Павел Давыдов: Про работу синхрофазотрона мы, конечно же, сегодня говорить не будем, а вот о профессии инженера расскажем, да ещё и с разных сторон. До революции инженер, как напомнила Наталья Липская, был знаковой фигурой и очень уважаемым в обществе человеком, в советские годы тогдашняя власть тоже делала упор на инженеров: страну нужно было восстанавливать после Гражданской а затем Великой Отечественной войны, строить и развивать, так что эта профессия была в почёте. Однако к 90-м годам прошлого столетия всё изменилось – инженеры стали мало востребованы, молодежь перестала интересоваться этой профессией. В результате в начале двухтысячных сформировался дефицит специалистов технической направленности. Как итог – корпус инженеров на несколько десятилетий утратил своё значение, и наша страна во многих сферах, где используется инженерная мысль, отстала от своих западных коллег. Оценив ситуацию, тогда на государственном уровне стали предпринимать шаги, чтобы вернуть престиж профессии. Об этом мы поговорим с Юрием Орловым – генеральным директором компании «ТМХ Инжиниринг». Юрий Алексеевич, здравствуйте! Юрий Орлов: Здравствуйте, Павел! Павел Давыдов: Мне кажется, что вам очень повезло, поскольку вы работали инженером как во времена Советского Союза, так и в современной России, а скажите, как профессия инженера за это время изменилась? Юрий Орлов: Повезло, потому что в первую очередь инженерная профессия – это очень интересная творческая, и во вторую – это очень важная и ответственная профессия, потому что от инженерных решений зависит технический уровень техники, её эффективность и, самое главное, конечно, надёжность и безопасность. Как изменилась профессия инженера? Конечно, в первую очередь это инженерные инструменты: кульман, циркуль, логарифмическую линейку молодое поколение инженеров, наверно, может увидеть только в каких-то кинофильмах. Сегодня инженеры, конечно же, работают с цифровыми моделями, с цифровыми двойниками, имеют доступ к фактически безграничному пространству информационному. Но осталось в профессии главе – это, конечно, творческое начало. Павел Давыдов: Давайте скажем современному поколению, в чём творчество? Юрий Орлов: Надо создавать новую технику. Никакие сегодняшние самые современные машины, оборудование, системы не могут сделаны без участия инженера. И здесь, конечно, в первую очередь развитие техники – это творческое начало, и оно, конечно, формируется, безусловно, инженерами высокого уровня с хорошей подготовкой, с хорошим оснащением. И, конечно, отношение к инженерам сегодня сосем другое по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад, инженеры сегодня, конечно, востребованы. И профессия инженера, я считаю, на сегодня одна из самых востребованных. Павел Давыдов: Отлично! Мы продолжим эту беседу после краткой информации о вас. ПРОФАЙЛ Павел Давыдов: Юрий Орлов родился в Новочеркасске, окончил местный политехнический институт. Работал на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Участвовал в разработке одного из ключевых агрегатов электровоза. Придумал основные принципы его построения, компоновки, предложил эффективные технические решения. Имеет звание почетного машиностроителя. Свободное время проводит с книжкой в руках, увлекается историей. Юрий Алексеевич считает, что нужно мечтать о большем, проектируя будущее. Юрий Алексеевич, а вы помните свой самый первый проект? Юрий Орлов: Да, конечно, это незабываемо, потому что я пришёл на работу молодым инженером в начале 80-х годов в институт электровозостроения. Тогда институт выполнял очень сложные на тот период времени проект – это самый мощный в то время грузовой электровоз ВЛ85 для эксплуатации в тяжёлых условиях Байкало-Амурской магистрали с температурой нижней до минус 60 градусов, в то время в мире не существовало нигде такой техники и пришлось осваивать целый ряд новых материалов, разрабатывать и осваивать производство нового оборудования. Конечно, это был своего рода творческий процесс, он потребовал несколько лет на создание и производство такой техники, но это было очень интересно на тот момент. Павел Давыдов: Юрий Алексеевич, а какая ваша разработка у вас как у создателя взывает чувство гордости за проделанную работу? Юрий Орлов: Знаете, я как бы для себя процесс создания ново техники сопоставляю с естественным жизненным процессом – воспитание нового молодого поколения людей. Скажем, ребёнка сначала надо родить, потом научить ходить, потом говорить, потом школа, потом вуз, только потом молодой человек начинает приносить пользу обществу. Так же и создание нового подвижного состава – это довольно сложная техника. Как, наверно, и все родители, я горжусь всеми своими проектами, их было довольно много в моей жизни – это и грузовые электровозы семейства «Ермак», которых эксплуатируется больше 4000 на железных дорогах, это и скоростной электровоз ЭП20 «Олимп», который рассчитан на 200 километров в час и сейчас осуществляет перевозки с нашими двухэтажными пассажирскими вагонами. Одним словом, это несколько десятков проектов, и я горжусь, как и все родители, своими проектами. Павел Давыдов: Юрий Алексеевич, это замечательно! А вот, возвращаясь к профессия инженера и современным вызовам, вам не кажется, что у нынешней молодёжи меньше мотивации идти в эту интересную профессию, которая вроде и восстановила былую славу и престиж? Юрий Орлов: Быть инженером, а тем более инженером-конструктором, я считаю, это внутренняя потребность человека, имеющего тягу к творчеству. Ценность этой профессии в ближайшие годы, я считаю, будет расти, поскольку развитие современного общества немыслимо без развития техники, железнодорожной, транспортной техники, верю, что это будет залогом мотивации прихода в инженерную профессию молодых. Павел Давыдов: Юрий Алексеевич, вы прошли большой профессиональный путь, а что бы вы могли сказать молодым инженерам, которые только в начале своего пути? Юрий Орлов: Только что пришедшие в профессию должны помнить, что на вас ложится ответственность за техническое развитие нашей. Вы и ваш растущий опыт, и знания будут служить основой процветания нашей Родины, вы сможете реализовать весь свой творческий потенциал на этом интересном пути. Павел Давыдов: Юрий Алексеевич, как отмечаете День машиностроителя? Может быть, есть интересные традиции, сохранившиеся с советских времён? Юрий Орлов: Сегодняшние информационные технологии, средства связи и коммуникации позволяют не только удалённо работать в случае обострения эпидемиологической обстановки, но и отмечать такие праздные мероприятия, поэтому у нас всё это организовано, этому будет посвящён целый день. И, безусловно, в этот день по старым советским традициям мы отметим, конечно же, соответствующими призами, поощрениями и наградами наших особо выдающихся специалистов, людей, инженеров, которые в течение последнего года достигли определённых результатов. Павел Давыдов: Юрий Алексеевич, спасибо большое, с профессиональным праздником и пусть у вас будет ещё больше последователей, чтобы инженерное дело и дальше развивалось в нашей стране!