Знакомьтесь: Сириус

Гости
Мария Пукальчик
проректор по учебной работе Научно-технологического университета «Сириус», кандидат биологических наук

Константин Чуриков: Ну что же, «Сириусу» год, можно сказать и так, потому что именно вот федеральная территория «Сириус» в Сочи как раз-таки появилась формально ровно год назад. Сегодня уже это настоящий город будущего: там развивают новейшие технологии в сфере медицины, науки, космоса и не только. И конечно, там масса талантливых детей, масса талантливейших преподавателей, это вообще целое государство в государстве. Как сегодня живет «Сириус», сейчас посмотрим сюжет.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Сейчас надо было нас с Оксаной показывать во время этого сюжета, потому что вот лично у меня просто так челюсть отвисла, так это...

Оксана Галькевич: Впечатлило, да?

Константин Чуриков: Это Россия? Прямо удивительно.

Оксана Галькевич: Ну и надо сказать, друзья, что есть цель в 2022 году такие центры открыть во всех регионах нашей страны, раз уж так вышло, что «Сириус» – это первый центр в нашей стране такого типа, надо обсудить его опыт.

Константин Чуриков: Во всех регионах, то есть это надо умножить на 85.

Оксана Галькевич: Да.

Константин Чуриков: Ну, предположим, в Москве нечто подобное легче организовать, а где-то там в другом региональном центре, наверное, сложнее.

Оксана Галькевич: Вот, кстати, еще одна цифра: за последний год в «Сириусе» обучение прошли больше 4 тысяч студентов со всей страны. Есть такая цель просто ребят поддерживать, развивать их таланты и как-то способствовать тому, чтобы они поднимали свои регионы, помогали своим территориям родным развиваться.

Константин Чуриков: Сейчас мы приглашаем в эфир Марию Пукальчик, это проректор по учебной работе Научно-технологического университета «Сириус», кандидат биологических наук. Мария Алексеевна, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Мария Алексеевна.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Мария Алексеевна?

Константин Чуриков: Сейчас будем налаживать связь. Я просто вот о чем подумал, вот первый мой вопрос, пока мы сейчас...

Оксана Галькевич: Давайте попробуем сейчас по телефону связаться с Марией Алексеевной.

Константин Чуриков: Пока мы налаживаем связь, я просто подумал вот о чем. Когда, грубо говоря, что-то становится массовым, условно говоря, есть ресторан, который сам в себе ресторан, открывается франшиза, появляются другие, это касается и магазинов, и т. д., иногда ухудшается, скажем так...

Оксана Галькевич: Качество.

Константин Чуриков: Да-да-да, сама система, само качество. Мария Алексеевна, еще раз здравствуйте, надеюсь, нас уже слышно и вас тоже.

Мария Пукальчик: Здравствуйте. Меня слышно?

Константин Чуриков: Да. Если «Сириус» шагнет в регионы, то есть будет брать не только качеством, но и количеством, не ухудшится ли качество, как вы думаете?

Мария Пукальчик: Интересный вопрос. Только мы за симбиоз и качества, и количества. Мы имеем огромный опыт благодаря образовательному центру «Сириус», который позволил поднять образование в регионах для студентов, и открыли университет, который не только обучает магистров, бакалавров и аспирантов, но имеет собственные программы магистратуры и аспирантуры. И наша цель как раз транслировать наилучшие мировые практики и модели в регионы, помогать всем вузам в коллаборации с нами развиваться. Я не думаю, что от этого упадет качество, от этого выиграют все.

Константин Чуриков: Ага. Мы сейчас видели репортаж, конечно, я думаю, что немногие в нашей стране именно в «Сириусе» самом побывали или дети побывали, потому что все-таки тут сложно попасть. Сейчас расскажете, как попасть. Но в принципе вот у меня ощущение такое внешне, что это некий такой ну как будто дорогой, хороший отель, где еще тебя учат. Это так?

Мария Пукальчик: М-м-м...

Константин Чуриков: Что напоминает «Сириус»?

Мария Пукальчик: Это потрясающая экосистема, где чувствуешь себя на лучшем курорте, как за границей, ну очень удобная инфраструктура для жизни, творчества и науки. При этом есть доступ к лучшим мировым ученым и уже построенным и вводящимся в эксплуатацию лабораториях. Ко всему прочему, это все объединяется действительно с лучшими преподавателями, которые приезжают и передают свой опыт.

Константин Чуриков: Самый частый вопрос: как ребенку попасть в «Сириус»?

Мария Пукальчик: С точки зрения...

Константин Чуриков: Так, вот тут вот связь нас стала подводить, секунду...

Мария Пукальчик: ...информацию на сайте... Ха-ха.

Константин Чуриков: Да-да, еще раз заново, потому что на самом интересном месте интернет...

Оксана Галькевич: Ну, Сириус – звезда далекая...

Мария Пукальчик: Да, на самом интересном моменте «осторожно, помехи». Это все происходит на конкурсной основе. В интернете объявляется информация о будущих проектных сменах, и любой одаренный школьник либо студент...

Константин Чуриков: Так, вот сейчас будем налаживать связь...

Оксана Галькевич: На самом интересном месте.

Константин Чуриков: Давайте мы еще раз вас перенаберем. Может быть, по телефону попробуем?

Оксана Галькевич: Все-таки по телефону, мне кажется, будет надежнее, да, телефонная связь у нас работает несколько лучше, чем, так скажем, интернет-технологии.

Тут у наших зрителей много вопросов возникает. Во-первых, говорят, что в Анапе уже открыли, в Ростове-на-Дону тоже якобы есть на базе местного университета Южного федерального. Краснодарский край спрашивает: «А как же академгородок в Новосибирске?» И еще вот Челябинск спрашивает: «А на какие деньги строить «Сириус» в регионах?» – ну потому что действительно, наверное, производит впечатление действительно очень дорогого проекта, так, как ты и сказал. Об этом тоже можно спросить Марию Алексеевну, когда наладим с ней связь.

Константин Чуриков: Да, и вот уже по телефону Мария Алексеевна к нам присоединяется. Да, Мария Алексеевна, все-таки как попасть в «Сириус»? Третья попытка.

Мария Пукальчик: Хорошо. Да, я согласна, что это прямо как в анекдоте, когда на самом интересном месте прерывается.

Информация о проектных сменах и образовательных модулях размещена на сайте образовательного центра «Сириус» и на сайте университета. Любой одаренный школьник, студент, гражданин Российской Федерации, желающий поучаствовать, может принять участие в открытом конкурсе. В случае университета это обычное эссе на русском языке, прикрепленные документы о достижениях и мотивационное письмо, зачем я хочу принять участие. Дальше проводится конкурсный отбор, и лучшие приглашаются для участия в образовательных модулях.

Константин Чуриков: То есть если я напишу «позагорать, позавтракать, отдохнуть», то...

Оксана Галькевич: Тебя вообще не возьмут.

Константин Чуриков: ...меня не зовут? Там сказали «просто талантливый гражданин».

Мария Пукальчик: Сочувствую, не возьмем. Мы берем тех, кто желает развиваться...

Константин Чуриков: Правильно.

Мария Пукальчик: ...развивать свои личностные компетенции и расти как профессионалы. Мы не про отдохнуть на пляже.

Константин Чуриков: Ну естественно, это я специально иронизирую.

Мария Пукальчик: Отдохнуть на пляже и поучиться.

Оксана Галькевич: Мария Алексеевна, ну смотрите, достижения достижениям рознь. Бывает, ребенок очень мотивирован, действительно очень хочет, но у него достижения такие там, он не входит в какую-нибудь сборную по физике или литературе от страны, или математики, или информатики. Может быть, какие-то дипломы 1-й, 2-й, 3-й степени, какие-то там олимпиады не самого такого, но ребенок очень хочет, ребенок мотивирован. Таких не берете? Вам нужны прямо какие-то такие весомые, да, всероссийского масштаба?

Мария Пукальчик: Оксана, вы правильные вопросы задаете. На самом деле, как вы уже сказали, исходя из количества студентов и школьников в образовательном центре, которые приезжают, безусловно, это не все олимпиадники всероссийского масштаба. Мы рассматриваем одаренных детей гораздо шире, чем олимпиады. Это и те, кто просто проявляют активность на уровне регионов, школ, и те, кто участвуют в не столь популярных конкурсах. То есть многие достижения принимаются в качестве проходных для участия в конкурсе.

Оксана Галькевич: Но все равно какое-то портфолио требуется, да, для того чтобы вы могли посмотреть на ребенка?

Мария Пукальчик: Безусловно.

Оксана Галькевич: Смотрите, мы уже прочитали этот вопрос, я его повторю, пока налаживали с вами связь. Челябинская область, правда, так более просторечно формулирует, но я немножко перефразирую: «На какие деньги строить «Сириус» в регионах?» Потому что то, что мы показали в нашем сюжете, действительно производит впечатление такого, знаете, суперсовременного дорогого проекта.

Константин Чуриков: Да, просто, как вы видели, мы до этого беседовали об автобусах, в регионах с деньгами плохо.

Мария Пукальчик: Я представляю университет, и мы со своей стороны все-таки немножко дистанцированы от образовательного центра. Могу сказать, что в университете много делается при поддержке фонда «Талант и успех» Елены Владимировны Шмелевой и при активной поддержке индустриальных партнеров, которые приносят даже не столько деньги, сколько идеи и проекты для развития.

Константин Чуриков: Скажите, пожалуйста, вот такой тоже наивный, может быть, вопрос – а чему можно научить даже пусть очень талантливого ребенка, как можно его сильнее развить, если это все-таки речь идет о двух неделях? Вот хорошо, две недели, приехал талантливый, я не знаю, мальчик, девочка, приехали, не знаю, откуда-то из Сибири, например, издалека совсем. Эти две недели прошли, дальше они вернулись к себе в свою среду, где, предположим, если это маленький городочек...

Оксана Галькевич: Ты бы еще сказал, в свою Сибирь, да, ха-ха, Костя.

Константин Чуриков: ...где нет, не знаю, доступа к библиотеке, например, все бывает. Вот как сделать так, чтобы все-таки эти дети потом не были брошенными? Я задал вопрос.

Оксана Галькевич: Костя, такого у нас не бывает.

Мария Пукальчик: Нет, к сожалению, и такое бывает.

Константин Чуриков: Так.

Мария Пукальчик: Но встречается все реже в масштабах страны, но я подозреваю, что и такое бывает. На самом деле у нас очень активная поддержка по линии наших выпускников, многие дети приезжают к нам постоянно на разные смены, подаются. Мы надеемся, что в ближайшем будущем уже наши выпускники образовательного центра, которые когда-то были школьниками, поступят в наш университет на магистратуру, потому что время идет. И в принципе за одну, две, три недели можно научиться многому: командной работе, командному выполнению проекта, научиться, к примеру, отдельным вещам из области искусственного интеллекта и робототехники, создавать встроенные системы, управлять дронами, проектировать.

Константин Чуриков: Мария Алексеевна, а обязательно командной какой-то работе? А если просто человек привык, я не знаю, индивидуально как-то, не знаю, для себя знания получать?

Мария Пукальчик: Ну, у нас чаще всего проектные модули формируются по принципу командно-проектной работы, потому что это позволяет развивать разные стороны личности, в том числе налаживать контакт. Есть отдельные, в которых ценится преимущественно личная работа, но я уверен, что совместно в проектном формате школьники и студенты получают больше.

Оксана Галькевич: А вы отдаете предпочтение, или как вообще, в принципе вы отбираете кандидатов, ребятам из регионов, или на равных рассматриваете кандидатуры из Москвы, Петербурга? Почему спрашиваю? Потому что, ну понятно, в Москве, в Петербурге, особенно, конечно, в Москве, возможности у детей больше тут созданы, собственно, свои какие-то технопарки для детей фактически, в это вкладываются деньги, и уж, знаете, там удивить московского ребенка тем, как там дрон летает и как его этому научить, ну, мне кажется, сложно.

Мария Пукальчик: Оксана, вы правы. Мы рассматриваем, тем не менее, на общих основах, но могу сказать по студентам, прошедшим обучение за этот год в университете: подавляющее большинство из регионов.

Оксана Галькевич: Ага, подавляющее большинство все-таки...

Мария Пукальчик: Да. У нас в стране очень хороший уровень образования, есть потрясающие региональные центры, которым надо просто помочь стать более популярными или обменяться опытом для совместного развития. Но основная масса наших студентов, которые приезжают, – это все-таки регионы.

Оксана Галькевич: Ну это здорово, это замечательно.

Константин Чуриков: Оксана очень боится, что будут одаренные москвичи, да.

Оксана Галькевич: Нет, почему?

Константин Чуриков: Я согласен, все должно быть по-честному.

Оксана Галькевич: Я спросила как раз, как отбирают, Костя.

Константин Чуриков: А еще вот такой, кстати, вопрос. Спрашивает вас Вологодская область: «Ваши дети, дети в «Сириусе» сидят в телефонах?» Ну то есть имеется в виду, чем эти дети отличаются от обычных детей.

Мария Пукальчик: Ничем. Точно такие же любознательные, интересующиеся, сидящие в телефонах, лайкающие в Instagram посты. Абсолютно обычные.

Константин Чуриков: TikTok тоже, да?

Мария Пукальчик: То же самое, все как везде. Единственное, у них есть желание развиваться, желание узнавать новое, они открыты миру.

Оксана Галькевич: Вот так. Костя очень не любит TikTok...

Константин Чуриков: У меня предубеждение, да.

Хорошо, а вот, смотрите, задача же не просто сделать ребенка умным, вы же сами сказали, что задача все-таки попытаться из него сотворить разносторонне развитую личность. А как вообще вот просто, в целом как преподаватель скажите, как ребенка сделать личностью?

Мария Пукальчик: Я формально ушла ненадолго из преподавания в сторону учебной части. Но в рамках университета у нас есть курс гражданственности и «Россия в мире», цикл лекций, которые рассказывают, как формировалась наша страна, о нашем культурном коде и ценностях. Мы планируем привлекать и развивать их, как сказать, так называемые soft skills, проектную работу, умение работать в командах и давать им возможность посещать концерты, видеть прекрасное. То есть помимо просто обучения в лабораториях.

Константин Чуриков: Да, вот именно то, что я хотел спросить.

Оксана Галькевич: Мария Алексеевна, вы знаете, soft skills у нас обычно делают упор на работу в команде...

Константин Чуриков: Давайте сначала переведем, подождите, мы сейчас будем про англицизмы говорить.

Оксана Галькевич: Hard skills – это профессиональные навыки, soft skills – это коммуникация, например, это творческая составляющая...

Мария Пукальчик: Да.

Константин Чуриков: Навыки общения.

Оксана Галькевич: Да, навыки общения.

Мария Пукальчик: Да.

Оксана Галькевич: Мария Алексеевна, у нас делается упор на коллективизм, так скажем, на вот эту работу в команде и т. д. А как насчет soft skills, ну вот та самая коммуникация, общение.

Константин Чуриков: Общение.

Оксана Галькевич: Умение общаться, выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, ну и т. д.

Константин Чуриков: Я думаю, в «Сириусе», Оксана, не дерутся.

Оксана Галькевич: Нет, ну, кстати, да, Костя, но это же разные алгоритмы, разные способы... Вот у нас по этой части психология какая-то преподается?

Мария Пукальчик: Вы правы, у нас есть целое направление в области психологии, педагогики и, что более интересно, по выявлению и работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, то есть все, что касается инклюзивного образования, повышение грамотности населения. В рамках работы действующих магистратур мы думали включить, и запланировано включение модулей, касающихся навыков презентаций, личностных презентаций, что делать, если ты собеседуешься у работодателя. То есть это такие более индивидуальные вещи, как побороться своих внутренних демонов и выйти уверенным на собеседование.

Константин Чуриков: А, уже такие полезные, применимые к жизни практические навыки.

Мария Пукальчик: Практически ориентированные.

Константин Чуриков: Какой процент, вообще сколько школьников может в себя вместить «Сириус» одномоментно и сколько студентов? Вообще вот какая пропорция?

Мария Пукальчик: Мне сложно сказать по школьникам. По студентам: сейчас набор действующей магистратуры у нас в первом году был 50 магистров, в следующем году мы планируем дополнительно набрать еще 200. И за этот год мы, ну понятно, что не одномоментно, а в разное время, свыше 4 тысяч человек обучилось. Самые большие конференции были около 300 человек в рамках одной недели.

Константин Чуриков: Мария Алексеевна, можете так навскидку все-таки основные направления перечислить, то есть какие предметы, какие области знаний затрагивает обучение в «Сириусе»? Потому что я думаю, что сейчас нас смотрит вся страна, родители, дети, все хотят к вам, все хотят стать более развитыми, более умными, продвинутыми и т. д.

Мария Пукальчик: Ну, работа с одаренными школьниками – это, безусловно, весь спектр гуманитарных, технических, математических, естественно-научных областей. В магистратуре у нас пока что идут ключевые направления – это генетика, науки о жизни, робототехника, искусственный интеллект, финансовая математика, когнитивные науки и исследования, ну и такие очень интересные, востребованные в современных реалиях, в цифровой экономике направления.

Константин Чуриков: Очень востребованные, потому что нам сейчас, вот мы сегодня выясняли, срочно нужно свой телефон изобретать...

Оксана Галькевич: Ага, давно.

Константин Чуриков: ...свою технику, планшеты, много чего.

Оксана Галькевич: Ты не переживай, нам давно срочно надо.

У нас есть звонок из Москвы, давайте послушаем Миру, Мария Алексеевна. Здравствуйте, Мира.

Зритель: Да-да. Я хочу узнать, что вот в крупных университетах, скажем, ну и в наших, и в зарубежных, ведется активная научная работа с большими достижениями в различных областях наук, так? А вот в «Сириусе» помимо развития, образования, скажем, ведутся ли существенные, нужные разработки научные, которые имеют, скажем, резонанс в мире или у нас? Вот такие серьезные научные работы.

Константин Чуриков: Да, спасибо, Мира. Но я просто думаю, что, наверное, рано задан вопрос, потому что «Сириус» не так давно создан...

Оксана Галькевич: Всего год, да, но тем не менее ведется ли работа, есть ли такие направления?

Мария Пукальчик: Вы правы, работа ведется. У нас собраны действительно профессора мирового уровня. Ну, в качестве таких вещей, которыми можно прямо похвалиться и гордиться, – это ввод в эксплуатацию крупнейшего лабораторного центра в области генетики, где наши ведущие профессора пытаются расшифровать геном людей, которые перешли 100-летний рубеж, и понять, какие признаки повлияли на то, почему эти люди так долго прожили. Это может в дальнейшем повлиять на процедуры лечения. Это разработка новых лекарственных препаратов с применением машинного обучения, прогноз развития и экспериментальные методы. И безусловно, это все, что касается селекции, генетики растений, то есть очень востребованы области в продовольственной безопасности.

Константин Чуриков: Мария Алексеевна, где преподавателей берете, по какому принципу их отбираете? Это, мне кажется, тоже очень важно.

Мария Пукальчик: Преподаватели в данный момент приходят из различных университетов. Самое главное для нас – это их опыт в преподавании и высокий класс, именно как мастерство, знание предмета. Преподавателей нам рекомендуют руководители направлений магистратуры, которые отвечают за них своей репутацией, и действительно, у нас очень качественный преподавательский состав. И у нас есть возможность приглашать узкопрофильных, высококлассных специалистов на отдельные образовательные модули, чтобы наши студенты получали лучшее из того, что есть сейчас в стране и в мире.

Константин Чуриков: Еще звонок у нас, Денис из Волгограда. Здравствуйте, Денис.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Денис.

Зритель: Добрый вечер, дорогие друзья.

Константин Чуриков: Добрый.

Зритель: Интересную тему затронули, хорошо, что освещаете. Хотелось бы свое личное мнение выразить об этом замечательном месте, вот.

Константин Чуриков: Так.

Зритель: Мы как-то гуляли по пляжу, проходили мимо и увидели детей, которые на пляже ходят, собирают камушки с руководителем. Ну, мы подошли пообщаться, спросили. Были приятно удивлены, дети были лет 10, все вежливы, тактичны, интеллектуально развиты, скажем так, было сразу заметно. И наше мнение изменилось, потому как до этого мы слышали, что в основном туда попадают по блату дети каких-то олигархов или еще что-то, ну чепуха какая-то была определенная. Поэтому хочу лично поблагодарить всех, кто причастен к этому замечательному проекту, и надеюсь, в нашей стране будет такого больше.

Константин Чуриков: Спасибо, Денис, за ваш звонок, спасибо большое. Мы присоединяемся.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Мария Алексеевна, нам передали, что вы не слышите, – вас похвалили, похвалили детей, сказали, что прямо вот уже все на лице написано у ваших детей.

Оксана Галькевич: Да. Спасибо вам, спасибо за этот сеанс связи, за подробные ответы.

Константин Чуриков: Спасибо. Поздравляем с годовщиной!

Оксана Галькевич: Да, и с годовщиной вас. Мария Пукальчик была у нас на связи, проректор по учебной работе Научно-технологического университета «Сириус», кандидат биологических наук.

Константин Чуриков: Понятно, что «Сириус» не резиновый, но хочется, чтобы, уважаемые зрители, наши с вами дети попали туда.

Оксана Галькевич: Ну, будет в каждом регионе свой «Сириус».

Константин Чуриков: Ждем.

Оксана Галькевич: Да, ждем.

Константин Чуриков: Продолжим через несколько минут.

Оксана Галькевич: Друзья, мы продолжаем наш прямой эфир...

Константин Чуриков: Кстати, у нас будет сейчас свой «Сириус».

Оксана Галькевич: Поговорим о русском языке.

Константин Чуриков: У нас сейчас будет тренинг для чиновников через несколько минут.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (0)
О практике выявления талантливых детей