ЖКХ. Тариф «Всё включено»

ЖКХ. Тариф «Всё включено» | Программа: ОТРажение | ОТР

Оказывается, коммунальные тарифы - это и премии топ-менеджерам, и обслуживание авто, и аренда офисов (данные Генпрокуратуры)

2021-03-29T13:33:00+03:00
ЖКХ. Тариф «Всё включено»
За что платим налоги. Регионам надо больше. Мигранты. Карантинный беби-бум. «Дорогая передача». Темы недели с Сергеем Лесковым. В поисках идеала
Россиянки описали идеального мужчину. А похожи ли они сами на женщину мечты?
Налоги много на себя берут?
Сергей Лесков: У нас поддерживаются традиционные ценности, но вопрос: не поддерживаются ли они только в докладах, а в действительности глубинная молодёжь живёт совсем другими ценностями?
Россиянин или мигрант: кого выбирает бизнес после пандемии?
Дорогая передача: жалобы на плохое качество услуг ЖКХ
Велика ли налоговая нагрузка на россиян?
Мигранты: мы без них не можем?
В марте в России случился беби-бум
Регионам надо оставлять больше заработанных денег
Гости
Юлия Комбарова
генеральный директор «Юридического бюро № 1» (г. Санкт-Петербург)
Дмитрий Гордеев
заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда»

Тамара Шорникова: Да, продолжаем, и вот какая тема. Генпрокуратура проверила, как в стране устанавливаются тарифы на горячее и холодное водоснабжение, выявила нарушения. В ряде регионов сбытовые компании включали в тариф для граждан выплаты топ-менеджерам, обслуживание автомобилей и аренду офисов.

Иван Князев: Вот вопрос вам, уважаемые телезрители: уверены ли вы, что платите обоснованные суммы за услуги жилищно-коммунального хозяйства? Вы знаете, из чего складывается тот или иной тариф? И качество услуг вас устраивает? Вот будем разбираться сейчас вместе с экспертами, ну и, конечно же, ждем ваших звонков на эту тему, попробуем вместе понять, в тарифе сколько...

Тамара Шорникова: Что сколько стоит.

Иван Князев: ...дорогих автомобилей было заложено.

Тамара Шорникова: Юлия Комбарова, генеральный директор «Юридического бюро №1», выходит с нами на связь.

Иван Князев: Здравствуйте, Юлия Николаевна.

Юлия Комбарова: Здравствуйте.

Иван Князев: Юлия Николаевна, вы знаете, я почему-то как-то не особо удивился, когда увидел вот эти новости, что там прокуратура обнаружила, что в тариф закладывается обслуживание офисов, покупка автомобилей, зарплаты топ-менеджерам. Вот здесь вообще какие-то ограничительные моменты есть? И почему вообще все это закладывается в тариф?

Юлия Комбарова: Смотрите, на самом деле вопрос с тарифами очень узкий. Каждый регион самостоятельно устанавливает тарифы на основные виды услуг, то есть горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, отопление, электричество и так далее. Смысл в том, что гражданину действительно очень трудно бороться с таким крупным участником рынка, как управляющая компания или сбытовая компания, и разбираться, почему ему столько начислили, из чего сложился такой тариф и почему такая сумма в квитанции. Действительно, сам тариф, который устанавливается региональный, против него очень трудно возразить и вообще посмотреть, что в него включено. Управляющие компании, как правило, допускают ошибки не на моменте, когда они формируют сам даже тариф, а они даже квитанции, которые отправляют гражданам, как правило, ошибки содержатся даже там.

То есть из моей практики, как правило, когда к нам обращаются граждане, мы наблюдаем именно ошибки даже в самих квитанциях, то есть не только тот тариф, который размещен на сайте региональных властей, о которых вот сейчас идет речь, которые там сформируют сбытовые компании и которые действительно завышены, проверку которых можно сделать только через прокуратуру действительно и только коллективным обращением. Речь идет о том, что даже тот тариф и ту квитанцию, которую получают граждане, и то, что им посчитала управляющая компания, как правило, ошибка содержится даже там.

Иван Князев: А это умышленные ошибки или нет?

Юлия Комбарова: Ну, конечно же, все говорят, что эти ошибки неумышленные, что это ошибается программа, расчетный центр и так далее. Конечно, как правило, эти ошибки умышленные, потому что далеко не все вообще умеют пересчитать свою квитанцию. То есть никто не знает, что можно посмотреть тарифы на сайте региональных властей, умножить показания, которые вы сдали, и посчитать, верно ли сосчитана сумма в вашей квитанции. Как правило, даже там можно найти ошибки, как правило, даже там мы находим ошибки именно в расчетах самих управляющих компаний.

Тамара Шорникова: Просто хочется понять, что, например, сбытовая компания может в тариф включать, какие свои расходы, а какие нет. В конце концов, они предоставляют услугу, они тратят на свою работу, они, соответственно, должны эти деньги откуда-то брать.

Юлия Комбарова: Ну, действительно, вы на самом деле в самом начале верно сказали, что такие показатели, которые говорятся, которые касаются налогов управляющих, сбытовых компаний, которые касаются премий сотрудников, которые касаются даже налогов, которые включаются в тариф, действительно, данные показатели они не могут включать в тариф, все только то, что относится именно к обеспечению и оказанию самой услуги, то есть то, что касается, я не знаю, например, обслуживание кабеля, обслуживание оборудования, предоставление самого ресурса, то есть только лишь то, что касается самого ресурса. То, что касается аренды офисов, аренды еще каких-то дополнительных помещений, премий, вознаграждений и так далее, эти показания не могут быть включены в тариф, только то, что касается самого оказания услуги и самого предмета.

Иван Князев: Послушаем наших телезрителей.

Тамара Шорникова: Давайте, да, послушаем вместе телефонный звонок. Зоя, это столичный регион.

Иван Князев: Московская область.

Тамара Шорникова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Я хочу сказать за... У нас стоимость 1 киловатт-часа электроэнергии 5 рублей 75 копеек. Это вообще немыслима такая стоимость киловатт-часа. Это откуда может цифра такая появиться?

Иван Князев: Ага.

Тамара Шорникова: Зоя, а вы пытались разобраться, действительно откуда эта цифра появилась? Спрашивали у управляющей компании или... ?

Зритель: Я не могу вам сказать, нам никто ничего не говорит. Говорят: «Это так установлено, так установлено», – а кто устанавливает, нам об этом не говорят.

Иван Князев: А мы сейчас попытаемся выяснить. Спасибо вам большое за ваш звонок.

Юлия Николаевна, действительно, расскажите, как в том или ином регионе выстраивается тариф, определяется та или иная сумма за горячую воду, за электричество, за холодную воду? Как это все выглядит?

Юлия Комбарова: Вообще в каждом регионе, по-моему, звонящая не представилась, из какого региона...

Иван Князев: Московская область.

Юлия Комбарова: Московская область, да. В каждом регионе есть региональная Госжилинспекция, по идее это ее функционал разъяснять любые вопросы и проводить проверку управляющих компаний, если те или иные тарифы вызывают вопросы. То есть если, допустим, к примеру, вы получили квитанцию, там написана какая-то сумма тарифа, вы считаете, что это действительно, возможно, ошибка и тариф является иным, вы звоните в региональную Госжилинспекцию, обязательно делаете обращение, фиксируете номер своего обращения, говорите, в чем конкретно ваш вопрос, что у вас есть сомнения в расчете того или иного норматива. Соответственно, вы говорите, называете ваш адрес, управляющую компанию, и Госжилинспекция обязана в течение месяца провести проверку и правильности расчетов, и правильности начисления и также, конечно, разъяснить, какие тарифы сейчас, на текущий момент действуют в вашем регионе и из чего они складываются.

Иван Князев: Ну то есть фактически полную выкладку вы можете запросить, вам покажут, да?

Юлия Комбарова: Да.

Иван Князев: А как формируется тариф?

Тамара Шорникова: И кем утверждается?

Иван Князев: Что определяет, что во столько-то и столько-то это будет стоить?

Юлия Комбарова: Все тарифы формируются региональными властями исключительно, и считается... Потому что, во-первых, в разных регионах у нас разные расходы, соответственно, конечно, исходя из конкретных сумм, которые необходимы на обслуживание тех или иных коммуникационных сетей, на предоставление того или иного ресурса, раз в год региональные власти утверждают тарифы. На сайте регионального правительства тоже можно всегда эти тарифы найти. То есть то, что власти делают вид, что они не знают, какие там установлены тарифы, – ну это, конечно же, немножко обман.

Иван Князев: Нет...

Тамара Шорникова: Просто эти тарифы со включенными расходами на автомобили кто-то же утвердил.

Иван Князев: Да.

Тамара Шорникова: Почему не разобрались?

Иван Князев: Просто вот региональным властям кто обоснованность тарифа предоставляет? Вот в этом регионе 50% труб изношены, мы отапливаем воздух, значит, нам нужно, например, немного больше закладывать денег в тариф, иначе просто там ресурсники будут работать себе в убыток. Кто предоставляет вот эти все сведения и как это все рассчитывается?

Юлия Комбарова: Сбытовые компании предоставляют сведения, то есть в каждом регионе есть свои сбытовые компании, несколько, как правило, кто по электричеству, кто занимается водоснабжением, соответственно, как правило, там одна компания. Они предоставляют полный расклад, естественно, по утвержденной форме в региональные власти, и уже региональные власти на основании этого расклада утверждают тариф.

Иван Князев: А есть ли резон доверять вот этим сведениям, которые они предоставляют? Или, я так понимаю, региональные власти лавируют между тем, сколько запросят за свои услуги те же ресурсоснабжающие организации, и тем, сколько население может заплатить? Я правильно понимаю, нечто среднее находят здесь?

Юлия Комбарова: Ну, на самом деле да, здесь учитывается несколько факторов, в том числе, конечно, экономические факторы региона, экономический уровень доходов в регионе в том числе, поэтому даже установленные льготы и субсидии устанавливаются тоже же в зависимости от уровня дохода. Поэтому, конечно, учитывают региональные власти, они проводят анализ и исходя из этого уже формируют и утверждают тарифы.

Иван Князев: А если те... Да, продолжайте, простите.

Юлия Комбарова: Вопрос того, кто смотрел эти документы, когда он их принимал...

Иван Князев: Вот.

Юлия Комбарова: ...и когда формировал, соответственно, этот расчет. То есть здесь вопрос именно тех сотрудников и тех должностных лиц, которые подписывали, которые принимали данный документ, это их ответственность на самом деле, и это их привлекают к ответственности за то, что они включают данные расходы вообще в тарифы, подписывают данные законы и публикуют на своем сайте, формируют тарифы.

Иван Князев: Да. Давайте сейчас послушаем телезрителей...

Тамара Шорникова: Василий, Севастополь на связи. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Василий, слушаем.

Зритель: Вот послушайте, пожалуйста. Я вот неделю назад где-то второй раз 6 тысяч заплатил за ремонт стиральной машинки из-за того, что я живу в коммунальной квартире, у меня стиральная машинка стоит там, от сырости, мне мастер сказал, плата портится. Коммунальщики должны прочищать отдушины, которые воздух, проветривание?

Иван Князев: Да, спасибо вам, Василий, за вопрос, хороший вопрос. Юлия Николаевна, сможем на него ответить?

Тамара Шорникова: Или здесь нужен специалист по ЖКХ непосредственно?

Иван Князев: Или здесь, да, узкий специалист нужен?

Юлия Комбарова: Ну, я скажу в таком ключе. У нас есть требования к качеству коммунальных услуг, у нас есть постановление правительства, в котором эти требования установлены. Действительно, там больше касается именно количества, качества напора, температуры и так далее, то есть все вот эти показания прописаны. Что касается вот именно данного вопроса, конечно, я, наверное, все-таки не смогу ответить касаемо именно про чистки, но вот если так, с обывательской точки зрения и из опыта, с которым я сталкивалась с управляющими компаниями, конечно, они обязаны это делать.

Тамара Шорникова: Да, переадресуем эксперту. Но у меня вопрос вот такой: хорошо, выявили нарушение, а какие последствия? Для кого и какие? Штрафы, или что это?

Юлия Комбарова: Вот смотрите, соответственно, если мы выявили какое-то нарушение, которое, неважно, касается температуры, напора, еще чего-то, что не было сделано, естественно, мы за это не обязаны платить, это первый момент. То есть все делается именно в таком же порядке: сначала делается обращение в управляющую компанию, либо это расчетный центр, либо ТСЖ, либо в ресурсопредоставляющую организацию, кто занимается данным вопросом, обязательно фиксируется номер.

Обязательно вы должны зафиксировать само нарушение, которое было; если это была невыполненная какая-то работа, обязательно должна быть либо видео-, либо фотосъемка; либо если, соответственно, что-то, что касается температуры и так далее, то есть обязательно все должно быть зафиксировано, это самый важный момент, собрать доказательства. Собираются эти доказательства, соответственно, доказательства направляются, я говорю, либо в управляющую, либо в сбытовую компанию, соответственно, с требованием произвести перерасчет, потому что услуги были предоставлены ненадлежащего качества. Соответственно...

Тамара Шорникова: Здесь не уверена, что везде идет речь о ненадлежащем качестве, вопрос в том, что люди переплатили, потому что в тариф были включены лишние статьи расходов. Вот здесь они могут рассчитывать на какой-то перерасчет?

Юлия Комбарова: Соответственно, конечно, если работы не были выполнены, первый момент, мы сначала говорим все-таки не про перерасчет, а все-таки они должны выполнить эти работы. Сначала начинаем все-таки с требования к выполнению данных работ, и только лишь потом, если эти работы невозможно выполнить либо они отказываются их выполнять, тогда мы уже, конечно, переходим к вопросу перерасчета. Если управляющая компания либо сбытовая компания идет на связь, то сначала это все решается в обычном претензионном досудебном порядке; соответственно, если управляющая компания или сбытовая компания на связь, на контакт не выходит, свои какие-то недочеты устранять не хочет, то тогда уже мы обращаемся в суд.

Иван Князев: Да, спасибо большое. Юлия Комбарова, генеральный директор «Юридического бюро №1», была с нами на связи.

Уважаемые телезрители, вы звоните, расскажите нам, все ли вам понятно в квитанциях ЖКХ, вот то, что там прописано. Обоснован ли тариф? Обращаетесь ли вы за разъяснением? А вот эти же вопросы адресовали наши корреспонденты жителям Калининграда, Казани и Владивостока, давайте посмотрим, что они отвечали.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Да, вот такие ответы давали телезрители, ваших ждем по телефону или по SMS-сообщениям, будем зачитывать в прямом эфире. Сейчас приглашаем к разговору Дмитрия Гордеева, это заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда».

Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий Павлович.

Дмитрий Гордеев: Добрый день.

Иван Князев: Дмитрий Павлович, мы вот уже с предыдущим экспертом попытались разобраться, что закладывается в тариф. А теоретически компании, которые работают в сфере ЖКХ, которые поставляют нам услуги, они как бы любую свою работу могут обосновать, заложить туда и так далее, до тех пор пока прокуратура не придет, не скажет: «Ну ребят, хо-хо уже, слишком много всего у вас»?

Дмитрий Гордеев: Да нет, конечно. Во-первых, нет организаций в сфере ЖКХ, есть ресурсоснабжающие организации...

Иван Князев: Ну ресурсоснабжающие компании, да.

Дмитрий Гордеев: Они отвечают только за коммунальные услуги. И есть управляющие организации, ТСЖ, которые берут плату и содержание за ремонт общего имущества. Вот чтобы одна организация брала плату, это бывает, конечно, но как минимум коммунальные услуги оплачиваются по регулируемым тарифам, вам объясняли, региональные органы власти устанавливают, а плата за содержание общего имущества по Жилищному кодексу устанавливается на общем собрании собственников помещений с предварительным согласованием с управляющей организацией. Нельзя взять с потолка и сказать: «Давайте мы будем вам платить (условно говоря) 3 рубля с квадратного метра», – если весь комплекс необходимых работ и услуг, например, 25, 30, 35, 40 и так далее. Поэтому регулируемые только коммунальные тарифы за единицу, стоимость 1 киловатт-часа, стоимость 1 гигакалории, стоимость куба холодной воды, стоимость куба горячей воды, а вот плата за содержание общего имущества, устанавливаться плата должна за каждую услугу и работу в отдельности, и она суммируется в так называемую строчку «Итого».

Иван Князев: А вот что касается вот этих вот так называемых двухкомпонентных тарифов, собственно, которые и привлекли внимание Генеральной прокуратуры, когда там считали, что холодную воду нужно подогреть, чтобы потом подавать ее в дома, за это как бы тоже должны люди платить, а не только вот когда она напрямую горячая идет?

Дмитрий Гордеев: Нет, смотрите, есть разное понимание разных двухкомпонентных тарифов. Если, например, горячая вода поступает в дом в готовом виде, вот она подогретая, должен быть единый тариф, 1 куб подогретой горячей воды необходимой температуры (есть диапазон установленных температур) стоит столько-то рублей за 1 куб. Мы смотрим прибор учета, у нас 2 куба, мы умножаем этот тариф на 2; смотрим, у кого-то там 3,5, значит, тариф за 1 куб умножается на 3,5. Это если горячая вода входит в готовом виде.

Но есть дома, в которых горячая вода готовится в доме, это, например, дома с крышными котельными, это, например, дома с индивидуальным тепловым пунктом, там тепловая энергия приходит, теплоноситель, на индивидуальный тепловой пункт, она не заходит, эта тепловая энергия, по сетям вовнутрь дома, она на тепловом пункте готовит внутренний контур теплоносителя и подогревает холодную воду от водоканала, делает если горячей. Поэтому в этом случае, если, например, прямые договоры, мы у водоканала приобретаем холодную воду на холодное водоснабжение и на горячее водоснабжение и обретаем тепловую энергию на отопление и на подогрев горячей воды. Тогда у нас стоимость горячего водоснабжения будет отдельная плата водоканалу за холодную воду, которую мы потребляем, объем из крана горячей воды, и за тепловую энергию отдельно надо заплатить тепловикам...

Иван Князев: ...за подогрев.

Дмитрий Гордеев: ...за подогрев, да. Тарифы при этом, на тепловую энергию отдельный тариф, на холодную воду отдельный тариф, это не какой-то то один единый тариф. Единый тариф устанавливается, только если в готовом виде горячая вода входит в многоквартирный дом, мы просто открываем ее...

Иван Князев: Ну понятно, да.

Тамара Шорникова: Да. Дмитрий Павлович, все-таки хочется разобраться, я в третий раз, мне кажется, задам вопрос, просто по-другому его сформулирую. Хочется понять: если некачественные услуги или не оказана услуга, понятно, что можно рассчитывать на перерасчет. Вот в данном случае, когда в нескольких регионах прокуратура выявила, что сбытовые организации включили в тариф лишние расходы, это что значит, жители этих регионов переплатили, тарифы были завышены? Или это значит, что тарифы были обычными, но просто компании потратили их не на то, не на амортизацию, например, своего оборудования, не знаю, а на обслуживание дорогих автомобилей? Что это значит?

Дмитрий Гордеев: Значит, вы спрашиваете про коммунальные тарифы.

Тамара Шорникова: Ага.

Дмитрий Гордеев: Уже рассказывали предыдущие коллеги, что при обосновании тарифа, допустим, в начале осени ресурсоснабжающая организация подает некий расчет, она обосновывает свои затраты: ей нужно, для того чтобы произвести 1 кубометр холодной воды, столько-то и столько-то денег, и она раскладывает их, столько-то зарплата, столько-то электроэнергия, столько-то химические реагенты, ремонт труб и так далее. И если этот тариф обоснован правильно, если его утверждает орган государственной власти субъекта федерации, значит, осталось только проверить, а столько ли...

Иван Князев: ...на самом деле.

Дмитрий Гордеев: ...труб заменили в течение тарифного года, столько ли человек работает там и так далее. То есть все вот эти составляющие регулирующий орган субъекта федерации должен проверять. Есть случаи, когда, например, регулирующие органы специально завышают тарифы относительно потребностей. В этом случае прокуратура, например, может выявить завышение тарифа. Тогда что нужно сделать? Тогда нужно неправильно установленный тариф отменить, и тогда все расчеты, сделанные по этому неправильному тарифу, нужно пересчитать с применением ранее действующего тарифа...

Иван Князев: ...и вернуть населению деньги?

Дмитрий Гордеев: Вернуть населению деньги в этом случае, да, потому что они переплатили. То есть разные могут быть ситуации, здесь надо разбираться в конкретном случае, здесь вопрос как бы о разных ситуациях, поэтому однозначно ответить трудно.

Тамара Шорникова: Да, и еще прямо секунду до звонка. Просто житель этого региона, например, прочитал у себя в новостях, что в его регионе, про который выявили вот это, каков его алгоритм действий? Он может куда-то позвонить, выяснить, положен ему теперь перерасчет или нет? Или это только после официальных новостей от правительства об отмене нынешних тарифов и возврате к предыдущим? Как это будет работать?

Дмитрий Гордеев: Во-первых, органы местного самоуправления по 165-й статье Жилищного кодекса обязаны отвечать на все вопросы в отношении установленных тарифов, это органы местного самоуправления. Регулирующие органы субъекта Российской Федерации, начиная, собственно говоря, с губернатора, губернатор, курирующий зам губернатора, министр ЖКХ, вот этот вот регулятор, если это специальный орган, они обязаны отвечать на вопросы. Может ответить на вопросы управляющая организация в пределах той информации, которую она имеет о тарифах, потому что она все-таки не последняя, так сказать, структура в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Даже несмотря на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями управляющая организация должна давать ответы на эти вопросы. То есть человек может спросить, а действительно ли была проверка, а действительно ли в ходе проверки установлено несоответствие, какие приняты меры, отменен тариф, самый главный вопрос, или не отменен, если отменен, с какого числа.

Тамара Шорникова: Понятно.

Дмитрий Гордеев: То есть тогда начинает просто арифметика действовать: с этого числа мы считаем по старому тарифу, не применяем новый тариф; до этого числа, значит, надо применять такой-то тариф, и все человеку будет понятно. Но на самом деле я думаю, что эта информация будет доводиться, и вот этот случай, когда тариф действительно установлен с завышением, бывает нечасто. Тем более прокуратура понимает, что если она выявила этот случай, довела его до суда и будет отмена, то, скорее всего, теплоснабжающая организация или, неважно, водоканал или энергоснабжающая организация, газовики, они эти деньги, скорее всего, уже в какой-то части потратили, то есть это серьезный шаг к тому, будет ли существовать в нормальном экономическом режиме та ресурсоснабжающая организация, у которой будет снижение тарифов. Скорее всего, эта организация будет брать очень большие кредиты и вопрос о ее существовании, собственно говоря, будет решаться очень-очень трудно.

Иван Князев: Да, понятно.

Тамара Шорникова: Да.

Иван Князев: Вот что пишут нам наши телезрители: «Тарифы за ЖКХ непонятные. Написали заявление в суд». Нижегородская область: «ЖКУ – это Клондайк какой-то, там нет никакой конкуренции, поэтому все очень скрыто». Из Архангельской области: «Если провести независимый аудит, тарифы упадут в 2 раза», – считает наш телезритель.

Дмитрий Гордеев: Во-первых, я должен сказать, что нет тарифов ЖКХ, их не существует: есть тарифы на содержание и ремонт и отдельно на каждую в отдельности коммунальную услугу. Есть журналистский штамп, который повторяется много-много десятков лет.

Иван Князев: Ну ладно, Дмитрий Павлович, мы не будем тут в детали углубляться, просто населению так понятно, поэтому мы такими вот терминами и оперируем.

Дмитрий Гордеев: Это неправильно.

Иван Князев: Будем исправляться.

Дмитрий Гордеев: Мы приучаем людей к неправильной терминологии, у них в голове получается каша.

Иван Князев: Галина из Уфы у нас сейчас на связи.

Зритель: Алло?

Иван Князев: Слушаем вас.

Тамара Шорникова: Да, Галина, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте.

Вот у нас есть такая строка «Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества». Я посчитала, вот на дом, у нас 92 квартиры, значит, получается 10 кубометров воды – куда, это кто такие нормативы придумал, куда она расходуется? Моют подъезд одним ведром, 6 подъездов – 6 ведер. Выливают эту воду ни в какую не канализацию, прямо на улицу, у нас, например, около крыльца. Откуда, вот куда девается эта вода, 10 кубометров? Это немало.

Дмитрий Гордеев: Я понял.

Иван Князев: Это 10 кубометров в месяц предусмотрено у вас?

Зритель: На дом. Да, в месяц, в месяц.

Тамара Шорникова: Спасибо, да. Дмитрий Павлович?

Иван Князев: Да, это все подъезды блестеть должны.

Дмитрий Гордеев: Да. Смотрите, для не очень проворных, скажем так прямо, для ленивых собственников в Жилищном кодекс написано, что оплата коммунальных ресурсов на содержание общего имущества оплачивается по нормативу. Для проворных собственников написано, что можно принять на общем собрании решение оплачивать коммунальные ресурсы на содержание общего имущества по показаниям домовых приборов. Надо из показаний общедомового прибора, например, в доме потреблено, не знаю, 100 кубов воды, отнять все по приборам учета индивидуальным на холодную воду, например отнять 90, и получается 10 кубов, понимаете? Тогда будет очень все точно, прямо точно в граммах.

Иван Князев: Нет, я так понял, здесь вопрос, сколько воды расходуют на уборку подъездов, на мытье подъездов. Или нет, или я... ?

Дмитрий Гордеев: Смотрите, нормативы, их устанавливает родной губернатор, избранный гражданами соответствующего субъекта федерации, к нему вопросы, у него на зарплате сидят регулирующие органы, специально обученные люди. И хочу подчеркнуть, что нормативы потребления просто всегда, в 100% случаев неправильные. По этим нормативам оплачивается 11 месяцев, так написано в Жилищном кодексе, а 1 раз в год, на 12-й месяц, делается корректировка, потому что нормативы неправильные: сверяется, сколько вы заплатили на содержание общего имущества, стоимость коммунальных ресурсов по нормативам, а реально, если сделать арифметические расчеты, получается столько-то. И надо или людям доплатить, это если занижены нормативы, или людям вернуть излишне начисленные и уплаченные суммы. То есть в конечном итоге надо делать по приборам учета.

Но я сразу оговорюсь: 3 года Минстрой России не подготовил правила корректировки, потому что их сдерживает по всей России наш любимый город Москва. Москва сейчас добилась, что будет написано в Жилищном кодексе, что Москва делает по своему регулированию, а вся Россия делает вот так вот, как я вам сказал, по нормативам.

Но независимо от вот этих расчетов по нормативам, еще раз повторю, люди могут принять на общем собрании решение, ну как бы затратить месяц-два, подготовить решение общего собрания, это трудно, но это возможно, и платить по приборам учета даже за содержание общего имущества. Тогда вопрос, сколько ведер они там выливают под куст, два ведра, одно ведро, три ведра, не будет стоять, надо будет просто проверить показания прибора учета, снимать каждый месяц и внедрять вот в эти расчеты. Совет дома должен работать, комиссия совета дома, не ждать, что все само будет рассчитываться, будут обсчитывать и будут обманывать, если люди будут сидеть спокойно и не проверять никого.

Тамара Шорникова: Дмитрий Павлович, ну вот смотрите, все-таки, обобщая, хочется понять простую вещь. Мы все время про борьбу, все время в наших эфирах пытаемся обучить телезрителей, как, что, куда обращаться, алгоритму действий, какие бумажки, куда, что. Мы говорим о том, что действительно 11 месяцев тарифы считаются, на 12-й пересчитываются. А, может быть, у вас есть какой-то рецепт, может быть, его сейчас услышат важные люди в больших кабинетах, что нужно сделать, чтобы тарифы были прозрачными и понятными каждому в стране? Вот на каком-то государственном уровне как эту решить проблему?

Дмитрий Гордеев: Вы знаете, я думаю, что проблема сейчас уже не столько в регулировании, потому что принято решение, что обоснование должно выкладываться каждой ресурсоснабжающей организацией, люди имеют право задавать вопросы, имеете право перепроверять. Есть грамотные люди, они, например, всю жизнь проработали в теплоснабжающей организации, они могут пересчитать тариф на гигакалорию. Но информация не всегда доводится, то есть есть нормы, а есть правоприменение, применение этих норм, поэтому люди должны требовать, губернаторы должны требовать со своих подчиненных, регулирующих органов.

Надо, чтобы прокуратура, суды не просто хвосты заносили органам власти, а были на стороне людей, а люди, кстати говоря, очень часто просто так говорят: «Наверное, нас обманывают», – это предположение, и из этого предположения некоторые... Вот там человек один, женщина говорила: «Я никак не решусь, но, скорее всего, приму решение, чтобы не платить совсем», – это неправильно, платить надо, но нужно, чтобы в доме каждом был совет дома, чтобы он работал, а не штаны просиживал, не на бумажке был, чтобы там была создана комиссия по расчету размера платы, комиссия, которая снимает показания приборов учета... Это надо каждый месяц людям, собственникам самим тратить какую-то часть времени, распределяться, не один председатель воз тянет, а весь совет дома должен работать. Комиссии должны создавать из любых собственников более-менее грамотных. В каждом доме живут юристы, строители, экономисты, технари, они в каждом доме живут вместе с нами, они же не на Луне.

Иван Князев: Ну да. Дмитрий Павлович, да, понятно.

Дмитрий Гордеев: Их можно попросить помочь.

Иван Князев: В общем, война собственников с ресурсоснабжающими компаниями, с управляющими компаниями будет продолжаться. Просто Тамара как раз-таки спросила, как этого избежать, чтобы изначально все было просто и понятно.

Дмитрий Гордеев: Нет, просто можно ждать, что все будет хорошо, и все будет так же, как сегодня, а можно приложить усилия.

Тамара Шорникова: Понятно.

Дмитрий Гордеев: Выбор за вами.

Иван Князев: Спасибо. Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда», был с нами на связи. Говорили мы о тарифах, об их обоснованности и их прозрачности.

Тамара Шорникова: Да, а скоро будем говорить о телефонных мошенниках.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Оказывается, коммунальные тарифы - это и премии топ-менеджерам, и обслуживание авто, и аренда офисов (данные Генпрокуратуры)