Зарубежные интернет-покупки станут дороже.  Федеральная таможенная служба предлагает понизить порог беспошлинного ввоза товаров, купленных на иностранных интернет-сайтах, с 1 тыс. евро до 22 евро в течение одного месяца. Спрашиваем у специалиста, есть ли шанс избежать такого развития событий. А также чем руководствуются в ФТС, зачем все это нужно, и как после такого хода конем изменится жизнь обычных россиян. Марина Калинина: В интернете различные товары регулярно покупает огромное количество россиян. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за первое полугодие этого года объем российского интернет-рынка торговли превысил как вы думаете, какую сумму? 143 млрд рублей. И это на 37% процентов больше, чем за первые 6 месяцев года прошлого. И цифра эта постоянно растет. Где покупают? В основном в Китае. 10% только покупок делается в других странах. Что покупают? Давайте посмотрим. Вот такая статистика. На 1 месте одежда и обувь – почти 37%. Затем бытовая техника и электроника – 32%. Далее с большим отрывом парфюмерия и косметика 7.5%, автозапчасти и различные автомобильные аксессуары – 7%. Товары для дома – 3%. И спортивные товары – 2,6%. Вот такие цифры. Сейчас в месяц на сайтах вы можете купить товаров на сумму до 1000 евро. И при этом не платить никакие пошлины. В чем новость? Таможенная служба России хочет понизить этот порог всего лишь до 22 евро. А дальше вы будете платить различные дополнительные суммы. А если потратили на покупки больше 150 евро, то еще и таможенные пошлины. Я не покупаю в интернете ничего. Но пока готовилась в программе, для интереса зашла на некоторые популярные иностранные сайты и посмотрела, что же можно купить на 22 доллара. Вот такие вещи я нашла. Например, платье. Это на сайте AliExpress китайском. Стоит он примерно 500-600 рублей. Качество под вопросом. Оно сделано полностью из синтетики. Причем, качество под большим вопросом. Константин Чуриков: Зато такое веселенькое платье. Марина Калинина: Да. Я не стала бренд рекламировать. Поэтому такой нейтральный вариант. На испанском сайте JamonShop продаются продукты. Можно позволить себе купить бутылку хорошего оливкового масла. Стоит оно 18 евро. Но на хамон (вяленое испанское мясо) уже не хватит, потому что он стоит 14 за маленькую такую упаковочку в нарезке. Но при этом о сапогах из Америки, например, на электронном сайте можно вообще забыть, потому что там цены начинаются от 5000 рублей. В общем, не укладываемся никак. Ну, и есть еще несколько предложений от таможни. Например, они хотят убрать такое понятие для интернет-торговли, как товары для личного пользования, а также приравнять интернет-покупки из-за рубежа к внешней экономической деятельности. Для чего вводятся такие ограничения, запреты, реально ли за счет этих новых сборов и пошлин значительно пополнить бюджет, в чем выгода, все за и против предложенных таможенной службой этих новшеств обсудим с нашем гостем Артемом Соколовым, исполнительным директором Ассоциации компаний интернет-торговли. Здравствуйте, присаживайтесь. Будем обсуждать. Константин Чуриков: И подключаем наших зрителей. Сейчас мы уже запускаем СМС-опрос. Спрашиваем у вас: "Делаете ли вы покупки в зарубежных интернет-магазинах?". Свои ответы "да" или "нет", пожалуйста, отправляйте на короткий номер 3443. В начале те самые заветные буквы ОТР. А дальше "да", если делаете такие покупки, и "нет", если интернет-торговля с зарубежными странами вам не особенно интересна. Марина Калинина: Давайте начнем с цифр, коль уж они есть. Вот 143 млрд рублей – это вообще большая сумма для страны? Артем Соколов: Я так скажу. Эта та сумма, которую россияне за первое полугодие потратили на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Вообще в принципе общий объем розничной торговли в России составляет 27 триллионов. Но надо понимать, что там половина – это еда. Она в интернете практически не продается. У нас единицы в интернете что-то покупают сейчас. Хотя, может быть, и зря. Хотелось бы, чтобы больше покупали. Потом бензин. Тоже большая часть. Около 4 трлн. И когда остается то самое, что можно в зарубежных магазинах купить, то, что удобно в посылках доставлять. А это по сути мелкая бытовая техника и электроника. И в этой части как раз именно гаджеты, аксессуары, мышки, клавиатуры, чехлы для телефонов… Одежда с сапожками – это отдельно. Если про мелкую бытовую технику и электронику, то это где-то 9% от общего объема всей нашей розницы в России. Если говорить об одежде, то это 4.2%. Если говорить про обувь, там 3.6%. Это то, что россияне покупают за рубежом в зарубежных интернет-магазинах из общего объема розницы этой товарной категории в России. Константин Чуриков: Другими словами, серьезнее всех пострадают те, кто заказывает электронику. То есть таким образом у них будет меньше вариантов сделать это с той или иной степенью безопасности для своего кошелька, потому что придется платить пошлину. Артем Соколов: Тут ведь вопрос: придется или не придется. Вопрос и в стоимости товара, вопрос в том, кто эту пошлину будет платить. Тоже вопрос очень важный. Марина Калинина: Ну кто? Наверное, покупатели, скорее всего. Кто заказывает музыку, тот и платит. Артем Соколов: У нас в мире есть разные системы. Они правда совершенно различные. В каждой стране в основном ответственность лежит на физическом лице за уплату всех таможенных платежей. В России сейчас так же. Но есть и другие системы, которые, например, ответственность позволяют переложить на юридических лиц. То есть не вы, когда приобретаете что-то в интернете, обязаны эту пошлину или налог ввозной заплатить, а иностранное юридическое лицо. И тогда появляется возможность переложить эти расходы на иностранную компанию, которая вам что-то продает. Она уже их может зашить в свою маржинальность. Она может по-другому распределить свою прибыль, может эти издержки просто заложить в свою модель. Марина Калинина: Но она же опять перекладывается на покупателя. Артем Соколов: Смотрите. Тут, опять же, экономика. Сейчас постараюсь объяснить, как это все работает. Сейчас, когда вы находитесь за рубежом и отправляете товар сюда, вы ничего не платите. Вот вы как иностранный ритейлер ничего не платите в российский бюджет совсем, потому что, понятно, 1000 евро – это высоченная сумма. Это практически 80 тысяч рублей. На эту сумму можно купить два холодильника, и они пролетят со свистом… Понятно, холодильники вы в посылках, конечно, не отправите. Константин Чуриков: Это уже контейнерная перевозка получится. Артем Соколов: Да, такой большой контейнер-посылку. Понятно, что на эту сумму можно много всего ввезти. Вы как иностранная компания ничего не платите из того, что здесь платят локальные компании. А они платят ввозной НДС (18%). Они платят таможенные пошлины. В зависимости от товарной группы они разнятся. Там есть 6%, 10%. В среднем можно назвать 8%. Плюс вам необходимо, если вы российская компания, сертифицировать весь товар, который вы в Россию ввозите. Еще перед ввозом. Марина Калинина: Это вы сейчас все-таки о юридических компаниях говорите. Мы как-то начали с физических лиц. Артем Соколов: Это как раз важно. В этом как раз вся разница кроется. Марина Калинина: Давайте. Артем Соколов: Вам не надо сертифицировать товар, если вы иностранец. Российскому надо сертифицировать. А это тоже большие расходы. Прямо серьезные такие расходы. Вам нет необходимости соблюдать закон о защите прав потребителей и гарантировать потребителю его право на возврат, обмен и так далее. Вы иностранец. Вы всех этих расходов не несете. И маржинальность вашего бизнеса становится резко выше. То есть если здесь ритейлер, который торгует на территории России, обязан все эти издержки закладывать в стоимость товара. Естественно, это так. По-другому не происходит. Только так, и все. То иностранный ритейлер закладывает это все в свою прибыль. Он не закладывает их… Он их вообще не несет. Вы понимаете, да? Он эту прибыль просто получает. Ему достаточно продать вам товар не по цене в 10 раз ниже. Ему достаточно продать вам товар на 200 рублей дешевле. Константин Чуриков: Хорошо, Артем. Тогда такой вопрос. А какова доля именно российских покупателей во всех продажах иностранных интернет-магазинов вообще в принципе? Артем Соколов: О, хороший вопрос. Константин Чуриков: Потому что если нас много и мы действительно весомый кусок этого пирога, то, вполне вероятно, нам действительно пойдут навстречу, чтобы сохранить долю рынка. А если нас мало, то, наверное, по-другому как-то будут к нам относиться. Артем Соколов: Вот эту правду нам ни один иностранец никогда не раскроет. Потому что это самая, наверное, главная тайна любой иностранной компании, какой рынок для нее является приоритетным. Для Китая приоритет №1 – это рынок России. Но количество мы, к сожалению, не знаем. То есть мы знаем, что дальше у них. Там следующая Индия идет, кажется, потом еще ряд стран. Константин Чуриков: Вот, в чем секрет успеха компании Alibaba. Марина Калинина: Европа и Америка, кстати, в меньшей степени, потому что в Америке очень сильно развит внутренний рынок интернет-покупок. Они там, по-моему, только этим и занимаются, что сидят и у себя сами все это покупают. Артем Соколов: Вы знаете, не только там. И в Европе, и много где. Константин Чуриков: Много где. У нас есть звонок. Александр дозвонился из Новосибирска. Александр, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Добрый вечер. У нас уже вечер. Константин Чуриков: Рассказывайте, что в зарубежных интернет-магазинах покупаете. Зритель: Когда доллар был 32-34, мы многое что покупали. Можно было обувь неплохую английскую заказать. Итальянская еще лучше качеством была. Джинсы (те же Levi’s) обходились тогда от 1500 до 2000 рублей. Такие джинсы в российских магазинах от 7000 до 9000 стоили. Константин Чуриков: Да, Александр, не травите душу. Зритель: Но что хотел сказать насчет Alibaba и AliExpress. Это же китайская фирма. Там качества никакого. Никакой ответственности они не несут. Возврат в течение 3 месяцев по российским железным дорогам российской почтой будет двигаться 2-2.5 месяца. Брали уже, обжигались. Сначала из Китая до Москвы едет. Там перегружается это все, сортируется. А потом обратно из Москвы в Новосибирск, то есть в сторону Китая. Больше, чем полстраны опять проезжает и разгружается здесь у нас. Здесь на складах оно сколько лежит. То есть это получается глупость. Даже при царе, если брать Российскую империю, такой глупости не было. А пришли после революции товарищи, и с ними постоянно какая-то глупость. Константин Чуриков: Александр, а вы сколько ждали ту самую посылку, которую вы заказывали? То есть от момента заказа до ее поступления к вам по адресу? Зритель: Когда заказывали американской почтой (FedEx), они в течение недели привезли. То есть мы неделю подождали. И они, как и обещали, в течение недели буквально по всей планете развозят грузы. А заказал свитер через этот китайский сайт AliExpress. Там у них целый холдинг. Ждали 2 месяца. Пришлось этот свитер отправить обратно. Знаете, как? Погонишься за дешевизной – получишься плохого качества товар. Я заказывал видеорегистратор китайский. И он нерабочий. Пришлось его отправить обратно. И деньги они вернули только тогда, когда получили. И это прошло 3.5 месяца. Константин Чуриков: Хорошо, Александр, спасибо. Артем Соколов: Здесь позволите небольшой комментарий? Очень важную тему Александр затронул. На самом деле это правда очень важно. Это именно возвратно-обменные операции. Это действительно очень сложно в силу того, что долго. Сам путь по себе долгий. Пока туда, пока обратно. А второе – там же Alibaba живет по законам Гонконга. И у них все решается в духе доброй воли. У них есть такой закон, что вы должны в духе доброй воли провести переговоры, и в ходе этих переговоров рождается истина. Истина рождается обычно следующим образом. Как договоритесь, так и будет. То есть вам могут вернуть половину суммы. Могут вообще ничего не вернуть. Константин Чуриков: Какая-то за этим восточная хитрость. Артем Соколов: Да. Все остается на решении продавца. И у меня был у самого опыт. Я заказывал чехол для ноутбука. Он состоял из 2 частей: для нижней части и для верхней части. Нижняя часть пришла с отломанными зажимчиками. Понятно, ее не прицепишь без этих зажимчиков. Я пишу продавцу, предлагаю ему поговорить со мной об этом. Что он говорит? "Раз у вас верхняя часть нормальная, а нижняя с отломанными зажимчиками, я вам готов вернуть половину суммы за этот чехол". Я думаю: дорогой друг, и как я буду – только одной стороной пользоваться, по-твоему? И у них это нормально считается. Деньги мне, правда, не вернули. Но, опять же, там раз на раз не приходится. Все время по-разному происходит. Кому-то возвращают, кому-то не возвращают. Но, опять же, здесь продавец решает, а не потребитель. У нас, конечно, продавцу такое не дозволено. Марина Калинина: Давайте все-таки вернемся к предложению наших таможенников. Вот эти 22 евро, эта сумма в месяц, которую вы можете потратить на интернет-покупки на зарубежных сайтах. С 1000 евро, напомню, эта сумма уменьшилась. А с какой целью это хотят сделать и почему именно 22 евро? С чем связана такая цифра? В чем цель? Артем Соколов: С этими нормативами живет полмира. И это сделано для того, чтобы неторговый оборот не перетекал в торговый. Точнее, наоборот: чтобы торговый оборот не перетекал в неторговый. Речь о том, что сейчас, когда вы что-то заказываете за рубежом, это квалифицируется как товар для личного пользования. Собственно, отсюда, наверное, второй вопрос. Константин Чуриков: А почему я не могу на 1000 евро купить себе для личного пользования? Кто может доказать, что я это покупала для того, чтобы дальше пойти и где-то продавать? Артем Соколов: Вот. Так вот, как только вы решитесь дальше пойти это продавать, а никто не сможет определить. И это очень сложно на самом деле определить. Более того, разобраться в том, что действительно какое-то юридическое лицо под видом частного физического лица заказало себе какую-то партию, пришло на почту, забрало огромное количество посылок, потом поставило это себе на витрину. Вот найти таких практически невозможно. Но есть факты. Факты говорят о том, что у нас только по этому году будет уже больше 230 млн купленных входящих сюда посылок. Вот представляете? 230 млн штук посылок – это по сути у нас уже не только каждый младенец… Константин Чуриков: И что? Это мои деньги. Я во что хочу, в то и вкладываю. Что хочу, то и покупаю. Ввожу и пользуюсь. Артем Соколов: Да. Это вы ввозите как физическое лицо. А юридическое лицо может на этом делать бизнес, например. Марина Калинина: Но здесь же говорится не только о юридических лицах. Как раз больше о физических. Вот в этих документах. Я тут пыталась это все изучить. Артем Соколов: Есть еще очень важные моменты. Как только у вас открывается этот канал беспошлинного ввоза и у иностранных игроков, или у тех, кто находится за рубежом, появляется это преимущество, появляется большая маржа, причем, много зарабатывает, начинает зарабатывать больше. Константин Чуриков: Вот элементарно давайте посчитаем. 1000 евро сейчас. Предположим, я как частное лицо какой-то товар ввожу в Россию. Очевидно, все-таки более-менее дефицитный. Что у нас 1000 евро? 72 000 рублей. В принципе, если я его продаю, предположим, с 50, а то и со 100%-ной накруткой, я неплохо живу по российским меркам. Марина Калинина: Но ты эти деньги потратишь, опять же, в России. Константин Чуриков: С этой точки зрения – да. А вот с точки зрения, конечно… Артем Соколов: Просто смотрите, что происходит. Когда вы начинаете много зарабатывать, находясь за рубежом… Бизнес же он как? Он начинает развиваться там, где ему проще всего. Там, где он обременен наименьшим количеством издержек. Естественно, российский бизнес думает о чем? А зачем я вообще здесь развиваюсь в России, зачем мне это нужно? Лучше я построю себе склад прямо на границе с Российской Федерацией, какой-нибудь хорошенький, большой, и буду прямо напрямую оттуда продавать товары, например, в Москву, в Питер. Доставка ровно 2 дня. Я освобождаю товары от всех налоговых ввозных сборов. Вот это уже хороший мне плюс получается. Константин Чуриков: У нас в 1990-х люди только так и выживали. Артем Соколов: Вот. Отличная бизнес-модель. Вообще шикарная. И это мы и видим. Это сейчас и происходит. И государство пытается этот процесс остановить. Вот в этом и причина. Потому что высокие лимиты на беспошлинный ввоз стимулируют переток деловой активности в соседние страны. Поэтому именно сейчас в Литве, в Латвии, в других сопредельных государствах активно открывают складские логистические комплексы, такую торговую инфраструктуру, которая позволяет быстро осуществлять эту пересылку. Вот, собственно, причина кроется именно в этом. Не в чем-то другом. Не в том, чтобы кого-то ущемить, а в том, чтобы инвестиции из России не уходили за рубеж. У нашего государства задача немножко другая. Константин Чуриков: Давайте прервемся буквально на несколько минут. А всем нашим зрителям напоминает, что звонки бесплатные. И Дмитрий из Омска, который сейчас у нас на линии, пускай чуть-чуть подождет. Через 3 минуты мы вас, Дмитрий, обязательно выведем в эфир. НОВОСТИ Марина Калинина: Мы продолжаем разговор об интернет-торговле в нашей стране и за рубежом. Сейчас у нас на связи Дмитрий, который нам дозвонился еще до выпуска новостей. Дмитрий, здравствуйте. Вы в эфире. Зритель: Здравствуй, любимая страна. Я хочу отметить, что я не согласен с уровнем 22 евро. Я вообще не знаю, почему 22 евро. Мы на текущий момент занимаемся мелким бизнесом. А конкретно – ремонт и мелкосерийное производство электронной техники. И запчасти и электронные компоненты покупаются в Китае. Наши ритейлеры и наши поставщики предлагают чудовищные цены. Если они продают что-то в небольшом объеме. А если хотите подешевле, то покупайте буквально… моток резисторов от 5000 штук и выше. Но нам столько не нужно. Константин Чуриков: Другими словами, Дмитрий, мы должны посмотреть на эту проблему с точки зрения импортозамещения. А что ваш мелкий бизнес производит? Что за электронику вы делаете? Зритель: Устройства автоматики. И, соответственно, в Китае регулярно покупается что-нибудь в пределах 200-400 евро. Если это переводить в евро. То есть в пределах 15 тысяч. Соответственно, пока это еще хоть сколько-нибудь рентабельно. Ибо в России как-то тяжело сбыть товар так или иначе. По крайней мере, в моем регионе. И плюс это же все входит в стоимость конечного продукта. Для того же ремонта требуются какие-нибудь запчасти, которые в России купить невозможно. Это докупается в месте рождения – в Китае. Константин Чуриков: Дмитрий, смотрите, что конкретно предлагается. Если стоимость товара составляет до 150 евро, то Федеральная таможенная служба предлагает увеличивать этот фиксированный платеж в размере 10-15 евро. Если товары стоят больше 150 евро, то тоже 10-15 евро, а также таможенные пошлины и налоги по единой ставке в 30%. Вам тогда придется закрывать свой бизнес в этом случае? Зритель: Конечно же, за это будут платить заказчики. Но 30% - это фактически заградительная цена. Я понимаю, что это будет все с разницей. Но это неприемлемо. Я понимаю, люди покупают шубы, шмотки какие-то, холодильники. Это замечательно, что у людей есть такие возможности. Но есть и другая категория покупателей, более чувствительная, чем потребительская. О ней нужно тоже подумать. И вообще нужно как-то прислушиваться к разным мнениям, а не так с неба брать какую-то сумму – 22 евро… Марина Калинина: Спасибо вам большое. У нас, к сожалению, просто время… Константин Чуриков: Дмитрий, да, выслушали ваше мнение. Вот представитель чувствительного бизнеса. Марина Калинина: Что скажете? Вот такая вот история. Артем Соколов: Видите, Дмитрий – предприниматель. Но в то же время покупает эти запчасти как физическое лицо. Вот это большая разница. Если бы я их покупал себе как физическое лицо и сам ими пользовался, это один вопрос. Но для предпринимательской деятельности эти вещи у нас нельзя использовать. Это установлено нашим соглашением о Евразийском экономическом союзе. Прямо прописано, что последующий ввод в оборот, для целей предпринимательской деятельности ввозить товары запрещено. Марина Калинина: Смотрите. Если в России этого не производят или производят за огромные деньги… Артем Соколов: Так найдите поставщика, который с вами будет работать нормально, как юрлицо. Напрямую найдите. Не обязательно искать поставщика среди российских компаний. Его можно напрямую найти в Китае. Там есть такие же ресурсы. Марина Калинина: Вот он в Китае через интернет и покупает. Какие проблемы? Константин Чуриков: Очевидно, у Дмитрия просто не очень большой объем. Артем Соколов: Там, может быть, и не нужен большой объем. Во-первых, можно с кем-то объединиться. Тоже как вариант. Во-вторых, есть поставщики, которые работают и на небольших предпринимателей, и на небольшие объемы. Собственно, такая b2b-платформа, она просто называется по-другому… Есть у них AliExpress, известный сайт для физлиц, а есть Taobao и другие. Вот это для b2b как раз. Это когда бизнес продает бизнес. И здесь не обязательно покупать огромную партию. Здесь вы можете купить и какое-то ограниченное количество партий. Но, опять же, бизнес должен заниматься бизнесом, а физические лица, мы с вами бизнесом заниматься не должны, потому что если мы хотим заниматься бизнесом, мы должны образовать юридическое лицо. Константин Чуриков: А таможня должна, соответственно, брать пошлину определенную. Хорошо. А вот выгоды от этого нововведения какие? У нас что, повысится собираемость налогов, или нет? Марина Калинина: То есть насколько целесообразна вообще эта мера? Артем Соколов: Для бюджета это определенный плюс. Тут 100%. Наверное, где-то дополнительных 60 млрд поступлений в российский бюджет будет. Константин Чуриков: Вот так. Марина Калинина: Для наших интернет-компаний, которые тоже торгуют через интернет, это какой-то плюс? Они смогут составить конкуренцию иностранным сайтам, или нет? Потому что я читала в "Коммерсанте", буквально в июне был опубликован такой материал, что наши российские производители хотели продвинуть свой товар на этой как раз китайской площадке AliExpress. Но все закончилось провалом, потому что посетителей было 130 тысяч. Из них заказов всего 24. И сейчас наша страница там все-таки еще висит. Но спросом она не пользуется. И практически не работает. И вот в AliExpress как раз сказали, что очень дорогие у нас товары, которые мы предлагаем, и с китайскими они ни в какое сравнение не идут. И очень примитивная подача… В общем, нет оригинальность. Может быть, в этом плане как-то развиваться, а не накладывать очередные налоги на людей, которые хотят это все покупать? Артем Соколов: Вы знаете, это совсем разные вещи. Они настолько разные. Эта история с экспериментом касалась не экспорта нашей продукции за рубеж, а продажи этой продукции на российском рынке российским же потребителям. Марина Калинина: Видите, не получается. Почему? Артем Соколов: Просто эта площадка не та. Не там покупают наши люди свою одежду и обувь. Потому что у нас есть монобрендовые магазины, есть магазины, которые специализируются на одежде и обуви. Вы за детскими товарами куда скорее всего пойдете? Наверное, в специализированный детский магазин. Вряд ли вы пойдете на китайскую площадку, которая вам продаст российский детский товар. Марина Калинина: На китайскую не пойду. Константин Чуриков: Смотря какой это товар, кстати. Артем Соколов: А тут, представьте себе, китайская площадка продает вам российский товар, за которым вы, наверное, туда и не планировали идти, потому что аудитория китайской площадки – это россияне, которые ищут китайские товары. Они не ищут там российские товары. Он туда зашел, для того чтобы китайский товар найти. И именно в этом, я думаю, причина этого провала, а не в том, что товары дорогие или еще что-то. Константин Чуриков: А как бы нам хотелось, чтобы в стране у нас появились площадки, где 1 млрд с лишним китайцев ищут российские товары. Вот это было, конечно, здорово, если бы все было наоборот. Давайте подведем итоги голосования, которое мы проводили в течение всего этого часа. Спрашивали зрителей, делают ли они покупки в зарубежных интернет-магазинах. И, собственно, результаты сейчас нам выведут на экран. Даже интересно. Смотрите, "да" ответили 48%, "нет" – 52%. Марина Калинина: В общем, разница небольшая совсем. Константин Чуриков: Небольшая разница. Все-таки, наверное, это будет чувствительно. Во всяком случае для тех, кто привык если уж заказывать, то на большую сумму. Артем Соколов: Как говорится, на широкую ногу. Константин Чуриков: Кстати, и последний вопрос. Мы же в Таможенном союзе живем. А не получится так, что Казахстан, например, эти правила не введет? И будут через границу Казахстана перетекать к нам эти товары? Артем Соколов: Видите ли, что? Для того чтобы эти товары к нам перетекали через Казахстан, должна произойти дословно следующая операция. Прямо несколько должно произойти. Физическое лицо в Казахстане должно себе заказать этот товар. Дальше переупаковать, прийти на почту и отправить физическому лицу вот сюда. Экономически… Марина Калинина: И написать "подарок". Артем Соколов: Написать "подарок", да, написать "отправляю дяде Васи от родного дяди Тимура" и так далее. Здесь раз вы доставили, второй раз вы отправили. Сама по себе эта операция раз-два – это уже не очень выгодно. Третье, в Казахстане не такое количество жителей живет. Там всего 10 млн человек. А у нас 146 млн человек. Там просто жителей не хватит на перепаковку этих посылок. Реально не хватит. 230 млн входящих у нас будет в этом году. Константин Чуриков: Хотя у нас есть Белоруссия. Там уже научились переупаковывать. Марина Калинина: То есть ваше мнение? Вы за эту меру, которую предлагает таможня? Артем Соколов: Мы эту меру поддерживаем. Она правильная. И с точки зрения экономики, и с точки зрения международного опыта. Но она недостаточная. На наш взгляд, необходимо сделать так, чтобы юридическое лицо имело возможность заплатить ввозное НДС, пошлину и так далее. То есть вот этот механизм еще надо добавить: дать возможность иностранному продавцу (ритейлеру) платить либо в упреждающем режиме, либо в отложенном режиме эти пошлины и налоги. Вот тогда система заработает. Она работает так уже в Великобритании, в Австралии. Есть еще целый ряд стран, где именно такая возможность предусматривается. Тогда они смогут вот эти расходы на уплату НДС, пошлины ли заложить в свою маржинальность. И тут для потребителей в принципе ничего не поменяется. Они как продавались рубашки по 800 рублей, так они и будут продаваться по 800 рублей. Просто иностранец будет зарабатывать чуть меньше. Константин Чуриков: Похоже, мы ничего не поймем, пока сами просто не окажемся в этой реальности. Тогда и сравним наши ощущения. В студии был Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли. Спасибо.