Закон позволяет нам приостановить оплату при оказании некачественных услуг
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/zakon-pozvolyaet-nam-priostanovit-oplatu-pri-okazanii-nekachestvennyh-uslug-44422.html
Тамара Шорникова: Сейчас время для нашей постоянной рубрики «ЖКХ по-нашему». Сегодня будем говорить о перебоях с водой в стране и о качестве воды. К примеру, в Ростовской области систематически отключают в некоторых муниципалитетах ту самую воду. Ну и не только Ростов, естественно, будет в нашем эфире.
Поприветствуем нашего эксперта в сфере ЖКХ – Татьяну Овчаренко, руководителя «Школы активного горожанина».
Иван Князев: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.
Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.
Иван Князев: Давайте, по традиции, вначале посмотрим одну историю. В поселке Софрино Московской области уже месяц из кранов течет черная вода. Об этом нам сообщил наш телезритель Андрей. Вода не только грязная, но еще и пахнет нехорошо, жители не моют ею даже посуду. Фильтры в трубах приходится менять каждый день, но и это не помогает. Вот такая вода. Набираешь ванну, заходишь, чтобы помыться в чистой водичке, а там такое!
Тамара Шорникова: Жители неоднократно обращались в водоканал Пушкинского района, писали и в местную администрацию, и в управляющую компанию. Там отвечают: «Роспотребнадзор взял пробы. Вода соответствует нормам».
Хочется спросить у вас: вы довольны качеством воды из крана?
Иван Князев: Пишите, звоните нам.
Татьяна Овчаренко: Я? Да.
Иван Князев: Ну, Татьяна Иосифовна – да. А мы призываем наших телезрителей. Какая у вас ситуация вообще с водоснабжением? Часто ли бывают вот такие истории, когда кран открыл, особенно горячую воду, а там ржавая вода потекла? Причем, сколько ни сливай, она как была ржавой, так и остается.
Тамара Шорникова: И кристальной не станет.
Иван Князев: Да-да-да. Или просто отключают постоянно по непонятным причинам. Звоните нам.
Ну а мы пока спросим Татьяну Иосифовну, почему у нее так все хорошо.
Тамара Шорникова: Я бы переживала просто за эти ресурсоснабжающие компании, которые осмелились бы что-то не так поставить в дом Татьяны Овчаренко, не того качества услуги. Как контролируете этот вопрос важный?
Татьяна Овчаренко: Я могу сказать, что в Софрино, конечно, кресты и церковную утварь золотить умеют. Это такой очень сложный химический процесс. Боюсь, что воду забирают из промывки.
За такую воду платить нельзя. Извините, но глупо использовать фильтры. Цвет ржавчины появляется уже при 10 миллиграммах на литр. Такая вода запрещена к использованию вообще как таковая. Это первое.
Срок претензий – до двух лет, так что могут уже сейчас требовать. Прекратить платить. Известить, что за такое качество не платят. Перерасчет с того момента, когда это безобразие началось. Моральный вред. И стоимость испорченного оборудования. Это первые шаги.
Что касается Роспотребнадзора, который, оказывается, брал пробы. Очень хотелось бы видеть оригиналы протоколов этих проб. Рекомендую жителям запросить и ознакомиться. Вот тогда будем говорить о том, что такая вода пригодна для употребления.
Иван Князев: Понимаете, во-первых, кто их вам покажет, эти оригиналы? А во-вторых, обычный человек-то все равно ничего не понимает.
Тамара Шорникова: Там какие-то проценты.
Иван Князев: Напишут там какие-то проценты, цифры.
Татьяна Овчаренко: Если человек не понимает, пусть пьет такую воду. Что разговор, простите, Иван?
Иван Князев: Нет, я в том плане, что… Ну смотрите. Пробу чисто технически взяли, я не знаю, какую-то лакмусовую бумажку туда засунули. И как мне понять?
Тамара Шорникова: Не ядовитая.
Иван Князев: Да, не ядовитая. Как там понять?
Татьяна Овчаренко: Питьевая вода должна быть бесцветной и прозрачной, не иметь привкуса и запаха. Это написано русским языком в законе «О водоснабжении и водоотведении». И на это есть ГОСТ соответствующий – «Питьевая вода в Российской Федерации». И все там написано. Там есть показатели, называются: цветность, мутность, запах, привкус и прочее, и прочее. Нельзя, чтобы были нефтепродукты, фенол. Количество проб какое? Софрино – большой поселок.
Иван Князев: Давайте посмотрим как раз цветность и запах. Вот видите. Это уже даже не ржавая вода, а это какая-то просто черная вода. Мне кажется, из болота какого-то ее взяли.
Татьяна Овчаренко: Да, вероятно. Ну и что? Вопрос в том, что если жители продолжают платить… Они должны, согласно закону «О защите прав потребителей», прекратить платежи. Да и 364-е постановление «Правила предоставления коммунальных услуг» об этом говорит. Письменно! Раз зафиксировано – значит, есть основания предъявлять доказательства. Надо обжаловать это в тот же Роспотребнадзор. Кроме этого, есть суды.
Тамара Шорникова: Татьяна Иосифовна, два важных момента. Прекратить платить прямо сейчас? Просто мы часто говорим: «Вы сначала платите, будьте добропорядочным гражданином, а потом идите в суд и пробуйте вытребовать компенсацию».
Татьяна Овчаренко: Я сейчас вам грубо из женской жизни приведу пример: «Сначала будьте изнасилованы, а потом получите удовольствие». Это разговоры людей и жуликов, которые хотят получить деньги за некачественную услугу или за ее отсутствие. Это разговоры прикормленных юристов. Нет! Закон позволяет нам приостанавливать оплату при оказании некачественной услуги.
Тамара Шорникова: С извещением?
Татьяна Овчаренко: В течение 30 минут по закону, по 381-му постановлению, товарищи должны быть на месте, в доме, где зафиксировано вот это безобразие, потому что делается заявка аварийщикам. И это актируется. Актируйте сами с помощью соседей. Все! И на исправление таких аварий, если это аварийная ситуация, дается четыре часа, три часа или двенадцать часов – в зависимости от того, где это. А вот где они воду, с позволения сказать, вот эту жидкость забирают – это вопрос очень серьезный, вопрос расследования.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем нашего телезрителя из Московской области вместе. Узнаем, какая там вода, есть ли проблемы. Артем, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Артем.
Зритель: Здравствуйте. Вот у нас такая проблема в городе Волоколамске – палочку обнаружили в воде. Хотелось бы узнать, к кому обращаться можно и на кого жалобу написать, вот конкретно.
Тамара Шорникова: Подождите. Палочку в водопроводной воде?
Иван Князев: Кишечную?
Зритель: Да, кишечную палочку обнаружили. У меня двое детей. И бывает, что они прямо из-под крана могут попить воду.
Татьяна Овчаренко: Недопустимыми являются колонии бактерий, 300 штук на миллилитр. И все колиморфные бактерии и фекальные бактерии недопустимы вообще! Не должно быть ни одной штуки, а не то что обнаружили. А кто обнаружил? Роспотребнадзор? Подача такой воды должна быть прекращена (кстати, и в тех, и в других случаях) и жителям предоставлена вода цистернами в необходимых количествах. Кроме этого, необходимо потребовать возместить затраты на бутилированную воду и так далее. Только так.
Иван Князев: Это если квитанции сохранить. Мне кажется, вообще тут речь о прокурорской проверке, если такая масштабная история.
Татьяна Овчаренко: Да, конечно.
Иван Князев: Если определенное количество жителей пользуется водой, в которой есть кишечная палочка, то это вплоть до уголовного дела, мне кажется.
Татьяна Овчаренко: Совершенно верно. Кстати, какое количество воды используется, определяется очень просто. Есть специальные таблицы: 20 тысяч, 5 тысяч, 100 тысяч. Зависит от ветки. Так что все они должны получить возмещение. Один раз деньгами наказываешь – и все становится на свои места.
Тамара Шорникова: Спасибо за комментарий.
Давайте вместе посмотрим видеоматериал. «Довольны ли вы качеством воды из крана?» – спросили наши корреспонденты жителей Екатеринбурга, Новокузнецка и Липецка.
ОПРОС
Тамара Шорникова: Посмотрели ответы. И очень много SMS! Давай почитаем.
Иван Князев: Калининградская область пишет: «Город Гусев. То, что течет у нас из года в год из крана, назвать водой нельзя. Это какая-то жидкость, плавает что-то в ней, запах и цвет отвратный. Ставим на всю технику фильтры – ничего не помогает». Саратовская область: «Вода плохая, вонючая. Кипяченая – с ржавым осадком. Цветы поливаешь – на горшке наросты».
Тамара Шорникова: Амурская область: «У нас вода хоть и чистая, но жесткая. Дно чайника постоянно в серых пятнах, которые даже лимонная кислота уже не берет».
Хочется спросить, Татьяна Иосифовна. Понятно, что ржавая, грязная, вонючая – это точно страшно. А вот если такие критерии – жесткость, например, то это тоже регулируется? Этого тоже не должно быть?
Татьяна Овчаренко: Очень просто: берете и переезжаете в районы, где гидрогеологические условия обеспечат вам мягкую воду. Вот эти вопли по поводу осадка – это от незнания. Жесткость воды тоже регламентирована. Мы живем в таких гидрогеологических условиях. Вода у нас очищается на известняковых почвах. Естественно, там есть CaCO3 и MgCO3. И когда мы кипятим, этот осадок, да, садится. Это общее явление. Вода, когда вы ее кипятите, жесткость свою в значительной степени теряет.
Кроме этого, что касается запаха хлора – значит, излишки хлорирования. Это недостаток контроля при подготовке воды и ее подаче нам, то есть там, где ее приготавливают. Но, с другой стороны, удивляться нечему. 60% забора воды у нас в стране – из поверхностных источников: из рек, из водохранилищ, неизвестно из чего. А так как мы охранные зоны урезали до невозможности и радостно построили там пансионаты, дачки и коттеджи, то чему удивляться? Я что-то не очень понимаю. Это естественное явление, о котором граждане должны знать. Коттедж на берегу реки? Фекальная вода.
Иван Князев: Понятно.
Ижевск на связи, Михаил дозвонился. Михаил, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Иван Князев: Слушаем вас. Какая вода у вас?
Зритель: У меня вопрос. У нас идет горячая вода, но дело в том, что у нас нет обратки. Мы платим денежки за кубометры горячей воды так же, как те, у кого есть обратка. Мы до десяти минут ждем, когда пойдет горячая вода. Есть ли какие-то графики? По каким коэффициентам оплачивать, чтобы было дешевле, как у тех, у кого есть обратка?
Тамара Шорникова: Татьяна Иосифовна, вы разобрались в ситуации?
Татьяна Овчаренко: Я уже второй раз на этот вопрос отвечаю. Значит, относительно коэффициентов понижающих мне ничего не известно. Вы сливаете долго воду, потому что у вас эта вода не вращается в системе и за счет этого остывает. Так что это претензии к эксплуатационникам. Вот и все. Это вопрос очень узкоспециальный. И больше я вот так вот с листа ответить, собственно говоря, не берусь.
Иван Князев: Ну а пока почитаем еще несколько SMS. Ульяновская область: «В советское время я воду пил прямо из-под крана, без стакана, а сейчас кипячу». Воронеж: «У нас ужасная вода! Поставили трехступенчатый фильтр, иначе пить опасно для здоровья».
Тамара Шорникова: Может, в советское время просто моложе были, здоровье крепче?
Иван Князев: Из-под крана воду пили.
Татьяна Овчаренко: И не было фильтров. А так как про фильтры вам рассказывают сказки бесконечные, и люди рады в это верить, то ставьте. В чем дело?
Иван Князев: Ну, про фильтры сказки не сказки… Вот из Тамбова человек пишет: «Вода с песочком и часто ржавая. Недавно сломалась машинка стиральная из-за этого. Трубам полвека».
Тамара Шорникова: Можно отсудить деньги за машинку?
Татьяна Овчаренко: Да, конечно. И нужно. Безусловно. Это в законе есть, даже в трех нормативно-правовых актах есть указание на то, что, пожалуйста, подавайте, если доказательства есть, и взыскивайте стоимость машины. Безусловно.
Тамара Шорникова: Телефонный звонок еще примем – Галина, Забайкальский край.
Иван Князев: Здравствуйте, Галина.
Зритель: Здравствуйте. Ой, до вас дозвонилась! Много раз пыталась.
Я хочу сказать, что я в квартире не так давно живу, но, вы знаете, вода невозможная – осадок, действительно накипь на чайнике. И вообще даже непонятно, как мы пьем эту воду. Чтобы из крана ее попить – это невозможно! Вот что делать? Я не знаю. Мы платим за все услуги, мы платим за воду. Почему ремонта нет? Возможно, там трубы или что-то, я не знаю. Ну, делать что-то надо.
Иван Князев: Галина, скажите… Сейчас, секунду, Татьяна Иосифовна. А у вас осадок выпадает, когда кипятите воду?
Зритель: Почему?
Иван Князев: Просто когда набираете?
Зритель: Нальешь воду – и вы знаете, прямо черный осадок. Вот я живу на улице, как бы недалеко от центра. Я не знаю, где еще такая вода. Вот я жила до этого в Нерчинске – там была плохая вода, но не такая. Я все время наливаю ее в бутыли, чтобы отстаивалась. Вы бы видели осадок.
Иван Князев: Ужас какой-то! Спасибо вам.
Татьяна Овчаренко: Заставьте Роспотребнадзор местный провести экспертизу. Сфотографируйте этот осадок, напишите жалобу, приложите фотографии этого всего. Если во всем доме такая вода – тем более требуйте коллективно, чтобы проверили качество этой воды. И потребуйте перерасчета.
Иван Князев: Татьяна Иосифовна, Воронеж пишет: «У нас отключают воду ежегодно на две недели, – ну, как и по всей стране, – ремонтируют, меняют трубы. Тем не менее вода все равно бывает ржавой».
Вода у нас ржавая из-за труб все-таки или нет? И если из-за труб, то что же мы каждый год меняем, отключаем, а она все равно ржавая и ржавая?
Татьяна Овчаренко: Во-первых, каждый год ничего не меняем. Начнем с того, что нам надо в год менять 7% водопроводных труб в стране, а меняем мы 4% с трудом. Так что у нас насчет замены труб магистральных и квартальных водопроводов – очень неважно. Это, с одной стороны, действительно трубы. И это застой воды.
Откуда ржавчина? Всегда вода стоит в сетях, химическая реакция начинается – и образуются соли железа. Когда вы гоняете воду беспрерывно, то у вас железно фактически не окисляется. Вот еще одна проблема.
Иван Князев: А то, что летом каждый раз отключают на две недели – что они там делают? Почему горячей воды нет?
Татьяна Овчаренко: На десять дней.
Иван Князев: На десять дней?
Татьяна Овчаренко: На десять дней. А за четыре, будьте любезны, деньги назад. Как что? Они ремонтируют трубы внутридомовые, поэтому отключают. Бывает, что внутриквартальные, но там сроки очень короткие: 8, 12, 18 и 24 часа.
Иван Князев: Вот у меня в доме отключили с понедельника, но что-то я ни одного ремонтника не видел ни в подъезде, ни вокруг.
Тамара Шорникова: Они удаленно это делают?
Татьяна Овчаренко: Нет, они это делают там, где вы не бываете.
Иван Князев: А, вот оно что!
Татьяна Овчаренко: Там, где узлы распределения. А если у кого-то все-таки что-то со стояком и так далее, то по заявке они и являются.
Тамара Шорникова: Вы знаете, в интернете такая информация, в какой-то переписке с иностранцами: очень сильно удивляются, что вообще в России есть такая практика. Мы единственные на этой планете так готовимся к сезону?
Татьяна Овчаренко: Нет, почему? Люди имеют обыкновение во всем мире из колодцев, из родников пользоваться. Так что мы не единственные. У нас, да, такие системы. Я ничего вам не могу сказать про зарубежные системы, они очень разные. И в многоквартирных домах на Западе точно так же бывает обязательный ремонтный период. Так что извините.
Иван Князев: Ну, хоть это утешает.
Тамара Шорникова: И тоже для статистики. Большое количество SMS! Нижегородская область, Волгоградская, Сахалин, Кабардино-Балкария пишут: «А у нас всегда вкусная и хорошая вода. Пьем, даже не фильтруем». Так что не все так плохо в Отечестве.
Иван Князев: Да.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо, спасибо вам, Татьяна Иосифовна. Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина», была у нас на связи.
А это был дневной блок программы «Отражение».