ЖКХ. На что жалуетесь?

ЖКХ. На что жалуетесь? | Программы | ОТР

Завышенные тарифы, неразбериха с платёжками, дома-развалюхи - в рейтинге самых популярных жалоб

2020-10-12T14:29:00+03:00
ЖКХ. На что жалуетесь?
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Наталья Чернышева
директор АНО «Организация народного контроля», эксперт в сфере ЖКХ
Дмитрий Гордеев
заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда»

Иван Князев: В Госдуме рассказали, на что чаще всего жалуются граждане. Выяснилось, что больше всего обращений связано с проблемами в сфере ЖКХ, 70% от всех жалоб.

Тамара Шорникова: Чаще всего, сейчас рейтинг пойдет, люди недовольны состоянием многоквартирных домов, 18% жалоб именно на эту тему, начислением платы за коммунальные услуги, 12% опрошенных жаловались на это, управлением домами, капитальным ремонтом еще тоже недовольны многие. Также гражданам не нравится, как проходят общие собрания собственников многоквартирных домов, таких жалоб больше 4%. Как вывозят мусор? – да тоже никак, судя по всему, так отвечают практически тоже 4% опрошенных. Как этот рейтинг меняется? Как реагируют на жалобы? Удается ли решать вопросы, повышать качество обслуживания?

Иван Князев: Ну и, конечно же, вы, друзья, расскажите нам, на что вы конкретно хотели бы пожаловаться, чем вы недовольны. Хорошо ли вам оказывают коммунальные услуги? Напишите, позвоните нам. Мусор как вывозят? Что в платежках нарисуют?

Тамара Шорникова: Вот смотри, только начали обсуждать, Тюменская область: «Почему каждые полгода повышается квартплата, повышается оплата за вывоз мусора, налог на квартиру? Ведь по факту услуги ни в чем не изменились».

Иван Князев: Из Саратовской области тоже сразу же: «Регулярно плачу за капремонт, за комнату в общежитии, все платежки есть. Вдруг приходит задолженность 1 682 рубля – откуда?»

Тамара Шорникова: Рязанская: «Трубы холодные в ванной и туалете в нижних этажах, при этом квартиры со 2-го по 4-й без жильцов». В общем, жалобы, жалобы, жалобы. Открываем жалобную книгу, звоните, пишите, рассказывайте. Подключаем экспертов.

Иван Князев: Да. Дмитрий Гордеев у нас на связи, заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда». Здравствуйте.

Дмитрий Гордеев: Добрый день.

Тамара Шорникова: Да. Мне кажется, что эти проблемы стары как мир, или я не права? Как меняется вот со временем этот рейтинг? Удается ли как-то купировать такие болезненные вопросы?

Дмитрий Гордеев: Да, вы абсолютно правы, в общем-то перечень проблем остается таким же, как он был много лет назад, и несколько лет назад. Я напомню, что в 2015 году у нас было введено лицензирование деятельности управляющих организаций, и, собственно говоря, чиновниками возлагались надежды на то, что будет кардинальное изменение ситуации к лучшему. По-моему, это изменение не произошло.

Сейчас, конечно, в 2020 году накладывается ситуация с пандемией коронавируса немножко. Почему? Потому что в большинстве, в абсолютном большинстве регионов затраты на проведение дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий, собственно говоря, были возложены на управляющие организации, а перевод на русский язык такой – за счет собственников помещений.

По идее управляющая организация должна выполнить собственникам все, что заказано по договору, это перечень услуг, работ, и, соответственно, согласованная оплата, я подчеркиваю, не регулируемая, а согласованная. Государство вводит дополнительное требование: сделайте более усиленную санитарно-эпидемиологическую обработку в связи с чрезвычайной ситуацией. Так бюджеты должны были заплатить или федеральный через региональные и местные, или региональные бюджеты. Но если говорится указание просто «сделайте», управляющая организация – это не волшебники, они должны просто...

Иван Князев: Ой, Дмитрий, ну Дмитрий, ну что же вот эти управляющие компании так резко прибедняются, ну что все валят на COVID? Неужели там такие прямо колоссальные затраты по дезинфекции? Так ли хорошо все это проводилось? Я ни одного дезинфектора не видел в своем подъезде за все полгода, ну ни разу, честно вам скажу, и вот на это списывать все подряд...

Дмитрий Гордеев: На самом деле в чужом кармане всегда денег больше.

Иван Князев: Ну...

Дмитрий Гордеев: Я говорю сейчас про формальную как бы сторону дела. Вот просто к гадалке не ходи: если власть говорит, чтобы сделали дополнительно что-то, это значит, что в 100% случаев из 100 управляющая организация будет снижать качество обслуживания и делать в том или ином объеме, но за счет платежей собственников. По факту очень мало регионов, которые дали региональные деньги, или федерация тем более дала специальные деньги, этого просто не существует. Поэтому решения, связанные с повышением безопасности по пандемии, связаны с уменьшением качества априори, понимаете? А то, что конкретные организации посылают людей в спецодежде, не посылают или что-то там, обычные хлорка или что-то такое, – это, конечно, надо проверять на месте уже, что сделано и как сделано.

Иван Князев: Нет, я просто, понимаете, к тому, что, честно говоря, надоело уже слышать от управляющих компаний вот эти фразы: «Извините, у нас коронавирус, мы все деньги пустили на санитарную обработку, поэтому капремонт мы вам делать не будем в ближайшие 10 лет, хватит».

Дмитрий Гордеев: Вы рассуждаете как типичный потребитель...

Иван Князев: А я такой и есть.

Дмитрий Гордеев: ...который, конечно, всегда хочет, чтобы сделали все хорошо и причем за самые маленькие деньги. Но чудес на свете не бывает, мы с вами взрослые люди. Вы можете ожидать, что вам сделают все хорошо и как бы качество не понизится даже при дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятиях, но вы должны понимать как взрослый человек, что этого не будет.

Управляющие организации никогда не выполняют 100% своих обязанностей, но когда государство навешивает дополнительные, вот эта планка, вот этот уровень... Например, управляющая организация делает, допустим, 70%, это та, которая работает на «отлично», а когда идет указание из органов госвласти, органов местного самоуправления сделать что-то, эта планка снижается до 60%, 50% и так далее.

Иван Князев: Ну да, к сожалению, это так.

Тамара Шорникова: Давайте вместе послушаем телезрителей, может быть, сможем чем-то помочь, что-то разъяснить. Сначала у нас Наталья, Санкт-Петербург. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

У меня вот такой вопрос. Мой родственник платит за капремонт, когда ему 80 лет, понимаете? Я знаю, что 50%, когда 70 лет, снижается планка оплаты, а в 80 лет вообще не платят, да? Вот мы сходили в МФЦ, спросили, почему человек должен платить, ему 80 лет, а нам ответили: «Он же работает». А какое это имеет отношение к тому, что работает, и капремонт? Люди работают, потому что жить, извините, не на что, маленькие пенсии и все остальное. Какое это имеет отношение?

Тамара Шорникова: Да, понятно.

Зритель: Вот это у меня такой вопрос. И еще...

Дмитрий Гордеев: Да. Я думаю, что это неправомерно, конечно...

Тамара Шорникова: Секунду подождите, давайте послушаем второй еще вопрос.

Дмитрий Гордеев: А, хорошо.

Зритель: Я просто хочу сказать еще. Вот сейчас выступал у вас ведущий и говорил, что чудес не бывает, надо дорого платить и будут хорошо делать, – да ничего подобного! Можно заплатить много, но крышу сделают так, что ее снесет буквально при первом ветре. Потому что делают ремонты люди неквалифицированные, чаще всего узбеки, таджики и так далее, понимаете? Так что чудеса бывают, деньги-то заберут, а найдут людей, которые будут делать по минимальной оплате. Так что чудес у нас сколько хочешь.

Тамара Шорникова: Понятно, да. Спасибо. Да, можем теперь комментировать?

Дмитрий Гордеев: Конечно, это неправомерно, когда 80-летнему человеку начисляют взносы за капремонт, и вы должны понимать, что это делает не управляющая организация. Это делается при модели регионального оператора региональным оператором по капитальному ремонту, это отдельная организация. Это самый распространенный способ: если спецсчет, тогда тоже плата вносится не управляющей организацией, оплата вносится на спецсчет, то есть фактически в карман собственников, коллективу собственников, это если говорить о вот этом 80-летнем человеке. Конечно, независимо от того, работает он или нет, он имеет право на льготу, он должен просто обратиться к соответствующему или региональному оператору, или управляющей организации, которая начисляет средства, и потребовать, чтобы эту льготу применили, в противном случае жилинспекция и прокуратура.

Что касается того, сделали хорошо или сделали плохо. Я просто скажу, что так же, как бригада, которую мы нанимаем для ремонта квартиры, делает нам или хорошо, или плохо, и мы платим те или иные деньги, так же и в доме. Разница только в том, что в доме управляющая организация выбирается коллективным собственником, а не одним собственником квартиры. Поэтому это ваша, наша, моя в моем доме управляющая организация делает хорошо или плохо, это мы ее нанимаем, это не губернатор виноват, это не глава местной администрации виноват, не жилинспекция – это мы нанимаем соответствующую управляющую организацию, и, если она работает плохо, значит, надо ее менять.

Иван Князев: Раз в 5 лет, ну ладно.

Дмитрий Гордеев: Необязательно раз в 5 лет, Жилищный кодекс разрешает заменять управляющую организацию в любой момент при невыполнении условий договора, их надо только подтвердить. Если есть несколько предписаний, если действительно собственники недовольны, они могут в любом... Жилищный кодекс предоставляет им право в одностороннем порядке расторгнуть договор, но для этого надо, чтобы собственники были организованы, чтобы там был совет дома, чтобы там была инициативная группа, подготовить собрание... Потому что не просто принять решение убрать управляющую организацию, решение надо принять о выборе новой управляющей организации, об утверждении с ней условий договора, а этот договор надо не просто обсудить, а согласовать с новой управляющей организацией. Это большая работа, но это нужно делать.

И вот то, что 4% как минимум людей недовольны сложностью проведения собраний, одна из причин, что остаются плохие управляющие организации, трудно просто собраться и поменять ее, и эти управляющие организации плохие, они есть, к сожалению, они пользуются тем, что их трудно заменить. Надо очень сильно облегчить процедуру и созыва, и проведения собраний, чтобы собственники могли менять управляющую организацию. Вот так же, как мы принимаем решение, что «я не пойду в один магазин, пойду в другой, потому что там обслуживание плохое, здесь обслуживание лучше» и так далее, так же мы должны принимать решение в коллективе собственников и по управляющей организации. Если несколько лет она работает плохо, там сплошные жалобы и так далее, значит, надо ее менять на другую.

Иван Князев: Гнать ее в шею надо.

Дмитрий, давайте поработаем еще немного телефоном горячей линии. У нас на связи Москва, Ольга дозвонилась. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете... Алло, слышно?

Вы знаете, у меня вот такой вопрос. Значит, в Москве по поводу перетопов ситуация следующая. Существует постановление Правительства Москвы, что отопление подключается, когда среднесуточная температура в течение 10 дней не превышает 8 градусов. Как мы знаем, сентябрь был аномально теплый, там среднесуточная была 14–16, да, октябрь такой же аномально теплый. Так вот какого-то, 26 или 29 сентября, нам врубили на полную отопление.

Значит, у меня дом 1992 года, соответственно, я не могу ничего здесь перекрыть-закрыть. Но дело не в этом, дело в том, что это называется перетопом, это навязанная услуга, это распоряжение подписал Бирюков в нарушение постановления Правительства Москвы, то есть он игнорирует полностью закон.

К чему это приводит? Это приводит к тому, что из кармана каждого москвича... Вот у меня лично маленькая квартира, у меня и то получается в месяц 2 500 за отопление. И получается, что у меня сейчас Бирюков из моего кармана переложит в свой карман 2 500, это называется перетопом. На каком основании он нарушает постановление Правительства Москвы?

Тамара Шорникова: Ольга, вот здесь даже я вступлюсь за Правительство Москвы, вот действовал если угодишь...

Зритель: Еще секундочку, минуточку, еще хочу сказать. Это сделано было намеренно... Можно я объясню? Это было сделано намеренно, потому что «МОЭК» кому принадлежит? – «Газпрому», и «Газпром» качает через «МОЭК» деньги из наших карманов. Следующий еще момент, то есть это не просто так Бирюков взял и расписался...

Тамара Шорникова: Ольга, ну подождите, слишком много времени уже этому моменту. Мы вас поняли, эта проблема есть для вас.

Иван Князев: Ну да, какой-то заговор мы пытаемся раскрыть уже. Дмитрий, вам есть что прокомментировать по этому поводу?

Дмитрий Гордеев: Да-да-да. Во-первых, средняя температура в течение 5 дней +8 градусов – это не московская норма, это федеральная норма... предоставления коммунальных услуг, это раз.

Тамара Шорникова: Да.

Дмитрий Гордеев: Второе. Есть менее современные дома, есть более современные дома с индивидуальными тепловыми пунктами и с датчиками, и там правила коммунальных услуг прямо впрямую разрешают переходить на отопление и включать тот или иной режим по решению собственников помещений. Для этого надо иметь, соответственно, или автоматический датчик, который в зависимости от температуры запрограммирован на включение, и тогда он будет... Если, например, температура +9, значит, будет топить чуть-чуть, если она +8, значит, будет топить сильнее, +5 еще сильнее, то есть не будет перетопа. Но даже в домах, в которых есть индивидуальные тепловые пункты, есть вот эти датчики, все равно есть отдельные квартиры, где холодно, и люди звонят, пишут, чтобы дали тепла побольше...

Иван Князев: Ну да.

Дмитрий Гордеев: ...а другие квартиры открывают форточки. То есть это уже зависит от управляющей организации, не от теплоснабжающей, а от того, как отрегулирована система отопления, а это сложная система. Собственники, безусловно, могут потратить какие-то определенные деньги, для того чтобы модернизировать систему...

Иван Князев: А датчик-то дорогой вот этот вот, Дмитрий, я прошу прощения?

Дмитрий Гордеев: ...управляющую организацию отрегулировать ее.

Иван Князев: Датчик-то вот этот дорогой? Это дорогое удовольствие?

Дмитрий Гордеев: Да, он достаточно дорогой. Датчики обычно ставят в новых домах. В старых домах их тоже можно поставить...

Иван Князев: Ага, но смысла нет.

Дмитрий Гордеев: ...и тогда и зимой, и осенью будет регулирование с помощью этого датчика. Но еще раз повторюсь, я знаю ситуацию, когда датчик отрегулирован правильно и большинство квартир отапливается нормально, без перетопа, но несколько квартир по тем или иным причинам техническим отапливаются плохо, и люди жалуются. И когда, ну извините, замучают просто и теплоснабжающую организацию, и управляющую организацию, они этот датчик корректируют, и весь дом начинает отапливаться несколько больше, и тогда в тех квартирах, в которых было холодно, становится нормально, а в остальных становится чуть жарче.

Иван Князев: Ну понятно, да.

Дмитрий Гордеев: И естественно, все перетапливают за количество тепловой энергии всем домом, коллективом, потому что общая формула расчета – это общее количество теплоты за месяц делится пропорционально площадям на всех собственников.

Иван Князев: Да, иначе кто-то мерзнуть будет. Спасибо! Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда».

Тамара Шорникова: Я просто помню, как пару недель назад было как раз очень холодно, вдруг похолодало в Москве, и все жаловались, во всех соцсетях это было...

Иван Князев: Да, было холодно.

Тамара Шорникова: Да, «давайте ждать вот эти 8 градусов, когда все переболеют» и так далее...

Иван Князев: «Когда дадут отопление?»

Тамара Шорникова: Вот дали отопление, ну, как говорится...

Иван Князев: Всем не угодишь.

Наши корреспонденты пообщались с жителями российских городов, они попытались понять, что не устраивает их в работе управляющих компаний. Давайте посмотрим.

ОПРОС

Иван Князев: Вот такие были ответы. Еще одного эксперта будем сейчас спрашивать...

Тамара Шорникова: Пытать, хочешь сказать, да?

Иван Князев: Да, почти что пытать. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ, у нас на связи. Наталья Юрьевна, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Алло, да, слышно нас?

Наталья Чернышева: Да-да-да, алло.

Иван Князев: Наталья Юрьевна, знаете что? Хотелось бы вот что понять. Наши телезрители нам звонили, к примеру, 80 лет, не должен платить за капремонт, вот здесь мы тут разбирались, что можно, оказывается, и все об этом знают, поменять управляющую компанию. Вот наши люди сейчас как-то более отчетливо понимают, какие услуги им оказывают, какого качества, могут ли они на это повлиять либо нет? Жалобы предметнее стали, по вашим наблюдениям?

Наталья Чернышева: Вы знаете, да. Я считаю, что это очень хороший момент, что люди все-таки больше теперь контролируют, какие им оказывают услуги ЖКХ и какого качества, потому что все-таки раньше, наверное, менее на это обращали внимание. Сейчас жалобы действительно стали более предметными, и люди понимают, что за те деньги, которые они платят, а это большие деньги, 2 тысячи за содержание и ремонт жилого помещения, они вправе рассчитывать на чистое, красивое, удобное жилище, и чтобы мусор не был разбросан, как вот жительница говорила, и чтобы подъезды были не облупленные, а покрашенные.

Действительно, жители вправе на это рассчитывать, и правильно совершенно они жалуются. И я очень рада, что больше людей стало следить за своими управляющими компаниями. Вот 83% по опросам недовольны своими управляющими компаниями, остальные 17–20%, может, не жалуются просто, но тоже недовольны. Но к сожалению, я считаю, что нужно на государственном уровне улучшать государственный контроль над управляющими компаниями и ТСЖ, ЖСК...

Иван Князев: Ну да, вот осталось понять только, как можно реагировать на эти жалобы, какая реакция, например, со стороны управляющих компаний поступают... Да, люди-то жалуются и понимают в принципе, на что, вопрос в том, результат-то стал лучше после этих жалоб?

Наталья Чернышева: Вот. Значит, я считаю, что на управляющую компанию должна быть вышестоящая инстанция. Вот сейчас действительно это очень сложно, необходимо жаловаться в жилинспекцию или в прокуратуру. Вот люди этого часто все-таки не делают, потому что просто обращаться в управляющую компанию – это, я считаю, не дает результатов, надо обратиться и в управляющую компанию, и обязательно с копией в жилищную инспекцию соответствующего региона и в прокуратуру, потому что прокуратура имеет право заблокировать счета, и тогда управляющая компания очень быстро реагирует на жалобы жильцов.

Тамара Шорникова: Наталья Юрьевна, наверняка, но просто всегда вот у меня сразу начинается такое внутреннее возмущение: что ни отрасль, что ни сфера, что ни проблема, нужно сразу в жилинспекцию, прокуратуру, Совет по правам человека, я не знаю, еще что-то.

Наталья Чернышева: Да.

Тамара Шорникова: А нельзя как-то отрегулировать это так, не знаю, какие-то новые жесткие санкции ввести для управляющих компаний или отбор сделать более тщательным, чтобы не мы этим занимались, чтобы просто все базово нормально работало?

Наталья Чернышева: Конечно, я поэтому и говорю, что должен быть государственный контроль более жесткий над управляющими компаниями. Вот общественный контроль в лице жителей – это хорошо, но должен быть государственный, и в первую очередь ответственность управляющих компаний за непредоставление информации. Потому что часто управляющие компании просто не отчитываются перед жителями, а они должны отчитываться раз в год хотя бы, и как бы им за это практически ничего не бывает, если только независимые муниципальные депутаты не додавят и не заставят поменять главу управляющей компании, вот это бывает. Но это тоже иногда не приводит к результатам. Необходимо увеличивать именно ответственность, потому что бесконтрольность ведет к дальнейшим злоупотреблениям, к сожалению.

Иван Князев: «Вот подъезды не моют, а деньги начисляют», – к примеру, вот такие злоупотребления, из Уфы нам пришла такая SMS...

Наталья Чернышева: Да.

Иван Князев: Давайте еще телезрителей послушаем.

Тамара Шорникова: А из Ульяновска пришел звонок, прилетел в наш прямой эфир. Здравствуйте, Галина.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Должен ли собственник оплачивать за проверку газового оборудования?

Иван Князев: Вопрос, понятный, конкретный вопрос.

Тамара Шорникова: Понятно. Наталья Юрьевна?

Наталья Чернышева: Смотрите, у вас... Я так понимаю, у телезрителя стоят счетчики газовые и имеется в виду поверка счетчиков, да?

Иван Князев: Видимо, да.

Зритель: Да-да, проверка. Газовый счетчик и газовая плита, котел в частности.

Наталья Чернышева: Нет, не должен. А с вас требуют?

Зритель: А на основании чего, вы мне можете сказать?

Наталья Чернышева: Ну, я сейчас точно, к сожалению, не помню, но на самом деле это уже включено, так сказать, то, что у вас эти стоят счетчики, их поверки.

Тамара Шорникова: Но это не первый раз на самом деле, нам много раз из разных регионов говорили о том, что у них вот эти процедуры платно. Что при этом нужно делать? Отправлять, отфутболивать специалистов, которые пришли и говорят, что «мы вам сейчас за деньги проверим»? Звонить в свою управляющую при этом, в ЖЭК, в «МОЭК», куда?

Наталья Чернышева: Конечно, звоните в свою управляющую компанию и там выясняйте уже, почему они требуют какие-то деньги и на каком основании, почему такие суммы они требуют, что это за люди.

Тамара Шорникова: Да, понятно.

Наталья Чернышева: Вообще нужно всегда именно общаться с теми проверяющими, которых знает управляющая компания, потому что очень часто бывает, что жители платят зря за то, за что они не должны платить.

Иван Князев: Наталья Юрьевна, вопрос по поводу ТСЖ, товариществ собственников жилья. Вот сейчас на самом деле проще с кем работать, с товариществом, с такой формой, обслуживать собственный дом, либо нанимать управляющую компанию? Потому что люди потихоньку понимают, что иногда самим-то может быть проще, не всегда доверяют «управляйкам».

Наталья Чернышева: Ага. Сейчас вот, я считаю, в данный момент лучше все-таки иметь совет дома, который следит за управляющей компанией, так проще. Конечно же, если есть честный, хороший председатель ТСЖ и правление ТСЖ, которое честно заботится о жителях, которое само компетентное и чаще всего из жителей, то получается, конечно же, эффективнее. Но это бывает настолько редко, что все-таки лучше иметь управляющую компанию и следить за ней.

Иван Князев: Довериться профессионалам. Только вопрос, контролировать-то их работу достаточно сложно, наверное, люди жалуются, что не понимают они не расчетов, ни начислений.

Наталья Чернышева: Нет, я считаю, что контролировать работу несложно. Мы вот предоставляем всем желающим четкие, простые инструкции, буквально на одной страничке 4–5 пунктов, человек с любым средним образованием может в этом разобраться. Я тоже очень против того, чтобы инструкции были сложные, тяжелые для понимания. Там на самом деле очень просто: по отчетности управляющей компании нужно выбрать самые большие позиции, самые крупные и запросить акты. И жители всегда знают, были ли проведены работы, например, по проверке лифтов, дымоуловителей, противопожарной автоматики. Очень большие суммы списываются, в год может 300 тысяч списываться на эти работы, а их не делают, соответственно, просто завышают деньги, которые люди платят.

Иван Князев: Понятно.

Наталья Чернышева: Вот эти вещи очень легко отследить, если этим заняться.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Друзья, ну что же, контролируйте, какие услуги вам оказывают.

Тамара Шорникова: Жалуйтесь, как обычно.

Иван Князев: Жалуйтесь, все-таки вы за это деньги платите, поэтому смотрите сами.

Тамара Шорникова: Все в наших руках, как всегда.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Завышенные тарифы, неразбериха с платёжками, дома-развалюхи - в рейтинге самых популярных жалоб