Аналитик Мария Белова: Когда обсуждают, как России слезть с «нефтяной иглы», я бы предложила не слезать, а опереться, и назвала бы не иглой, а рычагом

Гости
Мария Белова
экономист, аналитик нефтегазовой отрасли

Павел Давыдов: Нефтяная и газовая промышленность России тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет большое значение для всей российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства. Разберёмся в этом вопросе чуть подробнее, для этого поговорим с экономистом, аналитиком нефтегазовой отрасли Марии Беловой. Мария, здравствуйте!

Мария Белова: Здравствуйте!

ПРОФАЙЛ

Павел Давыдов: Мария Белова более 20 лет занимается исследованиями в области экономических, финансовых и правовых аспектов мировой нефтегазовой промышленности. Несколько лет была старшим аналитиком направления «Мировая энергетика» Московской школы управления СКОЛКОВО. Работала в Фонде «Институт энергетики и финансов». Профессор Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО. Жизненное кредо: самый ценный навык в современном мире – уметь просто рассказывать о сложном.

А вот расскажите мне просто о сложном: как цена на нефть влияет на каждого россиянина и на нашу страну в целом?

Мария Белова: Прежде всего тут стоит вспомнит о Фонде национального благосостояния, который ачал формироваться в 18-м году, собственно, за счёт него есть возможность стабилизировать и пенсионный бюджет и зарплаты бюджетникам.

Павел Давыдов: Скажите, а вот какая часть российского бюджета состоит из доходов от продажи нефти и газа?

Мария Белова: Если разбить наш бюджет на нефтегазовые и на не нефтегазовые, то почти 50% – это как раз нефтегазовые доходы: 6 триллионов рублей приходит от платы за право пользования недрами и налог на добычу полезных ископаемых, ещё 3 триллиона рублей по данным прошлого года – это как раз-таки экспорт пошлины, экспортные пошлины на нефть и газ.

Павел Давыдов: То есть, по сути, большая часть российского бюджета состоит из этих доходов?

Мария Белова: Добрая половина, скажем так.

Павел Давыдов: Мария, скажите, а когда и при каких условиях Россия сможет слезть с нефтяной иглы?

Мария Белова: Вы знаете, это достаточно философский вопрос о том запасе нефти – это дар или проклятие? И вот те, наверно, которые считают это проклятьем, говорят о том, что нам надо слезать с нефтяной иглы. Я бы предложила не слезать неё, а, наверно, опереться и назвала бы это не иглой, а рычагом, то есть каждый вложенный нефтяниками рубль может принести 10, а то и больше рублей в сопутствующих отраслях, потому что нефтяник приходит и становится драйверов появления других отраслей в этом регионе и это важно, поэтому я бы не спешила хоронить нашу отрасль и ставить задачу прямо по слезанию с нефтяной иглы.

Павел Давыдов: А вот скажите мне в завершение нашей беседы: какая фигура в нефтегазовой сфере у вас вызывает наибольший интерес? Это может быть современник или человек, который внёс свой вклад в развитие отрасли в прошлом.

Мария Белова: Дмитрий Иванович Менделеев.

Павел Давыдов: Конечно.

Мария Белова: Как минимум, таблица Менделеева, о которой знает каждый школьник, и хочется вспомнит его фразу: «Топить нефтью – это топить ассигнациями». Важно, если мы говорим о развитии отрасли, не только добывать и экспортировать , но ещё и перерабатывать. Переработка, глубокая переработка, нефтехимия – об этом обо всём важно думать сегодня.

Павел Давыдов: Мария, спасибо вам огромное!