Иван Князев: Треть всех автозаправок в России может закрыться уже до конца этого года. Прогнозирует это Независимый топливный союз. Все дело в том, что с 1 октября в России заработают новые ГОСТы для АЗС. Нужно будет поставить оборудование, которое контролирует количество заливаемого топлива. Понятно, что заправщики этому не обрадовались. Сегодня в России действует 23 тыс. АЗС. 8 тыс. принадлежат крупным нефтяным гигантам, а 15 тыс. независимым компаниям, при этом две трети из них – с устаревшим оборудованием. Тамара Шорникова: Что от всего этого рядовому автомобилисту? Действительно перестанут недоливать? Или, может, бензин дороже после этого станет, а заправок, соответственно, будет меньше? Спросим у экспертов. Ваших звонков тоже ждем. Сейчас на связи Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Да, Максим Иванович, слышите нас? Максим Едрышов: Добрый день. Да, слышу прекрасно. Тамара Шорникова: Автомобилисты как-то обрадовались? Или запереживали, сколько будет стоить бензин, если заправок меньше будет? Максим Едрышов: Во-первых, переживать не стоит, заправок меньше не будет. Дело в том, что этот ГОСТ, который вступает в силу с завтрашнего дня практически, он…о Тамара Шорникова: Восстанавливаем связь пока. Иван Князев: Он пока не вступил. Тамара Шорникова: Да. Иван Князев: Еще один эксперт у нас на связи: Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации, вице-президент Российского топливного союза. Как раз таки вот послушаем тех, кто поставляет бензин на заправки. Тамара Шорникова: Да, Евгений Александрович? Евгений Аркуша: Да-да, слушаю, да. Тамара Шорникова: Вот только что успели услышать от одного из наших экспертов, что заправок меньше не станет… Евгений Аркуша: Я не слышал, извините, меня включили позже. Тамара Шорникова: Хорошо. Станет ли меньше заправок? Действительно большая часть заправок не потянет новое обременение, новое оборудование? Евгений Аркуша: Слушайте, я даже не понимаю, откуда эта паника взялась. Никто закрываться не будет. Ничего не произойдет на рынке вообще страшного. Введен новый ГОСТ. Но мало того, что это ГОСТ добровольного применения. Да, идет процесс как бы технологического совершенствования оборудования. По мере выхода новых колонок, по мере замены устаревших колонок. Как вот вы машины меняете раз, там, в 3, 4, 5 лет, так же и колонки выходят из строя, и они будут заменяться на новые. Если новые колонки с новым требованием будут выпускаться, будет постепенная замена. Никто сейчас не требует немедленной замены колонок на новые. Тем более, новых-то просто и нет еще. Они еще будут выпускаться, может быть. Этот ГОСТ относится к производителям. Если производитель будет выпускать по новому ГОСТу колонки, по мере их выхода, по мере замены устаревших на новые они будут меняться. Никакой паники нет, никто закрываться не будет. Иван Князев: Ну, Евгений Александрович, понимаете, это не мы, это ваши коллеги, во-первых, говорят, что треть АЗС закроется до конца года. И, как вы сами сказали, что сейчас фактически нет заправок, на которых уже установлено это новое оборудование. Евгений Аркуша: Просто нет такого оборудования, нет еще. Иван Князев: Т. е. его еще даже не произвели? А оно дорогим будет? Его заправщики сами будут покупать? Евгений Аркуша: Послушайте, конечно, хотелось, чтобы нам кто-то купил другой. Но, естественно, все это покупается за собственные средства. Как любое оборудование. Иван Князев: Это дорого будет? Евгений Аркуша: Ну, конечно, это, скорее всего, будет удорожание колонок. Даже не столько, не за счет нового программного обеспечения, а за счет ужесточения к точности отпуска дозы топлива. Будет дороже. Но пускай никого это сейчас не волнует. Если это и будет, это будет не скоро. И вряд ли это отразится на стоимости топлива, если вас это волнует. Иван Князев: Вот по поводу того, волнует или не волнует. (Тамара, сейчас, секундочку, прошу прощения, у меня просто еще один вопрос). Маленькие АЗС, которые в принципе свой бюджетик-то пополняют за счет того, что так доблестно недоливают нам несколько процентов, десятков процентов бензина. И мало того что им придется за свои деньги купить это оборудование, так еще они лишатся вот денежек-то… Тамара Шорникова: Такие доходы самые важные. Иван Князев: …да, статьи дохода такой вот. Евгений Аркуша: Но, слушайте, это недобросовестные трейдеры, я даже не хочу обсуждать их действия. Нельзя недоливать. Нельзя продавать некачественное топливо. Зачем мы обсуждаем действия, которые нарушают действующее законодательство? Иван Князев: Но обсуждаем потому, что это происходит, видимо. Евгений Аркуша: Ну, так надо с этим бороться. Тамара Шорникова: Хорошо. Последний вопрос. Коротко. Ужесточаются и требования к точности отпуска топлива. И соответственно также эксперты говорят, что без нового оборудования АЗС не смогут соответствовать таким требованиям. Евгений Аркуша: Когда новое оборудование будет, вот тогда будем обсуждать. Его нет еще. Еще раз повторяю: ГОСТ является документом добровольного применения. Он необязателен в настоящее время. Поэтому, когда это оборудование будет, тогда мы будем обсуждать, как оно скажется на точности, на стоимости и на всем остальном. Тамара Шорникова: Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и вице-президент Российского топливного союза. Это был его комментарий. Сейчас восстанавливаем связь с нашим еще одним экспертом. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России. Максим Едрышов: Добрый день еще раз. Тамара Шорникова: Добрый. Итак, остановились на самом интересном. По вашему мнению, также не уменьшится количество заправок? Максим Едрышов: Мне кажется, нет. Потому что, действительно, ГОСТ носит добровольный характер. И кроме того, он действительно будет относиться исключительно к оборудованию, произведенному уже после 1 октября 2020 года. И вчера вот по этому поводу в том числе было заседание межведомственной рабочей группы при Росстандарте, и руководитель Росстандарта всех заверил участников рынка о том, что не будут никаких делать пока проверок. И еще раз подчеркнул, что этот ГОСТ у нас добровольный. Т. е. он не относится к числу обязательных. Иван Князев: А что это за ГОСТы такие добровольные? Потому что, с точки зрения как бы рядового автомобилиста, мне не хотелось бы, чтобы мне недоливали в бак. Хотелось бы, чтобы на всех заправках… Максим Едрышов: Понимаете, но в отсутствии недолива заинтересованы не только автомобилисты, но еще и добросовестные владельцы маленьких заправок. Потому что, я вот как раз перед эфиром разговаривал с одним из владельцев небольшой сети заправок, который сказал: «Наконец-то что-то введут, что-то государство сделает для того, чтобы убрать с рынка недобросовестных этих недоливщиков». Потому что, как только кто-то недолил, люди начинают подозревать всех. Но недолив еще такая штука, которую очень сложно заметить. Потому что вот мы с вами, не обладая определенным оборудованием, не сможем никогда в жизни определить, 20 нам литров залили или 19 в наш бак. Это просто невозможно сделать. Тамара Шорникова: Что касается вообще проблем на заправках: их становится меньше, больше? Недолив, некачественное топливо? Что вот сейчас фиксируется в принципе на этом рынке? Максим Едрышов: С топливом более или менее все начинает налаживаться. Однако есть ряд регионов, где действительно проблемы наблюдаются с качеством топлива. И автомобилисты об этом прекрасно знают, когда у них начинаются проблемы какие-нибудь с двигателем автомобиля. А с недоливом вот те проверки, которые проводят в том числе и представители нашей организации – Федерации автовладельцев России, – показывают, что есть все-таки проблемы. И проблемы, как правило, комплексные. Т. е. если на заправке недоливали несколько лет назад, то они продолжают это делать и сейчас. Но вся сложность в том, чтобы за руку, как говорится, поймать этих недобросовестных заправщиков. Потому что для этого требуются специальные мероприятия. Это должен быть мерник. Иногда заправку предупреждают о том, что будет проводиться какая-то проверка, и к этому времени все прекрасно работает. И вот этот новый ГОСТ, возможно, он действительно поможет побороться с недоливом. Если это будет заправка со специальным программным обеспечением, которое не позволит в него вмешиваться, – возможно, для автовладельцев это будет хорошо. Тамара Шорникова: Но появится такое оборудование, я не знаю, в следующем веке, да, видимо? Раз никто… Максим Едрышов: Непонятно пока. Тамара Шорникова: …особенно не старается заказывать его, и его еще никто не производит, соответственно. Максим Едрышов: Ну, его еще, действительно, никто не производит. И оно только-только будет появляться. И в этой связи мне не очень понятна реакция некоторых общественных организаций, объединяющих независимые заправки, что они так сразу стали «против». Как-то это с точки зрения моей как потребителя очень странно выглядит. Вроде как заправки должны быть, наоборот, «за»: что вот сейчас все будет хорошо, все автовладельцы будут примерно в равных условиях. Но многие вот кто-то почему-то против того, чтобы государство контролировало недолив. Иван Князев: Спасибо вам большое. После блока новостей будем говорить о том, какие уроки наша медицина извлекла после первой волны коронавируса. Сейчас коечный фонд почти полностью заполнен. Как быть остальным пациентам?