Правильно писать буквы и произносить звуки русского алфавита. С таких простых заданий начинается урок чтения в школе «Перемена» для детей-мигрантов в Уфе. На этом занятии все ученики - из Вьетнама. Лекуиньга Во, ученица развивающей адаптационной школы «Перемена»: «Мы тут учили алфавит и пластилин делали, божью коровку. И делали флаг России из пластилина». Занятия в школе часто проходят в игровой форме. На переменах с детьми занимаются вожатые - устраивают спортивные конкурсы, музыкальные разминки и танцы. Так ученики ещё быстрее вливаются в русскоязычную среду. Алсу Хайретдинова, педагог развивающей адаптационной школы «Перемена»: «Дети трудолюбивые, общительные, очень тактильные. Мы с лёгкостью с ними наладили контакт. И обучать их было нам в удовольствие». Семилетняя Тука Альхашман вместе с родителями приехала в Уфу из Сирии. В школе «Перемена» она учит сразу и русский, и башкирский. Тука Альхашман, ученица развивающей адаптационной школы «Перемена»: «Вначале я не знала русского, а папа знал. Ну, он меня учил немного, я сразу русский захватила. И стала больше знать, чем папа. И больше, чем мама. И учила маму русскому. Я знаю, как «Здравствуйте» по-башкирски. И ещё как краски, цвета произносить». Отец Туки - Валит Альхашман - семь лет назад окончил аспирантуру одного из университетов Уфы. Инженер по специальности, он занимается калибровкой нефтяных приборов. О том, что существует развивающий центр для детей мигрантов, Валит с женой узнали от своих соотечественников в одной из мечетей Уфы. Отдали в школу старшую дочь - и не пожалели. Валит Альхашман, житель Уфы: «Очень помогло для развития наших детей. Надеемся, что останется так, и наша младшая дочь будет ходить в эту школу. Очень полезно для иностранцев, чтобы они учились здесь и знали русский язык побольше». Придумал и создал школу «Перемена» Азамат Тагиров. По образованию учитель географии и биологии, проблемами мигрантов он занимается с 2017-го года. Со временем понял, что детям из других стран необходима серьезная помощь в адаптации к учёбе в России. Азамат Тагиров, номинант национальной премии «Гражданская инициатива»: «Проект направлен на то, чтобы устранить у детей боязнь обучения в российской школе. По данным Минпросвещения, из 800 тысяч детей мигрантов только 140 тысяч вовлечены в образовательную среду, меньше 17%. Мы занялись этой проблематикой, выяснили, почему дети-мигранты не посещают школу. Первое - это языковой барьер. Второе - это психологическая неготовность к обучению в российской школе. И отсутствие программ по адаптации детей-мигрантов именно в подготовке к школе». Так родилась идея проекта «Перемена». Поддержку оказал Фонд президентских грантов. Азамат Тагиров сам собрал команду педагогов и вместе с ними организовал обучение на нескольких площадках в Уфе. Это школы и детские клубы раннего развития в крупных спальных районах, где живут большинство семей мигрантов. Азамат Тагиров, номинант национальной премии «Гражданская инициатива»: «В нашей школе дети изучают окружающий мир, чтение, математику, письмо, с ними проводятся различные творческие мероприятия. Также в рамках проекта работают логопеды, психологи. Дети, прибывающие из разных стран, многие не выговаривают различные звуки - чтобы избежать проблем в последующем, наши специалисты с ними работают». Курс обучения рассчитан только на летний период - чтобы дети успели привыкнуть к школе до начала учебного года. Всех воспитанников делят на группы - по уровню знания русского языка. Диля Гайсарова, педагог развивающей адаптационной школы «Перемена»: «Они контактируемые, начинают больше говорить на русском языке, у них есть стремление познавать, они очень дружелюбные, соблюдают даже традиции семейные. Приходя сюда в школу, они стараются поделиться чем-то своим, с нашими детьми». За два года обучение в школе «Перемена» прошли почти две сотни детей из Афганистана, Сирии, Арабских Эмиратов, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии. Будущих учеников сотрудники проекта нашли в соцсетях, помогли и руководители национальных диаспор. В следующем году проект продолжится. Азамат Тагиров намерен использовать республиканский грант, который недавно получил, чтобы организовать учёбу не только во время летних каникул, но и в течение всего года.