Петр Кузнецов: Приветствуем Зулию Лоикову! Независимый HR-эксперт с нами. Это еще один эксперт по этой теме. Зулия, здравствуйте! Зулия Лоикова: Добрый день! Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, какой тип руководителя характерен для России вообще? Деспотичный, некомпетентный? Давайте нарисуем средний портрет. Зулия Лоикова: Хороший вопрос. На самом деле, руководитель руководителю рознь, в чем за последнее время многие как раз-таки начали находить подтверждение. Почему? Потому что у нас идет смена эпох правления, смена экономических каких-то тенденций и смена в принципе коммуникации, социальная жизнь вошла в норму. И мы видим в большей степени то, что было характерно, например, в советское время, но что неизменно годами - это такой «красный» тип управления, когда сверху спускается задача в таком директивном формате, она не обсуждается, но выполняется. Сейчас на рынке труда присутствуют 4 поколения, и часть, скажем, поведений поколенческого, она не приемлет такой формат взаимодействия. Для них важно, чтобы руководитель был лидером, а это значит, что это, в первую очередь, босс, который не давит сверху, а показывает свой пример. И многие соискатели, например, в вопросах при трудоустройстве отмечают, что для них важно, чтобы была комфортная среда взаимодействия. Дружественные взаимоотношения не в том плане, что ты дружишь с начальством, а в том плане, что ты можешь всегда открыто прийти, рассказать о том, что у тебя есть какие-то задачи, и ты получаешь менторские либо наставнические советы и взаимодействия. То есть люди ожидают этого. Мария Карпова: Да, но получается, что, к примеру, если начальник уже из нового поколения и он привык общаться так, то его подчиненные могут быть, как вы говорите, из «красной» системы управления – тогда тоже не будет взаимопонимания? То есть дело не всегда в начальниках, но и в подчиненных? Зулия Лоикова: Вы знаете, дело в коммуникациях. Любому человеку важно, что его труд уважают, что его самого уважают как личность. Если мы говорим как раз о личностных границах, то, что в последнее время достаточно популярно, - все стараются выстроить личностные границы комфортно. То есть нет того, что раньше поощрялось. Например, до пандемии мы все замечали, что быстрее, выше бежим, делаем, достигаем и т. д. Пандемия расставила все на места, и люди стали задумываться о балансе между работой и отдыхом, личной жизнью. И эта пандемия как раз-таки вошла в часть нашей личной жизни, потому что многие даже сейчас продолжают работать на удаленке, а когда ты, с одной стороны, вроде как дома, с другой стороны, ты в работе, и твоя погруженность в работу должна быть продуктивной. Об этом многие компании задумываются, в том числе и руководители. Например, в прошлом году многие компании инвестировали в ментальное здоровье своих сотрудников, нанимали психологов, нанимали специальные сервисы, выделяли бюджеты для того, чтобы сплотить коллектив. Кстати говоря, различные опросы на сайтах всегда показывают, что даже те, кому раньше нравилось работать в «красной» среде, такой достаточно жесткой, консервативной, сейчас отмечают, что все, надоело, меняем отношения на работе. Мария Карпова: Зулия, давайте вместе с вами подведем итоги нашего СМС-опроса, у нас мало времени остается. «Да» ответили 20%, то есть 20% всего лишь уважают своего начальника, 80% - «Нет». Короткий комментарий. Зулия Лоикова: Я думаю, что любому руководителю нужно всегда повышать знаний и уровень квалификации, то есть это тот человек, который умеет хорошо и правильно коммуницировать. Мария Карпова: Тогда и будет уважение, да? Зулия Лоикова: Да, совершенно верно. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт.