Петр Кузнецов: Карты, навигатор, все: теперь можно ничего ни учить, ни запоминать, потому что все на ладони. Мария Карпова: Так как на нас влияет интернет? Особенно на детей? Он нам все-таки помогает, развивает он или нет? От него больше вреда или пользы? Я думаю, что без психолога, без помощи психолога здесь не обойдемся. Андрей Зберовский у нас в гостях сегодня. Андрей, здравствуйте! Андрей Зберовский: Доброе утро! Петр Кузнецов: Дети заходят в гаджет. Дальше происходит, я так понимаю следующее... Мария Карпова: Они все-таки берут гаджет, наверно? Петр Кузнецов: Да. Одних он портит, а другим он помогает. Как это работает? Так ли это работает? И при чем тут психология? Кто, видимо, с каким запросом туда заходит изначально? ... Андрей Зберовский: Абсолютно правильно ставите вопрос. Петр Кузнецов: Спасибо. Андрей Зберовский: Потому что, безусловно, тот ребенок, который, скажем, читающий, увлекающийся, интересующийся, для него современные гаджеты с выходом в интернет, – это просто огромные ресурсы, которые раньше были бы просто невозможно. Ведь ресурс любой библиотеки, даже большой, он ограниченный. А здесь неограниченные возможности. Поэтому те дети, которые в том числе выиграли олимпиаду и ... прям огромная гордость за них, – это явно дети, которые правильно пользовались интернетом и гаджетами. Если ребенок, скажем, не очень там хочет учиться, не очень читает, ничего ему неинтересно, то такой ребенок, конечно, в гаджетах будет преимущественно пользоваться игрушками и, конечно, его развитие буде довольно серьезно отставать от развития, которое хотелось бы видеть в детях. Мария Карпова: Но считается, что как раз гаджет и отбивает это желание читать, интересоваться, быть любопытным. Это не так? Потому что вся информация, вся мировая информация, огромное количество информации, она вся в кармане. Андрей Зберовский: Да. Но тем не менее, мы видим, что по факту вот эти страхи о том, что дети, которые заходят в интернет, перестанут развиваться, эти страхи оказались по факту напрасными. Потому что те, кто замотивированы, те, у кого есть склонность к любознательству, склонность к пониманию мира и к изменению его, они правильно совершенно пользуются и развиваются. Поэтому нет. Те, кто желает развиваться, для них гаджеты – это инструмент, он используется правильно. Другое дело, что вот этот вот ранний доступ к огромному объему информации, он, с одной стороны, у некоторых детей создает иллюзию того, что: «Я уже все знаю! Я уже взрослый!» Потому что он в 12, в 14 лет получает тот объем информации, доступ к информации, которую раньше и в 20, и в 25 лет не получали. Поэтому у некоторых детей, к сожалению, возникает иллюзия, что я могу с родителями уже на равных спорить: «Я все знаю, я все смогу найти». И вот эта вот некая иллюзия контроля над жизнью, находясь в своей комфортной квартире, это некоторым детям, безусловно, мешает. Но для этого нужны мы, родители, которые скажут: «Ребенок, дорогой! Любимый наш, есть интернет, а есть реальная жизнь, в которой нужно немного ориентироваться». Петр Кузнецов: Андрей, вот в связи с этим, вопрос. Давайте вот такой эксперимент сейчас проведем. Вот если взять ребенка, которому полностью запрещен доступ к компьютеру, к социальным сетям, по старинке читает книгу, ходит в библиотеки. И второй, которому доступ открыт вообще ко всему. Вот кто из них будет социализированнее, активнее, интереснее, умнее, смелее в жизни? Мария Карпова: Кто из них выиграет олимпиаду по химии? Андрей Зберовский: Ну, я хочу сказать, что всегда истина, она посередине. И крайности всегда очень нехороши. Петр Кузнецов: Да, это правда. Андрей Зберовский: Поэтому на самом деле современному ребенку однозначно пользоваться гаджетами необходимо. Необходимо по двум причинам. Во-первых, ребенок, который, скажем, такой белой вороной является в классе или во дворе, который не знает игрушки, не знает гаджеты современные, он просто будет хуже социализирован. Его просто другие дети, они просто будут с ним меньше общаться, потому что с ним нет общих точек соприкосновения. Поэтому нужно общаться для того, чтобы уметь правильно находить со всеми общий язык на общие темы для детей. И во-вторых, конечно, ребенок вырастает, мы его готовим ко взрослой жизни. Во взрослой жизни гаджеты уже стали нормой. И поэтому ребенок, который не освоит эти все кнопочки и все тачскрины в своем детстве, ему потом сложнее будет найти себе профессию. Опять же мы знаем, что профессия в IT-сфере – это важнейший блок профессий, где хорошие доходы, которые очень востребованы. И мы, конечно, ребенка, который совсем не знает, как пользоваться гаджетами, мы его выталкиваем на обычную жизнь. У него будут проблемы с трудоустройством, будут проблемы с поиском таких современных направлений в своей деятельности. Поэтому, конечно же, я, как психолог, совершенно авторитетно говорю, что детям в какой-то разумной, естественно, форме гаджетами пользоваться полезно. Мария Карпова: Опять же, когда мы сравниваем нашу систему образования и западную систему образования, у нас это надо знать что-то, на Западе это надо знать, где эту информацию найти. Какой правильный подход вот в этом вопросе? Андрей Зберовский: В данном случае понятие такое специальное существует: учить учиться. И это понятие учить учиться, т.е. как вы совершенно правильно сказали, знать, где находить информацию. Вот как раз интернет эту возможность сейчас дал. И современный ребенок, да, я могу сказать, что, наверное, в среднем он знает, возможно меньше, чем классический такой советский школьник. Да, наверно, правда меньше, но он знает, где он возьмет эту информацию. Оперативность поиска информации заметно увеличилась. Уверенность в том, что я информацию найду, тоже увеличилась. Поэтому наши современные дети стали гораздо более самоуверенными, возможно, меньше знают, но, когда наступает время «Ч», они все-таки эту информацию найдут. Это очень здорово. Мария Карпова: Это с этим связано, что мы так часто слышим про лауреатов разных олимпиад, особенно по физике? Потому что раньше как-то этого было меньше. Андрей Зберовский: Дело в том, что во всех современных науках за счет глобализации необходимо, чтобы дети получали доступ к большому объему информации, которая в рамках, скажем, города, поселка, страны, можно не получить. Ведь за счет того, что дети, которые активно именно получают научные знания в интернете, как правило, неплохо знают международные языки, тот же английский. Соответственно, они получают доступ к огромному объему информации, в том числе на разных языках. И это позволяет им, конечно, развиваться и в биологии, и в химии, и в физике. И в этом смысле современные победы наших школьников – это, в том числе, результат активного сидения в глобальной паутине. Но повторю: с полезной целью, с целью получения знаний. И кроме того, опять же интернет дает нашим детям возможности поиска друзей по всему миру, по другим регионам, по другим городам даже нашей страны. Эта вот уверенность того, что я не один, нахождение друзей себе везде, – это дает детям и оптимизм, и уверенность, что в любой стране мира, в любом городе я найду друзей, я могу получить полезную информацию. И вот этот вот средний уровень, скажем, ребенка, даже который сейчас вот, те дети, которые сейчас выигрываю олимпиады по физике, химии, математике, неважно по чему, эти дети такие же молодцы, как и дети 20-30 назад, но объем знаний у них сейчас, конечно, больше. Просто объем возможностей шире. Петр Кузнецов: Интересно! Андрей, я хотел сейчас обратиться к нашим телезрителям: задавайте вопросы, у нас психолог Андрей Зберовский в студии, 8-800-222-00-14. Например, вы родитель не знаете, как оттащить от компьютера, не знаете, как отучить ребенка не то чтобы полностью отучить, а вот именно научить использовать гаджет с пользой. Или наоборот, у вас это получилось. Делитесь своим рецептом со всеми, со всей страной, не только с психологом. Андрей просто подтвердит правильный метод или нет. ... Ждем! Да, ждем, нет, а звонки, да. ... Андрей Зберовский: И вы правильно совершенно говорите, как раз вы подсказываете очень правильный совет. Потому что родители должны показывать детям, как они сами находят какую-то полезную информацию о том, где можно что-то... Вот у меня недавно был пример. На прошлой неделе, когда были большие очереди в шиномонтаж. И вот у меня мой знакомый говорит: «Слушай, я вот вышел, у меня рядом шиномонтажки все забиты там на несколько часов, огромные очереди. У меня сын 14-летний в течение пяти минут нашел. «Папа, вот есть шиномонтаж, который мало кто знает. Соответственно, дозвонился, нашел телефон, выяснил что... Петр Кузнецов: Еще и дешевле. Андрей Зберовский: Ну, дешевле уж не знаю, но быстрее точно в разы, как бы, да. То есть в данном случае ребенок показывает родителю, взрослому папе, да, как пользоваться правильно гаджетом. Но на самом деле мы, взрослые должны показывать своим детям, как мы находим там именно правильную информацию: о каком-то лечении, о здоровье, о питании, о санаториях, о курортах, о поиске цен, поиске работы. То есть мы, на самом деле, взрослые часто недовыполняем свою функцию воспитателя и научителя, как пользоваться гаджетами. Надо это делать, дорогие наши слушатели! ОТР правильные вам подсказывает советы. Надо обязательно это учитывать. Мария Карпова: Да, тут тоже показываем личный пример. Хорошо, вот это личный пример, а, например, что-то вот построже, например, отбирать гаджеты, если ребенок слишком долго сидит, выключать компьютер, отключать интернет – это правильные методики? Андрей Зберовский: Безусловно, вот такой метод кнута, что называется, он не самый мягко говоря, правильный. Гораздо правильнее ребенка вовлекать в какую-то совместную деятельность с родителями. Когда вы не просто подошли и сказали: «Так! Отключаю тебе телефон» или забираю телефон, тем более, а: «Давай-ка мы вместе сделаем там что-то». Сыграем в настольную игру, позанимаемся спортом, выйдем на площадку, дома приведем в порядок или, скажем, приготовим что-то вкусненькое. Ведь на самом деле такой лайфхак, отвлекать детей от гаджетов проще всего, когда вы предлагаете им: «А давай-ка мы вместе что-то постряпаем или сварим!» И дети учатся что-то делать на кухне. И очень вкусно, и весело! Петр Кузнецов: Да, да. И самое главное в этом процессе самому не залипать. Я вот очень стараюсь. Андрей Зберовский: В еду или в гаджет? Петр Кузнецов: В гаджет. В еду – нормально! Мария Карпова: Вместе. Все вместе и еда, и гаджет. Петр Кузнецов: Да-да-да. Мария Карпова: Андрей Зберовский был у нас сегодня в студии. Спасибо большое!