Константин Чуриков: А у нас сейчас рубрика «ЖКХ по-нашему». И все по-нашему. Говорим об обычном российском явлении – о переплате за коммунальные услуги. А вот сориентироваться в том, сколько мы переплачиваем и как вернуть деньги обратно, нам поможет наш постоянный эксперт Татьяна Овчаренко, руководитель Школа активного горожанина. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. Как раз сезон отопительный закончился. Пора возвращать деньги. Как это можно сделать? Расскажите. И кому-то это вообще удавалось? Татьяна Овчаренко: В общем, да. Вообще перерасчеты должна делать управляющая организация. Потому что это тепло закупается оптом до начала сезона обычно. Оксана Галькевич: А она заинтересована в такого рода пересчетах? Татьяна Овчаренко: Судя по тому, что в Москве по 5 лет не было такого перерасчета в свое время, помню, в 2010, 2011, 2012 году, то совершенно не заинтересована. И ресурсники не заинтересованы. И из этих средств иногда покрываются какие-то долги, которые образуются. В общем, довольно печальная картина. Константин Чуриков: Расскажите мне, человеку, который пользуется все время услугами жены, которая платит за коммуналку. Я в этом ничего не понимаю. А как можно доказать, что верблюд не ты, а верблюды они? Татьяна Овчаренко: Сейчас обязаны выставлять нам по первому требованию показания счетчиков общедомовых. И есть специальные сайты, и там есть, сколько температура конкретно в твоем районе прямо. И к нему есть таблицы, какие должны быть показатели температур. А от них считаются гигакалории. И можно самостоятельно посчитать. И в результате сплошь и рядом оказывается, что в основном тебя обсчитали. Но бывает наоборот: они купили, а потом докупали это тепло, потому что очень холодная зима. Оксана Галькевич: Может, они хотят так просто позаботиться? На случай непредвиденных перепадов температур. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, я хочу, чтобы вы активнее подключились к нашей беседе. Расскажите, как вас обманывают управляющие компании. За что, по вашему мнению, вы платите совершенно точно зря? Просим вас звонить или писать – 5445. Оксана Галькевич: Сейчас будет просто ураган. Татьяна Иосифовна, смотрите, а если управляющая компания, как вы сказали, очевидно, не заинтересована в такого рода пересчетах и возвратах денег, как житель такого дома, у которого есть управляющая компания, может на свою судьбу и свои квитанции, и вернуть в единоличном порядке? Татьяна Овчаренко: Во-первых, достаточно хранить квитанции года за 4 и сравнить, притом что мы не на Крайнем Севере, а на Крайнем Севере явно не крайний юг, постоянно объем тепла, который тебе поставляют в те же самые месяцы, растет, непонятно почему. Это первый признак. Если 3 года ты 0.06 гигакалорий потреблял (я условно говорю) или 0.6 гигакалорий, а сейчас 0.8. Это притом, что ничего не произошло. Зима не холодная. Какая-то среднестатистическая. Это первое. И нужно запрашивать эти самые документы. Во-вторых, должна быть графа «Перерасчет» заполнена. При этом что помогает управляйке? Там не написано, за что перерасчет. Там просто стоят какие-то цифры. За тепло ли, за горячую воду. Ну, мало ли что. Может, там метла серебряные купили. Это тоже вводит тебя в заблуждение. И последнее – это те города, где платят не по текущему потреблению, а каждый раз мы оплачиваем прошлогодний снег, мы совершенно с вами не помним, какая была зима, была ли она и когда началась. Оксана Галькевич: Какая-то адова работа. Нужно параллельно с Гидрометцентром и всеми прочими службами вести дневник наблюдений, как в школе, записывать окружающий мир. Еще и гигакалории. Татьяна Овчаренко: В Смольном институте учили барышень вести. Видно, подозревали, чем дело кончится. Константин Чуриков: Знали, в какой стране проснемся. Нам из города Гай (Оренбургская область) пишут: «У нас если делают перерасчет, то мы платим еще больше. И у нас еще теплые батареи». Слушайте, правда такое бывает? Татьяна Овчаренко: Да. Это сплошь и рядом. Именно что перерасчет. Там все очень просто. Если у вас никакой значок не стоит, а стоит условно 63 рубля, это вы должны. А если стоит -63 рубля, это вам должны. Но вы очень редко увидите этот самый минус. У вас так рядами будет идти перерасчет. И это связано еще с тем, что деньги на самом деле поступают в общий котел. Сколько бы ни рассказывали про мгновенное расщепление. И там этими деньгами… Оксана Галькевич: Мгновенное расщепление чего, простите? Атомов? Татьяна Овчаренко: Да. На электроны и протоны. Нет. Вы, наверное, заметили, что у нас в этих платежках не написан расчетный счет управляющей компании. Хотя закон требует платить ей на расчетный счет. Это вполне естественно. Константин Чуриков: А, мы еще не знаем, куда это попадает? Татьяна Овчаренко: Да. А там написано: «Счет за услуги ЖКУ, Банк условно Пушкина…» Константин Чуриков: А мы, может быть, в этот момент чью-то дачу, чей-то дворец строим? Татьяна Овчаренко: Да. Этот банк якобы имеет программу, которая мгновенно делит каждой сестре по серьге и так далее. Когда вы запрашиваете это, вам говорят, что это коммерческая тайна и «не морочьте голову». Оксана Галькевич: А морочат голову вам на самом деле. Татьяна Овчаренко: Да. Если мне отказывают в предоставлении сведений о моих же деньгах, что это значит? Константин Чуриков: Кого у нас дурят оригинальнее? Кировская область, город Зуевка: «Природный магистральный газ для отопления квартир по стоимости каменного угля. Может так быть или нет?» Смотрите, Краснодарский край, Сочи: «Полив клумбы с цветами. Хотя ни клумбы, ни цветов нет». Татьяна Овчаренко: Да. А что? Это и в Москве. По нормативу что-то такое. 600 литров полив. То ли на метр квадратный, то ли я не помню. Каждый год это стоит в содержании ремонта. А в 2010 году, когда умирали от жары, полива не было тем более. А заплатить мы заплатили. Оксана Галькевич: Давайте примем звонок из Краснодарского края. Там тепло. За что люди переплачивают, спросим Валентину. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Уважаемые ведущие и ваша гостья, я постоянно вас слушаю и вашу гостью постоянно слушаю. Вы знаете, у нас в станице газовое отопление. Мы раньше были на мазуте. Сахарный завод отапливает ТЭЦ. Нам подвели газ. Сказали: «Будете платить копейки». Но они нас взяли и заставили платить теплосети района. И мы ни копейки платим, а платим по 56 рублей за квадратный метр. 6 месяцев в сезон берут за 7 месяцев. Апрель до 15-го протапливают и октябрь. Берут полностью. И пишут, что суд вынес решение: «Так можно делать». Куда я только ни писала. Я старшая в доме. И в суды обращались. Но у нас коррупция в органах везде. Они отправляют обратно. Они снова пишут. Все правильно. Но у нас тепло. Рядом город Тихорецк. Температуры одинаковые. У них 28 рублей за квадратный метр, у нас – 56. Сахарному… утверждает 696 рублей за 1 гигакалорию. Нам перекупщик утверждает 2460 за 1 гигакалорию. Вы знаете, у нас 2 километра труба по поселку. Рабочим своим ТЭЦ подавала тепло. Воду горячую отрезали у нас. Баню закрыли. Вы знаете, батареи в ваннах отрезают. Говорят, что большой расход воды. А расход воды – это речная или отработанная с завода. Ну, помогите нам. Вы знаете, мы куда ни писали. Нет житья уже от этого. Константин Чуриков: Валентина, оставляйте свой телефон нашим редакторам. Сейчас на словах попробует помочь Татьяна Иосифовна. Оксана Галькевич: А люди не молчат. Люди действуют. Татьяна Овчаренко: Надо заключать договора напрямую с поставщиком тепла. Это во-первых. Во-вторых, если ты от сахарного завода питаешься – все, будешь платить столько, сколько надо. Правда, если он не сбросит тепло и не взорвется. Производство сахара – это невероятно горячая, к вашему сведению, процедура. Оксана Галькевич: Так они еще и горячо деньги делают, получается. Ему девать его некуда, так еще и задорого продают. Татьяна Овчаренко: Ну пусть телефон оставят. Посмотрю, какой суд им там что ответил. Так невозможно сказать. Оксана Галькевич: Вопиющая на самом деле история. А вот смотрите, нам тут пишет Ленобласть: «А как быть с рыночным принципом: «Не хочешь – не бери»». С теплосетями такое не работает? Татьяна Овчаренко: Там нет никакого рыночного принципа. Где они его нашли. У нас монополизм в поставке тепла. А монополист – это высокие цены при низком качестве. Константин Чуриков: Слушайте, а вот по поводу пресловутой мусорной реформы. У нас же она появилась, платежи выросли. А оно либо не так вывозится, либо не вывозится. Вот здесь можно считать? Можно требовать перерасчета? «Вы повысили плату. За что?» Татьяна Овчаренко: Прежде всего надо потребовать от комиссии, которая этот тариф установила, обоснование. Потому что они на самом деле якобы в экспертном порядке рассматривают целый ряд предложений и из них выбирают наиболее удобное и правильное. На этих материалах сразу виден сговор. Там даже дальше можно не ходить. Следующий этап – это требовать. Либо судиться. Есть уже небольшая судебная практика по этому поводу. Либо подавать в органы правоохранительные. Трудно сказать. Либо в Федеральную антимонопольную службу. Потому что там достаточный уровень профессионализма, чтоб в этом сразу разобраться и наложить соответствующие штрафы, очень большие. Оксана Галькевич: Давайте еще один звоночек примем. Галина из Королева. Здравствуйте, Галина. Говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Я звоню из города Королев. У нас ТСЖ. В этом ТСЖ индивидуальный пункт тепловой. В результате того, что у нас этот пункт, мы платим за горячую воду ровно в 2 раза больше, чем оплачивают горожане нашего города. То есть если горячая вода с учетом подогрева стоит у нас 193 в городе, то в нашем ТСЖ 350-360 рублей за куб. Константин Чуриков: Еще раз – почему? Не очень понимаю. Татьяна Овчаренко: Почему? Зритель: Именно почему? Наша управляющая компания даже обращалась в суд к теплосети, хотела решить этот вопрос. Но суд пошел, поддержал именно теплосеть. Константин Чуриков: А почему? Вы что, самые рыжие? С чего вдруг? Зритель: Мы, получается, самые рыжие. Татьяна Овчаренко: Вы участвовали в процессе как сторона? Ваше ТСЖ не управляет само? Зритель: Оно управляет. Но такие суммы… Татьяна Овчаренко: Подождите. Тогда решайте вопрос с ТСЖ. Раз у вас управляет товарищество, то с ним и решайте. Это ваш внутренний вопрос – вопрос устава, вопрос положения о правилах оплаты. И так далее. Если ваше ТСЖ передало бразды правления управляйке, управляйка – теплосетям, то почему вы удивляетесь, что вам в 2 раза больше начисляют? Константин Чуриков: Что непонятно, Галина? Давайте, спрашивайте. Какое еще разъяснение требуется? Зритель: Почему мы платим в 2 раза больше? Татьяна Овчаренко: Обычно это мошенничество. А что? И… пункты для того и предназначены, чтобы ты платил меньше. Если тебя выставляют два раза… Есть у нас такой поселок, Пионерское или Пироговское, в Московской области. Там уже 10 лет… Там мгновенно установили. И это известно, что устраиваются такие фокусы. Константин Чуриков: Расскажите, пожалуйста. Раз столько бардака, как мы видим по звонкам наших зрителей, какое министерство и ведомство надзирает за этими ресурсоснабжающими организациями, или должно надзирать? Обманывают они нас, не обманывают? Татьяна Овчаренко: Федеральная антимонопольная служба в первую очередь является надзирателем, потому что у них здесь доминирующее положение на рынке. То есть одна ТЭЦ в этом Королеве (я условно говорю) или один сахарный завод. И обоснованность этих выставленных платежей они проверяют беспощадно. А, следовательно, и возврат суммы, и наказания, и штрафы. Лишение лицензий – следующий этап. Для этого, кроме всего прочего, существуют правоохранительные органы. Потому что там сотни миллионов рублей. А это вообще обман в особо крупных размерах. Оксана Галькевич: Башкортостан нам пишет: «Перешли на прямые расчеты с МУП УИС за отопление и за горячую воду. Платить стали больше». Татьяна Овчаренко: Какое может быть УИС? Во-первых, пожалуйста, граждане, расшифровывайте. Прямые договора только с теплоснабжающей организацией. МУП – это коммерческая организация. Так что вы от них ждете? Унитарное предприятие – это предприятие коммерческое. Оно должно зарабатывать прибыль. Константин Чуриков: Республика Коми пишет: «У нас в ЖКХ коммунальщики берут за отопление одинаково зимой и летом. Странно». Татьяна Овчаренко: Если по 12 месяцев делят, то увы. Константин Чуриков: То есть это вообще вопрос к системе расчетов. Может быть, обсчета никакого и нет, да? Татьяна Овчаренко: Да. И это получается лишь по-дурацки. А то, что 10 месяцев на самом деле выставляются счета за тепло, а не 12… 2 месяца ТЭЦ – и все они стоят на ремонтах в обязательном порядке. Ничего. У нас это вообще не отражается в счетах. Оксана Галькевич: Салехард. «До сих пор берут плату за отопление по ОДН, а не по ИПУ». Татьяна Овчаренко: По общедомовым, а не по индивидуальным приборам учета. Наверное, они стоят на батареях. Я так не могу сказать. А по общедомовым… У них что, лестничные клетки не отапливаются, что ли? Константин Чуриков: Из Казани СМС-ка: «Мы платим за отопление подъезда в 2 раза больше, чем за отопление квартиры. Обоснованно ли это?» Татьяна Овчаренко: Как это? Константин Чуриков: Вот так. Видимо, как-то согреться можно в подъезде. Татьяна Овчаренко: Это возможно при одном фокусе. Если вы считаете не на метр квадратный, а на объем. Как вы думаете, Спасская башня больше, чем трехэтажный дом? Если ее отапливать и считать на объем, то у вас будет такая плата. Оксана Галькевич: А вот на самом деле интересная штука, Татьяна Иосифовна. Люди видят какие-то странности в своих квитанциях, а вопросы отправляют на телевидение. Куда в первую очередь бежать и топать ногами? Татьяна Овчаренко: Вообще в соседнем орешнике разыскать инженера-теплотехника, который не трус и порядочный человек. Можно – который сидит на пенсии. И с ним вести дела, который может это перерассчитать. Вот у нас в школе все наши добровольцы-помощники – это бывшие инженеры МОЭКа и так далее, которые изнутри знают систему. Причем, рядовые инженеры. У нас пенсионеры рыдают, что у них работы нет, что им скучно. Вот, пожалуйста. Оксана Галькевич: Татьяна Иосифовна, вы понимаете, какая у нас жизнь в стране. Надо, чтобы зубы были здоровые – собственного стоматолога. Чтоб глаза – окулиста. Все остальные места – тоже. Врача, учителя. Так еще и инженером МОЭК надо вовремя обзавестись. Константин Чуриков: Так мы до собственных правоохранительных органов дойдем. А это уже скользкий путь. Оксана Галькевич: Некоторые, кстати, сразу к этому приходят, Костя. Татьяна Овчаренко: Почему бы и нет? Если любишь деньги – найдешь. А так – плати и не жалуйся. Оксана Галькевич: А если страну любишь, что искать то? Татьяна Овчаренко: Страна отапливается. Ей подается вода. Что-то ехала – опять бордюры меняют. Какое счастье. Константин Чуриков: Любишь страну – живи и не жалуйся. Ольга из Московской области нам звонит. Ольга, здравствуйте. Оксана Галькевич: Костя, гражданское общество не молчит. Ольга, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Шатурский район, Московская область. У нас такая ситуация. Нам приходят платежи от Мособлэнерго за вывоз мусора. Услуга сама компанией Мособлэнерго не оказывается. Мусор у нас не вывозится. Договора с нами никто не заключал. Представители компаний, аффилированных с Мособлэнерго, с нами на связь не выходили, не обсуждали. Что нам делать? Татьяна Овчаренко: Не платить. Давайте я вам пришлю квитанцию. Платите мне. Это незаконно. Не существует никакой сбытовой организации «Мособлэнерго». Перво-наперво. У нас один сбытовой поставщик на область и Москву. Называется «Мосэнергосбыт». Только он имеет право выставлять счета за электричество. А счета за озеленение, за цыганский хор и за вывоз мусора в ближайший лесочек они выставлять не имеют право. Не оплачивайте на этом основании. И напишите, пожалуйста, заявление в МВД ближайшее по поводу того, что у вас вымогают оплату, и что это в особо крупных размерах. Вот, что надо делать. Константин Чуриков: Спасибо, что культурными мероприятиями, цыганскими хорами, я надеюсь, коммунальщики у нас не занимаются. Татьяна Овчаренко: Это по всей области, кстати. Оксана Галькевич: Татьяна Иосифовна. Константин Чуриков: Жгите. У нас в студии была Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ. Это была рубрика «ЖКХ по-нашему», как и всегда по средам в это время. Оксана Галькевич: А впереди у нас большой выпуск новостей. Мы с вами не прощаемся. Сразу после этого эфира увидимся.