланова: Я правильно понимаю, что среднестатистический зацепер, какой-то молодой подросток, парень или девушка, могут получить до 300 тысяч штрафа?

Рафаэль Марданшин: Зацеперы от 150 до 300 тысяч рублей штрафа.

Петр Кузнецов: И, если он совершеннолетний, то он еще и может сесть?

Рафаэль Марданшин: Даже если он несовершеннолетний, а речь идет о лицах от 14 до 18 лет, для них тоже предусматриваются такие наказания, как штраф, административный арест и в том числе лишение свободы.

Ольга Арсланова: Но это очень жестко. Ведь в основном так развлекаются подростки, у которых какого-то альтернативного досуга. Часто это какие-то люди из неблагополучных семей. В итоге малообеспеченная семья будет вынуждена выплачивать этот огромный штраф. И не очень понятно, кому это принесет пользу.

Рафаэль Марданшин: Смотрите, тут не только дети из неблагополучных семей. Тут вполне и из благополучных семей дети этим занимаются. Те, кто хотят получить определенный экстрим. Те, которые хотят как-то самоутвердиться в обществе. И здесь уже, конечно, родителям больше нужно будет следить за своими детьми и отслеживать, где они проводят свой досуг, свое время. И, конечно же, те штрафы, которые будут налагаться в соответствии с новыми нормами закона, они, конечно, в первую очередь коснутся родителей, так как несовершеннолетние лица от 14 до 18 лет порой не имеют своих источников дохода, не имеют какой-то собственности. Тогда ответственность уже будет ложиться в первую очередь на родителей или их опекунов.

Петр Кузнецов: Давайте поговорим о нарушении гражданских прав. Нам телезрители пишут: "Ясно. Еще один повод с народа деньги собрать. Решили народ построить". И так далее. Как избежать ошибки попадания в черный список законопослушного гражданина? Решения принимают суды. Народу не надо объяснять, как работают наши суды и какое отношение у общества к нашим судам.

Рафаэль Марданшин: Я как раз хотел бы немножко поправить. Вы в начале передачи сказали, что мы уже приняли эти поправки. На самом деле по черным спискам поправки еще не приняты. Они еще находятся в профильном комитете на обсуждении. И на самом деле там подходы к решению этого вопроса были разные. Первый подход – чтобы черные списки составлялись именно авиакомпаниями. И второй подход – чтобы черные списки составлялись именно по решению судов.

И, на мой взгляд и на взгляд нашего комитета, правильно, конечно, чтобы такие списки составлялись именно по решению судов. Так же как у нас конституционное право граждан на передвижение может ограничиваться только решением суда.

Ольга Арсланова: Так интересно. То есть за зацепинг человек может попасть в тюрьму, но при этом авиакомпания как абсолютно коммерческий субъект, который имеет право отказать пассажиру, не будет иметь права составлять такие черные списки, хотя это право есть практически у всех, насколько я знаю, авиакомпаний мира. Почему наши компании вы хотите этого права лишить?

Рафаэль Марданшин: Мы не можем нарушать конституцию. У нас конституционные нормы. И мы их должны соблюдать. И если дать право на составление черных списков только авиакомпаниям, то тоже могут быть перегибы.

Петр Кузнецов: С волейболистом история.

Рафаэль Марданшин: Да, как буквально недавно случай с волейболистом, когда авиакомпания "Победа" по надуманным предлогам, что он мешает и дебоширит, его вывели из самолета. И, вполне возможно, если бы у них такое право было, они бы его включили в черный список. Хотя, насколько мы понимаем, из той информации, которую мы получаем, он никакого хулиганства там не совершал, не дебоширил. Но, вполне возможно, по решению авиакомпании он может попасть в черный список и не пользоваться этой авиакомпанией. Это, на мой взгляд, неправильно.

Петр Кузнецов: Просто чтобы понять механизм. Как, допустим, на этой истории с волейболистом будут решаться подобные очень спорные конфликты? На основе материалов, видео, показаний очевидцев, мнений той или иной стороны? Если нет видеоподтверждения.

Рафаэль Марданшин: У нас, кроме уголовного наказания, еще предусмотрено и административное наказание. В административном кодексе у нас есть такая статья, как "Мелкое хулиганство". И за нее предусматриваются штрафы от 2 до 5 тысяч рублей. Если пассажир какого-то авиационного судна, допустим, нарушает общественный порядок, но не представляет какой-то большой угрозы, то, соответственно, он будет привлекаться по административной ответственности, будет получать меньший штраф. И в этом случае, как предусматривается новым законопроектом, который готовится по составлению черных списков, там как раз и предусматривается возможность для пилотов воздушного судна дать им право составлять административные протоколы.

Петр Кузнецов: Расширение полномочий экипажа?

Рафаэль Марданшин: Экипажа.

Петр Кузнецов: Смотрите, в связи с этим законом могут ли появиться отдельные люди, комиссары какие-нибудь по безопасности, то есть расширение штата, в связи с чем, может быть, теперь стюардессам раздадут электрошокеры, тем, кто следит за зацеперами. То есть отдельные службы, в связи с чем повыситься стоимость билетов на электричку, самолет.

Ольга Арсланова: Мы же сами за свою безопасность будем платить.

Рафаэль Марданшин: Я за авиакомпании ответить в данный момент не могу. Но я думаю, что авиакомпании на это не пойдут. Во-первых, это, конечно, приведет к удорожанию авиаперевозок, скажется на стоимости авиабилетов. Второе – что все-таки у нас не только стюардессы на борту самолета, но и стюарды работают, мужчины. И правильно замечено: может быть, не электрошокеры, но чтобы какие-то спецсредства они применять все-таки могли. Такие, как пластмассовые наручники, допустим. Но я думаю, что это уже вопрос другого законопроекта, где мы эти вопросы будем рассматривать, в том числе с участием авиакомпаний.

Ольга Арсланова: Смотрите, я недавно читала интервью главы "Аэрофлота", где он сказал, что у нас просто какое-то чудовищное количество авиадебошей. Конкретно на их линиях выросло очень сильно число дебошей в последнее время. При этом эти же граждане, россияне, на международных рейсах ведут себя очень прилично, потому что боятся неотвратимости наказаний, которые там есть.

Вопрос следующий. Как наказывают за рубежом? Если вам это известно. То есть чего так опасаются россияне? И будет ли неотвратимость в нашем случае, даже если закон будет принят?

Рафаэль Марданшин: То, что касается количества правонарушений на внутренних авиалиниях и международных. Мне кажется, по той информации, которой мы владеем, больше всего правонарушений как раз происходило на международных авиалиниях, когда люди выезжали в отпуска, возвращались расслабленные, употребляли спиртные напитки. И таких фактов было достаточно много.

Ольга Арсланова: Имеется в виду – если эти люди пользуются рейсами других международных компаний.

Рафаэль Марданшин: Да. А когда мы говорим, что на внутренних авиалиниях таких примеров больше. Так у нас и внутренних рейсов намного больше, чем международных. Может быть, эта пропорция сказывается. Хотя мы замечаем и другую тенденцию. В связи с тем, что многие авиакомпании запретили употреблять на бортах воздушных суден спиртные напитки, количество таких хулиганств, правонарушений, конечно, резко снизилось.

Ольга Арсланова: Когда это мешало русскому человеку? Наши всегда придумают, как скрыть бутылку из duty free. В этом же нет проблемы.

Рафаэль Марданшин: По крайней мере, об этом уже предупреждают, что за это предусмотрена ответственность, что это запрещено. Раньше это разрешалось. Сейчас уже все-таки определенные сдерживающие факторы есть.

Ольга Арсланова: Тут недавно были предложения вообще отнимать эти пакеты из duty free с алкоголем и выдавать пассажирам, только когда они уже прилетят на место. Авиакомпании сказали, что вводить дополнительную штатную единицу, которая все это будет делать, как раз для всех будет очень дорого.

Рафаэль Марданшин: Я думаю, те изменения, которые мы сегодня приняли, и закон об авиадебоширах – это очень серьезный сдерживающий фактор для авиапассажиров. Если они будут понимать, что за это предусмотрены внушительные штрафы, как мы говорили – от 300 до 500 тысяч рублей, конечно, это будет многих наших граждан дисциплинировать.

Петр Кузнецов: Вопрос из Красноярского края: "Таких пассажиров очень много в такси. Как водителю поступать в таком случае?". То есть пассажир такси тоже попадает под этот законопроект?

Рафаэль Марданшин: Попадает. Получается, так.

Ольга Арсланова: "Не давайте людям пить алкоголь в самолете. Если пьяные дебоширят – штраф и запрет на перелет. Иначе никак", - республика Бурятия, такое мнение.

"Безнаказанность в самолетах. Срок маленький. Никаких штрафов. К примеру, если пилот не узнает про дебошира и не передаст, и рухнет самолет – никто этого не докажет". То есть говорят, что действительно это очень опасно.

Но считают, что есть и эффект безнаказанности. "Я и сейчас не понимаю, кто их будет задерживать на деле – кондуктор, проводник (если речь идет о железнодорожном транспорте). Нужен механизм видеозаписи и так далее".

Петр Кузнецов: Давайте послушаем Федора из Московской области. Федор, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Федор.

Зритель: Здравствуйте. Про детей вы говорите.

Петр Кузнецов: Зацеперов.

Зритель: Я вас смотрю постоянно. Вы правы. Наши суды безнаказанны. Я на 100% согласен. А то, что говорят, что дети… Мы все взрослые люди. Мы все на работе с утра до вечера. Как присмотришь за ребенком? Задайте вопрос – как гражданин может сопутствовать этим вопросам. Мы сами с улицы…

Ольга Арсланова: В советское время тоже ездили, прицепиться на трамвайчик…

Петр Кузнецов: Федор, но отношение к наказанию взрослых людей-авиадебоширов, правильное поведение в общественном транспорте, которое может привести к дтп.

Зритель: Уже есть законы.

Ольга Арсланова: Вы считаете, что то, что есть, уже достаточно? Понятно. Спасибо большое. А тут, понимаете, действительно то, о чем говорят очень многие наши зрители. Во-первых, действительно не всегда взрослый может на 100% гарантировать, что подросток… Ну, компания повлияла. Как-то пошли, затащили, уговорили. Сколько таких случаев, и трагических случаев, когда дети гибнут, подростки гибнут, зацеперы. Первый раз просто уговорили. Какие-то случайные знакомые в интернете взяли на слабо – пошел мальчик, и все. Не понимают, откуда такие цифры. То есть это что-то должно быть такое, что люди теоретически смогут выплатить. 500 тысяч – я не знаю, какая семья вообще сможет заплатить такой штраф.

Рафаэль Марданшин: Я один момент упустил, когда говорил про эти штрафы. В соответствии с нашим уголовным законодательством, несовершеннолетние от 14 до 18 лет, когда им назначается штраф, то для подростков от 14 до 16 лет предусматривается штраф от 1 тысячи до 50 тысяч рублей. Если это касается уже взрослых, именно для взрослых это будет от 300 до 500 тысяч рублей. Поэтому это уже на усмотрение суда. Суд будет решать с учетом всех обстоятельств дела, какой штраф присуждать данному подростку. У него есть вилка от 1 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Петр Кузнецов: Узнаем мнение народа. Мы спрашивали людей на улицах разных городов, как они относятся к такому наказанию за дебоширство на транспорте. Эффективно ли оно, справедливо ли оно. И о цифрах, которые прописаны в этом законопроекте, о суммах штрафа, давайте послушаем, посмотрим.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Нам пишут телезрители. Свердловская область: "Хотите полицейское государство? Всех бы за все наказали". "Не давайте людям просто пить алкоголь в самолете. Если пьяные дебоширят, то штраф плюс запрет на перелеты".

Ольга Арсланова: "Менталитет подкреплен алкоголем, - Омская область, - страдают от этого в период отпусков. Нужно запретить проезд в самолетах…".

Петр Кузнецов: Смотрите, очень хорошее сообщение из Кемеровской области: "А теперь возможно повышение хамства персонала". То есть теперь сместится пропорция, и народ просто очень будет ущемлен в правах, особенно если мы говорим о персоналии на борту самолета.

Рафаэль Марданшин: Я не думаю, что такое произойдет. Потому что нормы закона четко регламентированы. Поэтому как раз я и говорил о том, что неправильно давать право авиакомпаниям составлять черные списки, чтобы у них такого права не было. Чтобы пассажир косо посмотрел – его взяли и включили в черный список.

То, что касается мнения наших граждан. Все-таки большинство граждан, как я заметил, все-таки поддерживают ужесточение наказания, в том числе и увеличение штрафов. А то, что касается несовершеннолетних детей, когда мы говорим о крупных штрафах, мы забываем о том, что, кроме штрафов, в соответствии с нормами закона предусмотрены и исправительные работы, и обязательные работы, и в том числе для подростков, для несовершеннолетних детей. Поэтому не обязательно суд примет решение, чтобы оштрафовать, допустим, данного ребенка. Он будет исходить из многих обстоятельств дела и будет принимать такое решение: или штраф, или исправительные работы, или, может быть, и лишение свободы. Как они правильно называют, учебно-исправительные учреждения.

Петр Кузнецов: Послушаем Илью из Магадана. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я работаю в авиационной отрасли. И я могу сказать, что по причине дебоширства в авиатранспорте происходит так, что люди просто чувствуют свою безнаказанность, потому что там штраф от 500 до 1500 рублей, как за мелкое хулиганство. Так же, как и курение на воздушном судне – тот же самый штраф. И людям заплатить 1500 рублей, и ничего для них не происходит за это.

А если поднять штраф хотя бы тысяч до 50, тогда человек задумается. Потому что это уже ощутимая сумма. Это даже выше средней зарплаты. И, соответственно, человек будет думать уже… Если раз заплатит, то второй раз он уже по-любому не будет так делать.

Петр Кузнецов: А если речь идет об уголовных сроках?

Зритель: Уголовные сроки именно за курение и за распитие спиртного на борту – это, я думаю, слишком, чересчур. А именно за дебоширство, допустим, нападение на экипаж, я могу сказать, что в некоторых странах за это есть непосредственная уголовная ответственность, которая приравнивается к террористическому акту, потому что нападение на экипаж – это практически захват воздушного судна.

Ольга Арсланова: Смотрите, еще такой момент. Многие наши зрители считают, что у нас дебоширят, потому что пьют. У вас какая-то есть ваша профессиональная статистика, профессиональные наблюдения? Может, в этом все дело? Не давать вообще, и все. Не давать пить.

Зритель: Почему? Бывают люди, которые употребляют наркотики, бывают люди, у которых просто происходит обострение на борту воздушного судна, и с ними работать очень тяжело. И тем же самым проводникам нет никакой возможности физически воздействовать на данных людей. И приходится прибегать к помощи пассажиров и прочее.

Петр Кузнецов: Ясно. Спасибо.

Ольга Арсланова: Все-таки наши зрители интересуются: "Почему в европейских странах идут на ограничение передвижения, на черные списки?". Это же действительно эффективно: если ты знаешь, что потом не полетишь уже удобным тебе рейсом…

Рафаэль Марданшин: Мы же тоже не говорим, что мы от этого отказываемся. Я уже говорил: законопроект находится в комитете на рассмотрении. В ближайшее время мы его начнем обсуждать.

Я вернусь опять к тому, что говорил – что когда мы вводим какие-то ужесточения нашего законодательства, мы в то же время не должны все-таки ограничивать конституционные права наших граждан. И из этого мы должны исходить. И я уверен, что если эти черные списки будут составляться не произвольно только по решению компании, а именно по решению суда, это будет более правильно.

И еще один момент хотел отметить. По ужесточению наказания. Мы говорим про детей. Правильно говорили о том, что многие наши подростки вообще даже не знают о том, что за это предусмотрена какая-то ответственность: 100 рублей или 300 000 рублей. Очень важно, чтобы, во-первых, была неотвратимость наказания. На первый случай пускай она небольшая, но какое-то наказание будет. Особенно для тех, кто даже не предполагал, что это, оказывается, нарушение. В следующий раз он этого совершать не будет. И, конечно же, эту проблему надо решать комплексно. Нужно решать и вести разъяснительную работу среди подростков, среди школьников о том, что это не просто хулиганство, а за это предусматривается серьезная ответственность: и штрафы, и вплоть до каких-то других мер наказания. И они реально эти наказания могут получить. А если не они, то это скажется на их родителях. Вот эту работу, конечно, и школы, и общественность должны вести. Одна наша телезрительница как раз обратила внимание: общественность тоже должна к этому подключаться и эту разъяснительную работу должна вести.

Петр Кузнецов: Все-таки при рассмотрении законопроекта мы просим учесть статистику, согласно которой зацеперы – это дети из неблагополучных семей, родителям которых не то что 300 000 выплатить штраф, но и 20 000 – это очень…

Рафаэль Марданшин: Я еще раз повторюсь. Штрафы от 1 до 50 тысяч рублей или исправительные работы.

Ольга Арсланова: Это тоже неприятно, болезненно.

Рафаэль Марданшин: 2-3 часа в день для них будет хорошей профилактикой.

Петр Кузнецов: В завершение нашего разговора подведем итоги голосования. Мы спрашивали причины дебоширства в транспорте. Все-таки большинство считают, что безнаказанность – 83% в этом уверены. И, соответственно, менталитет – оставшиеся 17%.

Ольга Арсланова: Спасибо большое.

Рафаэль Марданшин: Пожалуйста.

В России ужесточат ответственность для дебоширов на всех видах транспорта