Зумеры и соцсети. Что об этом думают социологи
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/zumery-i-socseti-chto-ob-etom-dumayut-sociologi-55280.html Петр Кузнецов: Россиян стали в два раза чаще увольнять за посты в социальных сетях. Недавно были опрошены представители тысячи компаний, в каждой десятой случались увольнения сотрудников из-за неподобающей интернет-активности, так ее еще можно назвать.
Так почему же мы в соцсетях активнее, чем на работе? Да, что там на работе, активнее, чем в жизни. Как это работает, что с нами происходит за компьютером или перед гаджетом и со всеми все это происходит, вот этим вопросом задаемся в первом часе. С ним же в комплекте идет СМС-опрос: «Вам в соцсетях комфортнее, чем в жизни?» – да, нет, 5445. Еще успеете проголосовать.
Мария Карпова: Раиса Бараш с нами на связи, ведущий научный сотрудник института социологии. Раиса, здравствуйте!
Раиса Бараш: Здравствуйте, уважаемые ведущие! Здравствуйте, зрители, подписчики, читатели! Да, очень интересная тема.
Петр Кузнецов: Мы насколько знаем, у вас целая научная работа была посвящена этому. В том числе и поэтому мы хотели бы с вами поговорить.
Раиса Бараш: Это очень актуальная тема, она интересует очень многих исследователей, потому что все мы живем в цифровую эпоху. И я хотела сделать небольшую ремарку относительного того, разделилась ли жизнь на «до» и «после».
Надо вообще-то понимать, что интернет появился давно и меняется он довольно активно. Сейчас есть точка зрения, что у нас ни одного интернета 1.0, пришел интернет 2.0, когда активное участие в формировании интернет-контента принимают блогеры, подписчики социальных сетей.
И многие адепты теории поколений считают, что появилось, так называемое, zoom поколение или поколение Z, или центениалы (молодые люди, родившиеся после 2000 года), для которых социальные сети, интернет, блоги являются реальность, которая с ними находится с их рождения, с момента их взросления.
Мария Карпова: А можно ли предположить, исходят из этого, что этим людям важнее то, как они выглядят? То, как они позиционируют себя именно в интернете, чем в жизни?
Раиса Бараш: Для них нет разницы между реальной жизнью и виртуальной коммуникацией. Потому что в социальных сетях и виртуальной коммуникации их привлекает прежде всего общение.
А для того, чтобы быть видимым, нужно быть ярким, нужно выделяться. Поэтому та основная мотивация, которая привлекает молодых людей в социальных сетях – быть отличающимся, что и мотивирует их активный постинг.
При этом наши исследования, проводимые в институте социологии, показывают, что не больше 2% молодых людей из социальных сетей выходят в реальную активность, участвуют в волонтерской деятельности или каких-то важных процессах низовой коммуникации, взаимодействуют со своими сверстниками по важным процессам.
Просто zoom или социальные сети – это всегда еще и мобильный интернет. По данным Mediascope, основная доля медиакоммуникаций приходится именно на мобильный телефон, который всегда с собой и проще что-то снять, выложить в YouTube, получить лайки и стать популярным.
Петр Кузнецов: Якутию давайте послушаем, телезритель оттуда. Здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте! Вячеслав.
Мария Карпова: Очень приятно! Мы вас слушаем. Ваша реплика, пожалуйста!
Зритель: Я полностью согласен с предыдущим автором.
Петр Кузнецов: По поводу?
Зритель: Что люди ... свою жизнь выкладывают, и им проще, сейчас у всех смартфоны. Выкладывают свои красивые фото и т.д.
Петр Кузнецов: Нас в этой программе больше интересует, вот если вы позвонили, рассказывайте о себе, а не то, что вот люди. На собственном примере, пожалуйста: где вы в соцсетях, есть ли вы там, о чем вы рассказываете, как вы себя там ведете, отличается ли это поведение от поведения в реальной жизни?
Зритель: Допустим, я работаю в «Транснефть» и мне запретили выкладывать в соцсеть.
Петр Кузнецов: Вообще что-либо?
Зритель: Вообще. Это государственная компания, Сечин там, все знаете.
Мария Карпова: А хотелось бы что-то выкладывать? Есть такое желание?
Петр Кузнецов: Создайте какой-нибудь аккаунт, я не знаю, с аватаркой котика, имя выдумайте. Или это не то?
Зритель: ... как бы меня не надо учить.
Петр Кузнецов: Ну, понятно, вас раздражает, да. Спасибо вам большое! Якутия на связи была.
Раиса, скажите, пожалуйста, по поводу этих аватарок с котами. Вы же наверняка исследовали и эту категорию. Их очень много. Вот те люди, которые вроде бы вполне адекватные. Смотришь в реальной жизни, да, вот он, ты его каждый день встречаешь. В соцсети заходишь, а у него у него какой-то странный кот, черный квадрат, цветочек или какая-нибудь знаменитость, т.е. не он.
Раиса Бараш: Знаете, я хотела немножко оттолкнуться от новостной строки о том, что кто-то из наших сограждан был уволен или был каким-то образом наказан.
Петр Кузнецов: Ну работодатель чаще стал уделять внимание этому.
Раиса Бараш: Нужно понимать, что когда вы говорите о котиках, вы видимо ориентируетесь на какую-то закрытую, может быть, свою аудиторию. Потому что, по данным наших исследований, социальные сети бывают разные.
И средний молодой человек, скажем, в возрасте 25 лет зарегистрирован не менее чем в трех социальных сетях. И социальные сети есть для работы, например, Фейсбук, Одноклассники, в широком смысле для работы, где он общается со своими коллегами.
Есть мессенджеры, например, WhatsApp, Viber – это очень личная переписка и там, наверное, могут быть котики. Если ты общаешься со своими родственниками, то здесь котики понятны. Мы должны понимать, что если человек в одной социальной сети постит котиков, цветочки и может быть рецепты, то совсем не значит, что в Фейсбуке, где его видит его начальник, он размещает такую же очень личную, персональную информацию.
Но, все мы, в общем-то, люди, и все мы общаемся не только с начальниками и не только с подчиненными. Общаемся со своими детьми, родственниками и здесь котики вполне уместны, т.е. ничто человеческое пользователям не чуждо.
А молодежь так и вовсе хочет быть искренней. Если посмотрите на глобальный тренд, того же движения #MeToo, например. Или в российском фейсбуке активно в прошлом году прошла волна таких активных откровенных историй о пережитом женщинами опыте не совсем как им кажется корректного поведения врачей, то вы заметите, что в российском интернете, ну и в западном тоже (здесь мы, естественно, берем с вами срез стран, где интернет доступен и широко используется), т.е. в современном интернете есть тренд на, так называемую, новую искренность, когда люди пытаются быть ближе друг к другу. Потому что люди все в общем-то понимают, что за красивой картинкой не всегда стоит. Потом тренд на новую искренность...
Петр Кузнецов: Снова на сближение, да, да. То есть это все развивается, не стоит на месте.
Спасибо! Это очень важная вот эта история. Раиса Бараш, ведущий научный сотрудник института социологии.
Мы подводим итоги голосования.
Мария Карпова: Давайте посмотрим, что у нас там с результатами. Да смотрите, очень интересно: 13% считают, что да, в соцсетях им комфортней, 87% – нет, в жизни лучше!
Петр Кузнецов: Ну и отлично! Оставайтесь в реальной жизни!
Это ОТРажение, мы вернемся через пару минут, второй час у нас впереди.
Мария Карпова: Мария Карпова, Петр Кузнецов.
Зумеры и соцсети. Что об этом думают социологи