Сахарный диабет
https://otr-online.ru/programmy/shodi-k-vrachu/saharnyy-diabet-59576.html Сходи к врачу 07.05.2022 (Сахарный диабет)
Марьяна Лысенко, Герой Труда, главный врач ГКБ № 52: 100 лет назад, до эры появления инсулина, сахарный диабет считался смертельным заболеванием. На сегодняшний день это совсем не так, но количество заболевших увеличивается с каждым годом. Неправильное питание, стресс, избыточный вес – всё это приводит к заболеванию. Сахарный диабет – это удел пожилых людей. Это миф. Среди наших заболевших – огромное количество молодых людей, которые даже в половине случаев и не подозревали о том, что они больны. Как не допустить развития заболевания? Как нужно контролировать ситуацию? Об этом расскажут мои коллеги.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Да, Саша, а что не в «Лужниках-то» сразу?
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Привет, Серёжа! Слушай, ну извини, это единственное свободное место в нашей больнице в это время.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: А что собираемся делать?
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Сегодня мы попытаемся помочь моему старому другу.
Александр Николаев: Добрый день!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Александр, давай заходи, дорогой, привет!
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Привет!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Рад, что дошёл до нас, в конце концов.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Добрый день!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Серёжа, это Александр – мой приятель. Сань, присаживайся.
Александр Николаев: Спасибо!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Серёжа, 2 секунды, я заканчиваю, побеседуй с ним, пожалуйста. Тебе как бывшему терапевту это ближе будет.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Окей. Можем же на «ты»?
Александр Николаев: Да, конечно.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Саша, что тебя беспокоит?
Александр Николаев: Сильно жажда мучает. Если честно, уже на протяжении полугода постоянно пью, вода даже с собой, как следствие, это, естественно, частые мочеиспускания. Я – преподаватель, и, естественно, это мешает вести лекции, занятия, приходится прерывать. С одной стороны, сначала мне казалось, что у меня прекрасно работают почки – это, наоборот, хорошо, но постепенно я понял, что это что-то другое.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Есть группы людей, которые должны скринироваться на сахарный диабет. И сегодня они очень простые: если возраст старше 45 лет, если индекс массы тела больше, чем 25, а, я вам скажу, 25 – это, в общем-то, почти худой внешне. Если он больше, чем 25 – этот индекс массы тела, считается уже, независимо от возраста, надо хотя бы измерить глюкозу плазмы натощак.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Слушай, а рост, вес свой помнишь?
Александр Николаев: Рост – 172, а вес – в районе 115.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Я сейчас посчитаю тебе такой показатель, называется «индекс массы тела». Так, получается, 38 у тебя, запомни эту цифру. Дальше давай измерим давление.
Александр Николаев: А это много или мало?
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Это много. Закатай рукав. Тоже запомни, скажешь, если спросят. Ты сам дома измеряешь?
Александр Николаев: Очень редко.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Саша, давление высокое и индекс массы тела высокий. Я думаю, надо показать эндокринологам, потому что все факторы риска есть.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Конечно, Серёжа, абсолютно правильная мысль. Саша, давай-ка заодно тебе сразу сахар померим, чтобы, как говорится, не с пустыми руками к эндокринологам идти. Давай вот эту руку.
Александр Николаев: Это не?.. А!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Ничего-ничего, потерпи. Так, это тебе подержать.
Александр Николаев: И что там?
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: 9,2, Саша.
Александр Николаев: Это много или мало?
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Вообще многовато.
Александр Николаев: А норма сколько?
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Это сейчас тебе расскажет наш эндокринолог.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Когда я общалась с Александром, увидев у него такие показатели сахара и видя самые типичные жалобы для больного сахарным диабетом – это сухость во рту и жажда, частое мочеиспускание и одновременно прибавка в массе тела, и достаточно серьёзная прибавка. И я нашего пациента отправила на самые пока основные анализы, которые мне позволят сказать, как долго он болеет уже сахарным диабетом, а я предполагаю, что он уже есть.
Александр Николаев: А не больно здесь у вас берут кровь-то?
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Слушай, у нас здесь отличные медсёстры. Ты сейчас много пьёшь. С одной стороны, это минус, с другой стороны, для сдачи крови это плюс – тебе будет легче попасть в вену. Второй момент, ты в тёплом – это тоже позволяет легче попасть в вену, чуть больше крови притекает.
Александр Николаев: А вот иногда бывает – сознание теряешь, говорят.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Если ты смотришь в момент укола на руку, конечно, это больше страха и можно потерять сознание, поэтому ты отвернись, смотри в окно, смотри ещё куда-нибудь, подумай о чём-нибудь хорошем, например. о море. Второе: ты не задерживай дыхание из серии, что «вот сейчас меня уколют…» и всё, и люди каменеют. Так не надо делать. В общем, не переживай, тебя вызовут. Я сейчас пойду к другому пациенту, ты потом к нам зайди.
Александр Николаев: Да, хорошо, до встречи.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Слушай, тут, мне кажется, даже не нужно спорить, поставят ему диабет.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Да, Саша – типичный пациент с нарушением толерантности к глюкозе, такой крупный, рыхлый, с избыточной массой тела, с повышенным артериальным давлением.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Но есть и нетипичные пациенты. Я, будучи студентом второго курса, столкнулся: у нас одногруппник стал жаловался, что часто мочеиспускание, жажда. Мы все смеялись, он тоже смеялся, типа: «А что? Что?». Говорит: «Наверно, я киселя перепил, вон там по дешёвке купил…». Прошли каникулы, выходим на учёбу, а его нет. Стали выяснять, что и как. А, оказывается, за это время он дошёл до кетоацидотической комы и его госпитализировали в больницу.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Если мы возьмём в целом, в России – 4,5 миллиона пациентов с диабетом, из них 90% – это диабет второго типа, и лишь 5% – это диабет первого типа. Если диабет второго типа – это образ жизни, ожирение, и мы многое можем вернуть назад, то диабет первого типа – это, можно сказать, совсем другое заболевание. К сожалению, это сбивка иммунной системы, когда в организме появляются вещества – антитела, которые просто убивают ту клетку, которая синтезирует инсулин и снижает сахар.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: К сожалению, диабет первого типа – это «болезнь молодых», но современная медицина позволяет обеспечить достаточно хороший уровень жизни этим пациентам. Пример моего приятеля Дениса, который болеет диабетом уже 10 лет, может вдохновить многих.
Денис Маслаков: У меня стала снижаться работоспособность, на ночь я пил просто холодную воду очень в больших количествах, по полведёрка, например, я мог себе позволить за вечер, какие-то высыпания на груди. Я жил над венерической клиникой, сходил было к ним, они сказали мне: «Брат, померяй сахар-то». Я померил сахар, сахар оказался 28, и я пришёл на следующий день сдаваться эндокринологу, эндокринолог мне подтвердил все мои опасении, и, в общем-то, с тех пор я – диабетик.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: В том-то и опасность сахара, что где-то до 13 его не чувствуют, а даже когда появляются частые мочеиспускания и много пьёт человек, иногда кажется: ну что-то поел – солёное, сладкое, и люди не… ну как можно в 23 года представить, что теперь тебе надо делать инсулин, и ты, таким образом, заболеешь диабетом первого типа. Но, единственное, могу сказать, к счастью, на сегодня и этот диабет мы лечим, и очень много технологий в лечении первого типа диабета.
Денис Маслаков: Что было тяжелее всего? Тяжелее всего было принять, что ты неизлечимо болен. Тебе необходимо менять свою жизнь.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Кстати, больные с диабетом по данным регистра, если они за собой следят и всё выполняют, живут больше, чем здоровые, потому что, как правило, узнав, теперь что они делают? Сахар измеряют, диету соблюдают, в поликлинику ходят и за своим здоровьем более тщательно следят.
Денис Маслаков: Сейчас у меня, например, вот такая штука – инсулиновая помпа, которой ты просто задаёшь свои параметры сахара, и сколько ты собираешься съесть, и она сама вычисляет, сколько тебе нужно подколоть, и всё, и ты не паришься с тем, чтобы как-то это вычислять всё в уме.
Медсестра отделения эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Сделайте глубокий вдох носиком. Тихонечко расслабляем ручку. Терпимо? Не так страшно?
Александр Николаев: Да, спасибо.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Итак, Александр возвращается ко мне, у нас достаточно быстро делаются эти анализы, с показателями теми, которые я у него просила. Я могу чётко сказать, что диабетом он болеет, наверно, где-то уже года полтора-два, если не больше.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Ну что, Саша? Что ты какой-то грустный.
Александр Николаев: А что тут не будешь грустный? Смотрите, дневник какой-то дали, плюс ещё куча правил…
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Слушай, здесь целая книга по питанию, потому что, посмотри, видишь, как: мало того, что ты будешь еб хорошо чувствовать, ты ещё и похудеешь.
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Я не могу не рассказать об очень интересной новости в лечении диабета: сегодня есть такое понятие – «бариатрическая хирургия», когда удаляют часть желудка, более такая тяжёлая операция – часть кишечника, больные худеют, и, вы знаете, после снижения массы тела, они уходят в ремиссию сахарного диабета, чего мы раньше никогда не видели. То есть не просто диабет как-то облегчился, они уходят в ремиссию, то есть диабета нет. Но, конечно, бариатрия – это ликвидация части органа. Я как эндокринолог – сторонница того, что сначала надо попробовать изменить образ жизни, попробовать полечиться, а потом уже думать: надо такие кардинальные меры или нет.
Александр Николаев: А как же выходы по пятницам, встречи? Что делать с этим?
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Алкоголь надо немножко подсократить. Если ты переживаешь за сахар, то ты можешь всё добрать фруктами.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Конечно, а алкоголь только вместе с нами – по пятницам один раз в год.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: А там посмотрим.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: А там посмотрим.
Александр Николаев: Тяжело, конечно…
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Справишься же?
Александр Николаев: Будем стараться!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Ничего, Саша, меняем бар на зал, давай, не переживай.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Но, если что, всегда ты нам можешь набрать, мы тебе подскажем.
Александр Николаев: Спасибо!
Татьяна Маркова, врач эндокринолог, зав. отделением эндокринологии Городской клинической больницы № 52: Очень многое ещё пока в его руках, многое, если он будет соблюдать вот это небольшое количество рекомендаций, а они самые обычные: убираем жирные продукты, снижаем калорийность пищи, трёхразовое всё-таки питание мы рекомендуем, физическая нагрузка – 30 минут 3 раза в неделю, это реально сделать, и мы уже сделаем шаг вперёд.
Марьяна Лысенко, Герой Труда, главный врач ГКБ № 52: Моя любимая фраза: «Предупреждён, значит вооружён». Эндокринологи, которые занимаются лечением сахарного диабета, очень часто говорят: «Диабет – это не болезнь, а образ жизни», – и это действительно так. В современном развитии медицины люди, заболевшие этой тяжёлой болезнью, могут полноценно жить, строить отношения, рожать детей, заниматься любимым делом, главное – знать всё о своём заболевании и во взаимодействии с врачом победить эту болезнь.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Вокруг этого заболевания – множество мифов, начиная от того, что сахар абсолютно нельзя людям с диабетом...
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Да, или миф о том, что повышенный приём сахара в пищу может вызвать диабет. Это же тоже не так, человек может заработать ожирение, а уже потом заболеть диабетом из-за того, что он просто тучный и нарушена толерантность к углеводам.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Да, или то, что люди с диабетом обязательно должны питаться диабетическими продуктами. На самом деле, это не так, это маркетинговый ход, в них также содержатся вредные жиры, в них также содержится сахар, а, самое главное, они заметно дороже.
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: Конечно, поэтому ищите проверенную информацию.
Сергей Симбирцев, врач анестезиолог-реаниматолог: Да, и встретимся на следующей неделе в это же самое время!
Александр Калмыков, врач анестезиолог-реаниматолог: До свидания!