Виталий Млечин: Теперь уже не такая позитивная новость – тарифы на «коммуналку» станут экономически обоснованными, то есть повысятся. В правительстве говорят, что деньги нужны для ремонта инфраструктуры в соответствии с планами по модернизации и нужно устанавливать тарифы. Ксения Сакурова: При этом вице-премьер Марат Хуснуллин поручил усилить адресную поддержку граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Социально незащищенным категориям подорожание обещают компенсировать. Виталий Млечин: Давайте в начале немного статистики. Сейчас в 58 российских регионах максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ составляет 22%, в 24 субъектах от 15 до 21% и в 3 субъектах менее 15%. Расходы на оплату «коммуналки», которые превышают эту планку, оплачиваются за счет региональных бюджетов. Ксения Сакурова: Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получают примерно 3 миллиона семей, и на это ежегодно уходит более 70 миллиардов рублей. Виталий Млечин: Совсем не мало, ну а должно стать еще больше. Экономические обоснованные тарифы – какие они? И сколько вы платите за квартиру? Давайте выяснять. Пожалуйста, напишите нам, позвоните, расскажите, в каком состоянии находится у вас сейчас инфраструктура, трубы, ну и все, что с этим связано. Мы представим нашего гостя. Ксения Сакурова: С нами на связи Дмитрий Гордеев, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ. Дмитрий Павлович, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Дмитрий Гордеев: Добрый день. Виталий Млечин: Давайте, наверное, начнем с главного сразу – к чему нам готовиться, на сколько вырастут тарифы? Вот экономически обоснованные тарифы – какие они? Дмитрий Гордеев: Ну, во-первых, нужно сказать, что далеко не на все коммунальные ресурсы для всех ресурсоснабжающих организаций установлены экономически обоснованные тарифы. Вот вы уже произнесли слова «предельные индексы» – это означает, что экономически обоснованные тарифы просто-напросто обрезаются этим индексом. В каких-то регионах это делается в первую очередь на холодную воду и на водоотведение, в каких-то в небольшой степени на тепловую энергию, хотя это опаснее; электроэнергия и газ практически никогда не обрезают, они всегда получают свое. И смотрите, поставьте себя на место директора ресурсоснабжающей организации: у вас есть потребность, условно говоря, в 100 миллиардах рублей, а вы получаете, к примеру, 90. Вот скажите, пожалуйста, что вы сделаете как директор? Я вам скажу – вы будете меньше ремонтировать, вы будете с другой периодичностью восстанавливать или улучшать инфраструктуру, модернизировать что-то. Вы будете меньше платить премии и т. д. Ведь дело не только в высоких зарплатах коммунальщиков, они далеко не высокие. Дело в том, что низкие тарифы, заниженные тарифы, причем заниженные для 100% людей, независимо, миллионер ты или ты еле-еле сводишь концы с концами, – для всех тарифы занижены, вот в чем беда. Поэтому… Ксения Сакурова: Дмитрий Павлович, а на сколько, на сколько они занижены, чтобы мы понимали, на сколько они теперь вырастут? Виталий Млечин: Да, к чему готовиться, да. Ксения Сакурова: Ну вот, например, видимо, вот для нас с Виталием, потому что мы явно не попадем в число тех, кого государство будет поддерживать в этом вопросе. Дмитрий Гордеев: Есть регионы, в которых отдельные тарифы, заниженные до 60% от экономически обоснованных. Я говорю сейчас не про Москву. Ситуация разная, ведь тарифы устанавливаются не для региона. У нас… регионов, но тарифы устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, это десятки тысяч, может быть, сотня тысяч, понимаете? Поэтому разбираются, сколько необходимо этой конкретной ресурсоснабжающей организации, этому водоканалу в маленьком городе или этому большому водоканалу, сколько необходимо, чтобы произвести один куб воды, сколько он стоит, один куб воды, для этого водоканала. И когда обрезают для всего региона по предельным индексам, то очень-очень-очень многие ресурсоснабжающие организации свои потребности просто-напросто не получают. Я поэтому и говорю, вот вы сказали, что негативная новость, – ну это чисто обывательский, потребительский подход: раз платить надо много, это плохо. А я вам скажу, что платить мало – это плохо, потому что в 100% случаев будет плохое качество. Кто из вас хочет, чтобы не было горячей воды, чтобы не было отопления из-за аварий? А аварии – это следствие отсутствия средств на ремонты. Виталий Млечин: Дмитрий Павлович, да, логика понятна, логика, очевидно совершенно, правильная: если не оплачивать инфраструктуру, то она просто придет в негодность. Но давайте с другой стороны все-таки посмотрим. А если речь идет все-таки о людях, которые не очень много зарабатывают, у которых достаточно существенный процент их дохода уже сейчас уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг? Он станет еще выше, вряд ли это кого-то обрадует, потому что очевидно совершенно, что люди не ожидают радикального улучшения качества. Вот где все-таки этот баланс? Я уверен, что многие на самом деле готовы были платить побольше (в разумных пределах), именно если будет реальное улучшение качества. Но в последние годы многие видят только увеличение платежки, но не улучшения качества. Вот где все-таки этот баланс? Достижим ли он вообще? Дмитрий Гордеев: Значит, смотрите, вот предложение Хуснуллина о том, что необходимо увеличивать тарифы, даже, правильнее сказать, не просто увеличивать, а доводить их до экономически обоснованного, – это фактически путь, чтобы убить три обмана. Первый – это перекрестное субсидирование: для населения тариф чуть-чуть уменьшают, для промышленности увеличивают. Индексирование – для всех огульно, это плохо, мы с вами только что обсуждали. И по идее, если тариф занижен, должно быть бюджетное финансирование, но его нет. и естественно, Волга впадает в Каспийское море, тарифы должны быть правильными. И теперь, если по этим правильным тарифам отдельные семьи не могут оплачивать ЖКУ, потому что у них не хватит денег на школу, на еду, на одежду и т. д., объективно должна быть помощь. Но помощь не всем, вот как при индексировании, 100%-м, а помощь адресная, и у нас с середины 1990-х гг. есть субсидии. И есть много разных предложений, как сделать так, чтобы у нас получало не 5 миллионов, как у вас было написано на слайде, субсидии, а, например, 25 миллионов людей, которые сегодня живут на уровне ниже прожиточного минимума. Для этого регионам нужно дать возможность. Вот вы привели максимально допустимую долю, в 58 регионах очень низкая доля. Почему? – у бюджетов нет возможности, то есть бюджетам надо дать возможности и с помощью инструмента адресных жилищных субсидий оказывать помощь только тем, кто в ней нуждается, вот какой должен быть путь. Поэтому просто так говорить «я хочу платить меньше» – ну извините, это такой обывательский подход, он очень простой, примитивный. Да, все хотят платить меньше, никто не хочет платить больше, кого ни спросите, но надо понимать, что нужно платить больше столько, сколько это стоит, и тем, только тем, кто не может платить, государство, регионы должны помогать, не всем подряд. Ксения Сакурова: Дмитрий Павлович, давайте мы послушаем, что все-таки люди про это думают. Виталий Млечин: Да. Ксения Сакурова: До нас дозвонилась Наталья из Ханты-Мансийска. Наталья, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Наталья. Как у вас с коммунальными услугами? Зритель: Это, я из города Саранска, Мордовская АССР у нас. Ксения Сакурова: А, Саранск, хорошо. Да, слушаем вас. Зритель: Да, город Саранск. Вот мы каждый год вообще мучаемся с отоплением. У нас не как квартирный дом, а у нас как общежитие считается, а платим как за хорошую квартиру. Виталий Млечин: Так. А в чем проблема? Зритель: С отоплением у нас. Виталий Млечин: Просто в том, что очень высокий тариф, или нет отопления? Ксения Сакурова: Холодно у вас или что? Зритель: Нет отопления, да, холодно. Виталий Млечин: Ага. Ксения Сакурова: Так, а вы куда-то обращались, вы как-то зафиксировали это состояние, что холодно в квартире? Зритель: Да-да-да, да. Потому что я сегодня уже утром звонила, сейчас вот начала звонить, уже не дозвонилась, они уже не берут трубку, не всегда берут. Ксения Сакурова: А вы куда звонили? Куда сообщаете? Зритель: Звонила, мы относимся на Химмаше, у нас домоуправление там, начальник. Ксения Сакурова: Управляющая компания, да? Зритель: Да, Рамазанов фамилия, да. Ксения Сакурова: И что, что они вам говорят на то, что… ? Зритель: «Ходят, слесаря ходят». В общем, там по домам они везде ходят. Мы этого не чувствуем. Ксения Сакурова: Результата нет. Зритель: В первом подъезде чуть-чуть теплится, один подъезд, второй, а наш вообще ничего нет, не теплится ничего. Виталий Млечин: У вас впервые такая история или каждую зиму так? Зритель: Каждый год, каждый год у нас так. Мы каждый год вот так вот без конца звоним, нервничаем, это… Ну, потом все-таки дадут, уже под конец… Виталий Млечин: Понятно, понятно. Спасибо большое. Ксения Сакурова: Да, спасибо. Виталий Млечин: Вот как в такой ситуации быть, если годами не решается проблема? Тут вот в чем сложность? Ксения Сакурова: Тут, мне кажется (прости, Виталик) проблема доверия людей. в принципе действительно люди, наверное, часть людей готова была бы заплатить больше, если бы была вера, простите, в управляющие компании, что они эти деньги направят туда, куда нужно. А если годами нет тепла в доме и годами управляющая компания на это никак не реагирует, то денег ей давать, простите, не хочется. Дмитрий Гордеев: Ксения, вы на самом деле повторили сейчас штамп, что кто-то в чем-то виноват, управляющие организации плохие, наверное, воруют и т. д. Вот в этом случае, о котором сейчас рассказывала женщина, возможны два варианта, почему нет отопления. Это причина может быть в теплоснабжающей организации, в плохой инфраструктуре коммунальной, то есть в дом подается плохой теплоноситель, ни давления нет, ни температуры. А вторая причина возможная – это плохое состояние внутридомовой инженерной системы отопления. Может быть, там никакого утепления в квартире нет, может быть, там рассохшиеся окна и т. д. Поэтому… Ксения Сакурова: Да там целый подъезд, Дмитрий Павлович. Дмитрий Гордеев: …для того чтобы ответить на вопрос, что делать, нужно, чтобы профессионалы в управляющей организации, профессионалы в теплоснабжающей организации ответили четко на вопрос: в этом конкретном доме почему у людей нет +18 градусов требуемых в комнатах? Почему? Это вопрос технический. Виталий Млечин: А как добиться-то этого ответа, если не отвечают? Как добиться ответа, если не хотят говорить? Ксения Сакурова: Если даже трубку не берут. Вот какое может быть доверие? Дмитрий Гордеев: Слушайте, вопрос риторический. Ну как добиться? Если не отвечает телефон, у нас есть почта, телеграф, электронная почта. У нас есть помимо управляющей организации Государственная жилищная инспекция, есть органы местного самоуправления, есть губернатор, понимаете? Поэтому если ты позвонил, тебе не ответили и ты как бы удовлетворился, наверное, это неправильно, тебе надо предпринять определенные усилия, для того чтобы все-таки добиться ответа на вопрос. Лучше писать письменно. Есть сайт ГИС ЖКХ, там все заявления регистрируются, там дата, время указываются получения заявления, время ответа, и уже жилинспекция подключается в подготовку ответа. Если, например, вы напишете, что управляющая организация мне отказалась давать ответ, – это нарушение, и управляющая организация должна фактически быть наказана, понимаете? И если вы задаете вопрос, почему у меня не +18, а +15 в квартире, потому что там тоже есть плюс-минус какой-то допуск, и перетоп плохо, и ровно 18 невозможно сделать, есть предел какой-то и снижение, и в этом случае надо именно устранять тот конкретный недостаток или комплекс недостатков, которые есть в каждом конкретном доме. Но сначала нужно… Виталий Млечин: Понятно. Дмитрий Павлович, спасибо вам большое за то, что, мне кажется, самый ценный совет сейчас – это если у вас что-то не так, как должно быть, надо выяснить причину и, соответственно, по крайней мере заявить о том, что что-то не так. Вот вы сейчас слышали конкретные рекомендации. Большое вам спасибо. Ксения Сакурова: Спасибо. Виталий Млечин: Дмитрий Павлович Гордеев, член Экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Мы обсуждали, собственно, что? – ЖКХ мы и обсуждали, «коммуналка» подрастет, но это неизбежно, как вы только что сами слышали. Если мы хотим все-таки качество, то придется, видимо, платить больше, никуда не денешься.