Константин Чуриков: С 1 июня в нашей стране вступил в силу формальный запрет на работу по найму с водительскими правами национальных республик. Недавно появились сообщения в СМИ о том, что президент России Владимир Путин поддержал идею разрешить использование в нашей стране водительских удостоверений для граждан Киргизии при устройстве на работу. Насколько сейчас это является уже фактом? Насколько граждане той же Киргизии сейчас могут продолжать работать по своим правам, или нет. Во всех законодательных коллизиях сейчас будем разбираться вместе с нашим гостем. У нас в студии Андрей Попков, представитель Профсоюза "Таксист", член общественного совета Министерства транспорта России. Андрей Валерьевич, здравствуйте. Андрей Попков: Добрый день. Оксана Галькевич: Я так понимаю, упоминались белорусы. Объясните, они могут уже работать, или все-таки это еще в стадии обсуждения вопрос? Андрей Попков: Начнем с того, что с 1 числа вступил в закон. До этого были различные слухи, домыслы, догадки. Но на сегодняшний день пока еще никому ничего не разрешили – ни белорусам, ни киргизам. Да, мы знаем, есть некоторые хотелки наших российских депутатов. Не понимаю, с чего это вдруг наши депутаты озаботились киргизами. Хотя он должны заботиться о нас в первую очередь, о гражданах Российской Федерации, о россиянах, а во вторую очередь уже о киргизах. Я не понимаю этого, но, тем не менее, на сегодняшний день еще пока ничего не решено. Мы все прекрасно понимаем, что это дело политическое. Здесь уже четко прослеживается, что это чистой воды политика. Но мы как профсоюз, как люди, представляющие профессиональное сообщество водителей такси, тех, которые на сегодняшний день работают в отрасли, мы категорически против этого. Мы только вздохнули после 1 июня. У нас нормализовалась работа. Ушли гастербайтеры, практически больше половины, кто не получил российские права. Оксана Галькевич: Кто не переучился в наших автошколах. Андрей Попков: Да. Причем, в нормальных компаниях уже 3 года висело объявление: "Ребята, переучивайтесь и работайте дальше". Все вменяемые люди переучились, получили права, и вопрос был закрыт. Это остались те ленивые, скажем, необразованные люди, которые по сути дела сами по себе отсеялись. И, соответственно, только сейчас мы начали работать более-менее нормально – и опять нам какой-то подзатыльник отвешивают сверху и говорят: "Ребята, опять мы вас разбавляем киргизами и прочими иностранцами". Понимаете, что практически все дтп (есть статистика ГИБДД) происходят по вине водителей. И в такси дтп происходят очень часто. Каждый день мы открываем статистику и смотрим практически каждый день. И в основном по вине гастербайтеров происходят эти дтп. Потому что, во-первых, в такси нет трудовых отношений. Начнем с этого. Константин Чуриков: Как это их нет? Андрей Попков: Вообще нет. 90% рынка такси – это черный рынок. Оксана Галькевич: То есть даже несмотря на эти агрегаторы. Андрей Попков: Агрегатор – это вообще не такси. Давайте не путать. Агрегатор – это не такси. Уже есть судебные прецеденты в регионах, когда судились с агрегаторами. Пишут: "Вася такси". У него телефон, стул и все. Он посредник между таксистом и пассажиром. И, соответственно, это посредники. Но все компании, которые сдают машину в аренду водителю, у них нет трудовых отношений с водителем. Константин Чуриков: Андрей Валерьевич, чтобы все-таки внести ясность. Это не просто хотелки депутатов, как вы говорите. Все-таки заявление пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Он сказал следующее: "Президент поддерживает данное обращение с учетом того, что русский язык по конституции Киргизии является вторым государственным языком в этой республике". То есть президент через своего пресс-секретаря уже определенным образом это высказал. Другой вопрос, что, конечно, законодательно все еще дыра и мы не знаем, чем сердце успокоится. Давайте послушаем звонок. Первый зритель у нас в эфире сейчас появится. Оксана Галькевич: Вы знаете, все-таки по поводу мы говорим только о Киргизии. А конкуренция со стороны белорусов вас не беспокоит? Андрей Попков: Нет, нас беспокоят все. Но по белорусам вопрос еще пока тоже не решен. Но меня возмущает другое. Что второй язык русский в Киргизии. Просто люди не понимают, как в Киргизии  получают права. Человеку исполнилось 18 лет, 3000 рублей принесли в ГАИ, купили права. Он ничего не учит, ничего не сдает. Оксана Галькевич: А у нас прямо все… Андрей Попков: А вы знаете, у меня сейчас сын учится… Оксана Галькевич: Вы не знаете ни одного человека в России, который получил примерно подобным образом. Андрей Попков: У меня сын сейчас учится на права. Он сидит каждый день и учит билеты. И я начал вместе с ним еще проходить этот тест. Я вам скажу, что я с первого раза не прошел. Я только с 10 раза решил нормально этот билет. Вы понимаете? Меня почему возмущает это все? Потому что это чистой воды политика. Мы голосовали за Путина в 2012 году. Все таксисты ходили и голосовали. На это есть подтверждение. По телевизору показывали. Мы думали, что мы станем жить лучше. Но на сегодняшний момент получается, что мы стали жить хуже. И я обращаюсь: Владимир Владимирович, давайте позаботимся о нас, о россиянах. Бог с ними, с киргизами. Пускай они в Киргизии работают. Но мы то хотим работать у себя дома и зарабатывать нормальные деньги. А не так, чтобы наш рынок труда отняли гастербайтеры. А мы куда пойдем? Что нам делать-то? Скажите. Оксана Галькевич: Андрей Валерьевич, давайте послушаем звонок. Константин Чуриков: Владимир из Кемерово. Добрый вечер, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Насколько актуально у вас в Кузбассе то, о чем мы сейчас говорим здесь в Москве? Зритель: У нас водителей-гастарбайтеров мало. Но я хочу сказать, что правительство наше обычно говорит, что не хватает у нас дворников. Пускай дворниками работают. Но скоро у нас, получается, профессия водителей. У нас в Кемерово уже все строители – гастарбайтеры. Нашим простым строителям (бетонщикам, монтажникам) уже нет работы. Они все уходят подпольно. Деньги зарабатывают уже левыми способами. Константин Чуриков: Владимир, вот это интересно. Они подпольно начинают работать. Почему? Потому что на легальном рынке труда в строительстве снижается официальная зарплата, правильно? Зритель: Да, набирают гастербайтеров, платят им меньше. А нашим строителям урезают… Да даже не то что урезают, а просто сокращают людей. Зачем ему держать… Берется просто директор, главбух, главный инженер. Нанимают гастербайтеров, гастербайтеры делают работу, забирают деньги, уезжают. Не платят ни в Пенсионный фонд, не платят в медицинское страхование. Они платят только подоходный налог, и все. И увозят деньги. А платят им мало – поэтому директор, главбух и главный инженер всю выручку себе забирают. Ну что там, трое они заплатят в пенсионный фонд и в медицинское страхование. А нашим людям просто уже некуда устроиться. Или предлагают такую кабальную зарплату, что, конечно, человек уходит. Поэтому я говорю: у нас скоро строительные профессии вообще уйдут из России. Константин Чуриков: Поэтому мы тут рассуждаем на тему государственной программы повышения производительности труда. Это у нас сегодня тоже будет обсуждаться. Владимир, спасибо за ваш звонок. Зритель: Мы же сейчас подписали договор с турками, что еще турки приедут. Андрей Попков: Да, у них тоже русский язык национальный. Константин Чуриков: Но он не второй государственный. Но им многие владеют. Андрей Попков: Я хочу сказать вот что. В России, по подсчетам нашего профсоюза (и не только нашего, а вообще сообщества), всего где-то 800 000 занятых людей в такси. Оксана Галькевич: В стране 800 000 таксистов, да? Андрей Попков: 800 000 таксистов примерно. Плюс еще где-то 500 000 нелегалов, этих друзей, про которых мы разговариваем. И все они не трудоустроены. Нет трудовых отношений. Соответственно, ни о каких налогах государству речи идти не может. Потому что 90% с лишним рынка – объясняю схему работы. Есть собственник автомобилей. Это юрлицо. У которого даже разрешение есть. В Москве они все якобы легальные, у всех есть разрешения. Желтые, неважно, белые в Московской области. Вот он отдает в аренду ИП-шнику автомобиль. Я прихожу, меня заставляют открывать ИП.  Мне сдают автомобиль. Все свое время на меня спихивают, якобы всю ответственность. И я дальше езжу и работаю на этом автомобиле. Это первая схема. Оксана Галькевич: Если у вас ИП, вы должны платить налоги. Андрей Попков: Но большинство не платят эти налоги в ИП. ИП уже закрыты. Ему что главное? Константин Чуриков: ИП нужно, чтоб получить автомобиль в тот момент. Андрей Попков: Да. Все, ребята. Это никак не отслеживается. Уполномоченный орган не работает по этому вопросу. Дальше вторая схема. ООО или какая-то компания сдает ИП-шнику в аренду автомобиль, а этот ИП-шник сдает уже физлицам. Вот я ИП-шник, сижу такой и отдаю этим киргизам, таджикам, белорусам - неважно кому. Константин Чуриков: То есть за рулем совсем другие люди сидят. Андрей Попков: Да, все. Вы заказываете по приложению. К вам едет Федя Иванов. Приезжает Мухарбек Мухарбеков. Вы говорите: "Как же так?! Я вызвал…". А электронным голосом вам приложение отвечает: "Ничего не знаем. Это Федя Иванов. Мы его не видим". Оксана Галькевич: Честно вам скажу – я ни разу с таким не сталкивалась. Вплоть до того, что приходит сообщение с фотографией и с именем. И всегда можно сверить, тот ли человек приехал по вызову такси. Константин Чуриков: Я тоже постоянно пользуюсь. Ни разу не было. Андрей Попков: Недавно давал интервью. В аэропорту это почему-то постоянно происходит. Дальше двигаемся. Следующая схема работы. Это когда, допустим, я собственник автомобиля. И мне лень открывать ИП или у меня не хватает времени и денег, либо я ленивый. Я хочу работать в такси. Мне что предлагают? Есть некая фирма – ООО "Ландыш". Она говорит: давайте мы ваш собственный автомобиль возьмем в аренду и получим на него по договору аренды разрешение в Минтрасе на деятельность такси. Они получают на мой автомобиль разрешение. И мне же его обратно сдают в аренду, это же разрешение. Я должен им платить в месяц 1000-2000 рублей, и езжу. Собственник автомобиля я, а разрешение – это компания. В Московской области только на одну такую лжекомпанию оформлено порядка 11000 разрешений. Вы представить себе не можете, какой это был бизнес. И на сегодняшний момент все эти разрешения… Нам говорят: "Выдано разрешение в Москве – 80-90 тысяч". Реально рабочих 35. Остальных нет. В Московской области 150. Реально рабочих – 40-50. И вот этот бизнес по сути дела криминален. И Ространснадзор, московское МАВопрос – все, кто контролирует эту отрасль – все закрывают на это глаза. Потому что на сегодняшний день трудовых отношений нет. И без трудовых отношений невозможно выполнить приказы Минтраса. Вся эта отрасль регулируется еще приказами Минтранса. Есть 287, 59, №7. Когда мы говорим: как проводили инструктаж у вас? Как вы без трудовых отношений с чужим человеком можете провести инструктаж? Как вы можете квалификационные требования… Вы не можете без трудовых отношений. Он никто вам. Получается так, что отрасль на 90% криминальная. Мы пытаемся эту отрасль как-то обелить, осветить, вывести из тени, сократить количество таксистов, сделать отрасль нормальной, чтобы пошли деньги в бюджет страны, чтобы люди начали официально зарабатывать нормальные деньги, по 8 часов работать, соблюдать режим труда и отдыха. Все соблюдать. И вдруг нам говорят: "Нет, ребята. Нам надо вас опять загнать либо куда-то там, чтобы вы этого не делали. Я лично этого не понимаю и обращаюсь с высокой трибуны к руководству страны". Давайте хотя бы в такси-то наведем порядок. Ну что же у нас получается? За что ни беремся… Ванька дома – Маньки нет, получается. Понимаете? Константин Чуриков: Давайте примем еще два звонка. Оксана Галькевич: Андрей Валерьевич, давайте еще одного Владимира послушаем. На этот раз из Воронежа. У нас еще один ждет там, но сначала Воронеж. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Я работал водителем. У меня категории B, C, E. Я два дня назад был в Москве. Пытался устроиться на работу. Я так понимаю, что сейчас у нас во всех категориях служба безопасности забраковывает. Я никуда не могу устроиться на работу. Значит, иностранцев мы можем брать на работу, куда хотите, а своих, русских, россиян, мы как-то игнорируем. Почему такое у нас в стране происходит? Объясните, пожалуйста. Я хочу устроиться водителем на хорошую работу и хочу быть законопослушным. Платить налоги, платить за все. Почему у нас в стране происходят такие вещи? Константин Чуриков: Владимир, скажите, пожалуйста, сколько вы уже времени ищете работу? Сколько длится этот путь? Зритель: Я вам могу сказать, что я уже третью неделю ищу работу. Даже обратился в Москву. Москва мне сказала то же самое, как и везде – нет. Я хочу работать. Человек хочет работать. Константин Чуриков: Естественно. Я то понимаю. Зритель: Почему мы живем в нашей стране России и видим такие палки в колеса? Константин Чуриков: Я просто думаю о том, что Владимир, наверное, не хочет завтра стать спикером Совета Федерации. Он не претендует на пост мэра или даже ведущего новостей на центральном телеканале. Тут все непросто. Испытания всякие, тесты и так далее. Андрей Попков: Трудовые отношения, кстати. Константин Чуриков: Трудовые отношения у нас есть. А вот Владимир. Казалось бы, водительских вакансий море. Оксана Галькевич: Андрей Валерьевич, но ведь речь идет не только о такси. Речь идет и об общественном транспорте. Там тоже смогут работать граждане других государств. Андрей Попков: Вы знаете, что в общественном транспорте в Москве… Оксана Галькевич: Владимир из Воронежа сказал, что он хочет хорошую работу. Но проблема в том, что люди с иностранными правами иногда выполняют не всегда хорошую работу, ту самую не всегда хорошую, на которую наши граждане не соглашаются. Андрей Попков: Нет. Вы знаете, что работодатели, мнимые и реальные… Это же бизнес, как они говорят. И они хотят зарабатывать, в первую очередь оптимизируя издержки на оплате труда. Вы знаете,  что официальная зарплата дворника в Москве, допустим, 40 000. А дворник реально получает 12. Константин Чуриков: Мы знаем. У нас есть спецпроект "Реальные цифры". Андрей Попков: И те же самые водители… Реальная зарплата водителя КАМАЗа, допустим, грузовика, у него 50 тысяч, а гастарбайтер будет работать за 25 тысяч рублей. И половина этой суммы уйдет в карман, опять же, этому бизнесмену, который руководит этим процессом. И вы понимаете, что пока не начнут нормально работать уполномоченные органы и не будет этой коррупционной составляющей между бизнесом и властью. Когда возьмут на себя на 100% решения вопросов профсоюзы, которые защищают именно работника… Константин Чуриков: И когда они появятся. Не во всех сферах они есть. Андрей Попков: Они есть везде. Сейчас профсоюзы есть везде. Но, к сожалению, нам не дают таких нормальных возможностей, чтобы мы наводили порядок в отраслях. Оксана Галькевич: Как это? Простите, пожалуйста. Вы член Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации. Андрей Попков: Да. Ну и что? Оксана Галькевич: Вы вхожи в определенные кабинеты. Андрей Попков: Мы вхожи. Мы доносим, и слава богу. В этом году хоть какое-то движение пошло с законом такси, который похоронил, 3 или 4 года он валялся в Госдуме, ногами его все пинали. Константин Чуриков: Об этих так называемых агрегаторах. Андрей Попков: И хоть как-то что-то там зашевелилось. Пользуясь своим положением, я поэтому и хочу донести то, что творится сегодня в такси. 90% рынка криминальные. И если мы выведем из тени этот рынок, то, во-первых, и государство будет получать достаточное количество средств в виде налогов, и люди не будут так обозлены, как сегодня. Потому что сегодня этот рынок будет просто выжимать. Люди работают по 18 часов. То, что они зарабатывали 5-6 лет назад за 8 часов, они сегодня зарабатывают за 18. Это уже предел и крик о помощи "караул". Константин Чуриков: У нас уже меньше 3 минут. Надо еще успеть выслушать Михаила. Кстати, из Москвы. Михаил, добрый вечер. Что нам расскажете? Зритель: Вечер добрый. Я тоже работаю в московском такси. И по поводу того, что вы говорите, что люди не высыпаются. Во-первых, это бешеные аренды. Это просто категорически надо как-то убирать или понижать. Это первое. Во-вторых, мы пускаем к себе на рынок чужих агрегаторов. И, соответственно, между ними получается какое-то бодалово, что они начинают понижать цены. Соответственно, как было сказано, людям приходится работать гораздо больше. Я сам работал на аренде одно время. То есть когда ты просыпаешься, ты уже должен. Константин Чуриков: По умолчанию. Что бы ни происходило. Может быть, в городе пойдет такой дождь, что люди даже на улицы побоятся выйти, добежать до машины. Скажите, аренда – это сколько? Зритель: Я работал в такси. Я не знаю, могу ли я называть партию. Наверное, не буду. Я платил 2500 за аренду. Оксана Галькевич: В сутки? Зритель: Да, в сутки. Оксана Галькевич: А зарабатывали в сутки сколько? Зритель: Плюс бензин. Где-то 1500-2000 в хорошем случае. Поэтому я оттуда ушел. И я просто ушел с аренды. Я купил свою машину, открыл ИП. То есть хотел работать честно. Но нам дали по таким рукам… То есть понизили цены, все. Мне просто стало невыгодно платить налоги государству. Константин Чуриков: Спасибо, Михаил. У нас просто еще один звонок. И прямо будем очень коротко говорить. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Я из Свердловской области. Меня зовут Туркмен. Я по поводу того, что ваш говорить говорит, что в Киргизии, в Белоруссии… Константин Чуриков: Буквально 20 секунд. Зритель: Что в Киргизии купил за 3000 рублей права. Ваш гость что, был свидетелем того, когда покупают права, он поймал? Вы же не за всех говорите. А в России тоже такие же покупают права. Константин Чуриков: Туркмен, спасибо за ваш звонок. Мне, кстати, телефонисты сообщают, что у нашего зрителя, который сейчас с нами разговаривал, права международные. Андрей Попков: У меня тоже международные права. И что? Оксана Галькевич: Работать по ним, мы понимаем, нельзя, да? Андрей Попков: Нельзя. Можно на своей машине ездить, сколько угодно. Почему я в Германии не могу работать по нашим российским правам? Даже по международным. Потому что там не дадут нам работать. Константин Чуриков: Будем следить за тем, что будет делать Государственная Дума, что будет в новом законе. У нас в студии был Андрей Попков, представитель профсоюза "Таксист", член общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации. Спасибо вам большое. Мы продолжим через несколько минут.