Павел Давыдов: Да, после таких кадров понимаешь, как выглядит мечта любого автомобилиста. Но вернёмся в Россию. И ещё немного цифр. Сегодня в нашей стране сеть автомобильных дорог имеет общую протяжённость более полутора миллионов километров, из них около 50 тысяч километров – дороги федерального значения, порядка 500 тысяч километров – регионального и примерно 900 тысяч километров – местного. И сейчас познакомимся с представителем профессии, которой просто не было бы без дорог. У нас в гостях водитель такси Анастасия Кайен. Анастасия, здравствуйте! Анастасия Кайен: Здравствуйте! Павел Давыдов: Слушайте, как приятно перед собой видеть такую красивую молодую девушку и при этом – водителя такси. Скажите, как вы выбрали такую сложную и отчасти опасную, и, на мой взгляд, всё-таки мужскую профессию? Анастасия Кайен: Давно мечтала попробовать себя водителем, и тут выдалась такая возможность – захотелось в жизни что-то поменять, и знакомый говорит: «А попробуй». Я попробовала, понравилось, получилось, втянулась. До сих пор работаю и не жалею, что сделала такой выбор. Павел Давыдов: А чем же вы до этого занимались? Анастасия Кайен: Честно, я пробовала себя в разных сферах – это был и бизнес, и сфера продаж, и сфера услуг, везде получалось, везде нравилось, но хотелось мечту с детства попробовать. Павел Давыдов: Настя, у вас такая интересная фамилия «говорящая» фамилия – Кайен. Это настоящая фамилия? Анастасия Кайен: Нет, это фамилия не настоящая, придуманная в виду некоторых обстоятельств семейных, и выбрала её потому что у меня всегда были машины «Porsche Cayenne». Павел Давыдов: Ого, очень интересно! А когда-нибудь задумывались, сколько километров вы проехали по российским дорогам? Вообще такую статистку можно как-то подсчитать? Анастасия Кайен: Давайте посчитаем с вами вместе: приблизительно 10 лет за рулём, 100 тысяч километров в год, даже больше 10 лет за рулём – это примерно 1 миллион километров. Павел Давыдов: Ничего себе цифра! Анастасия Кайен: Да. Павел Давыдов: А вот скажите, пожалуйста, я думаю, что вы как опытный автомобилист, тем более с профессиональным уклоном, можете оценить качество российских дорог: в каких регионах они в хорошем состоянии – асфальтовое покрытие, сами дороги, а где не очень? Анастасия Кайен: Чем дальше от МКАД, тем покрытие оставляет желать лучшего. Но также есть такие города, как Сочи, – дорожное покрытие хорошее, это перед Олимпиадой сделано и сохраняется достояно долгое время уже, хорошее покрытие. Павел Давыдов: Об этом мы продолжим разговор, но после краткой информации о вас. ПРОФАЙЛ Павел Давыдов: Анастасия Кайен родилась в Москве. 8 лет работает в такси, испытывая на себе все прелести российских дорог. Проехала на машине более 250 городов нашей страны, особенно запомнились дороги в Геленджике и Сочи. Хобби – съёмки в сериалах, клипах, фотосессиях. Мечтает создать семью и работать персональным водителем первых лиц государства. Настя, скажите, так чем же вам так запомнились дороги в Геленджике и в Сочи? Анастасия Кайен: Мне очень понравилась организация движения, причём эту организацию сделали сами водители. В городах очень много приезжих машин, на которых люди путешествуют – ездят на море на машине, и они достаточно быстро влились в эту атмосферу, то есть местные правила не противоречат общепринятым. Павел Давыдов: Вы сейчас про Геленджик говорите, да? Анастасия Кайен: И про Геленджик, и про Сочи, у них немножко схожа такая манера вождения у водителей. Павел Давыдов: Южные города… Анастасия Кайен: Да, и у людей из разных городов разный стиль, разные манеры, он как-то объединились в этих курортных городах. Мне непривычно было, что люди не ездят, например, на моргающий жёлтый, как только жёлтый, все встали, а у нас, как обычно, до последнего моргания. Павел Давыдов: Настя, я уверен, что в вашем багаже много интересных историй, дорожных историй, которые глубоко врезались в память и не выходят из головы. Анастасия Кайен: Вот опять же про тот же Сочи: есть там тоннель, построенный недавно, как я понимаю, и, честно говоря, я стояла в небольшой пробке в этом тоннеле, и где-то сзади вдалеке едет скорая, и огонёчки мигают, машины стали расступаться так, знаете, ёлочкой, в одну и в другую сторону – такую ситуацию я видела только на видео, как пропускают скорую в Европе, например, вот если загуглить такую информацию, можно посмотреть, у нас я не видела. Обычно люди как-то немножко двигаются к обочине, либо, наоборот, скорая – по обочине. Павел Давыдов: А здесь скорая объезжала, да? Анастасия Кайен: А здесь скорая посередине проехала, то есть все расступились, и скорая просто пронеслась. То есть в тех городах, где я бывала, скорая очень сильно выпрашивала себе место, дорогу для того, чтобы она проехала, я, к сожалению, это часто вижу, а там она настолько быстро проехала, люди заблаговременно расступись и у скорой не было проблем. Павел Давыдов: Слушайте, наконец-то, культура вождения, европейская культура приходит к нам. Анастасия Кайен: Да. Павел Давыдов: А как часто попутчики, с которыми вы так или иначе профессионально связаны, рассказывают вам невероятные истории, о которых тоже можно было сегодня бы вспомнить? Анастасия Кайен: Попутчики, оп крайней мере, не рассказывают, я больше их наблюдаю, вижу и, слава богу, не создаю дорожных происшествий или не торможу поток, потому что у нас такое часто бывает, что люди в телефонах, что люди неуверенные, не знающие дорогу, например, и создают, конечно, затруднения. Павел Давыдов: Многие автомобилисты говорят о дороге как о романтике. А вот скажите, в вашей работе есть место этой смой романтике? Анастасия Кайен: Я думаю, нет, голова забита больше тем, как лучше проехать, как ведёт себя пассажир, есть ли какая-то опасность со стороны пассажира или со стороны других водителей, как мне быстрее довезти, как мне лучше сделать, какую музыку мне включить, то есть я думаю обо всём, но это по большей части о работе. Павел Давыдов: А как часто вам попутчики изливают душу? Анастасия Кайен: Через одного. Павел Давыдов: О! Так вы ещё и психолог по совместительству? Анастасия Кайен: Приходится, опять же профессия: я не могу спорить, я не могу что-то в противовес сказать, я должна соглашаться, где-то поддержать и не выводить на конфликтную, спорную ситуацию. «Да-да, хорошо, у вас завтра будет лучше день», – и так далее. Павел Давыдов: А вообще конфликтные ситуации бывали? Анастасия Кайен: Была невозможность подъехать во двор, потому что время – понедельник, 4 утра, кто-то разгружает грузовую машину и перекрыл двор, и я, соответственно, не могу въехать, посигналить тоже не особо хочется, 4 утра, зачем будить соседей, и я останавливаюсь практически впритык к этой машине, идёт женщина с чемоданом и за 50 метров мне кричит ругательные слова: «Да почему вы не моете заехать?!». Я так немножко опешила, извинилась, говорю: «Сами видите, что такое происходит в 4 утра – люди разгружают машину, и, к сожалению, так и так», – был скандал, конечно. Павел Давыдов: Слушайте, какая у вас тяжёлая работа! В очередной раз мне хочется это вам сказать. Анастасия Кайен: Любая работа тяжёлая. Павел Давыдов: Настя, вы – профессиональный пользователь дорог, а вот скажите, положа руку на сердце, чего не хватает российским дорогам сегодня? Анастасия Кайен: Я бы хотела изменить время работы светофоров, чтобы они работали, например, утром – в одном направлении дольше горел зелёный, а вечером – в другом. Мне кажется, это разгрузило бы ситуацию. Железнодорожные переезды я сделала бы более гладкими, потому что вроде бы всё едет, а только железнодорожный переезд и вот эти 20 квадратных метров, которые надо проехать водителю – всё, из-за этого начинается пробка, потому что все берегут машины, стараются аккуратненько, медленно и в итоге пробка. Опять же: пятница вечер – начинаются ремонтные работы, понедельник утро – начинается расчистка снега, покрытие антигололёдным… Павел Давыдов: Реагентом. Анастасия Кайен: Реагентом, да. То есть почему это нельзя было сделать заранее? Почему в 4 утра? Павел Давыдов: Но, с другой стороны, благодаря сотрудникам, работникам дорожной сферы мы сегодня в больших хотя бы городах имеем хорошие дороги, что уж тут говорить. Анастасия Кайен: Согласна. Павел Давыдов: Зв что надо их поблагодарить. Анастасия Кайен: Да, молодцы, на самом деле, ребята, потому что в последнее время я наблюдаю такую тенденцию, что ребята работают по ночам, особенно если это не шумные работы, они выходят в ночную смену. Раньше такого я не замечала, по крайней мере. Действительно ребята молодцы, они оставляют свои семьи, выходят на смену для того, чтобы нам сделать дорожное покрытие лучше. Павел Давыдов: Настя, я не ошибусь, если скажу, что вы сегодня – современный символ таксистов нашей страны, красивый символ. Мне кажется, работникам дорожной службы было бы вдвойне приятно, если бы именно вы сегодня их поздравили с профессиональным днём. Анастасия Кайен: Я поздравляю работников дорожного хозяйства с профессиональным праздником! Хочется пожелать вам простоты в вашей работе, чтоб вас больше ценили, больше положительных моментов, вот опять же со стороны извне. Павел Давыдов: Со стороны водителей, да? Анастасия Кайен: Да. Павел Давыдов: Чтобы мы поменьше на вас, дорогие дорожники, ругались и давали вам выполнять свою работу. Анастасия Кайен: Конечно, всем здоровья, успехов, доброй дружной семьи большой, чтобы ваша работа не влияла на взаимоотношения с вашей семьёй, – это самое главное. Павел Давыдов: И высокой оплаты вашего труда. Анастасия Кайен: Всё верно. Павел Давыдов: Настя, спасибо вам большое, я хочу поблагодарить вас за участие в нашей программе и отдельно за ваши дорожные истории, спасибо большое! Анастасия Кайен: Спасибо вам! Павел Давыдов: Что же, поздравляем всех работников дорожной сферы с профессиональным праздником! И пожелаем, чтобы на автомобильной карте нашей страны появлялось всё больше качественных хороших дорог, которые мы выбираем, без семи загибов на версту! Анастасия Кайен: Точно хорошее пожелание. Павел Давыдов: С праздником! Анастасия Кайен: С праздником!