Иван Князев: Ну а мы продолжаем. Жители сотен многоэтажек в Москве и Подмосковье каждый год заключают прямые договоры с ресурсниками и начинают платить за отопление, горячую воду, холодную воду, газ и другие услуги напрямую поставщикам. Решение жильцы принимают целыми домами на общих собраниях. Интересно, что к этому нередко подталкивают даже сами управляющие компании. Тамара Шорникова: Если в 2018 году на прямые расчеты с энергетиками в Москве перешли 106 домов, то в этом году только за первые 4 месяца уже 378 домов. С каждым годом тенденция набирает обороты. Иван Князев: Ну а вот что в других регионах? С Москвой и Подмосковьем понятно, а вообще насколько такая схема удобна, выгодна? Какие подводные камни ожидают жильцов в таких расчетах? Спросим у экспертов. Ну а вы расскажите, кому вы платите за коммунальные услуги и сколько. Уверены, что все честно вам начисляют? Не переплачиваете ли вы? Звоните нам в прямой эфир. Тамара Шорникова: Да. И вот сразу SMS из Ленинградской области: «Платить напрямую почему-то дороже получается». Выясним, может ли такое быть. Иван Князев: Ну вот действительно ли это так. Представим эксперта. Сейчас Константин Крохин у нас выходит на прямую связь со студией, председатель Союза жилищных организаций. Здравствуйте, Константин Викторович. Константин Крохин: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Константин Викторович, давайте вместе сразу посмотрим небольшой видеоматериал, пример, как это работает, и после уже начнем обсуждение. Жители Кунгура, это Пермский край, уже несколько лет платят ресурсоснабжающим организациям напрямую, так живет весь город. До 2012 года платежи, как и везде, шли через управляющие компании. Ресурсникам деньги приходили с задержкой, иногда до полугода. Жители платили в срок, а у них отключали горячую воду из-за многомиллионных долгов. Иван Князев: Теперь у горожан отдельные счета за свет, воду, газ, отопление, капремонт и вывоз мусора, а управляющие компании платят только за содержание дома. Владимир Матющенко, житель Кунгура: Мы, управляющая компания, ресурсоснабжающая организация и собственник, заключали тройственный договор, где постарались четко определить обязанности, кто поставляет, кто плотит, кому плотит, кто занимается регулировкой. Анатолий Белобородов, житель Кунгура: Платежки приходят примерно в одно и то же время, где-то около 10-го числа. Их оплачивать удобно, проблем с этим нет, что одну квитанцию оплачиваешь, что несколько штук, это абсолютно без разницы. Иван Князев: Тарифы для горожан не уменьшились, единственное преимущество – платежи попадают к ресурсникам в срок, и теперь жители Кунгура могут не бояться, что у них внезапно отключат воду или свет, если управляющая компания решит прокрутить их деньги. Тамара Шорникова: Итак, теперь давайте разбираться по механизму сначала. Иван Князев: Ага. Тамара Шорникова: Константин Викторович, как можно перейти на такие прямые расчеты? Что для этого нужно сделать? Константин Крохин: Существуют два пути. Первый – это когда сами жители столкнулись с недобросовестностью управляющей компании и решили перейти на прямые расчеты, вот жизнь заставила. Тогда нужно такое решение принимать на общем собрании собственников, и вот эта процедура, учитывая, что в больших городах, в многоквартирных многоэтажных домах проводить собрания все сложнее и сложнее, значит, именно по этой причине не так много людей пользуются этой услугой, этой возможностью. Вот вы приводили цифры Москвы, где от 100 домов до 300, – это, чтобы вы понимали, при наличии 36 тысяч жилых домов в городе доля процента, от 0,1% до 0,3% домов перешли в прошлом году на прямые расчеты, это очень мало. В том числе сложность проведения собрания препятствует переходу тех, кто желает. И второй путь – это со стороны ресурсоснабжающих организаций имеется возможность и право перейти на прямые расчеты, когда управляющая компания 2 месяца подряд не платит за потребленные ресурсы. И вот этот путь, на мой взгляд, самый быстрый, самый логичный в условиях, когда управляющая компания ведет себя недобросовестно. Но именно этим простым и понятным путем ресурсоснабжающие компании не идут, и это своеобразный парадокс, которому есть, конечно, объяснение. Ключевое объяснение заключается в том, опять же на примере Москвы это теплоснабжающая компания «МОЭК», у которой более 9 миллиардов задолженности невостребованной, скажем так, не невостребованной, а просроченной и, скорее всего, плохой задолженности, сложной к востребованию, по отношению к управляющим компаниям. И вот если мы посмотрим статистику вот таких должников, многие из которых сейчас ушли на банкротства, это «ЮНИ-ДОМ», «Дом-Мастер», компания «Омега», то там задолженность от 35 месяцев до 100 месяцев. То есть такая ситуация возможна только в одном случае, когда сама ресурсоснабжающая компания находится в определенном сговоре с управляющими компаниями и позволяет им накапливать такие долги. То есть, еще раз повторю, существует простейший и эффективный способ перейти на прямые расчеты и не допускать потерь, но почему-то ресурсники этим не пользуются. Тамара Шорникова: А вот технический момент, если все-таки собрание, чудо случилось, собрание состоялось и все решили перейти на эти прямые расчеты. Я вот читала информацию, что, мол, с официального оформления этого решения собрания все, прямые расчеты ведутся. Неужели не нужно отправлять ни в какие ресурсоснабжающие компании какие-то документы, ни еще куда-то, что ты отказываешься от прежнего механизма? Проясните, пожалуйста. Константин Крохин: На самом деле в соответствии с 44-м приказом Министерства строительства и ЖКХ, процедура оформления собрания усложнилась, вы совершенно правы. То есть сегодня нужно не просто составить протокол и собрать бюллетени, а необходимо сделать это по определенной форме, то есть надо соблюсти определенные данные, сведения об этом решении, отправить подлинники этих бюллетеней с вашего дома в жилищную инспекцию, чтобы они там хранились. Сегодня все бюллетени и протоколы передаются на хранение в жилищную инспекцию. И конечно же, необходимо уведомить ресурсоснабжающую организацию о состоявшемся решении, и после этого, пожалуйста, она обязана перевести граждан на прямые расчеты. Необходимые сведения и данные по плательщикам она сможет получить в системе ГИС ЖКХ, потому что там есть все лицевые счета, все начисления, и путем электронного документооборота ресурсоснабжающая организация сможет получить эти данные. Иван Князев: Константин Викторович, давайте еще раз предметно, кому выгодно, кому не выгодно. Ресурникам, они иногда говорят, что им держать какой-то отдельный расчет центр в принципе не очень-то и удобно, вот, проще работать с управляющей компанией, если он платит. Управляющие компании говорят, что многие жильцы не платят, им из каких-то расходов приходится рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями, – это так? Почему иногда «управляйки» сами подталкивают жильцов на то, чтобы вот они переходили? Константин Крохин: Вы совершенно правы. Добросовестные управляющие компании, имея недобор больше 10–15% за коммунальные услуги, любой честный управленец, директор компании выйдет с таким предложением, если он не может собрать. Почему? Потому что вот эти 10–15% придется погашать либо из собственной прибыли, либо не оказывать людям услуги. Поэтому, когда никакие меры по сбору задолженности не ведут к положительному результату, именно управляющие организации заинтересованы в переходе на прямые расчеты. Но это невыгодно гражданам, потому что в этом случае между ресурсниками и гражданами не остается профессионального посредника, который мог бы следить за потреблением, за качеством поставляемых услуг, за температурой теплоносителя и так далее. То есть когда ресурсники переходят на прямые отношения с гражданами, они могут поставлять некачественные услуги, и мы тоже с этим сталкиваемся и считаем, что это как бы такое зло, но оно меньшее по отношению к тому, когда ваша управляющая компания – это мошенники. Вот то, о чем я говорил, 9 миллиардов долгов в Москве, – это те компании, которые набрали суммы и ушли в банкротство. Когда у вас вопрос потерять 100% или передать напрямую ресурсникам и, скажем, потерять 10–15% за счет того, что ресурсники будут вам делать перетоп каждое лето и весну, наверное, это меньшее зло, ресурсники, чем мошеннические управляющие компании, которые деньги вообще не перечисляют за коммунальные ресурсы. Поэтому здесь вот... Это если рассматривать идеальный вариант, когда хорошая управляющая компания, когда хорошее ТСЖ, конечно, лучше оставаться на расчетах через управляющую организацию, в этом смысле у вас больше контроля, меньше хлопот и больше качество ресурса. Но это идеальная ситуация. Иван Князев: Ага. Тамара Шорникова: Телефонные звонки давайте послушаем. Сначала Александр, Иркутская область. Зритель: Алло? Тамара Шорникова: Да, слушаем, Александр. Зритель: Здравствуйте. Вас беспокоит Богданов Александр Николаевич, город Усть-Илимск. У нас ГИС ЖКХ, значит, должна предоставляться информация по оплате коммунальных услуг. Никакой информации нет. Сегодня 11-е число, никакой информации от этой организации нет, мы не знаем, за что платить, квитанции нам приносят 9–10-го числа, а льготное население должно оплачивать до следующего 10-го числа месяца, чтобы получить льготы. И вот сегодня 11-е число, мы простояли в ЖКХ в кассе, значит, часа 2, потому что стоим туда, с нас проценты берут со Сбербанка, а в данной ситуации нам каждый рубль дорог. А здесь управляющей компании когда мы плотим, с нас ничего, комиссии никакой не берут. И вот там толпа, человек 300, мы простояли 3 часа, понимаете? Вот такая ситуация. Почему информации нет на ГИС ЖКХ в личном кабинете? Почему такое происходит? Иван Князев: Сейчас узнаем, Александр. Тамара Шорникова: Да. Константин Викторович, есть какие-то соображения на этот счет? Константин Крохин: Да, есть, и тут вот уважаемый зритель затронул две важные проблемы, это действительно так. У нас вот эта система ГИС ЖКХ несмотря на то, что она уже существует несколько лет, она очень плохо работает, это вот технический вопрос, который до сих пор не решен, и это не только в регионах. Я вам скажу, что в Москве мы занимались введением данных, у нас сейчас повально идут проверки, по поручению вице-премьера Хуснуллина сейчас по всей стране идут проверки выкладывания и раскрытия данных в ГИС ЖКХ. Но я вам хочу сказать, что вот все бросились в связи с этими проверками вносить данные, а она их не принимает, то есть она просто не работает. Поэтому есть объективная информация здесь в том, что она недоработана, люди возмущаются. Я вам со стороны управляющих организаций таких ТСЖ и ЖСК тоже могу сказать, что мы сталкиваемся с этой проблемой, неработоспособность в чистом виде этой системы. Второй момент. Вот гражданин четко указал слабое место перехода на прямые расчеты. Он сказал, что он пришел в эту очередь и, значит, с него и комиссию берут, и, значит, никакой информации, и обслуживания нет. Это чистая правда. У ресурсников на сегодняшний день отсутствуют клиентские офисы, за исключением электросбытовых компаний, например теплосбытовые и водоканалы практически вообще не имеют клиентских офисов, ориентированных на граждан, физических лиц; в лучшем случае у них есть клиентские офисы для юридических лиц, с кем они привыкли работать. И конечно же, массовый переход на прямые расчеты между гражданами и ресурсниками невозможен, потому что в этом случае возмущенных граждан будет очень много, и самое главное, что в этом нет необходимости. Иван Князев: Ну просто как о стенку горох получится, потому что в противном случае один там рычаг остается, это только судиться с ресурсниками, если что не так, но ты же не будешь бегать судиться из-за каждого перетопа в каком-нибудь месяце, или что у тебя приборы учета немножко не так показали. Это же нужно хорошее свое такое товарищество собственников создавать, чтобы следить за всем этим, я правильно понял? Тамара Шорникова: Или нанимать грамотного человека тоже. Константин Крохин: Вы совершенно правы. Я вот еще раз повторюсь, что в хорошем смысле посредник между людьми, потребителями, физическими лицами и ресурсниками – это хорошая управляющая компания и хорошее ТСЖ, потому что это профессиональный посредник, который следит как за качеством, за объемом и создает комфортные условия для обслуживания потребителей. И вот зритель как раз об этом и сказал, что, когда он приходил в управляющую компанию, и комиссию с него не брали, и ему было комфортно. Вы здесь совершенно правы. Поэтому, на мой взгляд, очень важно сохранить баланс: те дома, которые подпали под гнет рейдеров или мошеннических управляющих компаний, которые деньги похищают и не передают ресурсникам, они должны иметь возможность выйти на прямые расчеты. И вот эти вот доли процента по Москве, которые были сегодня опубликованы в вашей программе, они как раз и говорят о тех людях, кто собрался для того, чтобы освободиться от гнета таких управляющих компаний... Иван Князев: То есть фактически можно, да, посмотреть, сколько у нас «управляек» в Москве и Подмосковье плохо работают, отталкиваясь от этих данных. Тамара Шорникова: Давайте еще один телефонный звонок послушаем. Вера, Челябинск. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте, Вера. Зритель: У меня вот такой вопрос. Когда раньше я платила все коммунальные платежи непосредственно своей управляющей компании, это электроэнергия, вода, отопление, было все нормально, как бы меня это все устраивало, потому что я передавала показания по воде, по электроэнергии, управляющая компании как бы в своей квитанции все эти платежи указывала, была одна квитанция. Сейчас, в настоящее время, когда мы перешли на прямые платежи, ко мне приходит 7 квитанций, причем эти квитанции приходят не вовремя. Мне надо оплатить коммунальные платежи до 10-го числа, а мне может прийти квитанция 20-го числа. Получается, что я как бы хожу постоянно оплачиваю в банке, одну оплатила квитанцию, сбегала, еще две квитанции оплатила. И причем банки сейчас, с этого месяца, с апреля... Иван Князев: ...комиссию берут? Зритель: Да, стали брать комиссию. Получается, что в прошлый раз за 7 квитанций, извините, я заплатила 300 рублей, это вот это вот вышла у меня комиссия. За что я плачу? Почему я должна платить, извините меня? Меня как бы устраивала управляющая компания, у нас хорошая управляющая компания, внимательная, никаких у меня начислений пеней не было. А сейчас получается, что, если я не заплатила до 10-го числа, у меня уже идет почему-то начисление пеней. Причем в настоящее время как бы хочу судиться с МУП «ЭТС», потому что у меня была небольшая задолженность, которую я как бы не смогла вовремя погасить, сейчас эта задолженность составляет 11 тысяч, а пеней мне насчитали 30 тысяч – вот это как можно понять? Это причем за год. Как можно насчитать пеней за год 30 тысяч, если у меня долг оказался 11 тысяч? В общем, я считаю, что лучше бы была у нас оплата без посредников, то есть это... Тамара Шорникова: Наоборот. Иван Князев: Наоборот, с управляющей компанией. Зритель: Наоборот, да, управляющая компания, чтобы не было... Иван Князев: Вера, Вера, напомните, пожалуйста, а что случилось с вашей управляющей компанией? Тамара Шорникова: Если она такая хорошая была, почему перешли на прямые расчеты? Зритель: У нас в доме как бы мы выбрали свое ТСЖ, и ТСЖ решило, что мы должны оплачивать напрямую ресурсникам, и мы перешли на прямые расчеты. Иван Князев: А-а-а, понятно. Тамара Шорникова: А у вас собрания были жильцов? Вы как-то коллективно это приняли решение? Зритель: Да, да, у нас прошло собрание собственников жилья, и вот на общем собрании собственников жилья собственники жилья решили, что надо будет оплачивать напрямую... Иван Князев: ...что так будет проще и понятнее, честнее. Зритель: Да. Тамара Шорникова: Убедили, видимо, да. Иван Князев: Да. Хорошо, спасибо, Вера, спасибо за уточнение, спасибо вам. Тамара Шорникова: Насколько легко вернуться обратно, на прежний режим работы, если попробовали, поняли, что проблем больше, нежели какой-то экономической выгоды? Константин Крохин: В данном случае тот же механизм. Если граждане добровольно решили перейти на общем собрании, обратный переход может быть так же через общее собрание. И вот этот пример тоже очень показательный: видите, очень много было информации, что выгодно переходить на прямые расчеты. Вот я как председатель Союза жилищных организаций всегда говорили, что невыгодно, потому что нет контроля за объемом потребления и нет контроля за качеством ресурса. И вот ваша зрительница только что рассказала о том, что выставили 30 тысяч, – пеня не может быть 30 тысяч по отношению к долгу 11 тысяч. Но сейчас она один на один должна бороться с монополистом, ресурсной организацией, а так бы это делала управляющая организация. Поэтому у них есть шанс опять на собрании это решить и перейти в обратную систему расчетов. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, был с нами на связи. Тамара Шорникова: Что пишут наши телезрители? Разный опыт из разных регионов. Челябинская область: «Мы платим напрямую ресурсоснабжающим компаниям за тепло, воду, электрическую энергию. Тарифы очень большие по-прежнему». И также пишут, что за каждую квитанцию берут комиссию минимум 50 рублей, то есть переплачивают за квитки 200 рублей: «Я пенсионер, компьютера у многих нет, это безобразие!» Иван Князев: Ну вот то же самое в Курской области, только там комиссия поменьше, по 20 рублей за каждую квитанцию, квитанций 7, итого 140 рублей. А в Ленинградской области просто человек жалуется, что теперь нужно бегать сразу в десять организаций платить, вместо того чтобы, как раньше, заплатил по одной квитанции. Тамара Шорникова: Да. При этом вот Мурманская область: «Платим 5 лет так, никаких проблем, «управляйки» раньше воровали», – пишет телезритель. И: «Оплачиваем раздельно, разницы нет, одни квитанции», – Нижегородская область. Иван Князев: Еще один эксперт у нас на связи – Валерий Мамчур, руководитель регионального центра организации «ЖКХ Контроль». Здравствуйте, Валерий Михайлович. Валерий Мамчур: Да, приветствую всех. Готов ответить на ваши вопросы, да. Иван Князев: Вопрос вот какой. Помимо недостатков того, что действительно десять квитанций нужно бегать оплатить, помимо того, что берут комиссию, но все-таки мы, наверное, забыли про главный момент, когда вообще, в принципе начали говорить, зачем переходить на прямую работу с ресурсниками, – это как быть с должниками, вот. Ведь если работаешь с управляющей компанией, даже если там 5% должников, как пишут эксперты, то компания неизбежно будет банкротиться, какие-то услуги не будут оказываться. Как прокомментируете? Валерий Мамчур: Действительно, знаете, мы... Я послушал, конечно, эксперта, послушал мнения граждан. Давайте говорить так, что основная масса людей, которые принимают участие в жизнедеятельности страны, – это Государственная Дума, которая рассмотрела и мыслит глобально. Поэтому, если мыслить глобально, конечно, не на уровне, что мне удобна одна квитанция, а на уровне, что это выгодно самим жителям и дому... Потому что они же не видят поток тех средств, которые уходят действительно ресурсоснабжающим организациям, притом в полном объеме. Поэтому все, Государственная жилищная инспекция и все органы, прекрасно знают, что те деньги, которые должны были быть потрачены на содержание и текущий ремонт, они все практически уходят ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающая организация, давайте говорить, что сейчас идет такая, можно сказать, персонализация, то есть персональная ответственность за предоставление услуги. То есть, если услуга была предоставлена управляющей компании по организации процесса и, можно сказать, обслуживания всего дома, она организовала процесс, ведь управляющая компания как организатор, но за эту услугу должны отвечать, допустим, компании, которые поставляют этот ресурс. Действительно, управляющие компании и ТСЖ лукавят. Лукавят что? Лукавят в том, что, если они будут выполнять свои обязательства в 100%-м объеме и тратить все деньги по назначению, а не так, что делать перекрестное субсидирование, можно сказать, отдавать ресурсникам, тогда действительно 5–7 лет управляющая компания не сможет выбраться из этой, можно сказать, кабалы, деньги, которые они обязаны будут выставить ресурснику в 100%-м объеме, и притом еще с пенями. Поэтому любая управляющая компания, это не касается ТСЖ, наверное, таких, можно сказать, единичных случаев, потому что, если ТСЖ, действительно председатель знает всех в доме, он постоянно ходит, у них там идет общественное порицание, они там могут себе, можно сказать, больше порядка навести. Но ведь основную массу домов обслуживает, метод и способ управления – это управляющие компании. Поэтому я считаю, что переход на прямые договоры – это один из верных способов жилой фонд содержать в полной мере. И не стоит забывать, что ресурсоснабжающая организация, как бы кто ни говорил, у них в тарифе закладывается инвестиционная составляющая и составляющая, где есть определенный недосбор, поэтому ресурсники не останутся у нас, можно сказать, в такой финансовой опасности. А вот управляющие компании, вы вспомните, не надо рассказывать долго, что управляющая компания была сегодня одна, «Василек», значит, допустим, через 5–7 лет она закрывается, банкротится, открывается «Василек-1», сидят те же люди, просто банкротится, потому что невозможно оплатить. Поэтому при должном подходе ничего не мешает ресурсоснабжающей организации заключить договор на предоставление услуг тех же, допустим, по расчетам, то есть, пожалуйста, так же в одной платежке будут начисляться все ресурсы, ничего это не мешает ресурсникам заключить договор с управляющей компанией, платить определенный процент, так же все в одной платежке останется. Тамара Шорникова: Валерий Михайлович, с качеством услуг. Если, например, не устраивает то, что подают ресурсоснабжающие компании, как разбираться с какой-то большой компанией одному конкретному человеку? Валерий Мамчур: В любом случае у нас никто не отменял, во-первых, закон о потребителе, поэтому каждый гражданин может обратиться в ту же жилищную инспекцию, в свою управляющую компанию. И если говорить откровенно, нет бесконтрольного, можно сказать, снятия показаний приборов учета, это делает управляющая компания, она заинтересована поставить подпись, в том, чтобы показания приборов учета были верные. Поэтому любые расчеты производятся в соответствии с двусторонним снятием акта снятия прибора показания учета. Соответственно, здесь житель может обратиться в свою управляющую компанию с просьбой предоставить документы и обратиться в Государственную жилищную инспекцию. Они обязаны, и я более того скажу, Государственная жилищная инспекция, чтобы все наши граждане знали, наделена огромнейшими полномочиями, она вывернет наизнанку любую управляющую компанию, любую ресурсоснабжающую организацию, и действительно граждан не оставит, можно сказать, наедине с собой. Действительно, здесь, конечно, есть такой момент, что, когда переходят на прямые договоры, найти, можно сказать, правду жителям тяжелее. Почему тяжелее? Потому что, конечно же, они раньше пришли в свою управляющую компанию, покричали, ножкой потопали, им все показали, а здесь получается, ресурсник отдал, допустим, ОблЕИРЦ, куда ехать, в очередях стоять, кто будет перерасчет делать... Здесь в этом плане, конечно же, тяжелее. Но управляющая компания социально ориентированная, которая борется, можно сказать, за место под солнцем, она всегда будет защищать наших граждан, и наши граждане, жители имеют право обратиться в управляющую компанию, управляющая компания обязана провести свою, можно сказать, служебную проверку, выяснить, дать ответ и восстановить права граждан, если они были нарушены. Иван Князев: Понятно. Валерий Михайлович, ну что, подтвердите тогда мои слова, чтобы подвести какой-то итог, что мы имеем в конечном итоге? Хорошая управляющая компания у тебя – не дергайся, не рыпайся, плати, все будет в порядке, не нужно никаких прямых отношений с ресурсниками. Если плохая, то лучше, наверное, все-таки переходить, чтобы хотя бы знать, за что ты платишь, правильно? Чтобы нашим... Валерий Мамчур: Повторюсь, я уже об этом неоднократно говорил, что любая управляющая компания, которая выполняет свои обязанности в полном объеме, она первая будет инициатором перехода на прямые договоры. Иван Князев: Ага. Валерий Мамчур: Сейчас есть законопроект, и он, кстати, был уже, можно сказать, заслушан, его уже в первом чтении, предложение, чтобы была единая платежная квитанция, можно сказать, для всех по всей стране. Я тоже это поддерживаю. Единственное самое главное у нас – это контроль за исполнением и ответственность. Вот здесь получается, пускай каждый несет свою персональную ответственность. Персональную ответственность несет ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, кто у нас занимается поставкой ресурсов, каждый должен заниматься, отвечать за свой, можно сказать, участок работы, тогда у нас и будет вопрос по оплате. Если управляющая компания, допустим, не выполняет свои обязательства, им жители не хотят платить, но отопление у них в полном объеме, горячая вода в любом объеме – скажите тогда, где тогда справедливость по отношению к ресурсоснабжающей организации? Поэтому каждый отвечает за свой участок и все будет у нас отлично. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Валерий Мамчур, руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль». Обсуждали, насколько это выгодно, напрямую платить ресурсоснабжающим компаниям. Иван Князев: Буквально через несколько минут встречайте рубрику «Промышленная политика», Марина Калинина и ее эксперты расскажут о том, как производится спецтехника в России.