Десять тысяч деревьев стройными рядами стоят, словно солдаты в белых кителях на параде. Александр Продан показывает нам свою гордость - сад сливы. Фермер его разбил посреди степи на холме. Приехали мы в удачное время для съемок - сад был весь в цветах. Сад молодой. В прошлом году был первый урожай - собрали 30 тонн - неплохо! Воткни палку в землю и она зацветет - эта поговорка точно про воронежский чернозем. Но даже здесь без воды и удобрений никуда. Автоматическая система полива, которая сама контролирует эти вещи. Стоит компьютер, который включает и выключает. О тонкостях ведения фруктово-ягодного хозяйства Александр Николаевич узнал, когда переехал с семьей из Мурманска. Там он был чиновником - управлял городским комбинатом питания. В Воронеже пришлось начинать все с нуля - ездил на конференции, общался с учеными в институтах. Планировал он сад в пять гектаров, как маленький семейный бизнес, а получилось 150. Из урожая делает компоты, морсы, соусы и чаи. Теперь фермер собирается наладить глубокую переработку - высушивать фрукты и ягоды и продавать оптом. Так гораздо выгоднее, чем сдавать в свежем виде ритейлерам. Правда, такой подход разделяют не все. В Воронежском Федеральном аграрном научном центре им. Докучаева исследуют состояние воронежского чернозема. Здесь хранятся образцы почвы. Самым старым по 80 лет. Эта земля буквально на вес золота! За последние 50 лет содержание гумуса в почве не изменилось и сейчас этот показатель составляет 5,6%. Один процент дает шесть центнеров урожая с гектара. Чтобы сфотографироваться с котенком Васей - что с улицы Лизюкова - туристы встают в очередь. К нему едут со всей страны те, кто вырос на этом советском мультфильме. Памятник котенку сидящему с вороной на дереве давно стал визитной карточкой города. Хотя в Воронеже есть на что посмотреть. Взять хотя бы море. Так здесь называют водохранилище - одно из крупнейших в мире, которое целиком расположено в городе и делит его на две части. Рыбачить можно, а вот в воду местные не заходят - она грязная, да и мелко - глубина два-три метра. Если есть свое море, значит, должен быть и флот. Чтобы не сесть на мель, парусник "Гото Предестинация" или "Божье предвиденье" с латинского почти все время пришвартован у Адмиралтейской площади. При этом двигатель у него в порядке. Хоть сейчас в поход. Да, вы не ослышались, на парусном корабле действительно установлен дизельный двигатель. Исторический парусник был построен при Петре Первом по чертежам государя и без помощи иностранных специалистов. Этот корабль был одним из самых крупных построенных в Воронеже. Вообще удивительно, что парусный корабль построен в 600 километрах от ближайшего моря, на узкой реке. Парусник на воду спустили в апреле 1700 года. Всего на воронежских верфях было построено больше 200 кораблей. Так Воронеж стал родиной российского флота. Это место молодой Петр Первый выбрал неслучайно - рядом Азовское море, по берегам рек росли вековые дубы и сосны, чья древесина шла на строительство кораблей, а в соседнем Липецке выплавляли пушки. Когда подобные корабли в 1699 году вышли на рейд Средиземного моря, вернее, когда подошли к Константинополю, Стамбулу, турки восклицали, что русские построили корабли в степи и степным путем провели их к морю. Во время Великой Отечественной войны правобережную часть Воронежа оккупировали фашисты. На левом берегу стояли советские войска. Бои не прекращались 212 дней. Когда город освободили, он был разрушен до основания. К 1956 году город подняли и восстановили . Дворцовый комплекс Ольденбургских под Воронежом в войну не пострадал. Фашисты, узнав, что у хозяев дома немецкие корни, якобы отказались его бомбить. Так это или только легенда - уже история, но построила замок в конце 19-го века принцесса Евгения Ольденбургская. Историки не знают, почему она положила глаз на имение в Рамони. Возможно, из-за природы. Места здесь и правда дивные. Из окна открывается вид на лес и реку Воронеж. В русской глубинке дворец в староанглийском стиле выглядит экзотично. Необычный он и внутри. Это фактически был современный умный дом. Поскольку калориферная печь является потолком первого этажа. Соответственно нагревается печь, нагревается пол первого этажа. Перед дверьми входными поднимается тепловая завеса. В стенах полости - это специальная русская система отопления, так и называется. Поэтому тепло проходит по всему дворцу выше. Во дворец владельцы приезжали как на дачу - весной и осенью в охотничий сезон. Первый и второй этажи замка сейчас закрыты на реконструкцию. Работает только цокольный этаж, там музей. В помещении, где раньше хранили уголь, теперь экспозиция, которая посвящена сахарному заводу и конфетной фабрике. Производство находилось рядом с дворцом и управляла им принцесса. Сахарные головы. Именно так выглядел сахар, конечно, поменьше, произведенный на заводе Евгении Максимилиановны Ольденбургской. - Можно съесть? - Нет, нельзя. Такие сахарные головы и производились, то исключительно в выставочных целях. Крестьянство могло позволить себе сахар, в виде сахарных голов преимущественно. Сахарные головы были подешевле. Отсюда и исходят известные рассказы о способах пить чай с сахаром вприглядку, вприкуску, вдогонку. Вприглядку - по-крестьянски, так скажем, когда сахарная голова ставится в центре стола. Вокруг сидит семья, пьют чай, смотрят на сахар и им уже сладко. Но дороже всего были конфеты. Даже в императорской семье конфеты выдавались буквально под счет. Принцесса превратила Рамонь из захолустья в село, куда приезжали крестьяне со всей страны. Здесь провели воду и электричество, построили железную дорогу, больницу и трехлетнюю школу. Она была деловая женщина. Буквально в одиночку управлять этим производством, развить его, догадаться как сделать, кого пригласить из специалистов. У лошадей по расписанию обед. В меню ассорти из пшеницы, овса, кукурузы и отрубей. Руками готовят не для абы кого, это орловские рысаки. На ипподроме идет тренировка молодых жеребцов и кобыл. Проводят ее шесть дней в неделю. Спокойную езду, когда нарабатываются дыхание и мышцы, сменяют маховые работы на резвость. В Чесменке почти четыреста лошадей орловской породы. Покупают лошадей не только россияне, забирают их в Китай, Норвегию, а в Северную Корею угоняют целыми табунами. На экспорт работает и компания "Воронежсинтезкаучук". Эти брикеты по 30 килограммов как раз каучУк. В год его производят больше 200 тысяч тонн. Основной покупатель - предприятия, которые производят автомобильные шины. Здесь же готовят термоэластопласт - продукт, имеющий свойства каучука и пластика. Его добавляют в асфальт. Воронежские термоластопласты использовались при ремонте трассы М4, при подготовке к зимней олимпиаде в Сочи, использовались при строительстве МКАД. Импортные запчасти для ремонта оборудования в компании делают сами - на 3D принтере. Так дешевле и ждать месяцами не приходится. Советский штурмовик Ил-2 - один из символов Воронежского авиационного завода. Это не макет, а настоящий боевой самолет. 1 сентбря 43-го года в Белгородской области возле села Ракитное Ил-2 подбили во время воздушного боя. Самолет рухнул в болото, экипаж не выжил. Сейчас на заводе строят Ил-96 для специального летного отряда Россия. В сборочном цехе стоит такой новый. Но снимать нам разрешают Ил-96-400М. Дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер сможет вместить до четырехсот пассажиров. 300 километров кабельной сети заплетены в косы, идет испытание электроники. Все комплектующие в нем отечественные. На заводе почти 5,5 тысяч человек. Работают здесь династиями. За три года завод планирует набрать еще 3000 токарей, слесарей, фрезеровщиков. Чтобы выпускать по Ил-96 в год и детали для российских лайнеров. Новое поколение перед тем, как попасть в цех, проходит обучение. Трансконтинентальный Ил-96-400 почти готов. В конце года он должен подняться в небо. На заводе даже придумали лайнеру имя: в честь любимого города - "Воронеж". Ведь он такой же большой и красивый. Мереке Ульманов, Антон Пахомов, Дмитрий Алексеев, Георгий Сытник, Вячеслав Воробьев, Воронежская область, ОТР.