Ольга Арсланова: Мало того, что с деньгами проблемы, их еще и воруют регулярно. Денис Чижов: Воруют, да. Но чтобы сократить количество этого воровства, Ассоциация банков России предлагает новые способы борьбы с финансовыми мошенниками. Одна из инициатив такова – разрешить банкам блокировать подозрительные операции по картам и переводам на 25 дней, почти на месяц. Перед этим клиенту будет необходимо всего лишь подать заявление не позднее следующего дня после того, как банк получил уведомление об этой трансакции. Пока что у банков нет никаких правовых оснований запрещать мошенникам обналичивать вот эти вот сворованные средства. Ольга Арсланова: Идея не новая, поправки в закон разрабатывались больше года. Сейчас документ рассматривает Центробанк. Проблема эта касается многих: опять же по данным регулятора, за первое полугодие мошенникам удалось провернуть 360 тысяч вот таких хищений и украсть с их помощью 4 миллиарда рублей. Из них банки вернули клиентам всего 485 миллионов, то есть 12%. Денис Чижов: Давайте обсудим эту инициативу Ассоциации банков России. К нам присоединяется Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, один из авторов, соответственно, этой инициативы. Гарегин Ашотович, здравствуйте. Ольга Арсланова: Добрый день. Гарегин Тосунян: Вы путаете, это другая ассоциация, я не имею никакого отношения... Денис Чижов: А, Ассоциация российских банков... Понял-понял-понял, простите. Но в любом случае вы эксперт, поэтому сможете ответить. Давайте сначала разберемся, как будет работать вообще вот эта инициатива. То есть достаточно будет просто заявления, получается, пострадавшего, и все? Так таких заявлений будет много, получается, все переводы встанут. Гарегин Тосунян: Нет, ну не все же переводы подвергаются сомнению и хакерским атакам. Поэтому речь идет о том, что если есть, естественно, повод для того, чтобы приостановить трансакцию, поскольку она несанкционированная, то они должны остановиться, эти платежи. Денис Чижов: Но бывает же много жалоб, совершенно которые потом не оправдываются. Гарегин Тосунян: Не оправдываются. Если они неправильные, то тот, кто пострадает с другого конца, допустим, приостановлен платеж, деньги зачислены и заморожены, он имеет возможность тогда подать иск в сторону того, кто недобросовестно или не по умыслу, но тормознул осуществление этого платежа. То есть здесь другая сторона, естественно, может быть уязвима, если она добросовестная, но она тогда имеет в судебном порядке право взыскать с той стороны понесенный ущерб. Но это не так часто бывает, могут люди ошибаться, могут они быть сами виновны в том, что трансакция прошла. Но если это все равно несанкционированные мошеннические трансакции, то вопрос стоит о том, чтобы расширить срок, когда можно эту трансакцию дезавуировать. И сегодняшняя ситуация, когда ты имеешь право заявить о том, что трансакция не санкционирована, только до того момента, когда деньги зачислены на счет, соответственно, получателя, это не совсем логично, какой-то временно́й лаг должен быть, с одной стороны. С другой стороны, 5 дней, которые сегодня предоставлены для заморозки этого счета для разбирательства, вот то, что большое количество таких афер, действительно, требует некоторого увеличения, 25 ли дней, 15 ли дней, 30 ли дней, как первоначально некоторые коллеги предлагали, – это вопрос обсуждения. Но в данном случае инициатива акцентирует внимание на проблему, а уже детали, тонкости, нюансы будут в процессе обсуждения, я думаю, что выбраны оптимальные. Ольга Арсланова: А расскажите, пожалуйста, зачем это нужно банкам заниматься вот этим? Ведь наверняка будут издержки, проблемы, проволочки. Гарегин Тосунян: Ну, банкам это нужно по той простой причине, что большой поток претензий со стороны клиентов, когда они, сейчас не будем вдаваться в детали, по своей ли вине или действительно «благодаря» хитрым действиям хакеров и мошенников... Тем не менее, если со счета клиента несанкционированно снимаются деньги, то клиенты банка потом идут и предъявляют претензии банкам, потом начинаются долгие разбирательства. И сегодня регулирующие органы довольно критически относятся к самим банкам, встают больше на защиту прав клиентов и потребителей, и судебная система в этом смысле гораздо более клиентоориентированная, чем банкориентированная. И получается, что банк, во многих случаях без вины виноватый, потом должен компенсировать соответствующие потери клиента. А если дается разумный срок и клиенту тоже дается определенный лаг, чтобы он вовремя успел сообщить, а я вовремя тормознуть деньги перечисленные, у меня больше шансов, что этих потерь не будет, в проигрыше окажутся мошенники, а в выигрыше окажутся добросовестные участники, клиенты банка. Денис Чижов: Гарегин Ашотович, но меня все-таки волнуют крупные какие-то переводы. Смотрите, есть же расчеты и переводы между бизнесом, когда какой-нибудь товар отгружают и ты делаешь перевод. И получается, будет достаточно одной лишь жалобы, просто вот «мы подозреваем, что это мошеннический перевод», и все, на 25 дней будет заблокирована эта трансакция? Гарегин Тосунян: Вы знаете, все-таки здесь другой сегмент регулирования, здесь речь идет о потребителях, именно о платежах физических лиц, а отнюдь не о крупных коммерческих сделках. Я не знаю, охватят ли законодатели еще и соответствующие платежи между юрлицами по такому квалифицирующему признаку, что одно юрлицо перечислил другому юрлицу, а потом скажет, что это несанкционированно. Это совсем в другой сфере регулирования. Поэтому мы-то сейчас говорим о физических лицах, о несанкционированном списании со счетов физических лиц, а отнюдь не о коммерческих платежах между юрлицами. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Гарегин Тосунян. Сейчас с нами на связи президент Консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности Андрей Масалович. Здравствуйте, Андрей Игоревич. Денис Чижов: Нет, Андрей Игоревич отключился, мошенники взломали его телефон. Ольга Арсланова: Это кибербезопасность. Честно говоря, я вот сомневаюсь в том, что это будет безболезненно. Дело в том, что банки очень нерасторопно сейчас работают. У меня одна и та же трансакция, оплата услуг школьных, там есть платное дополнительное образование, у меня, значит, списалась дважды за одну и ту же услугу оплата... Денис Чижов: И до сих пор заблокирована, да, эта сумма? Ольга Арсланова: Дело в том, что я звоню в банк и говорю: «Посмотрите, пожалуйста, у меня списалась плата дважды». Банк говорит: «Да, разберемся». Деньги так и списаны... Денис Чижов: «Ваш звонок очень важен для нас». Ольга Арсланова: ...никто ни в чем не разобрался, хотя это работа с сайтом Госуслуг. А здесь вот эти вот тюремные кол-центры, какие-то непонятные мошенники... Может, я ошибаюсь. Денис Чижов: Андрей Масалович вернулся к нам, президент Консорциума «Инфорус». Андрей Игоревич, на связи? Андрей Масалович: Здравствуйте, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Андрей Масалович: Извините, что без картинки, но... Денис Чижов: Ничего-ничего. Ольга Арсланова: Главное, что мы вас слышим. Скажите, помогут ли вот эти меры с блокировкой почти на месяц остановить мошенников? Андрей Масалович: Ну, эти меры направлены не столько против мошенников, сколько на защиту несчастных банков, чтобы они подстраховались, вот. Потому что в принципе, во-первых, 25 дней – это достаточно, чтобы попытаться разобраться или хотя бы послушать пострадавшую сторону, это раз. Во-вторых, чтобы отбить охоту у обнальщиков, просто это очень сильно замедлит схемы, часть схем работать перестанет. Ну и чтобы заставить мошенников перейти на какие-то новые модели, оставив бедные банки в покое, то есть это такой как бы плач Ярославны. Не берусь сказать, будет это эффективно или нет, но вот позицию банков тут понять можно. Денис Чижов: То есть ничего отрицательного вы не видите вот в этой инициативе? Если может, коротко. Андрей Масалович: Нет, отрицательное будет, как в любой пене, ну то есть любая волна несет с собой пену, даже если волна хорошая, красивая, и эта пена на нас сейчас выплеснется. То есть будет огромное количество ложных блокировок, огромное количество разборок с мелкими деньгами, которые пересылают своим родственникам или сослуживцам. То есть такая повседневная деятельность с картами, к которой мы привыкли, некоторое время сейчас будет затруднена, это так. Денис Чижов: Понятно, понятно. Андрей Масалович: Я думаю, что... Денис Чижов: Спасибо большое, спасибо большое. Андрей Масалович был с нами на связи. Ну а после новостей у нас большая тема. Коронавирусу год уже, будем отмечать.