Павел Давыдов: Что ж, а сейчас мы пригласим к разговору человека, который отстаивает наши права, права потребителей. На связи со студией Виктор Федорук – ведущий эксперт по жилищному праву ЖКХ движения «За права человека». Виктор Никонорович, здравствуйте! Виктор Федорук: Добрый день! Павел Давыдов: Тарифы ЖКХ – это очень сложная и запутанная схема начислений, но всё-таки помогите разобраться: что она собой представляет, и почему так сложно это всё понять нам, простым потребителям? Виктор Федорук: Это несложно, мы получаем с вами квитанцию, называется «Единый платёжный документ», там всё прописано, нужно только не полениться, а разобраться. И только если жители ленивые, не хотят прийти на собрание, тогда они пользуются тарифом, который установило государство в лице, например, правительства Москвы, правительства другого города, администрации поселения, они устанавливают для ленивых ставки, но вы всегда можете её пересмотреть, организовав собрание собственников. Павел Давыдов: Подробнее об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас – краткая информация о вас. ПРОФАЙЛ Павел Давыдов: Виктор Федорук окончил МГУ имени Ломоносова, судья третейского суда движения «За права человека». Автор многочисленных статей по проблемам реформы ЖКХ. Имеет опыт кризисного менеджера в вопросах коммунальной сферы, в судах выиграл около 50-ти дел в интересах собственников жилья. Виктор Никонорович говорит, что в жизни не бывает безвыходных ситуаций, а за свои права нужно бороться. Виктор Никонорович, давайте наглядно расскажем зрителям, куда и за что мы платим. Вот у меня в руках простая квитанция, возьмём её за основу и давайте разберём для наших зрителей. Как вы сказали, что мы ленивые и не хотим разбираться, на самом деле, мы хотим, хотим понять, как образовываются все эти тарифы и статьи расходов. Виктор Федорук: Первая строчка, как правило, но это нигде не прописано, как правило, идёт «содержание и текущий ремонт многоквартирного дома» – это то, о чём мы договариваемся с управляющей компанией на своём собрании, устанавливаем решением собрания эту ставку и по ней работаем, она может быть минимальная, когда нам управляющая компания выполняет минимальный перечень услуг, за эти деньги с управляющей компании: «Что сделано и в каком качестве?». Павел Давыдов: «Холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «водоотведение» и так далее – куда идут эти деньги и кому? Виктор Федорук: Это платежи транзитные, они в управляющей компании не задерживаются, управляющая компания получила, расщепила эти платежи: вот что пришло на холодную воду, заплатила, например, в Москве – «Мосводоканалу», если за горячую воду, он расщепляется, этот платёж, потому что горячая вода – это тепло, которое пошло на подогрев холодной воды, и сама холодная вода, если в доме стоит бойлер и подогревается холодная вода до горячей, тогда идёт горячая вода. Совет дома имеет возможность проверить правильность начисления. Павел Давыдов: Здесь всё понятно: по счётчику мы направляем деньги в «Мосводоканал», за отопление и так далее, но отдельная графа, которая вызывает вопросы, мне кажется, у каждого, кто смотрит эту программу, это «взносы за капитальный ремонт», давайте на ней чуть подробней остановимся. Виктор Федорук: Капитальный ремонт у нас введён, насколько я помню, с 12 декабря 12-го года. У нас было право, мы ленивые, не ходим на собрание и наши деньги попадают в общий котёл, региональный котёл, и региональный оператор, как правило, это департамент капитального ремонта и другие организации, которые правительство назначило, эти деньги используют для того, чтобы провести капитальный ремонт тех домов, срок которых уже подошёл. А есть возможность создать специальный счёт – это мы неленивые пришли на собрание организовали его и приняли решение открыть свой специальный счёт на дом и эти денежки копим. Павел Давыдов: А сейчас я предлагаю взять за основу последние 5 лет: скажите, Виктор Никонорович, как за этот срок изменились цифры в платёжках? Виктор Федорук: В год больше 5% на них не могло быть, потому что есть ограничения. Я беру максимальные, которые лаже невозможны, но если точнее, 4%. 4 на 5 – это процентов на 20 могло всё это, все платежи совокупные вырасти, а в этом совокупном кроется такой платёж, как «содержание дома», который, как правило, не рос, к сожалению, а росли тарифа на коммунальные услуги. Коммунальщики о себе, так как они ближе к государству, больше заботятся а вот управляющим компаниям такой возможности, поднять ставки на содержание дома, без решения собрания дома невозможно. Павел Давыдов: Виктор Никонорович, вот как раз Елена в студии находится – представитель управляющей компании из Ставрополя. Обратимся ненадолго к Елене: Елена, скажите, вот в вашем случае, что показывает практика, как за 5 лет у вас изменились платежи? Елена Шмыгина: Мы как управляющая компания действительно не можем самостоятельно эти тарифы поднимать, то есть мы выходим на собрания, предлагаем, говорим: «Вот, пожалуйста, в этом году мы готовы по такой ставке работать». И жильцы думают, говорят: «А принять ли нам этот тариф или нет?» – то есть мы полностью зависим от их мнения. Но должна сказать, конечно, по сравнению с годом 15-м, конечно, ставки выросли, но незначительно. Павел Давыдов: Сколько денег остаётся в управляющих компаниях после того, как они рассчитаются с поставщиками услуг? Виктор Федорук: Мы с вами начали с того, что есть первая строчка – «содержание дома», это деньги, которые могла бы при правильной работе получить управляющая компания. Работа правильная, но деньги она эти никогда в этом объёме не может, потому что ей надо из этих денег погасить деньги, которые неплательщики образовали, вот эту дельту. Павел Давыдов: Елена, то есть, получается, в управляющих компаниях почти денег-то и не остаётся? Елена Шмыгина: Монополисты, крупные компании, которые имеют возможность обслуживать большое количество домов, конечно, им проще в этом плане, у них собирается совокупный доход, который правильно просто распределяется по необходимым местам. Соответственно, мы можем рассчитывать как управляющая компания только на ставку услуги управления, поэтому в управляющей компании действительно остаётся немного денег на свою жизнь. Павел Давыдов: Сейчас нас зрители посмотрят и скажут: «Как так получается, что тарифы непомерно растут, представители управляющих компаний – зажиточные, мы знаем такую историю», – то есть я понимаю, что вы, наверно, исключение из правил. Но всё-таки есть ли схемы? Я думаю, с этим вопросом я к Виктору Никоноровичу обращусь: Виктор Никонорович, а есть ли схема, благодаря которой управляющая компания может у себя оставлять больше денег, чем положено по вот этой квитанции? Виктор Федорук: Мне в судах приходится с такими схемами бороться, но они незаконные и учить новые управляющие компании идти по такому пути я не стану в эфире, а такого законного способа, кроме как решения собрания, я не вижу. Павел Давыдов: Виктор Никонорович, вообще в последнее время всё чаще звучит мнение, что тарифы ЖКХ – это главная коррупционная схема страны. Вы разделяете такое мнение? Виктор Федорук: Если слово «страны», да, но в управляющей компании, я не могу сказать, бывают управляющие компании, которые грешат, но это редкости, и у нас всегда есть возможность попрощаться с этой управляющей компанией, а то, что в стране… Давайте возьмём такой со стажем вопрос: что такое отопление многоквартирного дома, как оно складывается? В своё время депутат Государственной Думы Галина Хованская много-много раз делала запросы в теплоснабжающую организацию, чтоб те дали смету, калькуляцию этой стоимости, почему у нас самая дорогая позиция – это «отопление», почему оно столько стоит. И выяснилось, что это не только тепло, которое идёт н дом, а это ещё и содержание детских пионерских санаториев для этой организации, они нормально живут, имеют возможность ещё базу отдыха для сотрудников иметь, но почему это в тариф легло? Я, житель дома, не обязан платить вам за ваш отдых и другие расходы. Павел Давыдов: А вообще каков годовой оборот денег с сфере ЖКХ? Есть ли у вас такая информация? Виктор Федорук: Такая информация есть: по стране – порядка 4, даже более 4, триллионов в год. Это суммы огромные, но это не суммы управляющих компаний, а это всё ЖКХ – это и отопление и водоканалы. Павел Давыдов: И ещё немного цифр: скажите, сколько недополучает сфера жилищно-коммунального хозяйства из-з должников по услугам ЖКХ? Виктор Федорук: У нас неплательщиков по статистике от 4% до 6% – эта сумма варьируется. Если управляющая компания порядочная, честная, эта сумма маленькая бывает редко, а бывает равна нулю. Если управляющая компания спустя рукава работает, в протестном режиме выходят собственники, в качестве протеста не платят, эта сумма более 6%, для меня это лакмус: «Сколько у вас неплательщиков? А, 10» – всё я ищу недостатки в работе управляющей компании. «У вас 4-5-6?» – стабильная управляющая компания, но резервы всегда найти можно. Павел Давыдов: Скажите, есть ли действенный способ борьбы с растущими тарифами за услуги ЖКХ, ведь, по сути, их устанавливает правительство? Виктор Федорук: Смотрите, с уважением отношусь к Степашину, бывший наш председатель Счётной палаты, и его аналитики посчитали и сказали, что можно не повышать тарифы на коммунальные услуги, в течение 5 лет можно заморозить, и это даст толчок для того, чтоб и инфляция у нас снизилась. Я полностью разделяю его мнение, ремешочки свои подтяните и поживите – дайте нам пример, вы же – государственная структура, дайте нам пример того, что можно жить скромнее, и тогда не будет у нас такого роста инфляции, не будут расти тарифы, мне кажется, и настроение у людей будет лучше. Павел Давыдов: Виктор Никонорович, и в завершение этой беседы, что бы вы пожелали тем людям, которые отмечают сегодняшний профессиональный праздник? Виктор Федорук: Терпения прежде всего, потому что часто люди выслушивают незаконные упрёки, не от них в основном зависит содержание этого дома, делите ваше негодование и с вашим советом дома, только нужно услышать и принять решение, поддержать или не поддержать управляющую компанию, она всегда стремится к тому, чтобы создать комфортные и безопасные условия, потому что от этих условий зависит ваше отношение к этой управляющей компании, а когда люди довольны этой работой, тогда и у сотрудников этой компании тоже есть настроение хорошее и дальше продолжать хорошо работать. Павел Давыдов: И, самое главное, мы начинаем понимать, за что мы платим в этой платёжке. Виктор Федорук: Да. Павел Давыдов: Виктор Никонорович, спасибо вам большое! И пусть наши коммунальные платёжки всё-таки перестанут нас ежемесячно выводить из себя и опустошать наш и без того неполный кошелёк. Спасибо огромное!