Жители платят за мусор, а компании нет. Бизнесмены задолжали около 70%
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/zhiteli-platyat-za-musor-a-kompanii-net-biznesmeny-zadolzhali-okolo-70-39527.html Ольга Арсланова: Итак, новость, которая, конечно же, мимо нас не прошла. Неплатежи компаний за вывоз мусора в России достигли 70%. Об этом заявил глава «Российского экологического оператора». Он предложил ужесточить ответственность бизнеса, чтобы мусорным операторам было проще взыскивать деньги. Кстати говоря, прошелся он и по нам всем, по пользователям, и сказал, что когда мусорная реформа по-настоящему заработает, нужно будет россиян еще и штрафовать за то, что недосортировывают мусор. Но, судя по результатам, это все очень далеко.
Петр Кузнецов: И, между прочим, неплатежи компаний, да, достигли 70%, а неплатежи граждан доходят до 20%. Но эта ситуация улучшается, потому что было хуже.
Ольга Арсланова: В общем, давайте поговорим сегодня о проблемах мусора, которых очень много…
Петр Кузнецов: Но вот уже не 70, но снижается.
Ольга Арсланова: …с руководителем Школы активного горожанина, экспертом в сфере ЖКХ Татьяной Овчаренко. Татьяна Иосифовна, приветствуем вас.
Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Какие жалобы вам поступают?
Татьяна Овчаренко: На невывоз – раз. На то, что контейнерные площадки где-то в голубой дали, особенно…
Ольга Арсланова: Т. е. за что платить, непонятно.
Татьяна Овчаренко: Непонятно, да. За то, что вручают контейнеры по цене от 2 до 10 тыс. лично, т. е. частные, придомовые контейнеры по безумным ценам. И непонятно, главное, почему за них надо платить. Вообще-то это ведь оборудование того, кто вывозит мусор. Почему я должна его покупать?
Петр Кузнецов: Но скажите, пожалуйста, вот эти компании, до 70% доходит бизнес, это как в итоге, какие последствия могут быть? Что-то вырастет, на рынке что-то прыгнет и еще хуже может быть ситуация?
Ольга Арсланова: Или, может быть, на нас перекинут это все?
Петр Кузнецов: Да, или на нас перекинут. Мы-то хорошо себя ведем.
Татьяна Овчаренко: Я обзвонила несколько дружественных компаний, все гордо мне сообщили, что они не платят за вывоз мусора.
Ольга Арсланова: Не платят? А почему не платят?
Петр Кузнецов: Никогда не платили? Или что-то связано с началом этой… Дороже стало?
Татьяна Овчаренко: Да, реформа в этом виде их не устраивает. И они не платят. Потому что нет возмездия. Все очень просто. Никто не пристает. И пока можно не платить… Это, кстати, напоминает ситуацию по оплате в домах вообще услуг коммунальных. Самые неплатежники – это люди состоятельные и богатые. Они считают, что пока не пристал к ним – значит, нечего.
Петр Кузнецов: Мы предлагаем посмотреть на истории из Читы и Челябинска, сюжет Екатерины Ходасевич. Вернемся, обсудим содержимое.
СЮЖЕТ
Петр Кузнецов: Т. е. платить можно исправно, но это не значит, что на контейнерной площадке все будет исправно. И человек смотрит и думает: «А если я плачу, а у меня на площадке все то же самое, как у тех, кто не платит, – зачем мне платить?»
Татьяна Овчаренко: Да. Но вот в первом случае (автомобили, которые загораживают: это, кстати, достаточно…), и мне очень странно это слышать из года в год. За рубежом страховщики повреждения таких автомобилей мусоровозами, машинами «Скорой» и пожарной – хоть езди по ним, – не учитывают. И машина не страхуется еще в течение двух лет у конкретной компании. Правила не исполняешь, вот эти три: «Скорая помощь», пожарный и мусоровозы, потому что эти ужасно огромные – мусоровозы, – вот, все, до свиданья. Можешь ставить машину, но…
Ольга Арсланова: Вопросы и комментарии наших зрителей. У нас Татьяна из Московской области. Здравствуйте. Вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос к вашему… сотруднику.
Ольга Арсланова: Эксперту.
Зритель: Эксперту, да. Простите.
Петр Кузнецов: Так вас еще никто не называл.
Зритель: Вопрос такой. У нас ТСЖ, и мы платим с квадратного метра жилой площади. Но я считаю, это настолько несправедливо. Потому что я живу одна в квартире, у меня однокомнатная, а подо мной живет семья, у них 3 человека. И мы платим с квадратного метра. Т. е. они с троих выносят мусор, я одна. Значит, как-то совершенно несправедливо.
Татьяна Овчаренко: А где вы живете?
Зритель: Одинцово.
Татьяна Овчаренко: А, Московская область? Ну, так ваше правительство вообще знаменито на всю страну. Да, с метра квадратного. 87 кг в год плюс еще 27 крупногабаритки. 114 кг.
Зритель: У меня еще один вопрос.
Татьяна Овчаренко: Нет, подождите. Так вот, когда это, вы протестовали, вы написали протест? Ведь это решение вашей области.
Зритель: Писать – это же бесполезно.
Татьяна Овчаренко: Бесполезно – платите. Вы странно рассуждаете. Да, это закон разрешил местным властям считать мусор либо по головам, все-таки люди, либо по метрам. По метрам очень удобно. Замечательно. Огромные деньги получаются. Ну, значит, если люди не протестуют, значит, это их устраивает.
Петр Кузнецов: Астраханская область пишет нам: «В самом начале реформы деньги за вывоз мусора брали даже за грудного ребенка. Контейнеров до сих пор нет. Люди встречают мусоровоз с пакетами в руках, чтобы просто не растащили собаки». Такая вот яркая картинка передалась через СМС.
Татьяна Овчаренко: Кошмар. Да.
Петр Кузнецов: И Ростов-на-Дону: «Оператор отказался вывозить мусор, так как нет удобного для него подъезда к мусорным бакам. Предыдущий оператор справлялся. Теперь непонятно, кто должен подвозить баки к машине. Консьержу это не под силу».
Ольга Арсланова: А это реформа.
Петр Кузнецов: Предыдущий справлялся, а после реформы не справляется.
Татьяна Овчаренко: Как интересно, да?
Ольга Арсланова: Реформа же улучшает, правда? После реформы должно лучше стать.
Татьяна Овчаренко: Вообще не должны платить. Но это целая история. Это надо посмотреть в схеме, есть ли эти площадки. Если площадок этих нет, жители могут не платить. Если площадки есть, но нарушается график, они должны взыскивать. Управляйка, кстати, вот там в Чите, не имеет никакого отношения к мусору. Вынуждена я жителям сказать. Это чисто работа мусорных операторов. Так что виновата администрация области.
Ольга Арсланова: А большинство просто даже не знает, какой у них оператор, как с ним связаться, как пожаловаться.
Татьяна Овчаренко: Да. Но вообще они все на сайтах есть, конкурсы выигрывают, что вы, что вы, о!..
Ольга Арсланова: Пишет Новосибирск: «Оплату увеличили в 2,5 раза, баков уменьшили в 2 раза. И еще берут комиссию 3% в кассе управляющей компании».
Татьяна Овчаренко: Как это?
Ольга Арсланова: Не знаю. «В СНТ не живу, мусора нет, а за мусор берут, распределяют по соткам». Это, видимо, частный сектор, я так понимаю.
Татьяна Овчаренко: Да. Ну, закон же как говорит: что платить обязаны все. И Жилищный кодекс. Есть у тебя мусор, нет у тебя мусора – платить ты должен.
Петр Кузнецов: А комиссия за другой банк, наверное.
Татьяна Овчаренко: А комиссия – это вообще, это что-то крайне подозрительное. Какая комиссия у управляющей организации может быть? Это вообще не коммерческая организация, к вашему сведению. По статусу.
Ольга Арсланова: Надо разбираться.
Татьяна Овчаренко: Надо разбираться.
Ольга Арсланова: Давайте Василия послушаем. Ханты-Мансийск. Здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер, уважаемая студия. Татьяна, да?
Татьяна Овчаренко: Да.
Зритель: Мне очень всегда интересно вас послушать. Но вот у меня вопрос такой с вывозкой мусора, с этой мусорной реформой так называемой. Во-первых, хотелось бы заметить, что в первую очередь надо штрафовать всерьез тех чиновников, которые такие непродуманные реформы принимают. Т. е. нас поставили перед фактом сначала: надо раздельно мусор собирать и вывозить. А кто против? Мы все «за», люди грамотные. И вот у нас контейнеры не поставили, а плату за мусор увеличили. Это первое. Второе. Сейчас контейнеры поставили наконец через полгода после наших обращений, но на полигонах временного размещения так называемых, а короче говоря, проще – свалка, – там контейнеров для раздельного хранения не предусмотрено. Вывоза мусора с этих временных полигонов также не предусмотрено. Вопрос: с этих контейнеров мы, значит, раздельно мусор туда ложим, потом туда на свалку вывозят, вываливают все в кучу – и что дальше? Вот я поэтому предлагаю штрафовать этих наших чиновников, которые такие непродуманные реформы придумывают. Спасибо.
Татьяна Овчаренко: Ну, что я могу сказать. Вы совершенно правы. Как всегда, замах на рубль, эффект на копейку. Так что здесь я вам могу сказать, что за полгода, в которые у вас не хватало контейнеров, так как это у нас жилищная услуга – вывоз мусора, вы можете потребовать. Это излишне начисленные средства, возьмите штраф. Каждому из вас положено 50% за излишне начисленные за мусор. Все. Потребуйте от мусорщиков, пусть вернут вам деньги. Нет – пойдете в суд.
Петр Кузнецов: Еще один вопрос по этой теме. Напоминаю: совсем скоро мы переходим к рубрике, в рамках которой вы можете любой вопрос в сфере ЖКХ задавать. Юрий, Волгоградская область. Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Но пока о мусоре.
Петр Кузнецов: Но пока о мусоре. Но мы не про вас, Юрий. Тема. Юрий?
Ольга Арсланова: Здравствуйте, Юрий.
Петр Кузнецов: Нет, просто вы молчите, вдруг…
Зритель: Не-не, я вас слышу. Здравствуйте. У меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, такую вещь. Вот у человека, допустим, у кого-то, квартира есть. У него умирает родственник. В наследство остается еще одна жилплощадь. Он там не проживает, никого там нет. А почему платежки приходят на это? И в обязательном порядке прямо платить это все надо. Все, у меня больше никаких вопросов нет.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Татьяна Овчаренко: Это зависит от того, у вас с головы платят или с метров квадратных. Если с метров квадратных, есть человек, нет человека – никакого значения не имеет. А если человек умер, вы должны отправить оператору все данные по этому и поставить его в известность, что никто не проживает. Но еще это целое дело доказать, что там никакой деятельности не осуществляется. Это возможно только если отключено электричество, вода, в общем – все на свете. Но тем не менее. Изменение условий – вы должны мусорщика поставить в известность и заявить, что платежи приостанавливаю.
Петр Кузнецов: Татьяна Иосифовна, вы помогли нам разобраться в итоге с этой комиссией. Как вы и предполагали, поясняет нам Светлана через сайт, в Новосибирске 3% комиссии – это комиссия банка, вот и все. Так что, собственно, разбирайся, не разбирайся…
Татьяна Овчаренко: Так какое дело вам, гражданам, до внутренних взаимоотношений по договору между управляющей организацией и банком? Объясните мне, пожалуйста. А если у нас в Москве четырехсторонние договора – 4 раза будем платить? Они гоняют деньги между двумя банками, исполнителем и поставщиком. Нет, дорогие друзья.
Ольга Арсланова: А вот еще один вопрос. «Дача в деревне. Ближайшие мусорные баки в полутора километрах. А живем только летом. Плата 450 руб. в месяц». Видимо, месяц круглогодичный, я так полагаю.
Татьяна Овчаренко: Годичный, да.
Ольга Арсланова: Т. е. немало так, на самом деле. «Какое расстояние должно быть до мусорки для такой оплаты?» – спрашивает зритель.
Татьяна Овчаренко: А вам нравится 450 руб. в месяц, да?
Ольга Арсланова: Нет, но если бы рядом было, может готовы были бы платить.
Татьяна Овчаренко: Нет, но это Московская область. В следующий раз решайте вопрос с губернатором. 1,5 км – нет, конечно. Требуйте от мусорщика вашего, чтобы он перенес площадку на нормальное расстояние. 500 м, 300 м. Надо по градостроительному кодексу посмотреть. Кстати, я ошиблась. Это не жилищная, а коммунальная услуга. (Они ездят их туда-сюда).
Ольга Арсланова: Да-да.
Татьяна Овчаренко: Тем более.
Петр Кузнецов: Вот еще об одном виде комиссии, и все, и пойдем уже на общую рубрику. «Мы платим 10 руб. на почте за выдачу квитанции об оплате мусора». Это Саратовская область.
Татьяна Овчаренко: Ну, платите. Вы что вообще? Как это?
Ольга Арсланова: Интересный вопрос. Много об этом говорится. А я вот прослушала. Тоже спрашивают зрители: «А куда обращаться, чтобы платить за мусор не с метра, а с головы?»
Татьяна Овчаренко: Дело в том, что это Комиссия по законодательству Государственной думы. Потому что в федеральном законе это отнесено к решению субъекта, т. е. областей, краев и т. д. И они решают сами.
Ольга Арсланова: А, т. е. можно как-то высказать свое мнение…
Татьяна Овчаренко: Да. И потребовать внести изменения в закон.
Петр Кузнецов: Рубрика «Спросите Овчаренко». Там мы задаем любые вопросы, соответственно уже не касающиеся мусорной реформы. Поехали. Все опять про мусор.
Ольга Арсланова: Но вот смотрите: «Куда жаловаться, если кажется, что неправильно начислены…» Но тут, правда, опять про мусор спрашивают. Но давайте пошире, да? Если кажется, что переплата.
Татьяна Овчаренко: Прежде всего надо в управляющей организации спросить пояснения. И причем, если вам будут говорить: «Вот идите в расчетный центр» и т. д., – вы пишете на имя управляющей организации, пусть она письменно вам напишет, что она, оказывается, считать в столбик не умеет. Между тем должна вам сказать, что все данные для расчета МФЦ (или ЕИРЦ) поставляет все равно управляйка. Вы идете к расчетчику, письменно задаете ему вопрос. И получите ответ, и тогда можно будет о чем-то говорить. Если вы сами сделали расчет и он не совпадает, вы должны его предъявить управляющей организации и потребовать объяснений. И потом вот опять этот вопрос о штрафах. И о штрафе потребителей: еще 50% за излишне начисленные средства.
Петр Кузнецов: Ростовская область: «Вода греется электроводонагревателем. Газовая компания берет оплату за подогрев воды, мотивируя тем, что нет централизованного горячего водоснабжения. Законно ли это?»
Татьяна Овчаренко: Так, какая-то загадочная картина.
Петр Кузнецов: Еще раз? Или нет?
Татьяна Овчаренко: Нет, так не пойдет. Кто электричеством греет – вы? лично, дома? Господа, когда задаете вопрос, пожалуйста, обстоятельства как-то излагайте.
Петр Кузнецов: Да. А то уже ваше сообщение с подробностями может затеряться или просто времени на него не хватит. Пожалуйста, подробнее, все-таки потратьте на это несколько сообщений. И еще последнее, Краснодарский край: «Если электросчетчик по предписанию энергоснабжающей организации подлежит замене, не соответствует классу точности (ему 42 года), я должна платить за его замену? Уже заплатила 2500: счетчик 900 плюс работа 1600». Краснодар.
Татьяна Овчаренко: К сожалению, да. Другое дело, что это калькуляция какая-то безумная. Но – да. Но теперь, в общем, счетчик ваш. Кстати, выясните, счетчик ваш или так и останется их? За такие деньги.
Петр Кузнецов: Как и Крым.
Ольга Арсланова: Послушаем Сергея из Ульяновской области.
Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей.
Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. У нас сменилась управляющая компания. И в разделе платежки появился новый раздел: оплата старшему по дому. Обязан ли ей платить? У нас дом 500 квартир, а с каждого метра по рублю. Обязан ли я ей платить? Ответьте мне, пожалуйста.
Татьяна Овчаренко: Это вопрос общего собрания. Если общее собрание собственников постановило, что а) есть старшая по дому и б) вы ей платите, значит, вы будете платить. Это первое. И второе. Вообще-то в Москве старшим по домам платит администрация города. Так что разбирайтесь со своей администрацией.
Петр Кузнецов: Т. е., получается, большинство если…
Татьяна Овчаренко: Если большинство решило, то все должны.
Петр Кузнецов: …50% плюс 1 – и все? А дальше…
Татьяна Овчаренко: Но дальше могут они судиться, там, собирать…
Петр Кузнецов: Мини-расстрел какой-то.
Татьяна Овчаренко: Да. Там целая история.
Петр Кузнецов: А, вот Ростовская область поясняет (ой, смотрите-ка, успели): «Электронагреватель установлен в квартире».
Татьяна Овчаренко: Так.
Ольга Арсланова: Ну вот.
Петр Кузнецов: А мы не задавали этот вопрос, да? Это не ключевой был?
Татьяна Овчаренко: Это он и был ключевой. Я спросила. Ну, установлен. Вы греете воду, а газовщики берут за подогрев воды. Так, может, это в отоплении? Нет, господа, так не получится. Ну пожалуйста, мы только и делаем, что гадаем.
Ольга Арсланова: Краснознаменск: «Горячую воду выше 54° в точке разбора управляющая компания не дает. Жаловались всем, результатов нет. Что делать?»
Татьяна Овчаренко: М-да. Ну, как что? Это вопрос, сделайте расчет, перерасчет по требуемому, у вас 60°, наверное, воду. И в соответствии с формулами, которые есть в 354-м постановлении, предъявляйте сначала претензию и перерасчеты, а потом придется идти в суд. Фиксируйте 54° каждый раз.
Петр Кузнецов: Воронеж: «С марта 18-го мне, председателю ТСЖ, не индексируют пенсию, так как мы юридическое лицо. Зарплата мне не положена по ЖК РФ». К вам вопрос?
Ольга Арсланова: Такого, кстати, у нас еще не было.
Татьяна Овчаренко: Мне тоже не индексируют, так как я работаю.
Ольга Арсланова: А, вы тоже, да?
Татьяна Овчаренко: Да. Никому. Все, кто работают, – враги государства, которые работают выше пенсионного.
Ольга Арсланова: Т. е. вы должны… в одном месте, да?
Татьяна Овчаренко: Да.
Петр Кузнецов: А не потому, что юрлицо.
Татьяна Овчаренко: А вообще странно. Вы же зарплату не получаете. Здесь вот такая вот. Не потому, что вы юрлицо. Индексация-то идет по физическому лицу. Не могу вам сказать. Обращайтесь к этим…
Ольга Арсланова: А вот еще: «За отопление платим бешеные деньги круглогодично. В квартире холодно по ночам. Еще и батареи выключают». Москва, представьте. Москва и область.
Татьяна Овчаренко: Вы знаете, что по нашему закону на 5 часов можно ночью вырубать отопление, доводить его до определенных показателей, и это не возбраняется? Хоть каждый день. А 12 месяцев – это ваше решение. Жители могут, и город может решить – платить по факту. Собирайте собрание.
Петр Кузнецов: 50 секунд. Успею задать и ответить. «Прошлое лето управляющая компания собрала с жителей деньги за установку пластиковых окон в подъезде. Этой весной с мая по декабрь с нас собирают деньги на установку подъездных козырьков. Правомерны ли эти поборы?» Бердск.
Татьяна Овчаренко: Ну, город Бердск, расскажу вам, вы можете только решением общего собрания постановить, что вы решили раскошелиться на то, это и прочее. Общее имущество – окна в подъездах, и эти деньги должны браться с платы за капремонт.
Петр Кузнецов: Татьяна Овчаренко. Спасибо большое.
Ольга Арсланова: Спасибо.
Петр Кузнецов: Рубрика «ЖКХ по-нашему». До встречи через неделю