Иван Князев: Кто из нас не удивлялся, когда смотрел квиток за ЖКХ? У него дома, оказывается, есть радиоточка. Некоторые даже не знают, что антенна телевидения заведена в квартиру, телефонная линия. А мы все за это платим и платим. Тамара Шорникова: Сейчас рубрика «ЖКХ по-нашему». Должны ли мы, к примеру, оплачивать обслуживание домофона? Или это уже бесплатно управляющая компания должна делать? Вы тоже готовьте свои вопросы, потому что у нас на связи Татьяна Овчаренко, эксперт в сфере ЖКХ, руководитель «Школы активного горожанина». Она все ответы знает, это точно. Иван Князев: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Рады видеть вас. Иван Князев: Татьяна Иосифовна, ну понятно, многие знают, что радиоточки уже как бы никому не нужны. И от антенн, наверное, уже отказались. И телефонная линия тоже. Мы все мобильниками пользуются. А как отключить – никто не знает. Татьяна Овчаренко: Ну, радиоточка… Надо в Федеральную телевизионную радиосеть написать, в местное отделение, что радиоточки у вас, допустим, нет вообще, и вы оплату прекращаете. Но они при этом почему-то за отключение требуют денег. Вот это мне не понятно. И я всегда говорю, что это совершенно незаконно, потому что не предусмотрены такие расходы. Тамара Шорникова: Интересно, а сколько? Татьяна Овчаренко: 60 рублей было. Я не знаю, у меня нет, поэтому я не отключала ничего. Но такие жалобы есть, да. Тамара Шорникова: По радиоточке понятно. А остальное? Иван Князев: Антенна. Татьяна Овчаренко: С антеннами удивительное явление. Дело в том, что нам положено 20 бесплатных телеканалов. И тот, кто нам поставляет… В общем, они на 10 и 10 поделены. Тот, кто нам поставляет сигнал на телевизор (это называется «оконечный прибор»), он вообще обязан доставлять его, согласно указу президента № 715 и закону «О средствах массовой информации», бесплатно. Однако берутся огромные деньги – 200 рублей в месяц с квартиры. Когда я пыталась выяснить, мне объяснили, что заключены договора с управляющей организацией, и это деньги за техническое обслуживание. А вот чего? Я добиться не смогла. Иван Князев: Ну понятно. Давайте сразу дадим слово нашим телезрителям, потому что мне подсказывают, что там у нас целая история есть. Анна из Москвы дозвонилась. Анна, здравствуйте. Рассказывайте, что у вас. Зритель: Алло. Здравствуйте. Меня слышно? Тамара Шорникова: Да, слышно. Зритель: Спасибо, очень вовремя, потому что мне «прилетела» новая платежка от «Ростелекома». Ну, каждый месяц получает обычно ЕПД, где построчно все услуги прописаны. Там стоит: ТВ-антенна – 189 рублей. Кстати, благодаря этой платежке от «Ростелекома» я вообще узнала, что и ТВ-антенна в ЕПД у нас входит. «Ростелеком» присылает отдельную платежку. ФИО там не значится. Абоненту кабельного телевидения за ТВ-антенну – 245 рублей. Я звоню в «Ростелеком», они говорят: «А потому что с октября месяца ваш дом перешел на прямые расчеты с нашей компанией за услуги по кабельному телевидению». А у меня ничего не подключено. То есть у меня, как сказал ваш эксперт, 20 обычных каналов показывает. Телевизор просто воткнут в розетку. Сказали: обращаться в «Жилищник». Я звоню в «Жилищник», говорю: «Вот так-то, так-то». – «Ой нет, это не к нам. Все по платежам – это в МФЦ». Я звоню на горячую линию МФЦ. Они подняли дом, сказали, что «Жилищник», управляющая компания, заключила договор на техническое обслуживание. Но про «Ростелеком» они не знают. «Звоните в «Жилищник». Я звоню в «Жилищник». Мужчина очень удивился, что я все еще настаиваю на ответе, говорит: «А зачем вообще? С какой целью интересуетесь? Идите тогда ногами в МФЦ. Уж если они вам не подскажут, то тогда опять к нам». В общем, вопрос… Ростелекомовская платежка без ФИО, опять же повторюсь, там просто стоит, что получатель – это абонент кабельного телевидения. И строка «ТВ-антенна» из ЕПД, из общей платежки, никуда не делась. То есть я за октябрь ее уже оплатила. «Ростелеком» просит повторно оплатить. Тамара Шорникова: Еще раз оплатить, и побольше даже, да? Зритель: Да-да-да. В ЕПД стоит 189 рублей ежемесячно, а «Ростелеком» сказал: «У нас тариф – 245 ежемесячно». Тамара Шорникова: Понятно. Анна, вам спасибо отдельное за упорство. Иван Князев: Не кладите трубку только, сейчас послушаем комментарий нашего эксперта. Зритель: Да, жду совета. Спасибо. Татьяна Овчаренко: Ну что я могу сказать? Это компания жуликов в обнимку. «Ростелеком» – известная конторка, которая доставляет телевизионный сигнал до точек ретрансляции. То, что «Жилищник» сказал, что без разрешения общего собрания он с кем-то заключил какой-то договор – это замечательно! Это все из этой серии: не жилищная услуга становится жилищной и попадает в единый платежный документ. На это надевается «Ростелеком», который доставляет сигнал вообще непонятно кому, когда и зачем. Но главное, что «Ростелеком» оказывает только платные услуги, только платные. Это написано в их уставах, это все известно. И снабжает он платными услугами всего 10 миллионов человек. Я не поняла, а при чем Анна? Что, она из этих? Вот как раз широким бреднем забрасывает неизвестно что с требованием быстро заплатить. И наш дисциплинированный и не очень разбирающийся в этом потребитель бежит и платит, как я понимаю, три раза: один раз – «Жилищнику» с его никому не известной конторкой; один раз – «Ростелекому», это еще 200 с чем-то рублей. Если у нее есть цифровой аппарат, то еще за это тоже. Тамара Шорникова: Татьяна Иосифовна… Татьяна Овчаренко: Это изумительно, потрясающе! Тамара Шорникова: Смотрите. Пока Анна оплатила только платежку. Что делать со второй бумажкой от «Ростелекома»? Татьяна Овчаренко: Ничего. А она разве ей адресована? Это неизвестно кто прислал, неизвестно что, неизвестно о чем. Иван Князев: Лишь бы потом судами это все не кончилось. Тамара Шорникова: А потом не вылезет ли штраф? Иван Князев: Пени и тому подобное. Татьяна Овчаренко: «Ростелеком», который с миллиардами, он пойдет в суд? Иван Князев: Да запросто! Татьяна Овчаренко: За год – 2 400 рублей. Он для этого адвоката пошлет, да? Тамара Шорникова: Может, как-то в автоматическом режиме. А потом заходишь в личный кабинет – хоп! – и за границу не можешь полететь. Иван Князев: Конечно. Татьяна Овчаренко: Извините, нет такого. Никаких автоматических режимов не предусмотрено. И «Жилищнику», кстати, тоже платить незачем. Написать заявление: «Антенну прошу исключить. Это не жилищная услуга. Протокол общего собрания не представлен. Договаривайтесь с кем хотите и о чем хотите у себя в конторке. Хоть пять у вас будет поставщиков сигнала. А ко мне это никакого отношения не имеет». Нет, ну это ужас! Это так же, как домофоны. Это не жилищные услуги… Иван Князев: Подождите. А давайте поподробнее про домофоны-то. С меня содрали. Татьяна Овчаренко: Когда мне в свое время в очередной раз сказали, какие десятки тысяч я им должна, я судилась, я заставила мне предоставить договор на домофон. И из него выяснилось, что контора, которая обслуживает домофон за бешеные деньги в месяц, оказывается, она обязана лично со мной заключить персональный договор. И платить я ей должна напрямую. Однако это «сидит» в ЕПД. Я не платила за домофон, потому что мне никто не предложил, не присылал и не присылает квитанции, чтобы я отдельно шла и на их расчетный счет что-то там платила. А потом, мы не обсуждали такие бешеные цены. Иван Князев: Ну а чем кончилось? Они потом к вам пришли, обрадовались? Татьяна Овчаренко: Нет, никто ко мне… Есть два вида оплаты домофона: абонентская оплата и по случаю. По случаю – это когда «полетел» домофон, и выставили счета за ремонт в этом подъезде конкретно. А абонентская – это компания жуликов в обнимку. Люди не привыкли считать. Подумаешь, 60 рублей. Вот подумаешь и ничего не скажешь. А мне жалко, мне жалко. Иван Князев: Понятно. Спасибо, Татьяна Иосифовна. Уважаемые друзья, вы тоже готовьте свои вопросы, пишите в SMS, потихонечку их собираем. Ну и звоните нам также. Тамара Шорникова: Ирина из Пскова уже это сделала. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем ваш вопрос. Зритель: Я хотела бы задать вопрос по поводу счетчика на общедомовые нужды. Нам его не ставят, потому что где-то там находится прибор учета, в подвале, в который очень сложно войти, из которого вычитается потребленная собственниками квартир электроэнергия. Остальное мы должны оплачивать. Мы имеем право требовать, чтобы нам поставить счетчик? Потому что с нас берут… Там у нас несколько лампочек энергосберегающих. Считали, что там где-то на 10–20 рублей со всех квартир должно быть. А обнаглели до того, что с нас берут по 200. Я писала заявление, но они считают, что они не должны, раз у нас есть один общедомовой счетчик, и они будут так вычитать. Мы вправе требовать? И на что ссылаться, чтобы нам этот счетчик поставили? И у меня второй вопрос по мусору. Я давно никак не могу дозвониться. Вчера сказали, что мусор… Есть маленький участок. Ну и квартира, например. Если одинокий пенсионер, с него должны брать? Сказали, что не должны, надо этого добиваться. А как добиваться? На что ссылаться? Вот два вопроса у меня. Пожалуйста… Тамара Шорникова: Да, спасибо. Иван Князев: Спасибо вам. Татьяна Овчаренко: Начнем с конца. Что сказали вчера – я не в курсе, честно вам скажу. А теперь – по поводу электроэнергии. Электроэнергия… Общий счетчик показывает потребление и на насосы, и… Ну, потому что воду у вас гоняют. Это электрооборудование, оно что-то расходует. Теперь – по поводу того, имеете ли вы право. Вы вообще имеете право своим кошельком распоряжаться или нет? Или надо бегать куда-то и спрашивать разрешения? Это ваши деньги, ваш дом, ваше общее имущество. Соберите собрание, постановите, что вы требуете установить у вас в каждом подъезде по счетчику. В нормальных домах это делается. А у тех, для которых 200 рублей не деньги, – нет. Что значит – имеете ли вы право? Конечно, имеете. Вопросы по содержанию общего имущества решаются общим собранием собственников. Соберите собрание и поставьте эти вопросы. Вызовите представителя управляющей организации. И все. Единовременные затраты. И поставят вам эти счетчики, и будут вычитать. И вы, возможно, получите меньшие деньги, чем сейчас. Иван Князев: Понятно. Из Оренбургской области вопрос, между прочим, резонный: «Должны ли жители первых этажей платить за лифт?» Татьяна Овчаренко: Боже мой, сколько можно повторять! Лифт – это общее имущество. Первый этаж, второй этаж… Общее имущество на этажи не делится, поэтому давно-давно было постановлено, что платим. Иван Князев: К соседу на пятый все равно ездишь. Татьяна Овчаренко: Нет, пожалуйста, протестуйте, пишите, требуйте изменить законодательство. Вы же не делаете ничего. Поэтому – да. Раньше не платили, теперь платят. Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один телефонный звонок – Надежда, Московская область. Надежда, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Я вот как раз сейчас про лифты и хочу сказать. Правильно Овчаренко говорит, что раньше не платили за лифты. А почему мы сейчас-то должны платить за лифты? Мы же на них не ездим. Мы такие огромные деньги платим за это, за обслуживание лифтов. Это получается, что мы помогаем жителям наших подъездов, в которых мы живем, помогаем им обслуживать лифты, чтобы они ездили. Мы-то не ездим на них. Мы собирали собрание, мы собирали все. Ноль эмоций! Татьяна Овчаренко: А какие тут могут быть эмоции? Когда принималось это решение, где вы были? Вы в Правительство протесты направляли? Вы против внесения законопроекта что-то делали? Нет. Поэтому для спящих закона нет. Это еще древние римляне установили. Если вы не интересуетесь этими вещами, а о них обязательно заранее пишут, – значит, принимается такое безобразное решение и функционирует. Все! Видите ли, вам тяжело жителей содержать? Ну извините, конечно, но это не аргумент. Иван Князев: Ну понятно. Закон работает, вариантов других нет. Вера из Воронежской области. Зритель: Алло. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Дымоходы в квартирах – кто должен оплачивать эту процедуру? Татьяна Овчаренко: Вы живете в доме с печным отоплением? Зритель: Нет, котел. Татьяна Овчаренко: Ну, котел. Ваш котел? Зритель: Мой котел. Татьяна Овчаренко: Ну и оплачивайте. Это зависит от того, какой договор у вас с управляющей организацией. Посмотрите договор управления. Обычно дымоходы, в целом по законодательству, должны управляющие организации чистить, не помню, раз или два раза в год. Ну, при подготовке к зимнему сезону – абсолютно точно. Иван Князев: Спасибо Вере за вопрос. Из Липецкой области тоже человек спрашивает: «Нужно оплачивать техобслуживание газовой плиты в квартире? 1 500 каждый год просят. Хотя у меня стоит двухкомфорочная плита без духовки». Татьяна Овчаренко: А духовка тут при чем? Тамара Шорникова: Ну, для полноты информации. Татьяна Овчаренко: А если пять горелок, то дороже, да? Тамара Шорникова: Вдруг это важно. Иван Князев: Вам виднее. Татьяна Овчаренко: Конечно, обязаны. А что такое 1 500 в год? Ну, это вопрос общего собрания. Решайте. Вызывайте газовщиков. Выясняйте, кто установил эту цену. Пишите в этот орган. Это обычно всякие бывшие ресурсные комиссии. Протестуйте. Требуйте калькуляции, из чего эти суммы складываются. Спорьте. Есть понятие «протокол разногласий» и так далее. Конечно, должны. Тамара Шорникова: Давайте узнаем еще, что хочет спросить Галина из Хабаровска. Галина? Зритель: Почему-то стали брать по счетчику, по показаниям счетчика за электричество. И еще добавили СОИ. Что это такое? Татьяна Овчаренко: А вы поинтересовались, что это за растение? Зритель: Вы знаете, у кого ни спрашивали в домах – нигде в домах не берут, только в нашем. Тамара Шорникова: Ваня, ищи! Иван Князев: Я пытаюсь. Татьяна Овчаренко: Вы управляющую организацию спрашивали? Я не поняла. Вы сначала выясните. Иван Князев: СОИ ЖКХ – это… Тамара Шорникова: Содержание общедомового имущества. Татьяна Овчаренко: Ха-ха-ха! Так за содержание общественного имущества надо платить. Если это электричество, то – да. Только где этот счетчик? Где показания? Должно быть обязательно приведено, сколько уходил электроэнергии на содержание общественного имущества. Должно быть. Это обязательное требование постановления 354-го. Иван Князев: Поверку счетчиков просит продлить в Алтайском крае наш зритель до марта 2021-го. Что там с поверками? Когда будут проходить? И будут ли продлеваться? Татьяна Овчаренко: Нет, поверки – это дело самого частника. А проверка… Я хочу наконец выяснить. Потому что пошли массовые проверки: сравнивают показания, за которые отчитываются, с теми, которые в самом счетчике. Имеет право каждые три месяца являться управляющая организация. А поверки приостановлены пока. И вообще у вас есть люфт – два месяца. Даже после того, как срок поверки исчерпан, ну, прошел. Тамара Шорникова: Вот такой вопрос: «Квартира в собственности по наследству, никто не живет уже полгода. В ЕПД включены ТБО, – ну, мусор, – газ, ТО». Знаете, пожалуйста, вы расшифровывайте все-таки. «Имеют ли право взимать плату за услуги, которыми я не пользуюсь? И как отказаться?» ТБО, ТО. Иван Князев: Ну, ТБО – это мусор. Татьяна Овчаренко: ТБО – это твердые бытовые отходы. За содержание и ремонт общего имущества вы в любом случае должны платить. И за отопление. А все остальное – вы должны представить доказательства, что вы там не проживаете, а проживаете регулярно там, где вы живете на самом деле, справку. Написать заявление в соответствующую управляющую организацию, чтобы она скомандовала, если есть единый расчетный центр, произвести перерасчет. Вот и все. Иван Князев: Давайте Сергея из Краснодарского края послушаем. Зритель: У меня вопрос такой. На входе в многоквартирный дом стоит счетчик горячей воды. В каждой квартире стоят свои счетчики. И теплосеть разницу между показаниями общедомового счетчика и этими налагает на всех, делит на всех жильцов. За прошлый месяц у меня получилось 250 рублей. Это я оплатил по счетчику. И 150 рублей мне предлагают оплатить за общедомовые потери. Ссылаются на какой-то закон. Я думаю, что это неправильно. Татьяна Овчаренко: Ну что сразу «какой-то»? Компьютер есть? Посмотрите, на какой закон. Что значит «на какой-то»? Я могу вам рассказать, что каждый… Послушайте, пожалуйста! Каждый счетчик имеет свой люфт в точности, поэтому в целом на дом набираются какие-то излишки. Но, конечно, не такие большие. И понятно, что нужно выяснить, почему именно такая сумма. Это зависит от того… Это у вас на горячую или на холодную? Или и на то и на другое? Зритель: Только на горячую. С холодной проблем нет. Татьяна Овчаренко: Ну, горячая стоит баснословных денег. Что же вы удивляетесь, что разница. Это первое. И эта разница – из-за точности измерений. Второе. Всегда есть товарищи, которые любят пожить за счет окружающих. Так что… Тамара Шорникова: Татьяна Иосифовна, вы так улыбаетесь радостно, как будто это вы. Татьяна Овчаренко: Нет, это наст часто, к сожалению. А старушки, которые пускают струйку толщиной в спичку? Не знаете такое? Есть и такое, да. И получается, что… А счетчик не реагирует. А вода уходит, да. Вот такая особенность. Так что это проверять. Иван Князев: Из Ленинградской области: «Каждый месяц присылают долги по электроэнергии. Даже заплатив долг, на следующий месяц опять присылают». Ошибка? Татьяна Овчаренко: Смотрите мою лекцию (извините, рекламу дам) в «Школе активного горожанина» на Facebook, называется «Вечно должен». И там я рассказываю, как Татьяна Иосифовна должна 85 тысяч рублей вместо 13. Как вам? А особенно энергетики – это особые люди. Иван Князев: Ну, в общем, обманывают, надо разбираться. Тамара Шорникова: Выжимку-то, выжимку коротко. Татьяна Овчаренко: Выжимку очень коротко? Сопоставьте и поезжайте в их центр, покажите им. Потребуйте, чтобы явились. Почему они не снимают у вас два раза в год реальные показания? Иван Князев: Ну понятно. Тамара Шорникова: Ноги в руки – и вперед! Иван Князев: Спасибо большое. Татьяна Овчаренко была с нами на связи, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ. Тамара Шорникова: И это были темы дневного эфира программы «Отражение». А вот какие темы будут обсуждать наши коллеги вечером.