ЖКХ по-нашему. Переплата за коммуналку

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Иван Гостев: Ну, а сейчас – барабанная дробь! – ваша любимая рубрика «ЖКХ по-нашему».

Дарья Шулик: Ох, как мы ее любим.

Иван Гостев: Да. Начинайте писать и звонить прямо сейчас. Вопросов будет много. У вас есть возможность получить бесплатную консультацию. А мы приветствуем нашего традиционного эксперта Татьяну Овчаренко, руководителя Школы активного горожанина, эксперта в сфере ЖКХ. Татьяна Иосифовна, здравствуйте.

Дарья Шулик: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.

Иван Гостев: И давайте начнем сразу расскажем о трудностях, о сложностях. Поговорим о Пермском крае. Там семья из 4 человек задолжала энергетикам четверть миллиона рублей. Судя по квитанции, они всего за месяц нажгли около 75 тыс. кВтч. Это при среднем показателе по Пермскому краю в 50 кВтч.

Дарья Шулик: По словам должницы Марии Боярышниковой, счета за электричество они оплачивали регулярно. Долгов перед ресурсоснабжающей компанией у семьи не было. Это подтверждают квитанции об оплате. Счетчик они приобретали в этой же организации. Специалисты регулярно проверяли его исправность. Семья обратилась к энергетикам с просьбой разобраться в ситуации.

Мария Бояршинова: Энергетики сказали, что будет проверка. В итоге мне пришло сразу 2 письма. Сразу из суда, которые даже нас не пригласили на этот суд. И на сумму с меня взыскать 250 тыс. Я работаю на маслозаводе Нытвенском. Степан у меня работает в «Свезе». У нас график 2 через 2, мы дома-то почти не находимся. А мне еще посчитали такую сумму.

Степан Бояршинов: Сумма 250 тыс. – можно сказать, целая машина. У жены истерика была. Вот. И до сих пор еще успокоиться не может.

Иван Гостев: Семья обратилась в прокуратуру с просьбой провести проверку и к адвокату, который помогает составлять бумаги в суд на отмену решения мирового судьи.

Дарья Шулик: Вот такая проблема. Татьяна Иосифовна, как вы можете откомментировать, что людям-то делать?

Татьяна Овчаренко: Что людям делать? Суд мировой их не известил. Раз у них есть адвокат, он им подскажет, что надо отменять судебный приказ и восстановить объективную … . Это раз. Во-вторых, судя по 75 тыс. кВт, у них, наверное, где-то тысяч восемьсот коров, дойка. Вот они и доят. Правда, я что-то их там не заметила.

Очевидно, что это ошибка. А то, что энергетики упорствуют, за это они должны быть наказаны. Согласно статье 157 жилищного кодекса, часть 6. Где сказано безапелляционно: при такого рода начислениях поставщика 50% штраф в пользу потребителя. Т. е. необходимо подать заявление этому самому «Пермьэнергосбыту» или кто там у них, потребовать это. Если добровольно погасят… Ну, во-первых, само собой, пересчитать. А во-вторых, вот выплатить 125 тыс. руб. Если откажутся, значит, в суд подавать. Плюс моральный вред. В обязательном порядке. Потому что это немыслимо совершенно. Это возмутительная ситуация.

Так что надо действовать. Я думаю, что коллега все знает и поможет им разобраться с энергетиками.

Дарья Шулик: Мы предлагаем нашим телезрителям, если у вас есть проблемы со счетами, со счетчиками и всевозможные проблемы с ЖКХ, пожалуйста, звоните нам. Вот Татьяна Иосифовна поможет нам с этим разобраться.

Татьяна Иосифовна, а вообще насколько часто такая ситуация случается? Я имею в виду, когда насчитают столько много, что думаешь: господи, откуда эти цифры?

Иван Гостев: Совсем несуразные цифры. Ну, 70 тыс. – откуда вообще такое?

Дарья Шулик: Да. И ведь не каждый разбирается. Некоторые люди-то возьмут, пойдут и будут оплачивать. И будут думать: ой-ей-ей, сколько много я трачу.

Татьяна Овчаренко: На это и рассчитано. Особенно у энергетиков это любимое занятие.

Дарья Шулик: Т. е. внимательно нужно смотреть квитанции и все проверять, пересчитывать?

Татьяна Овчаренко: Очень распространено, к сожалению.

Иван Гостев: Давайте еще одну проблему обсудим. Вот Астрахань. Жителей одного из микрорайонов в городе вынуждают дополнительно платить за вывоз крупногабаритного мусора. Такая строка появилась в квитанциях за коммунальные услуги. Управляющая компания ЖЭК № 7 установила сумму в зависимости от площади квартиры. Выходило порядка 150 руб. в месяц. Вывозить мусор должна была компания, с которой ЖЭК заключил договор. Кто-то из жителей платить отказался, другим пришлось вносить плату за эту услугу, иначе они не смогли бы оформить соцсубсидии. Жильцы пожаловались в прокуратуру Астраханской области.

Нина Лютикова: Я заплатила за один месяц. А почему я заплатила? Потому что с нас, пенсионеров, соцзащита требовала справки. Когда я пришла в Социальную гарантию, мне сказали, что нас этот мусор не интересует. Только что мусор ТБО, вот это если вы платить не будете, тогда мы вам платить не будем социальные гарантии.

Алексей Лебедев: Я лично ухаживаю за палисадником. Возле палисадника всегда, уже достаточно долгое время, месяца два, мусор лежит, не вывозится. Ни жильцы не вывозят, ни машины не забирают. Все переводят стрелки друг на друга.

Дарья Шулик: Жильцы пожаловались в прокуратуру Астраханской области. И проверка показала, что заключение договора со сторонней организацией незаконно. Суд назначил ЖЭКу штраф и обязал вернуть все полученные от жильцов деньги.

Татьяна Иосифовна, ну вот такая ситуация. Вообще тема сбора мусора и невозможных каких-то счетов за вывоз мусора – она, мне кажется, вообще такая достаточно распространенная, да? Давайте прокомментируем вот эту конкретную ситуацию.

Татьяна Овчаренко: Дело все в том, что жители путают у нас 4 вида мусора. В крупногабаритный мусор входят твердые бытовые отходы. Ну, кто это знает? Но входят, согласно 1856 постановлению пункту 12. Строительный мусор – это отдельный мусор вообще. Для него должны быть отдельные площадки, отдельный пакетаж, т. е. то, во что его пакуют, отдельный вывоз. И оплачивает вывоз строительного мусора либо жилец, который заказывает специальный контейнер, но бывает, что и муниципалитеты. Еще жидкие есть отходы. Так это отдельная строка. Причем они сейчас только введены в жилищно-коммунальные.

Т. е., конечно, разобраться трудно. А вот эти снимки, что я вижу, этому названия нет. Штрафовать надо управляйку. Безоговорочно. – Раз.

Во-вторых, за предъявление незаконных счетов та же история: штраф жители пусть требуют и обязательно компенсацию морального вреда. Потому что получить и трястись и бояться, что тебе не дадут субсидию, – налицо моральный вред. Вот что могу сказать.

Иван Гостев: Да, спасибо, Татьяна Иосифовна. Вот несколько сообщений, давайте прочитаем, обсудим. Республика Коми: «Почему, живя на первом этаже, я должна платить за лифт и за электричество, идущее на пользование лифтом?» Вот. Надо ли платить?

Дарья Шулик: Логичный вопрос.

Татьяна Овчаренко: Нет.

Дарья Шулик: Нет?

Татьяна Овчаренко: Нет. Знаете, почему? Потому что лифт это общее имущество. А за общее имущество мы платим …

Дарья Шулик: Т. е. пользуешься, не пользуешься лифтом, на первом этаже живешь, – все равно, да?

Иван Гостев: Ну, да.

Татьяна Овчаренко: …И было со второго этажа. Ну, понятно, да?

Иван Гостев: Ну, да-да-да.

Татьяна Овчаренко: Но это было очень смешно. Я жила на втором этаже, и мы тоже не платили. У нас лифт начинался вообще. Но в итоге решили очень просто: это общее имущество, и платите первый этаж наравне с 25-м. Вот так.

Иван Гостев: Вот еще сообщение из Воронежской области: «Частный дом. Замена провода на столбах дома – это платная услуга?»

Татьяна Овчаренко: Ничего не могу сказать. Это пусть мне позвонят, оставят телефон, и мы решим. Если это на его земельном участке, то он оплатит. А вот остальное не могу.

Дарья Шулик: А вот, кстати, из Нижегородской области вопрос: «Почему нигде нельзя получить расчеты тарифов по услугам ЖКХ? Это закрытая информация?»

Татьяна Овчаренко: Да ничего подобного. Нет. Здесь надо смотреть…

Дарья Шулик: Все есть в открытом доступе.

Иван Гостев: Я предлагаю звонок.

Дарья Шулик: Давайте, да.

Татьяна Овчаренко: На сайте администрации есть специальный раздел. Областной, городской. И каждый раз там это все вывешивают.

Дарья Шулик: Т. е. все они должны быть в открытом доступе. Давайте послушаем наших телезрителей.

Иван Гостев: Марина из Белгородской области к нам дозвонилась. Марина, здравствуйте. Какой у вас вопрос?

Зритель: Скажите, пожалуйста, вот счетчики стоят на воду, на свет и на газ. По нормативу. Через примерно сколько месяцев начисляется норматив? Если не оплачиваешь месяц, два, три.

Татьяна Овчаренко: Ну, это считается в среднем 3 месяца, на последнем за 3 месяца назад. И через 3 месяца начинается расчет норматива.

Иван Гостев: Спасибо. Следующий звонок – Наталья из Приморского края.

Зритель: Город Арсеньев.

Иван Гостев: Город Арсеньев.

Дарья Шулик: Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Гостев: Слушаем вас.

Зритель: Я слушаю вас.

Иван Гостев: Наталья, это мы вас слушаем.

Дарья Шулик: Это мы вас слушаем.

Иван Гостев: Расскажите, какой у вас вопрос.

Зритель: Хорошо. Скажите, пожалуйста, замена электросчетчика должна производиться за счет жителя квартиры или за счет ЖЭУ, компании?

Татьяна Овчаренко: Нет, дорогие друзья, ни за счет жителей, ни за счет ЖЭУ. А за счет энергосбытовой организации. С 1 июля 2020 года. Они вам бесплатно меняют счетчик, если вышел срок его эксплуатации (25 лет). Или межповерочный интервал 16 лет исчерпан, и он начинает плохо показывать, неправильно. Так что с 1 июля мы свободны, как ветер, а сбытовики рыдают в уголке.

Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, вот Тульская область нам пишет, что «в связи с теплой зимой будет ли проведен перерасчет платы за отопление? И как вообще это все делать?» Ну, действительно, теплая зима, у нас, знаете, как обычно по традиции: зима теплая, а батареи безумно горячие, но платить за это, естественно, не хочется, да? Классика жанра такая. Что делать людям, как пересчитать?

Татьяна Овчаренко: Это зависит от того, вы платите по факту или зря оплачиваете по деленным на 12 месяцев. Потому что вот в Москве мы платим за прошлогодний снег. Так что…

Иван Гостев: Сложно припомнить, да?

Дарья Шулик: Но вот он пишет, что ежемесячно круглый год они платят.

Татьяна Овчаренко: Значит, с 1 января 2021 года придут первые счета по остаткам с 1 февраля. … вот эти самые можно будет посмотреть.

Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, но вот сложно, да, припомнить, какая была прошлогодняя зима, правда?

Татьяна Овчаренко: Конечно. На это и рассчитано.

Иван Гостев: Понятно.

Татьяна Овчаренко: Понимаете, там, да, очень такая система…

Дарья Шулик: Может, записывать? Дневник вести погоды.

Иван Гостев: Точно.

Дарья Шулик: У нас еще один звонок. Евгений, Воронежская область. Здравствуйте, Евгений.

Зритель: Добрый день. Вопрос простой по поводу капремонта. Инвалиды III группы испытывают определенную дискриминацию в этом вопросе. И II группа получает компенсацию при выплате ЖКХ: газ, свет, вода. И III-я тоже. А при капремонте компенсацию мы не получаем. А только газ, свет, вода, вывоз бытовых отходов. Вот как бы при капремонте нам, III группе, выплачивали бы эту компенсацию тоже?

Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, как-то можно прокомментировать?

Татьяна Овчаренко: Ну, как. Пусть государство… Требуйте от депутата Госдумы, которого вы избирали, чтобы он внес требование такое – изменения, в форме законопроекта. И изменил это положение. А так это положение закона.

Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, вот пишут вам, и это не единственная СМС, много таких сообщений: «Как приятно вас видеть и слышать! Зрители». А суть вопроса в том, из Воронежской области, что добавили в платежку за содержание жилья строку «Содержание общедомового имущества: отведение сточных вод». Раньше ее не было. При этом строка «Содержание общедомового имущества (ХВС)» осталась в квитанции. Законно ли это?

Татьяна Овчаренко: 354-е постановление говорит и 491-е, они нам говорят, что вот в это общедомовое все туда сбрасывается в одну строку. Т. е. в одну сумму тарифа. Что касается водоотведения – а что у них там за отводы сточных вод? Слушайте, у нас есть в жилищном кодексе, вернее, в жилищных правоотношениях, только 2 вида: канализация и водоотведение. Они что, в канаву ее, что ли, сливают? Если это деревенские какие-то дела, тут я затрудняюсь сказать, но маловероятно.

Водоотведение от канализации отличается тем, что в этом поселении или городе есть очистка. И водоотведение дороже канализации. Вот и все. Что им там добавили, пусть запросят жилинспекцию и прокурора. Роспотребнадзор могут запросить. Потому что я как-то даже не поняла.

Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, вот вопрос, Волгоградская область: «Водоканал выставляет счет за полив участка (я так понимаю, дачный участок), хотя человек там не живет. Но участок ему принадлежит». Вот как быть в этой ситуации?

Татьяна Овчаренко: Но нет проблем. Опечатайте и повесьте пломбу в присутствии представителя водоканала или сельсовета, или того и другого, на выпуск воды. Выпуски такие, на которые вешают шланги. И все. Но пока этого нет, нет доверия, и они вам выставляют.

Иван Гостев: Татьяна Иосифовна, вот еще вопрос тоже. В Свердловской области «заставляют оплачивать вывоз мусора на даче в селе год. И по прописке тоже».

Татьяна Овчаренко: У собственников есть такая обязанность – платить за вывоз мусора с дачных участков. Они должны разобраться, с кем и на каких условиях председатель их кооператива, если это садовый кооператив, заключил какие договора. Это очень местное все, региональное.

Дарья Шулик: А вот еще интересный вопрос из Московской области: «Как добиться замены плиты балкона в кирпичном доме 1970 года постройки? И за чей счет эти работы?»

Татьяна Овчаренко: Верховный Суд почему-то постановил, что это общее имущество. При этом только плита. Чем меня лично очень насмешил. (Извините, господа судьи.) Поэтому это относится к капитальному ремонту. Это работы капитального ремонта надо требовать. Либо, если, я не знаю, там какую-нибудь опасность это представляет, вешать белье, то только вам. Если это общее в доме, то это капремонт, в любом случае.

Иван Гостев: У нас есть еще звонки, но перед этим предлагаю послушать сообщение из Тюменской области: «Установлен счетчик на отопление батареи. При этом он был перекрыт с апреля месяца, так как в квартире телезритель не проживал. При этом все равно приходят квитанции на оплату отопления. И говорят, что подъезд отапливается, и вы должны платить. Имеет ли право на это коммунальная компания?»

Татьяна Овчаренко: Ну, общая площадь тоже отапливается – лестничные клетки, коридоры. Поэтому, если там не заизолированы в подвале трубы, то тоже оплачивать. А если заизолированы – нет. Это надо выяснить. Затребовать письменно пояснение, за что именно, в каком объеме и по каким тарифам выставляется человеку этот счет.

Дарья Шулик: А вот Вологодский водоканал вместе с передачей показаний онлайн требует фото. Счетчиков, я так понимаю. Вот насколько это правомерно, спрашивают.

Иван Гостев: И угроза, угроза перекрывать счетчик.

Татьяна Овчаренко: С ума сойти. Я даже, это самое… Ну, вот так прекратите онлайн играть … , время такое, современное. Вы имеете дело, не буду я говорить, но с людьми, которые вас заранее видят преступниками. Поэтому неудивительно. А тапочки домашние сфотографировать они не требуют?

Иван Гостев: Это тоже интересный вопрос.

Дарья Шулик: Вполне может быть, это будет следующим этапом.

Иван Гостев: Давайте послушаем звонок. Галина из Ульяновской области уже давно пытается нам дозвониться. Мы вас слушаем, Галина.

Зритель: Добрый день, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня частный дом, и летом раньше, когда у меня не было счетчика на воду, нам выставлялись просто счет на воду на полив. Сейчас у меня стоит счетчик. И я плачу столько, сколько потребила воды. Но в то же время, сколько воды взяла, столько я плачу и за канализацию. Законно ли это? Потому что вот 20 кубов, лето жаркое, я много воды использовала для полива, но с меня взяли как и за канализацию. Правильно ли это?

Иван Гостев: Татьяна Иосифовна?

Татьяна Овчаренко: Так этот вопрос давно решен. И это в принципе – нет, неправильно. Потому что вы поливаете, у вас строчка за полив, и у вас растения, они что теперь, человекообразные? И отправляют свою нужду таким образом, что нужна канализация? Нет. Только за полив. И все. Откуда там, если вы картошку или что там поливаете.

Иван Гостев: Давайте успеем послушать еще один звонок. Наталья из Нижегородской области. Наталья? Какой у вас вопрос? Мы вас слушаем.

Зритель: У меня вопрос: у нас общежитие, и у нас управляющая компания вовремя не поставила бесплатные счетчики водяные. Не управляющая компания, а водоканал. И прокуратура обязала их поставить. И они поставили нам счетчик очень дорогой – 200 тыс. И они сейчас с нас требуют, чтобы мы платили. Ну, платили этот кредит. Но по счетчику у нас не берут, берут по нормативам все равно. Мы с ними ругаемся. И много раз просили документы показать на этот кредит, но нам отказано все время. Или приходят письма такие вот, ну, отписки. И с юристом мы связывались, и в прокуратуру писали. Прокуратура нам отвечает, что это все нормально, т. е. они выполняют наше решение. И вот мы не можем добиться, чтобы такой дорогой счетчик, почему мы должны платить за него? Когда он сломался, то приходили ремонтники и сказали, что можно было очень дешевый поставить счетчик. Вот у меня такой вопрос: что нам делать?

Татьяна Овчаренко: Прежде всего, никогда не перекладывать на стороннего дядю свой интерес. Чей был интерес? Ваш? Ваш. Как же вы не проследили? Что значит «вы позволили, и они вам поставили»? Вот теперь требуйте демонтажа, замены. Потом, что значит «вам отказали кредит показывать»? С кем кредит заключен? В данном случае это ваш прямой интерес, и вы участники этих правоотношений. Поэтому требуйте. Если это банк, обжалуйте его действия в Центральный банк, в контрольные органы. Потому что кредиты – это между кем и кем? И почему вы должны за них на данном этапе платить?

Иван Гостев: Давайте напоследок еще один вопрос. Из Краснодарского края: «Как установить бесплатный электросчетчик? Нужно ли писать заявление? Или энергетики по своему графику придут сами? Как это все оформляется?»

Татьяна Овчаренко: Это зависит от того, а зачем он вам сегодня нужен. Потому что энергетики, которые решили нам устроить интеллектуальные счетчики, которые будут петь, плясать и в колокольчики звонить, 16 лет будут менять у нас в стране счетчики. Так что – становитесь в очередь. Напишите заявление. Но это принято с 1 июля, понимаете? А к 1 января 2022 года все счетчики будут петь, плясать и сверкать глазами электронными.

Иван Гостев: Например, такое светопредставление будет.

Дарья Шулик: Татьяна Иосифовна, спасибо вам большое.

Иван Гостев: Спасибо вам огромное.

Дарья Шулик: Это была Татьяна Иосифовна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ.

Что делать, если в платежке неправильные показания счетчика?