Жилья для инвалидов нет

Гости
Жанна Мещерякова
заместитель начальника инспекции по контролю за сбалансированностью бюджетов субъектов РФ Департамента регионального развития и ЖКХ

Петр Кузнецов: «Жилье инвалидам не дают». Счетная палата выяснила, что люди вынуждены стоять в очереди на квадратные метры минимум 15 лет.

Марина Калинина: Ну, несложно догадаться, что за это время из списков тех, кому это жилье положено, многие «выпадают»: кто-то лишается статуса или берет кредит, то есть сам решает эту проблему, или, увы, умирает. У муниципалитетов ни денег, ни подходящего требования к жилью нет, как говорят сами муниципалитеты.

Петр Кузнецов: Вот истории тех, кто годами стоит как раз в очереди на получение жилья.

Марина Калинина: Андрей Грачев воевал в Афганистане, после ранения потерял зрение. Ему было всего девятнадцать. Несмотря на инвалидность, получил высшее образование, защитил кандидатскую, преподавал, но заработать на квартиру не получилось, а в ипотеке ему отказали. Сейчас Андрей с супругой живут в Доме ветеранов.

Андрей Грачев, ветеран боевых действий: «Я после 2005 года получил возможность в эту очередь определиться. Был, по-моему, 349-м. Даже узнавать не пытался в последние годы, потому что с этого времени, насколько я знаю, никто из моих товарищей, собратьев по несчастью, по войне, квартирный вопрос не решил. И не надеюсь, что при своей жизни и при таких темпах эта очередь хоть как-то ко мне приблизится».

Петр Кузнецов: А Анна Алешина одна воспитывает ребенка-инвалида, но в очередь на жилье их поставили не по инвалидности, а как малоимущих. Анна пошла в суд, выиграла его – и должна была получить квартиру еще два года назад.

Анна Алешина, жительница Самары: «Говорят: «В 2018 году вы точно не получите, потому что у нас сейчас составляются списки тех, кто выиграл суды 2017 года». Я говорю: «Хорошо, мы подождем, раз такая ситуация. Но в 2019 году мы сможем получить?» – «Ну, будет видно». Нет ни квартиры, ничего. Как была я третья, так и осталась. Никто ничего не получил».

Марина Калинина: По данным Счетной палаты, только в одной Самарской области в улучшении жилищных условий нуждаются 2,5 тысячи инвалидов.

Петр Кузнецов: Одну из бесконечных проблем разбираем с нашим экспертом. Жанна Мещерякова с нами сейчас на связи, заместитель начальника Инспекции по контролю за сбалансированностью бюджетов субъектов Российской Федерации Департамента регионального развития и ЖКХ. Здравствуйте, Жанна Валентиновна.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Жанна Мещерякова: Добрый день.

Марина Калинина: Ну, ситуация такая плачевная, потому что ждать 15–20 лет – это, конечно, ужас. И человек просто может не дожить до того, чтобы получить законом положенную ему квартиру.

Петр Кузнецов: Тем более для человека с ограниченными возможностями.

Марина Калинина: Да, тем более для инвалида. Почему этот вопрос зашел в такой тупик?

Жанна Мещерякова: Ну, сначала для лучшего понимания проблемы, прежде чем начать отвечать на ваши вопросы, я хочу коротко разъяснить общую ситуацию обеспечения жильем инвалидов, которая сложилась в настоящее время.

У нас федеральным законодательством предусмотрено два различных подхода к обеспечению жильем инвалидов – в зависимости от даты их постановки на учет. Те граждане, которые встали на жилищный учет до 1 января 2005 года, они получают социальную выплату на ухудшение… вернее, на улучшение жилищных условий. И основной критерий обеспечения жильем указанной категории – это их нуждаемость. Это полномочие Российской Федерации, и осуществляется оно за счет средств федерального бюджета.

Петр Кузнецов: Жанна Валентиновна, извините, но, как правило, получается, что суммы этих социальных выплат, которые предпочитают региональные власти выплачивать вместо квартир, на квартиру, мягко говоря, не хватит.

Марина Калинина: Не соберешь и за всю жизнь.

Петр Кузнецов: На кухню одну, может быть.

Марина Калинина: На холодильник, я думаю.

Жанна Мещерякова: Это очень сложно, да. Но я хочу дальше немножко продолжить.

Петр Кузнецов: Да, пожалуйста.

Жанна Мещерякова: Я все это поясню, чтобы была более понятна тем, кто нас слушает, эта ситуация.

Дальше. Жилье после 2005 года регламентировано жилищным законодательством. После этой даты у нас инвалиды как отдельная группа не выделяются в части обеспечения жильем. И основным критерием постановки их на учет является не только нуждаемость, но и имущественное положение. Малоимущим гражданам у нас предоставляется жилье по договорам социального найма – и это уже относится к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Поэтому у нас все инвалиды поделены, условно, на две группы. Главная причина в том, что…

Петр Кузнецов: На две группы? Хочется добавить… Извините, что вклиниваюсь. На две группы: те, кто получат через 20 лет, и те, кто получат через 50. Ну, на деле это выглядит так.

Жанна Мещерякова: Там даже немного не так. Там и те, и те могут получить через 50, потому что у нас очередь малоимущих, которые стоят в муниципальных образованиях, она у нас тоже очень и очень плохо обеспечивается. У нас где-то получается в год 3% всего малоимущих…

Петр Кузнецов: Получают?

Жанна Мещерякова: Да. Туда входят и инвалиды.

Марина Калинина: И малоимущие, и инвалиды – они все в одну кучу?

Жанна Мещерякова: Да, сейчас у нас так. После 2005 года именно так.

Петр Кузнецов: Просто у нас получается так, что, к сожалению, люди с ограниченными возможностями, как правило, малоимущие, поэтому…

Марина Калинина: Нет, ну есть еще многодетные.

Петр Кузнецов: И родители с детьми-инвалидами тоже.

Жанна Мещерякова: Люди могут быть и не малоимущими, они могут быть среднего достатка, но проживать в помещении, которое не приспособлено для них. Не знаю, те же колясочники, те же люди с какими-то ограниченными возможностями.

Петр Кузнецов: Прошу прощения, у нас остается чуть больше минуты. В чем же основная проблема? Не хватает жилья. А жилье для инвалидов должно же быть оборудовано отдельными конструкциями, да? В чем проблема? И где, в каком регионе острее эта проблема и почему?

Жанна Мещерякова: Дело в том, что так как все эти проблемы основным грузом ложатся на плечи муниципальных образований, а у тех, как всегда, не хватает денежных средств, новое жилье не строится, а старое жилье, как правило, не приспособлено, то, конечно, здесь в первую очередь нужно озаботиться тем, как помочь муниципальным образованиям, чтобы у них было построено какое-то жилье для переселения туда инвалидов. Это, конечно, можно сделать только с помощью государства, только за счет поддержки либо из федерального бюджета, либо из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Петр Кузнецов: Ждем, ждем. 15 лет ждали – еще 15 лет подождем.

Марина Калинина: Еще подождем.

Петр Кузнецов: Спасибо. Жанна Мещерякова. Мы говорили о жилье для инвалидов, которого на самом деле особо-то и нет.

Оставайтесь с нами. После новостей – большая тема. Мы поговорим об условиях труда на вашем рабочем месте.

Законные квадратные метры люди ждут минимум 15 лет