Злостных нарушителей за ДТП предлагают наказывать строже

Гости
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального автомобильного союза

Иван Князев: В Госдуме злостных нарушителей и лихачей предлагают наказывать строже. По мнению парламентариев (некоторых парламентариев), если за человеком числятся сотни нарушений и правил и он совершает ДТП, в котором человек получил тяжкие травмы, то и наказание должно быть выше. Так же, как, например, для нетрезвых водителей.

Тамара Шорникова: Сегодня по закону, если пьяный водитель стал причиной тяжких травм в ДТП, ему может грозить тюрьма от 3 до 7 лет. Если в результате такого ДТП погиб человек, – от 5 до 12 лет. За гибель двух и более человек – лишение свободы до 15 лет. Собственно, вот к этим срокам и хотят приравнять наказание для злостных нарушителей.

Иван Князев: Но вот насколько будет адекватным это наказание для тех, кто часто нарушает правила дорожного движения? Сколько нужно, например, накопить штрафов, чтобы попасть под вышеупомянутые сроки? И повлияет ли ужесточение на безопасность на наших дорогах в конечном итоге? Спросим у экспертов. Вы тоже звоните, высказывайте свое мнение.

Тамара Шорникова: Приглашаем эксперта к разговору. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте, Ян.

Иван Князев: Здравствуйте, Ян.

Ян Хайцеэр: Добрый день.

Иван Князев: Ян, как оцениваете это предложение?

Ян Хайцеэр: Данный депутат предложения вносит частенько, и все они такие очень жесткие, когда надо побольше наказывать, побольше сажать и т. д. и т. п. Все-таки я за тщательное разбирательство и за совершенствование законодательства. Бесспорно, злостных нарушителей надо наказывать. Но как отследить эти нарушения? Потому что зачастую у нас злостным нарушителем становится не водитель, а автомобиль. А фактически штраф приходит водителю. И вот тот самый знаковый случай, когда с этим самым Билом, который произошел на дороге Москвы, с тяжелым ДТП, он как раз об этом говорит. Что этот человек нарушал чаще правила дорожного движения, находясь за рулем чужих автомобилей, т. е. не оформленных на него. Ну, и в принципе ездил без прав. Вот, пожалуй, нам надо пойти по западному пути, уже испытанному, когда нужно идентифицировать лицо человека, находящегося за рулем, ну, собственно говоря, и номера автомобиля. Поэтому вот те самые меры, которые предлагаются от увеличения штрафов, увеличения и уравнивания злостных нарушителей с людьми, которые нарушили правила дорожного движения в пьяном состоянии, – я не считаю это совсем верным. Сначала надо все-таки разобраться и найти настоящего преступника. Еще раз повторюсь, что преступник не автомобиль, а преступник тот, кто злостно нарушает правила дорожного движения, а машина здесь ни при чем. И если, например, использовать слова этого депутата и конфисковывать автомобиль, то, простите, у кого он будет конфискован? У владельца? Он-то в чем виноват? Почему он должен тщательно следить за тем, кому он дал свой автомобиль?

Иван Князев: Ян, здесь на самом деле дело-то, конечно, не в каком-то конкретном депутате. А вот вопрос в том, что как найти управу, знаете, на вот этих молодых людей, мажоров, как их называют в обществе, которые абсолютно полностью игнорируют правила дорожного движения, накапливают штрафы на миллионы рублей, при этом ездят на дорогих машинах…

Тамара Шорникова: Ведут трансляции…

Иван Князев: …ведут трансляции в Интернете, их арестовывают, там, через несколько часов снова отпускают. Им абсолютно все равно, как бы, оштрафуют их дальше или не оштрафуют. А иногда по их вине погибают люди.

Ян Хайцеэр: Очевидно, что это, конечно, потенциальные преступники. Даже если, знаете как, если ружье висит, то оно когда-нибудь выстрелит. Поэтому, если бы законодательство нужно было совершенствовать, а его нужно совершенствовать, то, бесспорно, при определенном наборе злостных нарушений, т. е. каком-то количестве, нужно лишать прав. И, если человек уже пойман без прав, а это, собственно говоря, уже в сегодняшнем кодексе прописано, то вплоть до уголовной ответственности. Другого способа нет. Но, еще раз повторюсь, не машину наказывать, не машину, а водителя, находящегося за рулем. Это очень важно.

Тамара Шорникова: Как найти управу на лихачей на дорогах? Вопрос к телезрителям. Есть уже один, наверное, из вариантов ответа. Валентина, Новосибирск, на связи. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Я могу говорить?

Тамара Шорникова: Говорите.

Зритель: Вот у меня стаж более 45 лет. Я с 1975 года имею водительское удостоверение. Я считаю, что все эти вот наказания, которые там у нас Дума ужесточает, они к большому, конечно, эффекту приводят. Но в первую очередь, я считаю, есть правила дорожного движения. И их нужно соблюдать всем, начиная от верху и кончая нам последним водителем. Я к чему имею в виду? За рулем сидит, в первую очередь, человек, гражданин. А у нас когда совершается авария, то сразу начинают: то он депутат, то он у нас, понимаете ли, там, какой-то кинорежиссер, и прочее, – искать причину. А я считаю: совершил преступление или совершил вот это вот дорожное происшествие конкретно человек, сидящий за рулем. Вот с него нужно и спрашивать. Неважно, кто и как. Открываем статью, допустим, такую-то, там четко сказано: если он совершил, значит, он должен за это ответить в соответствии с правилами дорожного движения. И в соответствии с законом, который у нас есть. А у нас, вот даже, смотрите, с Ефремовым: сколько этой катавасии было, какие были проблемы!

Иван Князев: Да, Валентин, мы поняли вашу мысль. Вы предлагаете наказывать всех, независимо от того, известный человек и не известный. Но, понимаете, бывают такие случаи, когда и человек-то не известный, а нарушает много. Вот вы говорите: все должны соблюдать. Ну вот, а как заставить-то соблюдать, если не наказанием?

Зритель: Вот тут по вашему же телевидению или где-то там по НТВ проходил такой опрос. Блогеры. Вот он едет, если у нас положено в городе … Ну, как заставить? Просто-напросто открыть правила дорожного движения, и если человек совершил преступление или совершил дорожное…

Иван Князев: Понятно.

Тамара Шорникова: Да, Валентин, поняли вас.

Иван Князев: Понятно, да. Спасибо. Спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Варианты из СМС: «Сажать на строгий режим лет на 10». В общем, много строгостей в сообщениях от телезрителей. Но много и сообщений такого характера, что «с законами все в порядке, надо просто их исполнять и тщательно следить за их исполнением». Как так все-таки оказывается, что после резонансного ДТП ГИБДД сообщает о том, что у этого человека множество штрафов было и т. д., почему это выясняется вот в таком свете?

Иван Князев: Ну, когда уже пострадал.

Ян Хайцеэр: Потому, что совершенно очевидно: самая большая проблема сегодня, на мой взгляд, это отсутствие инспектора ГИБДД на дороге. Мы процесс механизировали, вроде бы как камере доверяем, но не до конца. Поэтому злостные нарушения штрафуются только деньгами, да? И там нет понятия «лишение прав» и т. д. Это, с одной стороны, правильно, потому что есть презумпция невиновности, ну хоть в какой-то степени. Но если инспектор ГИБДД выдаст больше количество на дорогах, а это действительно необходимо не только для проверки документов, но и для того, чтобы просто руководить движением на дороге… Вот помните, есть такая старая добрая профессия «регулировщик». Она до сих пор, как ни странно, актуальна. И, собственно говоря, видеть эти преступления, которые происходят на глазах у граждан, но, к сожалению, не на глазах у инспектора ГИБДД, потому что просто его там нет. Так вот, за эти нарушения, которые происходят визуально перед глазами инспекторов, как вы знаете, есть понятие «лишение прав» в законодательстве и уголовная ответственность за злостное нарушение и т. д. Так вот, нужно просто пресекать те самые нарушения, которые совершаются, и тогда законодательство будет четко работать.

Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок послушаем. На этот раз Людмила из Волгоградской области. Людмила?

Зритель: Да-да, здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вс.

Зритель: Наконец-то я до вас дозвонилась. У нас очень либеральные законы в этой области. Вот, например, я абсолютно точно уверена, что перестали ездить на красный свет, когда штраф стал 5 тыс. руб. Это во-первых. А во-вторых, пьяный человек, который сел за руль, он априори должен быть преступником. Так же, как во всех просвещенных странах. Франция, Англия, Германия. Обратитесь к законодательству этих нормальных стран. И посмотрите, как у них. Почему мы с ними нянчимся, с пьяным водителем или не с пьяным, которые устраивают такие ситуации на дорогах? И сколько это будет продолжаться? Когда нас всех поубивают?

Тамара Шорникова: Да, Людмила, спасибо за ваш эмоциональный ответ.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: А что там, кстати, с опытом зарубежных стран? Как там удается усмирить лихачей на дорогах?

Ян Хайцеэр: Вы знаете, в зарубежных странах, странах Европы и Америки, конечно, тоже происходят нарушения. И точно так же нарушения, которые произведены в пьяном виде, они и пресекаются достаточно жестоко. В каких-то странах есть балльная система, где лишение происходит прав. Но в основном, понимаете ли, в чем дело. Есть длинная история в цивилизованных странах. Про нецивилизованные я сейчас не говорю, там тоже во многих из них, включая и некоторые нецивилизованные европейские страны, тоже творится хаос. Но я говорю про цивилизованные страны. Есть там длинная история владения автомобилем и пользования дорогами общего пользования. Есть определенная культура. И, бесспорно, такие вещи происходят реже.

Но я вам еще про одно хочу сказать. Посмотрите, какое количество вот этих злостных так называемых блогеров совершают правонарушения. А совершают они эти правонарушения только потому, что их смотрят. И таким образом их поддерживают. Они делают еще больше. И вот эти все мажоры так называемые, они все для этого делают. У них есть зрители. У них есть питательная среда. Поэтому если мы все вместе…

Иван Князев: Ну, эту среду, Ян, понимаете, эту среду не перевоспитать. Я понимаю, что вы хотите сейчас сказать: что вот ну если мы все вместе перестанем смотреть их видео и т. д., то они не будут зарабатывать деньги…

Ян Хайцеэр: В том числе.

Иван Князев: …и, собственно, ну вы же понимаете, что это не произойдет, скорее всего. А смотрите, какой…

Ян Хайцеэр: Отчасти это утопия, но это еще один путь.

Иван Князев: …смотрите, какой интересный путь еще есть в некоторых странах. (Если я не ошибаюсь. А если ошибаюсь, поправьте меня). Например, в Китае, если я правильно понимаю, человек, который нарушает правила дорожного движения в том числе, ему, например, не дадут кредит в банке. Там посмотрят не только его кредитную историю, но и вообще, насколько он социально приемлемый гражданин.

Ян Хайцеэр: И такая практика есть, да. Если он является правонарушителем, то он соответственно не является благонадежным клиентом для банка. Есть и другие варианты, когда в некоторых арабских странах вас просто могут надолго посадить, а то и закидать камнями. Но это все крайняя степень. Хотя с точки зрения кредитования опять мы, уж точно, не подействуем на этих мажоров, которые чаще всего и нарушают те самые правила.

Иван Князев: Ну, а может, тогда, необязательно кредитование, а ограничить ему доступ в Интернет? Вот это по нему ударит.

Тамара Шорникова: А как ты это представляешь себе?

Иван Князев: Не знаю, ну просто предложение.

Ян Хайцеэр: Понимаете, это такая штука… Потому что сложно технически это сделать, практически невозможно. Но все-таки, если ввести в законодательство хотя бы ограничение на количество вот этих самых (прошу прощения за тавтологию), количество нарушений, когда вы, там, при 20 нарушениях лишаетесь прав, при 20 злостных нарушениях. Потому что даже добропорядочные водители вынуждены нарушать, потому что сложная дорожная обстановка, очень много разметок и т. д. Я могу сказать, что даже я попадаю, там, не меньше 5-7 раз под какие-то штрафы, ну вот точно не являясь злостным нарушителем. Но тем не менее. Если брать за основу количество злостных нарушений и после этого лишать прав и при повторном использовании автомобиля уже без прав этими же самыми людьми подвергать их уголовной ответственности, – наверное, эта мера будет действенна.

Но вот предложение по поводу того, чтобы лишить автомобилей и еще что в этом роде, – конечно, это абсурдно. И приравнять их к алкоголикам нельзя, к пьяницам. Их можно приравнять к преступникам. Потому что злостное нарушение правил, систематическое, это, конечно, преднамеренное преступление. Поэтому такой очень тонкий момент. Здесь надо очень тщательно все продумать: при каком количестве нарушений это может произойти, какие злостные нарушения войдут в этот список…

Иван Князев: Ну, да.

Ян Хайцеэр: Но именно это надо и сделать. И еще раз повторюсь, как говорил много раз. Подвержены наказанию должны быть не номера автомобиля, а человек, находящийся за рулем.

Тамара Шорникова: Управляющий им, да. Спасибо.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Давайте послушаем еще один телефонный звонок. Надежда, Ростов-на-Дону. Здравствуйте, Надежда.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему бы не сделать так. Поймали его, нарушил правила, у нас стоят везде камеры. Метлу ему в руки, и пусть 15 суток метет город. Почему? Почему этот мажор женщину загнал в больницу, и его отпустили. За сколько его отпустили? Задайте вопрос: за сколько? Почему у нас суды работают так избирательно?

Тамара Шорникова: Спасибо вам за вашу реплику.

Иван Князев: Спасибо вам, спасибо, да, за ваше мнение. Я думаю, многие наши граждане согласятся с таким предложением. Ну, вот что пишут. Почему согласятся? Потому что пишут, что, вот, из Ростовской области: «Лишать прав пожизненно». Из Рязанской области: «Драть кнутом под телекамеру на лобном месте». Ну, наверное, еще больше просмотров добавит тому или иному блогеру. Ну, и из Свердловской области мнение, что «у нас многие законы все-таки с лазейками, поправками, и есть варианты избежать наказания». К следующей теме.