Дизайнер одежды Евгения Кошкина: По вышивке можно было прочитать, из какой семьи девушка, из какого района, какой статус у семьи, замужем ли, сколько детей и вообще, как паспорт
https://otr-online.ru/programmy/specproekt-otr-professionalnye-prazdniki/dizayner-odezhdy-evgeniya-koshkina-51557.html
Ангелина Грохольская: Сегодня все, кто работает в отрасли, отмечают профессиональный праздник. И этот день мы решили поговорить о красоте и моде. Конечно, это лишь одно из направлений лёгкой промышленности, но встречают нас по одежке. По тому, как выглядят наши женщины, судят, в том числе и о развитии лёгкой промышленности, к тому же это делает нас немного счастливее. А ещё мы сегодня попробуем определить: что же такое русский стиль? А прямо сейчас я хочу вас познакомить с нашей первой гостьей – дизайнером одежды Евгенией Кошкиной.
ПРОФАЙЛ
Ангелина Грохольская: Евгения живёт в небольшом посёлке Приволжский, воспитывает сына. Она училась в Национальной президентской школе-интернате для одарённых детей на художественном отделении. Её призвание – этно-одежда. Евгению вдохновляют традиции марийского народа. Дизайнер создаёт украшения и одежду в национальном стиле.
Евгения, здравствуйте!
Евгения Кошкина: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Я вам хочу комплимент сделать, можно ведь, наверно, да? Говорят, самые лучшие комплименты женщина женщине делает. Вы невероятно красивы. И сразу обращаю внимание, конечно, на ваш жакет, или как это правильно называется, и вот этот узор. Это что? Что это значит?
Евгения Кошкина: Это ручная вышивка, я вышивала знак солнца, этот знак я люблю, и я его везде очень часто использую.
Ангелина Грохольская: Вы действительно вся, как солнце, и столько красоты вы нам сегодня принесли. Давайте знакомиться с вашей коллекцией. Это как раз традиционные элементы одежды марийских женщин?
Евгения Кошкина: Да, это нагрудные украшения.
Ангелина Грохольская: Нагрудные украшения. А вот это что?
Евгения Кошкина: А вот это головной убор замужней женщины. Там тоже специфическое такое было одевание: так волосы убирались, потом тут делали пучок, вдевали в этот пучок колпак из бересты, вот это…
Ангелина Грохольская: На голову надевалось.
Евгения Кошкина: Да, на голову надевалось и по вышивке можно было прочитать, откуда она, из какой семьи, вообще по комплекту одежды можно было определить, из какого района, какой статус у этой семьи, замужем, не замужем, сколько детей и вообще, как паспорт.
Ангелина Грохольская: Я только хотела сказать – паспортные данные практически.
Евгения Кошкина: Да-да-да.
Ангелина Грохольская: Кто те мастерицы были, которые всем этим занимались? Это же очень трудно.
Евгения Кошкина: Каждая женщина вообще создавала для себя костюм.
Ангелина Грохольская: Сама?
Евгения Кошкина: Сама. С маленьких лет обучали её вышивке, ткачеству и вообще магазинов раньше не было, купить негде было, и вот они приготавливали для себя приданое с маленьких лет уже.
Ангелина Грохольская: Кто вас научил?
Евгения Кошкина: Я вообще родилась в такой творческой семье, потому что бабушка, прабабушка, мама, тётя что-то делали руками: вышивали, ткали, вязали. Мне казалось, что это все умеют делать, но потом, когда оказалось, что это не все делают, это для людей было сложно, я думаю: «Как?» – мне казалось, что я Луну-то не открыла.
Ангелина Грохольская: Секрет небольшой открою, что у вас не только художественное образование, вы – плотник.
Евгения Кошкина: Да.
Ангелина Грохольская: А плотническое дело зачем вам было? Вообще неженская, мне кажется, профессия.
Евгения Кошкина: Мне хотелось научиться вырезать из дерева, потому что я в лесном крае живу. И я, когда в школе-интернате училась для одарённых детей, тогда она была школа-интернат № 1, это сейчас она президентская стала, я смотрела на мальчиков, подходила к учителю и говорила: « Научите меня вырезать». Он говорит: «Отстань, вон иголка есть у тебя и шей!». Но сейчас уже и девочек обучают, и когда я узнала у себя в Волжске, что обучают резьбе по дереву, училище такое есть, я пришла туда, но оказалось, это просто плотник-столяр был, и станочник 3 разряда я теперь вышла – получила такую профессию.
Ангелина Грохольская: Профессия есть и опыт есть. Марийские женщины вообще каким мастерством ещё владели? Наверняка не только вышивали?
Евгения Кошкина: Да, в очень древние времена ещё были такие женщины – литейщицы, они отливали всякие фигурки, всякие обереги для украшения, и сейчас это искусство как вид творчества уже не сохранилось, потому что когда женщина изготавливала украшения для своего рода, они не имели права делиться ни с кем своим секретом и даже доходило до того, что когда она умирала, люди проверяли, действительно ли она умерла и её закалывали бывало и колом.
Ангелина Грохольская: Какая страшная история!
Евгения Кошкина: И полностью исчез этот вид искусства – литейщицы, потом, когда Иван Грозный захватил Казань, полностью запретил нам, марийцам, ковать оружие и в то же время украшения тоже – полностью но ноль сошло.
Ангелина Грохольская: Это исчезающая профессия. Евгения, очень интересно, очень красиво, через ваши коллекции и через вас саму можно ещё с историей Марий Эл познакомиться – это здорово, это уникально, за это вам огромное спасибо! Но мне хочется увидеть побольше ваших вещей, ваших моделей, вот мы на манекене видим, это же тоже ваша работа?
Евгения Кошкина: Да.
Ангелина Грохольская: И мы сейчас в студию пригласим нашу живую модель красивую, которая также продемонстрирует насколько вещей из вашей коллекции.
Вот наша замечательная модель. Женя, я хочу, чтобы вы сразу прокомментировали, что это за прекрасный образ?
Евгения Кошкина: Хотелось, конечно, совместить современность и наши национальные узоры, потому что мы надеваем костюмы на праздники, на какие-то фестивали различные и вешаем в шкаф и забываем опять до следующего мероприятия, а тут хотелось преподнести и показать, что можно это надевать и в повседневной жизни, и это не будет выглядеть как-то вычурно, что сбежал с какого-то фестиваля, украшения можно снять, надеть те же джинсы или рубашку, пойти можно уже или на учёбу, или в кафе, или на встречу какую-нибудь.
Ангелина Грохольская: Да-да, на деловую встречу. Я правильно понимаю, там тоже солнце у узоре?
Евгения Кошкина: Да.
Ангелина Грохольская: Я уже умею определять.
Евгения Кошкина: Это солнце, это вышивка тоже ручная, он тут я попыталась повторить ткачество.
Ангелина Грохольская: Сейчас же всё на 3D-принтере печатается, вы как всё делаете?
Евгения Кошкина: Это у меня всё ручное.
Ангелина Грохольская: Всё ручная работа абсолютно?
Евгения Кошкина: Да, полностью ручная.
Ангелина Грохольская: Потрясающе!
Евгения Кошкина: Машинной вышивки нет тоже, это всё спицами, крючком и украшения тоже собираю вручную.
Ангелина Грохольская: А сколько времени, чтоб такой образ, например, создать, уходит?
Евгения Кошкина: У меня уже скорость такая большая, что, например, на вязаный кардиган в узорах у меня уходит где-то неделя.
Ангелина Грохольская: Да, действительно, скорость потрясающая!
Евгения Кошкина: И вышивка также, я вышиваю очень быстро, рука набита уже с детства.
Ангелина Грохольская: Понятно. Украшения потрясающие! Я обратила внимание, что везде монеты, я не ошибаюсь?
Евгения Кошкина: Да, но у нас они традиционные, в марийских украшениях всегда использовались монеты: чем громче звенит, тем сильней отпугивает злой дух – звенят.
Ангелина Грохольская: Можно попросить? Ох, всё, злые духи – кыш-кыш-кыш из нашей студии.
Евгения Кошкина: И в то же время привлекает удачу и благополучие.
Ангелина Грохольская: Удача-удача – к нам сюда.
Евгения Кошкина: Красный цвет используется в народных костюмах традиционных – это тоже оберег в то же время – цвет огня и жизни, и белый – это цвет чистоты, чистые помыслы.
Ангелина Грохольская: Я же сказала, что одежда делает нас счастливее, когда это правильная одежда. Евгения, вот я хочу сегодня с гостями порассуждать, о том, что же такое русский стиль, современный русский? Я подразумеваю стиль нашей страны большой многонациональной, которая включает и традиции Марий Эл, традиции других национальностей. Вот в вашей понимании, что сегодня русский стиль, что является русским стилем?
Евгения Кошкина: Сложно это, конечно, это не на 5 минут и вообще это очень обширно, потому что даже с этими костюмами, если не брать только марийские, а брать и русские, то пошла замена традиционным узорам, традиционному крою, традиционным костюмам. Вообще костюмы, кто с ними связан, называет «клюква» – это всё, что невпопад надето, это всё а-ля-рус даёт и где-то эту грань боишься даже иногда переступить, потому что шагнёшь туда – уйдёшь совсем в традиции, шагнёшь туда, чтобы в «клюкву» эту не уйти… это сложный, конечно, вопрос.
Ангелина Грохольская: Это сложно, вот здесь, наверно, и мастерство художника, автора коллекции показывает, чтоб действительно была соблюдена вот эта очень тонкая грань. Евгения, спасибо вам огромное за красоту и за солнце, которое вы нам подарили своим образом, своими моделями, вообще своим присутствием здесь, в нашей студии, спасибо огромное!
Евгения Кошкина: Спасибо!
Ангелина Грохольская: И я вас поздравляю с праздником!
Евгения Кошкина: Спасибо большое!
Дизайнер одежды Евгения Кошкина: По вышивке можно было прочитать, из какой семьи девушка, из какого района, какой статус у семьи, замужем ли, сколько детей и вообще, как паспорт