Капитан Андрей Орлов: Работа моряка везде тяжёлая. На судне парусном большая ответственность, большой экипаж и много очень молодых ребят

Гости
Иван Тельнов
курсант колледжа Академии водного транспорта РУТ МИИТ
Андрей Орлов
капитан учебного парусного судна «Мир»

Ангелина Грохольская: Наузистика – это наука об узлах, их классификации, группах и способах вязки. Происходит от старославянского – «наузить», то есть «навязать», «связать» что-либо. Узлы применяют в одежде, в туризме, даже в магии, но самые известные – это морские узлы. И сегодня мы пригласили в студию специалиста по этому непростому делу.

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Иван Тельнов с детства зачитывался произведением Александра Беляева «Человек-амфибия». После 9 класса поступил в колледж Академии водного транспорта. Член клуба юных моряков академии, старшина подразделения, имеет 1 юношеский разряд по плаванию.

Иван, здравствуйте!

Иван Тельнов: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Я думаю, что мы сразу к практике перейдём, тем более есть у нас тут целое приспособление. Как это называется?

Иван Тельнов: Данное деревянное приспособление называется «банка».

Ангелина Грохольская: Банка.

Иван Тельнов: И в учебных заведениях она используется как материал, на котором можно тренировать вязку узлов.

Ангелина Грохольская: Иван, вы сегодня будете в роли педагога, вы будете учиться. Никогда в жизни не вязала морских узлов, на ботиночках только. Трудно научиться вязать узлы?

Иван Тельнов: Нет, вовсе не трудно их вязать, вопрос даже в другом, в том, что они должны вязаться быстро, и этот навык нужно тренировать со временем.

Ангелина Грохольская: Хорошо, вы мне сейчас покажете какой-нибудь узел, а потом скажите, за сколько минут или секунд он должен быть связан.

Иван Тельнов: Как такового норматива определённого нет, это для себя.

Ангелина Грохольская: То есть нет норм ГТО, да?

Иван Тельнов: Норма ГТО нет. Море не прощает ошибок, поэтому нужно знать это всё и быстро делать.

Ангелина Грохольская: Хорошо, давай показывай. Верёвочки-то все разные…

Иван Тельнов: Пожалуйста.

Ангелина Грохольская: Так, я, по-моему, даже взяла неправильно…

Иван Тельнов: Давайте покажу обычный прямой узел…

Ангелина Грохольская: Обычный, самый простой.

Иван Тельнов: Самый простой узел, существует он для того, чтобы связать, срастить два конца. Вяжется он следующим образом: у нас есть ходовой и коренной конец, коренной конец мы держим одной рукой, то есть он никуда не движется, есть ходовой конец, который вокруг коренного обвязывается.

Ангелина Грохольская: Так…

Иван Тельнов: Мы берём правый ходовой конец и накладываем его поверх левого, после делаем обычный узел. И следующий таким же образом делаем аналогично, но с другой стороны: теперь мы слева накладываем и делаем обычный узел.

Ангелина Грохольская: Так, я потеряла, где какой… Так, ещё раз: вот этот не двигается, этот должен двигаться, да?

Иван Тельнов: Получилось?

Ангелина Грохольская: Господи, у меня получилось! С пятого раза…

Иван Тельнов: Обычный прямой узел.

Ангелина Грохольская: Обычный прямой узел. Слушайте, он крепкий реально! То есть эти узлы не развяжешь просто так, да?

Иван Тельнов: Большинство морских узлов действительно не развязать, но у этого есть прямо определённая проблема.

Ангелина Грохольская: Какая?

Иван Тельнов: Когда он намокает, он начинает скользить и развязывается.

Ангелина Грохольская: Так, хорошо, хочу ещё какой-нибудь узел, вы мне покажите.

Иван Тельнов: По моему мнению, это «король узлов»…

Ангелина Грохольская: «Король узлов», так.

Иван Тельнов: Потому что без него никуда нельзя. Существует такой узел, как беседочный, и вяжется он на себе следующим образом, вот он никогда не развяжется. Для чего он нужен? Нужен он для того, чтобы обвязать вокруг себя и заниматься забортными работами, работами на высоте, применяется в швартовке и в определённых отраслях.

Ангелина Грохольская: На свидание, если приходите, не хотите девушку отпускать…

Иван Тельнов: Беседочным узлом её сразу.

Ангелина Грохольская: Да, заарканили.

Иван Тельнов: И никуда не уйдёт.

Ангелина Грохольская: Никуда не уйдёт. Это всему учат, я так понимаю, в колледже?

Иван Тельнов: Да, в учебном заведении есть у нас такой прекрасный кабинет, как такелажная мастерская, и она полностью связана связкой узлов.

Ангелина Грохольская: Мы продолжим сейчас мастер-класс по вязанию узлов или правильней будет сказать – по такелажным работам, правильно, Иван? Я вам я предлагаю посмотреть наш видеоматериал из Владивостока и узнать, чем ещё учат будущих капитанов.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу, посвящённую Дню речного и морского флота, и сегодня со мной в студии курсант Иван Тельнов.

Ваня, какие красивые узлы ты навязал! Конечно, мне это не под силу. Скажи, пожалуйста, вот говорят, что любой солдат мечтает стать генералом, а любой юнга, матрос мечтает стать капитаном?

Иван Тельнов: Есть такая мечта.

Ангелина Грохольская: Да? Она когда-то давно-давно родилась или появилась уже сейчас? Вообще почему в моряки-то? Почему на воду?

Иван Тельнов: Потому что романтика.

Ангелина Грохольская: То есть…

Иван Тельнов: Потому что есть страсть повидать мир и попутешествовать.

Ангелина Грохольская: Вот мы сейчас будем разговаривать с тобой с человеком, который буквально уже через некоторое время отправится в кругосветное путешествие. Андрей Орлов – морской волк, капитан парусника «Мир» сегодня с нами на связи.

Андрей Валентинович, здравствуйте!

Андрей Орлов: Добрый день!

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Андрей Орлов, окончил Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Работал инженером в одной из частей города Ломоносова, а с декабря 1994 года бороздит водные просторы на учебном паруснике «Мир». В 2012-м стал капитаном этого судна.

Ангелина Грохольская: Но сначала, прежде, чем мы начнём с вами говорить, пожалуйста, оцените работу Ивана. Для меня так, конечно, это о фантастика, потому что я один узел с трудом связала, но вы как профессионал, скажите: справился курсант Тельнов или нет?

Андрей Орлов: Молодец, к работе на парусном судне готов!

Ангелина Грохольская: Всё, работа принята.

Иван Тельнов: Отлично!

Ангелина Грохольская: Отлично, да.

Иван Тельнов: Экзамен сдал.

Ангелина Грохольская: Андрей Валентинович, вы сейчас прямо в море находитесь?

Андрей Орлов: Да, мы сейчас в Балтийском море южнее острова Борнхольм под парусами.

Ангелина Грохольская: Под парусами, невероятно! То есть вы прямо к нам из морских далей – это круто! Андрей Валентинович, Иван, вы – будущий капитан, вы – уже капитан, который в деле, вы такие серьёзные, а у нас сегодня программа называется «Улыбка капитана», и улыбка же это флаг корабля или нет? Вообще капитаны улыбчивые люди?

Андрей Орлов: Бывает по-разному.

Ангелина Грохольская: Но сегодня, в праздник, капитан, улыбнитесь! Вот так другое дело. Андрей Валентинович, когда вы отправляетесь в кругосветное путешествие?

Андрей Орлов: Запланировано на начало июня месяца следующего года. Сейчас мы в море с курсантами и потихоньку начинаем готовиться, у нас длинные переходы месячные и приблизительно такие же условия, как будут на следующий год.

Ангелина Грохольская: Это будет первое такое путешествие на паруснике «Мир».

Андрей Орлов: Да, для нашего судна это будет первое путешествие такое большое кругосветное.

Ангелина Грохольская: И с вами отправляется команда вот таких же, как Иван, начинающих ещё матросов?

Андрей Орлов: У нас есть штатный экипаж небольшой – 40 человек, и мы берём на борт практикантов, у нас 132 практиканта на судне каждые 2 месяца проходят практику, потому что это парусное судно, и нужны люди, чтобы работать с парусами. Ребята, когда приходят молодые первый раз, так смотришь на них, видно, что они ещё дети, а через 2 месяца уже мужчины сходят на берег.

Ангелина Грохольская: Иван, у тебя есть сегодня уникальная возможность какой-то вопрос задать капитану, может быть, есть что-то?

Иван Тельнов: Большая честь. На сколько тяжело работать на парусном флоте?

Андрей Орлов: Работа везде моряка тяжёлая. На судне парусном большая ответственность, потому что очень большой экипаж и много очень молодых ребят.

Ангелина Грохольская: А что нужно, чтобы попасть на парусное судно? Вот нашего Ивана вы могли бы к себе в команду, например?

Андрей Орлов: Да, конечно. У нас на судне ребята проходят практику практически со всей России.

Ангелина Грохольская: И в кругосветное путешествие тоже?

Андрей Орлов: Да.

Ангелина Грохольская: Так, что нужно сделать? Мы сейчас Ивана сейчас быстро спродюсируем.

Андрей Орлов: Связаться с университетом Макарова, потому что они у нас занимаются практикой курсантов, и всё.

Ангелина Грохольская: Невероятно! Я тоже с вами поплыву. Шучу, конечно.

Андрей Орлов: Почему бы и нет!

Ангелина Грохольская: А говорят же, женщина на корабле – это плохая примета?

Андрей Орлов: У нас есть в штатном экипаже женщины. Да, 12 курсанток у нас в каждом рейсе.

Ангелина Грохольская: Иван, всё, в кругосветку. Спасибо огромное и спасибо за то, что Ивана нашего пригласили с собой в путешествие. Ваня, мне кажется, тебе сейчас тысячи мальчишек завидуют, потому что многие мечтают отправиться в кругосветное путешествие, да ещё и под парусами. Я желаю удачи: и вашей команде, команде «Мира», Иван, тебе тоже желаю удачи! Андрей Валентинович, можно ещё буквально несколько слов просто поздравить всех зрителей, всех моряков, ваших коллег с праздником?

Андрей Орлов: Всех с нашим профессиональным праздником, чистого неба, спокойного моря и, самое главное, здоровья, и чтобы дома всегда нас ждали семьи!

Ангелина Грохольская: Спасибо большое! И улыбайтесь чаще, несмотря ни на что.

Андрей Орлов: До свидания!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)