Зарплаты учителей. Сравниваем опрос ОТР и данные Росстата
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/zarplaty-uchiteley-sravnivaem-opros-otr-i-dannye-rosstata-57389.html
Виталий Млечин: Ну а сейчас подведем итоги нашего опроса «Реальные цифры».
Неделю назад Министерство просвещения заявило, что 76% российских учителей имеют оклад ниже минимального размера оплаты труда – это 12 800 рублей. И мы попросили вас рассказать о том, какие у школьных педагогов ставки, надбавки и прочие доплаты, какой в итоге получается окончательная сумма.
Марианна Ожерельева: Оказалось, что и правда ставки выше 13 тысяч имеют лишь педагоги в отдельных регионах. Правда, к большому сожалению, мы получили сообщения не из всех этих регионов. Не было, например, писем с Чукотки, Камчатки и из Магаданской области – а там как раз зарплаты учителей, по данным Росстата, высокие.
Виталий Млечин: Ну а вот что пишут из Архангельской области, это тоже Крайний Север: «Базовый оклад – 8 900 рублей. С 23 часами нагрузками, а не с 18, как предполагает базовая ставка, с северными надбавками, со стажем, с проверкой тетрадей, с заведованием кабинетом получается около 30 тысяч рублей. «Чистыми» на руки в итоге, естественно, меньше – около 25 тысяч».
Марианна Ожерельева: Идем дальше…
Виталий Млечин: И это Север.
Марианна Ожерельева: Да. Там выше оплачиваемый труд.
Виталий Млечин: Конечно.
Марианна Ожерельева: Едем дальше. Так вот, самые низкие базовые оклады за 18 часов работы, меньше всего, судя по нашему опросу, платят в Ивановской области. За ней следуют Оренбургская область и Чувашия.
Виталий Млечин: И вот как живут учителя на эти деньги. Читаем SMS.
Город Бердск, Новосибирская область: «Учитель физкультуры. Зарплата – 17 тысяч рублей. Хватает только на еду. Не могу купить даже спортивную форму для работы. Выживаю».
Свердловская область, Среднеуральск: «Учитель английского языка. 1,7 ставки, – это уже какое-то дробление просто, не полторы ставки, а 1,7, – 19 800. Ипотека, маленький ребенок. На продукты не хватает».
Марианна Ожерельева: Сообщение от молодого учителя в Забайкальском крае: «Постоянные задержки за классное руководство. Получаю за ставку 15 тысяч. Работаю в деревне только на дрова, и то не хватает. На одежду и питание ребенка не остается».
Виталий Млечин: Помогают надбавки, но не очень сильно. Учитель из Красноярска: «Оклад – 7 226. Надбавки – 5% за стаж, 5% за кабинет. 60% – районная северная надбавка. Стимулирующих нет. В итоге за ставку получается менее минимального размера оплаты труда».
Марианна Ожерельева: Ленинградская область, Тихвин: «Оклад – 10 430 рублей. Выплаты стимулирующие зависят от директора: хочу – плачу, хочу – нет». Тоже интересный подход, да?
Виталий Млечин: Да. И по данным нашего опроса, средний заработок учителя недотягивает до 26 тысяч. А по данным Росстата – на 18 тысяч больше, 43 821 рубль. Самые высокие заработки в Ямало-Ненецком автономном округе. Правда, по данным нашего опроса получается на 16 тысяч меньше. Минимальная зарплата по Росстату в Ингушетии – 22,5 тысячи, а по нашим же данным учитель сельской школы в Алтайском крае получает ровно в два раза меньше.
Марианна Ожерельева: Все это сейчас будем обсуждать с учителем высшей категории. На связи с нашей студии Леонид Евгеньевич Перлов. Леонид Евгеньевич, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Леонид Евгеньевич.
Леонид Перлов: Здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Как же так получается?
Виталий Млечин: Да, как же так получается? Но скажите, пожалуйста, сначала: вам чьи данные кажутся более приближенными к действительности – Росстата или наши?
Леонид Перлов: Более приближенные к действительности, безусловно, ваши. Тем более что похожие данные я узнаю практически ежедневно, будучи членом профсоюза «Учитель», в который эти данные регулярно поступают. Например, вчера у вас тут был упомянут Пермский край. Вчера поступила очень интересная информация. Расчетная единица у нас сейчас для учителей – так называемый ученико-час.
Виталий Млечин: Это что такое?
Леонид Перлов: Это сколько получит учитель за обучение одного ученика на одном уроке.
Виталий Млечин: Так?
Леонид Перлов: В городке Полазна Пермского края вот этот самый ученико-час (а это основа для расчета зарплаты учителя) составляет 3 рубля 33 копейки.
Виталий Млечин: Так?
Леонид Перлов: Таким образом, проведя урок в классе на 25 человек, учитель заработает порядка 80 рублей. Ну, если у него шесть уроков в день, то он примерно 490 рублей за этот день заработает. Вот так.
Марианна Ожерельева: Но как так сложилось?
Виталий Млечин: Ну подождите. Грубо говоря, 500 рублей в день, умножить на 20 рабочих дней – это получается 10 тысяч в месяц. Я правильно считаю?
Леонид Перлов: Совершенно правильно.
Виталий Млечин: Ну это же никуда… Ну как это 10 тысяч? Это же меньше МРОТ, все.
Леонид Перлов: Да, совершенно правильно, это меньше МРОТ.
Марианна Ожерельева: Но это же общеизвестный факт. То есть сейчас внезапно эта информация просочилась, что большая часть учителей получают этот оклад ниже МРОТ. Как такое может быть?
Леонид Перлов: Вот как может быть, что эта информация только сейчас просочилась? Разговор об этом ведется, по крайней мере на моей памяти, последние двадцать лет практически в ежедневном, в крайнем случае в еженедельном режиме, в том числе и в вашей студии неоднократно. Вот буквально неделю назад Всеволод Луховицкий, член совета профсоюза «Учитель», аналогичные цифры озвучил. И что? В результате мы получили очень интересное сообщение, которое тоже не так давно прошло, что будет проводиться пилотный эксперимент в шести, по-моему, регионах…
Марианна Ожерельева: Да.
Леонид Перлов: …насчет того, чтобы зарплату учителя увеличить. Все.
Виталий Млечин: Леонид Евгеньевич, в министерстве и… Ну, в Росстате – понятно. А в министерстве говорят, что оклад меньше МРОТ, но дальше есть надбавки такие, надбавки сякие. И в итоге получается эта средняя сумма, уже по Росстату, 43 800 рублей. Ну, мы же не можем исходить из того, что Росстат дает какие-то неверные данные, обманывает и так далее. Правильно?
Леонид Перлов: А почему не можем? Росстат может использовать методики расчета, которые реальной сегодняшней ситуации просто не соответствуют.
Виталий Млечин: А это как получается?
Леонид Перлов: А вот так. Получается, что вот эта разница между вашими цифрами, полученными вами, и цифрами Росстата, как видите, в разы отличается.
Марианна Ожерельева: А можно по тарификации? Вот смотрите. Учитель, приходя на работу в школу… Насколько я понимаю, сегодня молодых учителей стимулируют, то есть им дают немножко завышенную оплату специально, чтобы они просто приходили и учили. Дальше он получает первую категорию, например, работая какое-то время. И за категорию он тоже получается. Получает за проверку тетрадей, получает за классное руководство и так далее. Если предметник, то повыше. Но вот начальная отметка, от которой как раз эти проценты все считают, – это тот самый оклад.
В какой момент так случилось (все пеняют на реформу образования, которая была совершена, и говорят, что это было неправильно), что каждый регион вот этот оклад устанавливает самостоятельно?
Леонид Перлов: Да очень просто…
Марианна Ожерельева: Исходя из чего? Ну, тот или иной оклад.
Леонид Перлов: Помнится, Всеволод Луховицкий уже ответил неделю назад. Рассчитается ученико-час (те самые 3 рубля 33 копейки), исходя из тех денег, которые у региона есть на школы вообще. Когда регион профинансировал то, что считают первоочередным (а школа к таковым сферам не относится), остается какая-то сумма. Вот ее делят на количество учеников, школьников в регионе – и получают те самые 3 рубля 33 копейки. Дальше считают, сколько уроков провел учитель, сколько детей он при этом обучил. Вот вам и результирующая, вот вам и цифра, которую он получит в расчетном листке.
Марианна Ожерельева: А что ждать от этого пилотного проекта в шести регионах? Будет какая-то другая схема? Что, регионы разбогатеют вдруг внезапно и начнут больше выделять?
Леонид Перлов: Не думаю. Вот в том-то и штука, что ждать нам, на мой взгляд, совершенно нечего, потому что речь об увеличении финансирования системы не ведется. Речь о том, чтобы как-то изменить систему нормативно-подушевого финансирования, вот эту самую, тоже не ведется. И откуда взять дополнительные деньги – непонятно.
Проект, о котором идет речь, пока выглядит очень странно. Сказано, что он обсуждается. Сказано, что вот сейчас в Правительстве с ним работают. Не в мае, а в сентябре в результате его предполагается начать. Но какие базовые, отправные моменты в этом проекте – пока никакой информации нет. Известно только, что расходы на систему школьного образования не увеличены и региональные полномочия в этой области на федеральные не заменены. У регионов денег нет. У нас большая часть регионов – дотационные регионы.
Марианна Ожерельева: Ну да.
Послушаем Александра из Нижегородской области. Александр, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Могу говорить?
Марианна Ожерельева: Да.
Виталий Млечин: Да. Вы в эфире.
Зритель: 461 рубль, Нижегородская область. После скандала с директором, после мордобоя стал прибавлять некоторые доплаты. Ну, тоже это не деньги, 17–18 выходит. Ну, сами мы виноваты, сами мы виноваты.
Марианна Ожерельева: А с директором выясняли вопрос по стимулирующим?
Зритель: Нет, вообще по всей жизни.
Виталий Млечин: Понятно, спасибо.
Марианна Ожерельева: Спасибо.
Немало сообщений, что как раз вроде бы то, что отдано сегодня на откуп еще и высшему руководству, тому самому директору. Здесь тоже получается – либо надо дружить, либо… Ну, какой-то независимости не выходит. Насколько это тоже было честно? И получается, что все неправильно сделали. Теперь как бы учителя продолжают получать мизерные зарплаты, а обсуждение, как вы ранее отметили, 20 лет так и идет.
Леонид Перлов: Получается, что вот это разделение на базовую, стимулирующую и компенсирующую части зарплаты учителя привело к тому, что базовая часть – вот она, а что касается стимулирующей, то это полностью в компетенции администрации, директора: захотел – начислил, не захотел – не начислил в силу каких-то причин. Если учитель, с точки зрения директора, ведет себя недостаточно хорошо, например, позволяет себе вопросы какие-то задавать, интересоваться…
Марианна Ожерельева: Подождите. То есть не учителя, не его работу оценивают, а здесь уже какая-то личная характеристика, нравится/не нравится?
Леонид Перлов: Я не директор, но…
Марианна Ожерельева: Но вы об этом говорите.
Леонид Перлов: Ситуация выглядит именно так. Очень много, вся эта стимулирующая часть зависит от отношений учителя с администрацией. Сплошь и рядом стимулирующие вообще не выплачиваются, бывали и такие случаи.
Марианна Ожерельева: Спасибо вам.
Виталий Млечин: Спасибо.
Марианна Ожерельева: Леонид Перлов, учитель высшей категории, почетный работник общего образования, был с нами на связи.
Мы продолжаем эту тему обсуждать.
Виталий Млечин: А сейчас с нами на связи Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты». Арслан Дагирович, здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Здравствуйте.
Арслан Хасавов: Здравствуйте, Виталий. Здравствуйте, Марианна.
Виталий Млечин: Вот только что обсуждали, что зарплата педагога часто зависит от директора. Директор, кому хочет, повышает, а кому не хочет, не повышает. Собственно говоря, как эта система функционирует? То есть те деньги, на которые директор не повысил школьному учителю зарплату, они кому-то…
Марианна Ожерельева: Другому учителю?
Виталий Млечин: Другому переходят или где-то остаются? Вот как это работает? Почему кому-то повышают, а кому-то – нет?
Арслан Хасавов: Вы знаете, это не то чтобы повышают зарплату… Тут совершенно правильно предыдущий эксперт говорил о том, что есть оклад. Да, оклад не меняется в рамках такого диалога между директором и учителем, и его ставка устанавливается регионом. Она, естественно, варьируется, как вы правильно приводили в своей статистике.
А что касается стимулирующей части, то она действительно распределяется из стимулирующего фонда в рамках выплат, которые предполагаются. И ее размер каждому отдельному педагогу или сотруднику администрации школы фактически в руках директора школы. И в этом есть большая проблема.
Если мы остаемся в рамках существующей системы оплаты труда, то мы должны говорить о повышении, во-первых, оклада, а во-вторых, о четких критериях для выплаты стимулирующей части заработной платы, с четкими цифрами, потому что нередко (это не скрывает в том числе и руководство профильных ведомств) это, что называется, вкусовщина. С кем хорошие отношения, кем доволен директор в данном случае – тот и получает стимулирующие.
Виталий Млечин: Арслан Дагирович, я прошу прощения. Вот только что из Мордовии пришло сообщение: «У директоров школ зарплата в 8–10 раз больше зарплаты учителей». Это соответствует действительности?
Арслан Хасавов: В некоторых регионах, к сожалению, это соответствует.
Виталий Млечин: Ничего себе!
Арслан Хасавов: Кстати говоря, здесь можно в пример привести…
Виталий Млечин: Какое-то эхо. Арслан Дагирович, продолжайте, пожалуйста.
Арслан Хасавов: Я вас слышу, да. Я услышал вопрос, спасибо. Действительно, в некоторых регионах это соответствует, может соответствовать действительности. Здесь в пример можно привести ту реформу, которая прошла в рамках московской системы образования, когда оклад руководителя школы был привязан как раз…
Марианна Ожерельева: Давайте звонок пока послушаем.
Виталий Млечин: Что-то со звуком, сложности.
Марианна Ожерельева: Константин, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Виталий Млечин: Константин, вы в эфире. Говорите, пожалуйста.
Марианна Ожерельева: Слушаем вас.
Зритель: С моей точки зрения и по моим наблюдениям, я могу сказать одно: в первую очередь здесь надо ставить оснащение школ. Если мы поставим оснащение школ, то учитель сможет непосредственно всю свою информацию заложить ученикам. Соответственно, государство должно больше стимулировать. Соответственно, если ученики начнут больше показывать свои способности, то государство должно ввести, например, такую ситуацию: за то, что закончил, допустим, ученик в школе с красным дипломом, должны добавки идти по тем предметам, где закончил он на пятерки. Потому что на данный момент сейчас школы не все оснащены.
Тем самым учитель будет иметь большой опыт и знания, но на пальцах, извините, он не может это все ученикам донести. И некоторые ученики могут это понимать, а некоторым, знаете, как бы вам сказать, надо все объяснить. Потому что много сейчас электронной техники, интерактивные доски, различные ситуации.
И вот если государство возьмет здесь не только стимуляцию школ по оснащению, но и обратит внимание на то, чтобы награждать учителей за то, что выпустили уже оттуда учеников, которые имеют красный диплом или все пятерки… Я не знаю, как сейчас делится, просто мне уже пятый десяток. Тем самым мы поднимем качество.
Иначе у нас будет так, как в Англии, где просто-напросто есть образование, но понять, как его использовать, они не смогут. А до этого в вашей передаче четко говорили, что образование не может дать четкое понятие, какими данными и знаниями обладает человек. Соответственно, все зависит от государства.
Марианна Ожерельева: Спасибо.
Виталий Млечин: Спасибо, понятно.
Марианна Ожерельева: Арслан Дагирович, вот зарплаты учителей не устраивают. Это же действительно не первый год и даже десятилетие идет это обсуждение. Была реформа. Что дальше? Есть выделяет регион, то ничего не поменяется. Если ты зависишь от директора, то тоже ничего не поменяется. Как часто учитель может вообще повлиять как-то на размер своей зарплаты? Защищен ли он законом? Может быть, правда… Вот он выпускает ежегодно медалистов. Сегодня это как-то поощряется?
С другой стороны, у меня вопрос про учителей начальных классов. Это те, кто закладывают и помогают ребенку понять, что учиться – это хорошо, что это интересно. А зачастую их зарплаты меньше, чем предметников, потому что часов меньше. Учитель русского языка и литературы просто имеет априори больше часов. Конечно же, его зарплата будет выше в конкретном регионе, где одна как раз та самая ставка. Ну неужели… Как бы дискуссия же есть, недовольных много. Учить детей надо. Почему ничего не меняется? И когда может поменяться? Предпосылки к этому каковы сейчас?
Арслан Хасавов: Вы знаете, как всегда, я бы здесь… Во-первых, я совершенно разделяю то волнение, те опасения, о которых вы говорите. Кстати, телеканал ОТР систематически это освещает. Но для многих учителей то место работы, где они находятся, особенно в отдаленных регионах России, – это фактически единственная возможность работать по профессии. И, что называется, скажем по-простому, «качать права», идти в различные инстанции для того, чтобы разбираться с отдельными выплатами – у них нет просто возможности чисто такой человеческой, потому что, как известно, «критикуешь – увольняйся», нередко действует такой принцип.
Стоит приветствовать тот эксперимент, который заявлен Министерством просвещения в пяти регионах, как вы уже сказали. Возможно, это что-то изменит. Но если говорить о системе оплаты, как бы она могла поменяться, то тут, наверное, стоит говорить о федеральном финансировании работы учителей. Потому что сейчас школы – это ответственность муниципалитета, ответственность региона. Соответственно, они определяют ту заработную плату, которую получает учитель.
И, кстати, такие примеры именно федеральных выплат сегодня существуют. Хочу напомнить, что есть советники директоров по воспитанию, которые получают средства из федерального бюджета. Есть также доплата за классное руководство, которая была введена не так давно. И это тоже средства из федерального бюджета.
Марианна Ожерельева: Так она идет от этого среднего. И получается, что если у тебя ставка 7 500, то у тебя 10% – ты получаешь 750 рублей за проверку тетрадей. А он же в день проверяет не 10 и не 20, а он проверяет 120 комплектов, например, если у него 30 человек в классе. Ну это куда годится? Он тратит часы на это.
Арслан Хасавов: Согласен. Мы буквально во вторник опубликовал эксперимент одного нашего учителя, который попытался месяц прожить на свою зарплату – на 14 с небольшим тысяч рублей. К ужасающим выводам пришел, что он просто голодал фактически всю вторую половину месяца и вышел вообще за рамки своего бюджета в связи с непредвиденными расходами. Та ситуация, которая сегодня существует в этой сфере, она никого не устраивает. И что-то нужно, конечно, делать.
Марианна Ожерельева: Сергей из Москвы до нас дозвонился. Сергей, здравствуйте, мы вас слушаем.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Сергей.
Зритель: Добрый день. Мое мнение очень простое: пока по всей территории России не введут тарифную сетку, вот эти разговоры, стимулирующие, не стимулирующие, директор добавляет – это будет вечно. И учителя будут всегда нищими при такой системе, пока не будет тарифной сетке по всей России.
Виталий Млечин: А сколько должны учителя зарабатывать, по вашему мнению?
Марианна Ожерельева: Начальная отметка какая, например, могла бы быть?
Зритель: Учителя должны получать сейчас, в данный момент не меньше 45–50 тысяч, чтобы давать четкое и хорошее образование нашим детям. Не меньше!
Марианна Ожерельева: Во всех регионах?
Зритель: Это элита. Если они заложат образование детям в начальных классах, вообще в школе, то это будущее наши. Ну что, об этом ни Правительство, ни президент не знают, что ли? Или они об этом не думают? Вот и все.
Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое, спасибо.
Виталий Млечин: Спасибо.
Марианна Ожерельева: Вы знаете, про стимулирующие очень много сообщений. Пишут, что надо их убрать, потому что только людей между собой они перессорили, «сделайте твердый и достойный оклад». А может быть, правда такую плоскую историю сделать, как было раньше? Сравнивать же можно все-таки. Вот тогда учитель четко понимал, на какую ставку идет. И она была одна у всех. И тут уже зависело, конечно же, от других факторов, но все-таки ты видел какую-то прозрачность. А не так, что ты чай пьешь с директором школы или не пьешь.
Арслан Хасавов: У нас, коллеги, есть большая проблема, что каждая новая команда профильного ведомства начинает разговоры об этом, начинает какую-то работу, а далее, как правило, меняется руководство, не успевают просто довести до конца. О необходимости как раз четкой регламентации оплаты в части стимулирующих говорила прежняя команда ведомства. Сейчас руководство Министерства просвещения, как я ранее сказал, запускает эксперимент с 1 сентября текущего года в пяти регионах. Возможно, это что-то скорректирует.
Марианна Ожерельева: Но у регионов-то денег не будет больше.
Арслан Хасавов: Будем надеяться, что дадут довести до конца эту реформу. Потому что, как видите, опять-таки каждая новая команда начинает, что называется, с чистого листа, снова включается в эту проблему, но не успевает просто завершить начатые проекты.
Марианна Ожерельева: Вот из Мордовии нам пишут: «Раньше была единая тарифная сетка, и все были довольны». А все ли были довольны? Все-таки вопрос: когда раньше? Мы понимаем, какой конкретный период – в советское время. Все-таки этот статус учителя несколько понизился с понижением зарплат? Или же мы понимаем, что и тогда были какие-то проблемы с заработными платами?
Арслан Хасавов: Да, действительно, недовольные были всегда. И будут, наверное, всегда. Так уж устроено общество. Но вторая проблема, о которой вы сказали, – статус учителя. Он действительно понизился в 90-е годы, в начале 2000-х.
Сейчас, слава богу, статус учителя повышается, в том числе за счет заработных плат в отдельных регионах (здесь нельзя говорить о том, что ситуация по стране идентичная) и за счет того, что руководство страны уделяет большое внимание статусу учителя, в том числе поддерживая различные конкурсы профессиональных компетенций, поддерживая различные инициативы общественных организаций в этой части. И вообще как-то в последнее время можно ощущать некоторую поддержку учителя, именно в части его статуса, в том числе в глазах детей, в глазах учащихся, его прав и так далее, и так далее.
Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое.
Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое
Виталий Млечин: Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов был с нами на прямой связи.
Очень много сообщений! Нам пишут, соответственно, из Кировской области: «Жили в Сочи в отеле, где работала горничная. Она преподавала в школе иностранные языки, но ушла, потому что в отеле платят больше». Это неправильно.
Марианна Ожерельева: Из Мурманской области: «Тарифная сетка – выход из всей этой ситуации».
Виталий Млечин: Хабаровский край: «Средняя зарплата по региону не имеет ничего общего с правдой. Учитель вынужден брать подработку, чтобы получать 25 или 30 тысяч». И, соответственно, тоже по поводу Росстата комментарий: «Он берет зарплату директора в 150 тысяч, прибавляет к зарплате уборщицы в 9 тысяч и делит пополам. Средняя получается соответствующая».
Сейчас прервемся буквально на пару минут, после этого будем говорить о пенсиях. Предлагают молодым людям уже задуматься с самого начала о своем пенсионном обеспечении. Что из этого выйдет – узнаем. Оставайтесь с нами.