Иван Князев: В дверь позвонили, сказали – надо проверить счетчики или газовую плиту и обязательно нужно поставить новый фильтр на воду. Многие, наверное, сталкивались с подобным. Открывать или нет? В России выросло число случаев мошенничества под видом ЖКХ-услуг. Жулики, как правило, обманывают пожилых людей. В Тюмени вот у одной пенсионерки выманили аж 17 тыс. руб. Тамара Шорникова: Лжеэлектрики и водопроводчики. Как понять, пришел к вам настоящий специалист или нет? Какие уловки используют мошенники? Это все мы спросим у экспертов. Если вы с подобным сталкивались или ваши знакомые, вам что-то предлагали из непонятных услуг ЖКХ, позвоните нам прямо сейчас, расскажите, как это было. Иван Князев: Да, чтобы мы тоже понимали, как действовать в такой ситуации. Сейчас у нас на связи по телефону Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Здравствуйте, Константин Викторович. Константин Крохин: Здравствуйте. Иван Князев: Константин Викторович, самые популярные схемы? Расскажите нам о них, какие они бывают. Константин Крохин: Я бы не сказал, что они популярные. Это все-таки… Иван Князев: У мошенников популярные. Константин Крохин: Да, да. Самые распространенные. Это, конечно же, навязывание услуг по замене счетчиков. Вы знаете, что в соответствии с действующим законодательством счетчик необязательно менять? Надо раз в 4 года по горячим и раз в 6 лет по холодным проводить поверку. И поверка эта стоит значительно дешевле, чем замена счетчиков. Поэтому людям вот первый совет, кому такая информация поступила. Не нужно торопиться, не нужно менять счетчики. Необходимо, если есть такая обязанность в соответствии с паспортом счетчика или в соответствии с теми данными, которые хранятся в управляющей компании, МФЦ, ЕИРЦ, действительно обязанность возникла, – лучше сделать поверку. Иван Князев: А сколько поверка стоит сейчас? Константин Крохин: Поверка в Московском регионе стоит от 450 руб. Соответственно, если у вас два счетчика – горячая и холодная вода, – это все можно в пределах 900-1000 руб. провести поверку. А новые счетчики, я замечу, стоят от 2,5 тыс. Т. е. соответственно два счетчика это 5 тыс. Поэтому первый совет – не торопиться. И если вдруг проверили и обязанность такая возникла, тогда лучше сделать поверку, чем замену счетчиков. Они могут работать и 10 лет. Т. е. это такое не очень сложное устройство, оно может работать долго. Тамара Шорникова: Вот интересная нам СМС пришла из Удмуртии. «Вчера пытались зайти в квартиру два молодых человека. Внимание: профилактический ремонт натяжных потолков. Это уже что-то новое», – пишет нам телезритель. Т. е. мне кажется, это прямо совсем на дурачка. Потому что не у каждого они стоят в квартирах, да? Иван Князев: Ну, да, совсем не у каждого. Тамара Шорникова: Вопрос: естественно, наверняка многим приходили какие-то листовки в почтовый ящик или объявление висело на подъезде, что в такой-то день с такого-то часа будут ходить специалисты, будет проводиться проверка газового оборудования. Такое случается, это вполне нормальная ситуация. Но как отличить настоящих… Иван Князев: Газовщиков. Тамара Шорникова: …да, от лжеспециалистов? Какие документы требовать? Что во внешнем виде должно насторожить, возможно? Константин Крохин: Первое, конечно, внешний вид. Т. е. работники, которые приходят на проведение осмотра, а осмотр газового оборудования должен проводиться не реже одного раза в год, поэтому если к вам приходят каждый квартал, это должно насторожить. Второе – спецодежда. У работников должна быть спецодежда с надписью, с названием организации. Т. е. в каждом регионе есть свой горгаз, и у него есть определенное стилизованное корпоративное название. Т. е. надо обращать внимание на внешний вид. Третье. Если вы увидели, что подобное объявление висит на двери в подъезде или у лифта, необходимо прочитать этот телефон и связаться с местной управляющей организацией либо с местным горгазом и спросить: планируются ли в вашем доме такие работы в такое-то время. И третье. Если вдруг вопрос положительный и в назначенный день пришли люди, обязательно нужно спросить документы, удостоверяющие личность. Как правило, у работников этих организаций есть удостоверения служебные с печатью, с фамилией и фотографией. Вот при наличии таких трех, при осуществлении такого контроля из трех частей, я полагаю, что вы сможете избежать контакта с мошенниками. Иван Князев: Спасибо. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций города Москвы, был с нами на связи. Тамара Шорникова: Да, у нас есть телефонный звонок. Давайте послушаем Веру из Самары. Здравствуйте, Вера. Зритель: Здравствуйте. Мне бы хотелось вам сказать, что не только в ЖКХ жулики. У нас в доме старшая по дому нашла себе заработок… Иван Князев: Так… Зритель: …это она мошенников разводит по квартирам менять счетчики. Водяные, электрические. Уже ее несколько раз замечали. Я трижды обращалась в милицию. С нее хоть как с гуся вода. Она себе нашла заработок. У меня есть документы, я в милицию обращалась. Бесполезно. Всех запугала, вся главная, назначает людей из других квартир старшими по дому, подставляет их везде. И меня в том числе подставляла. И вот нашла себе приработок. И хоть что ей. Иван Князев: Вера, а что говорят, когда приходят? «Вам надо менять счетчики»? Зритель: Мне милиция прислала ответ: с ней проведена беседа. Второй раз я как бы брала, опять: с ней проведена беседа. Сколько можно беседовать? Она нашла себе заработок. Уже лавочку на улице поставила, всех обирает, кто во двор въезжает. Тамара Шорникова: А кто-то, если вы говорите, что прямо обирает, кто-то согласился, поменял за деньги? Зритель: Конечно, согласились. Ну, все боятся говорить. Потому что у нее сын там какой-то бандит скрывается в монастыре в Псково-Печорском, дочь в Москве девушка для консумаций там… Тамара Шорникова: Неожиданное развитие событий, да. Спасибо. Иван Князев: Да, такая криминальная история. Ну, попросим прокомментировать нашего следующего эксперта. Наталья Чернышева у нас на связи, эксперт в сфере ЖКХ. Наталья Юрьевна, здравствуйте. Наталья Чернышева: Здравствуйте, добрый день. Иван Князев: Наталья Юрьевна, вот эта схема – она под уголовную какую-то статью попадает? Потому что, с одной стороны, вроде как кажется: не хочешь… Тамара Шорникова: Не хочешь – не бери. Не плати. Иван Князев: Да, конечно. Обычная реклама услуг. Или все-таки? Наталья Чернышева: Нет, ну, конечно же, первым делом можно посоветовать, действительно, не поддаваться на это мошенничество. Если тем более они знают, люди, все соседи, что она этим промышляет и что уже неоднократно такое было, – конечно же, не стоит этого делать. Понятно, что это нужно писать выше. Если обращения в полицию не дают никакого результата, нужно обращаться в прокуратуру, выше, т. е. в городскую, в областную, где там у них. Иван Князев: Но тут же, Наталья Юрьевна, здесь вопрос: а как разобраться? Человек действительно, там, старший по дому, может, он с управляющей компанией в контакте находится. Приходит и говорит: «Вот вам надо менять счетчики», либо «У вас трубы уже прохудились». Тамара Шорникова: Да. Я, мол, о вас позаботилась, чтобы вы не забыли, не пропустили. Иван Князев: Конечно. Мы-то обычные люди, ну как нам понять, что действительно это нужно делать либо не нужно? Особенно если пожилые люди. Наталья Чернышева: Действительно. Согласна. Когда соседи по дому приходят и говорят, что они старшие, ну, как бы, их действительно люди знают, – то, конечно, сложнее. Но когда такие случаи выясняются, первым делом, конечно, нужно собрать собрание жителей, общее собрание собственников, и поменять такого старшего по дому, который только мешает жильцам. А для того чтобы выяснить действительно связь с управляющей компанией, необходимо иметь под рукой телефон и звонить им. Но в данном случае, я боюсь, что действительно управляющая компания может сказать, что – да, мы знаем эту женщину, и т. д. Но тогда будет отвечать управляющая компания, и на нее можно будет найти управу в виде жилищной инспекции и опять же прокуратуры. Тогда это будет уже сложнее. Иван Князев: Наталья Юрьевна, а как узнать или вообще понимать, какие услуги и когда мне должны оказывать? Когда мне нужно поменять счетчики, когда мне газовую плиту нужно проверить? Есть какой-то список и где его можно посмотреть? Вот что в моей квартире и когда что нужно будет сделать и кому? Наталья Чернышева: Я думаю, что жителям не стоит на эту тему сильно переживать, что называется, заморачиваться. И лучше всего, конечно, никого не пускать. А если кто-то приходит, то немедленно звонить в управляющую компанию и спрашивать, действительно ли это от вас. Потому что чаще всего все услуги должны быть записаны в договоре с управляющей компанией: как она проверяет счетчики… Если этого нет, то нужно это выяснить. Иван Князев: Ага. Наталья Чернышева: Очень часто бывает так, что все записано и те, кто приходит, они действительно мошенники, обирают жителей, и жителям приходится платить как бы совершенно то, что не нужно. Общее правило, я считаю, для всех: раз участились такие случаи, и сейчас они больше участятся в связи с отменой моратория (я об этом могу сказать), то общее правило должно быть: никого не пускать, никому не платить и обязательно звонить в управляющую компанию и информировать их о том, что пришли такие люди. Чтобы они сами уже обращались в полицию и принимали меры. Иван Князев: А они ж будут пугать нас: в суд подадим, долги у вас будут за ЖКХ. Люди испугаются. Наталья Чернышева: Вот. Сейчас действительно участились, в связи с отменой моратория на штрафы и отключения за неуплату, мошенники, которые вот именно этим и пугают. Что, вот, сейчас у вас будут отключения. Необходимо помнить, что отключать, например, отопление в зимнее время вообще не имеет права никто по закону. А воду и электроэнергию – необходимо предупреждать под роспись за 20, за 30 дней. Там есть определенный порядок. И повторно необходимо потом после истечения этих дней уведомить повторно за 3 дня. Если это будет не выполнено, то тогда суд присуждает все вернуть обратно. Действительно, в связи с участившимися этими случаями происходит такое, что жулики, мошенники даже берут телефоны и звонят как будто из управляющей компании, угрожающим тоном, жителей пугают. И этому ни в коем случае не надо поддаваться. Потому что они требуют: немедленно введите сейчас же деньги, введите номер своей кредитной карточки. И потом люди не могут никак эти деньги выцарапать обратно. Это потом очень сложно. А мошенники получают доступ к кредитным реквизитам. Тамара Шорникова: Очень много СМС у нас. Почитаем, что люди пишут. Коми: «У нас поверка счетчиков 900 руб. за один счетчик. В квартире 4 счетчика: 3600, получается недешевая услуга». Иркутская область: «Приходила дама с предложением замены электросчетчика даже с фальшивым удостоверением. Я ей сказала, чтобы уходила, пока не спустили с лестницы. Но некоторые жители в поселке купились и заплатили 3 тыс. руб.» Москва: «Ко мне приходил газовщик, все проверил бесплатно, сказал: остерегайтесь мошенников». И вот уже стоимость поверки в Новгородской области 550 руб. на холодную воду, т. е. имеется в виду один счетчик. Иван Князев: А вот из Челябинска телезритель спрашивает: «В СМИ пишут о бесплатной поверке счетчиков. А все-таки деньги берут». Так все-таки бесплатная или платная? Или в каждом регионе по-разному? Наталья Чернышева: Смотрите, это, еще раз тогда говорю, зависит от того, что написано в договоре с управляющей компанией. Это может быть и записано, т. е. тогда это надо делать бесплатно. Ну, жители на эту тему платят дополнительно, уже это включено в услуги. Либо это может быть не включено. Но это нужно обязательно проверять именно со своей управляющей компанией. Потому что единой какой-то системы сейчас нет. Это, кстати, неправильно. Я считаю, что все такие услуги должны быть включены в договор с управляющей компанией. И жителям очень рекомендую всегда их включать, чтобы уже не было никаких вопросов: пускать, не пускать. Ну, приходит – обязательно мошенник тогда. Иван Князев: А вот эта история, когда приходят и говорят: «Фильтр на воду надо ставить. Вот видите, у вас вода не очень качественная идет». И обязательно нужно поставить фильтр, что это, мол, входит в обязательные правила по управлению домом. Наталья Чернышева: Нет, это не входит в обязательные правила. Это действительно типичные мошенники делают. И в данном случае, конечно, нужно от них избавиться и просто не поддаваться. Они, к сожалению, действительно хорошие психологи. Насколько известно, они, бывает, и чай пьют с жителями, и говорят, что если вы не можете, можете взять кредит, а потом люди не знают, как с этим расплатиться. Они, к сожалению, уговаривают. Поэтому лучше всего просто никого не пускать. Даже не надо спрашивать ни удостоверение, ничего уже. Просто не пускайте и звоните сейчас в управляющую компанию и говорите, что такие пришли люди. Это чаще всего мошенники, и пусть они о них думают. Тамара Шорникова: А вот куда еще можно позвонить. Как раз сообщение из Кемеровской области по поводу фильтров: «Позвонила в дверь женщина, сказала, что по решению областных властей в нашем доме устанавливаются водяные фильтры. После моего желания выяснить это в администрации она пулей удалилась». Т. е. местные власти тоже подключать можно и нужно. Спасибо. Иван Князев: Спасибо большое. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ, была с нами на связи. Ну, вот много очень СМС. Из Ярославской области: «Моих соседей обманули, представились газовой компанией». Из Московской области: «Цены на поверку счетчиков с декабря выросли в 2 раза». Из Архангельской области пишут, что срок работы водяного счетчика 12 лет, так что не спешите. Из Свердловской области пишут, что ходят то стеклопакеты предлагают, то опять же счетчики, и т. д. Тамара Шорникова: Будьте внимательнее. Иван Князев: К следующей теме переходим.