Электротранспорт: когда понадобятся водительские права, чтобы прокатиться на самокате?
https://otr-online.ru/programmy/sreda-obitaniya/elektrotransport-51898.html Кристина Бовина: Как ориентироваться в ассортименте товаров и правильно читать этикетки? Как покупать только качественные продукты и верно их употреблять? Как не стать жертвой продавцов и маркетологов? Смотрите нашу программу, и вы узнаете об этом всё. С вами Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания».
Электротранспорт – забава или опасность? Как выбрать самокат, и почему он перестал быть детской игрушкой? Моноколесо, гироскутер, сигвей – догонят ли они мотоцикл? Какой электрической игрушке не место на тротуаре? Почему так часто взрываются аккумуляторы у электрических транспортных средств? И когда понадобятся водительские права, чтобы прокатиться на самокате?
Персональный электротранспорт – уже не технологии будущего, это средство передвижения настоящего, причём не только для взрослых, но и для юных, а иногда и совсем маленьких пользователей. Но всегда ли мы делаем правильный выбор? Сигвей или моноколесо, или гироскутер – что из этого детям не игрушка? Ведь даже самокат, если он электрический, это серьёзное транспортное средство, которое может быть не менее опасным, чем мопед или мотоцикл.
Первый базовый электротранспорт появился в США, разрабатывать его начали ещё в 90-е годы прошлого века, презентовали в начале нулевых.
Леонид Качан: По сути, это было 2 мотор-колеса электрических и гироскоп, который на девал упасть человеку, который поддерживал баланс.
Кристина Бовина: Это устройство похоже на современный сигвей, но сегодня модельный ряд разнообразнее, и даже появился пульт управления.
А это средство передвижения появилось по принципу «ещё проще», чтобы воспользоваться им мог даже ребёнок. Знакомьтесь: гироскутер.
Леонид Качан: Основное – это мотор-колёса, они немножко разные: у более маленьких моделей – 6,5 дюймов, это 10,5 дюймов, по сути, то, что можно приобрести на нашем рынке в России. Максимальная скорость тут где-то 12 километров в час, не больше, у этого будет скорость где-то 15 километров в час – чуть побольше.
Кристина Бовина: Едем дальше и уже на одном – моноколесе. По сути, этот тот же гироскоп, который не даёт вам упасть.
Леонид Качан: Они тоже делятся по колесу: 14, 16, 18 дюймов колёса. Чем оно больше, тем больше проезжает, быстрей едет и тяжелей, соответственно, там больше батарейки. Чем колёса меньше, тем, соответственно, более простое управление и на нём учиться получше.
Кристина Бовина: И наконец – электросамокат. Моделей много: есть даже с сиденьем и подсветкой, от трёхколёсных вариантов для малышей и до серьёзных приспособлений с характеристиками, больше подходящими для мотоцикла.
Леонид Качан: Это уже мощные самокаты, которые ездят с большой скоростью. Эта модель развивает 100-110 километров в час, это уже гидравлические тормоза используются, такие профессиональные, которые ставятся на мотоцикле, на автомобиле. Вот сейчас 110 километров в час показывает на спидометре.
Кристина Бовина: Эта модель предназначена только для опытных райдеров и точно не подходит новичкам-взрослым, и уже тем более детям.
На чём из электрических транспортных средств реально каждый день добираться до работы, а на чём разве что покататься во дворе? Какому транспорту не страшно бездорожье, а какому только ровный асфальт подавай? Всё познаётся в сравнении и электротранспорт – не исключение, поэтому выбирать его лучше по индивидуальным показателям.
Михаил, какой из вариантов электротранспорта самый безопасный и простои в управлении?
Михаил Денисов: Простой в управлении будет однозначно электросамокат. Практически на любой экземпляр, который присутствует на рынке, можно запросто совершенно встать и поехать. Если же мы говорим про другие, альтернативные средства передвижения, то там, скорей всего, придётся поучиться. Это хорошо всем известный гироскутер, это сигвей, менее известное транспортное средство, и моноколесо, оно стремительно набирает популярность среди пользователей всех возрастов.
Кристина Бовина: На каком из этих транспортных средств можно перемещаться каждый день на большие расстояния?
Михаил Денисов: Самые малопригодные для дальних расстояний – это гироскутер и сигвей.
Кристина Бовина: Почему?
Михаил Денисов: Маленькие колёса и то, что они находятся друг напротив друга, то есть, получается, качает вот так в стороны всё время.
Кристина Бовина: А для чего они тогда пригодны?
Михаил Денисов: Для езды по ровным поверхностям. Если про гироскутер можно говорить как чаще про детскую игрушку, то сигвей подойдёт гораздо лучше для парка. Чем привлекательно это средство передвижения? Тем, что вы встаёте на эту платформу и передвигаетесь в любом направлении: вперёд, назад, останавливаетесь, то есть всё, как мы ходим. Гироскутер неудобен тем, что его неудобно элементарно переносить – до парка надо как-то элементарно добраться.
Кристина Бовина: А вот ручка есть.
Михаил Денисов: Ручка есть, но катить его неудобно. Попробуйте.
Кристина Бовина: Да, такой чемодан, я бы сказала.
Михаил Денисов: Да, сигвей в этом плане практичней: у него и ручка для переноски удобнее, и катить его удобнее, поэтому среди присутствующих здесь из начального уровня средств передвижения, конечно, сигвей будет, конечно, привлекательней как раз-таки для парка. И, конечно же, для парка подойдут и остальные средства передвижения – это и электросамокат, и моноколесо.
Кристина Бовина: С какого возраста детям можно кататься на этом транспортном средстве?
Михаил Денисов: В среднем где-то 6-7 лет – это уже вполне возраст для того, чтобы научиться легко ездить. Нужна просто защита – та же одежда, которая нужна для катания на роликах.
Кристина Бовина: А вот моноколесо – это тоже такой вид прогулки, или действительно люди до работы добираются на этом транспортном средстве?
Михаил Денисов: Это полноценное средство передвижения. Я лично на моноколесе передвигался на работу туда и обратно – 14 километров в одну сторону, 14 километров в другую. В общей сложность этот путь занимал у меня 35-40 минут.
Кристина Бовина: Но ноги не устают в таком положении за 14 километров?
Михаил Денисов: Да, действительно есть нюансы с затеканием и очень сильно. Единственное, что может вызывать дискомфорт, это только ступни, поскольку они как раз находятся в одном и том же положении, но это решается обувью с комфортной стелечкой, подошвой.
Кристина Бовина: Михаил, вот мы, допустим, выбираем такой гироскутер, на что мы обращаем внимание, какие главные критерии выбора?
Михаил Денисов: В случаем с гироскутером – цена и проверенные бренды. Сейчас существует масса маркетплейсов, на которых люди оставляют свои рецензии на тот или иной продукт, ориентироваться можно на них, и, конечно же, низкая цена должна, наоборот, отталкивать, то есть нужно ориентироваться на среднюю цену, покупать в проверенных местах, а не на рынке.
Кристина Бовина: Через интернет-магазин возможно ли это сделать или лучше всё же самому прийти посмотреть, покрутить?
Михаил Денисов: Если мы говорим про электросамокат или моноколесо, то однозначно стоит посетить салон продаж.
Кристина Бовина: Можем ли мы покупать бэушные виды электротранспорта, например, по объявлению?
Михаил Денисов: Действительно подержанную технику с рук приобретать можно, но здесь ситуация аналогична покупке подержанного автомобиля – всегда может быть кот в мешке, который сразу не заметен. И самая коварная неисправность, которая может таиться в бэушной технике, – это некачественный аккумулятор. Это связано прежде всего с намоканием: очень часто человек начинает ездить в любую погоду, невзирая на запрет в инструкции езды по сырому. Но вот, например, этот гироскутер защищён от воды с завода. Сигвей позиционируется тоже защищённым, но и та и та техника бывает и без аквазащиты, поэтому на неё стоит обращать внимание и жадничать с точки зрения цены при покупке без аквазащиты точно не стоит.
Кристина Бовина: Сигвей, моноколесо, гироскутер и электросамокат – это только самые распространённые в нашей стране виды мобильного электротранспорта, а есть ещё гироролики, электроскейты и другие, пока менее распространённые, хотя, кто знает? Может, всего через год и они станут привычным явлением на улицах городов.
Гироролики, они же электроролики, гироботинки, или ховершузы: система управления аналогична гироскутеру, как и система самобалансировки, скорость передвижения – около 12 километров в час, время работы – до 60 минут, поэтому больше подходят для досуга. А это электрический скейтборд: в отличие от обычного он как раз пригодится не для трюковой езды, а для перемещения из пункта А в пункт Б, скорость можно регулировать с помощью пульта управления, а проехать на нём удастся не только по гладкому асфальту, но и по грунтовым дрогам. Ховерборд, он же летающая доска: образ из голливудского кинематографа вдохновил изобретателей из разных стран на смелые эксперименты. Даже придумали летающий матрас, способный подниматься на 30 сантиметров над землёй и перемещаться со скоростью 20 километров в час. Мировой рекорд сегодня у француза Фрэнки Запата: на своём ховерборде он пролетел 2 с лишним тысячи метров, менее чем за 4 минуты.
Вы – опытный водитель, скажем так, а я – новичок. Может быть, покажете, на чём я смогу встать и поехать сразу?
Михаил Денисов: Конечно, пойдёмте.
Кристина Бовина: Наверно, моноколесо – не для меня…
Михаил Денисов: Учиться в студии на моноколесе – это не лучший выбор, я предлагаю вам прокатиться на электросамокате.
Кристина Бовина: Михаил, командуйте: что нужно делать, чтобы я смогла прокатиться?
Михаил Денисов: Прежде всего его нужно включить, мы видите пиктограмму на дисплее – всё, он у вас включился. Теперь, чтобы начать движение, вам нужно оттолкнуться, и после этого начнёт работать курок газа, который включает электромотор. Самое главное – не забывайте про тормоз, он здесь такой же, как на велосипеде.
Кристина Бовина: Попробуем.
Михаил Денисов: Немного отталкиваетесь…
Кристина Бовина: Отталкиваемся.
Михаил Денисов: Как только у вас начнут показываться цифры скорости, мы можете нажать немного на курок газа.
Кристина Бовина: Хорошо.
О! Такой он скоростной, быстрый, причём так чувствует, что я от него хочу.
Михаил Денисов: Вот, видите, у вас опыта практически нет, но вы уверенно едете, как я и говорил.
Кристина Бовина: Может, ещё кружок?
Михаил Денисов: Да, давайте, конечно.
Кристина Бовина: Так… эмоции положительные исключительно!
Михаил Денисов: Вы едете в очень сложных условиях, но я хочу сказать, что вы…
Кристина Бовина: Небезнадёжна?
Михаил Денисов: Успешно поехали, и, я уверен, если бы это было вне студии, вы бы совершенно спокойно поехали и могли бы уже им пользоваться, допустим, доехать на нём до метро или из дома до работы.
Кристина Бовина: На самом деле мне понравилось, не так уж это и сложно и в принципе – настоящее средство передвижения и достаточное лёгкое у управлении. Михаил, но моноколесо ведь намного сложнее в управлении?
Михаил Денисов: Новичку однозначно да, но стоит на нём научиться ездить, и отказаться от него будет сложно.
Кристина Бовина: Покажете?
Михаил Денисов: Конечно. Это один из самых современных экземпляров.
Кристина Бовина: В чём его особенности?
Михаил Денисов: В том, что у него есть подвеска, как у автомобиля. На таком колесе будет комфортно ехать и по гладким дорогам, и по бездорожью. На него нужно просто встать и поехать.
Кристина Бовина: А как вы будете тормозить?
Михаил Денисов: Тормозить я буду точно так же, как подсказывает мне мозг, когда я бегу, то есть просто отклоняюсь назад и останавливаюсь. Это электромагнитный тормоз, колесо вперёд или назад не падает. Я выдвинул сейчас ручку, попробуйте его как будто на меня завалить – оно начинает ехать.
Кристина Бовина: Оно едет, да.
Михаил Денисов: Совершенно верно, и точно так же оно держит на себе меня.
Кристина Бовина: Но оно такое тяжёлое!
Михаил Денисов: Но ведь катить его легко, и для переноски у него есть удобная ручка: опускаем его в транспортировочное положение, поднимаем и с ним легко можно подняться, например, по лестнице.
Кристина Бовина: А если на бордюр наехать или на кочку, на камень – падаем?
Михаил Денисов: Обратите внимание, насколько большое колесо, оно легко справляется с неровностями, и моноколёса, в отличие от электросамокатов, обладают большем тягой.
Кристина Бовина: А вот у нас здесь 2 самоката, они чем-то различаются между собой?
Михаил Денисов: Это самокаты разных классов: тот, на котором вы ездили, – это самокат так называемого лёгкого класса с точки зрения складывания, переноски. А эта техника уже более серьёзная, более скоростной, у него уже 2 механических тормоза дисковых, также эта модель кардинально отличается от той наличием подвески, вы видите передние амортизаторы, также амортизаторы присутствуют сзади.
Кристина Бовина: То есть он более проходимый такой, да?
Михаил Денисов: Проходимый, комфортный и безопасный на высоких скоростях.
Кристина Бовина: А управлять им сложнее, чем тем, на котором я каталась?
Михаил Денисов: При наличии хотя бы минимального опыта ни капли не сложнее.
Кристина Бовина: А вот скажите, во цене различаются сильно все вот эти категории электротранспортных средств?
Михаил Денисов: Однозначно да. Начальный уровень – это гироскутер и сигвей, гироскутеры стоят приблизительно в районе 10000 рублей, сигвей подороже – 25000-30000. А электросамокаты начинаются по стоимости приблизительно в районе 20000 рублей, мощные или дальнобойные самокаты будут стоить в районе 50000-100000 рублей и дальше идут уже более мощные профессиональные модели.
Кристина Бовина: А моноколесо?
Михаил Денисов: У них очень дорогая батарея и за счёт этого по цене моноколёса значительно выше – в районе 50000-100000 рублей.
Кристина Бовина: Что является первым звоночком во время эксплуатации транспортного средства, ч то будет какая-то проблема?
Михаил Денисов: Как только пробег резко снижается – это повод для того, чтобы посетить сервис. Скорее всего, в аккумуляторе научались какие-то необратимые процессы, которые могут привести к пожару или взрыву.
Кристина Бовина: Как мы храним электротранспорт, скажем так, в зимнее время?
Михаил Денисов: Прежде всего техника должна быть хорошо высушенной, второе – это хранить при температуре выше 0 градусов и батарея должна быть не полностью заряжена или не полностью разряжена, то есть находиться где-то посередине.
Кристина Бовина: То есть разряжать до конца аккумулятор не стоит?
Михаил Денисов: Совершенно точно не стоит.
Кристина Бовина: Не только для электротранспорта нужен защитный чехол, внимательного отношения требуют и вопросы собственной безопасности: даже если вы – опытный пользователь, защитная экипировка лишней не будет. Чаще всего травмы получают новички, но, как говорится, и на старуху бывает проруха.
«Новичок или опытный райдер – падают все примерно одинаково», – так утверждают медики.
Ярослав Хренников: При падении человек автоматически, неосознанно, получается, руку выставляет в сторону, потом идёт коленка, и потом, если оно не удержался, человек уже ударяется головой, поэтому первое – это защитить верхние конечности: налокотник, лучезапястный сустав, потом наколенники обязательно и обязательно шлем.
Кристина Бовина: Даже если для вас электротранспорт – уже не техника на грани фантастики, средства защиты обязательны к покупке.
Леонид Качан: Детишкам рекомендуем классический детский шлем, он лёгонький, но, в случае если не дай бог ребёнок упадёт всё-таки головой, вот такая небольшая симпатичная штучка его спасёт. Взрослым у нас совсем большой шлем: вот такой шлем защитит практически, наверно от любого столкновения головы с асфальтом, у него есть визор так называемый, эта часть, которая защитит на большой скорости, когда мошки, комары банальные, камушки летят из-под машины, он защищает шею, защищён подбородок и задняя часть тоже – затылок, всё-всё-всё полностью защищено.
Кристина Бовина: В новостях всё чаще сообщают о самовозгораниях ховербордов и самокатов. Некачественные литиевые батареи, которые используют в недорогих устройствах, взрываются как в процессе зарядки, так и в процессе езды.
Владимир Кириенков: Аккумулятор часто выходит из строя либо из-за того, что его неправильно эксплуатируют, либо из-за того, что во внесезонное время, например, он лежит без зарядки. Аккумулятор, даже если вы не катаетесь на аппарате, нужно всегда подзаряжать. Что касается всего электротранспорта, это обязательная гидроизоляция чтобы не получилось так, что после первого проезда по воде любой у вас вышел из строя тот или иной компонент.
Кристина Бовина: И эстетики, и удобства ради не забудьте приобрести и использовать по назначению чехол. От ливня он, конечно, не защитит, но, как минимум, от пыли точно убережёт.
Электротранспорт для многих – уже не роскошь и не игрушка, а средство передвижения, в том числа и по работе: почтовые работники, гиды и даже полицейские в некоторых странах мира, к примеру, перемещаются на сигвеях, за плавный ход их полюбили и видеооператоры. Представители многих профессий, для которых время – деньги, всё чаще предпочитают электросамокаты, Увы, это не только новые возможности, но и новые опасности, неспроста ездить на таких транспортных средствах по тротуару разрешено далеко не везде и правовой их статус вызывает жаркие споры.
Скорость 50 километров в час, а по правилам – не транспорт, а пешеход. Как же это возможно и что должно измениться в законах?
Валентина Ященко: На сегодняшний день у нас есть законопроект Минтранспорта, который сейчас снова подняли, потому что возникают случаи и с летальными исходами, и с тяжким вредом здоровью, и тогда у нас идёт не 264-я уголовного кодекса и не 268-я, потому что это не транспортное средство. А вопрос: кто это? Это, получается, пешеходы, причиняющие вред имуществу или вред здоровью людям.
Кристина Бовина: В разных странах своя практика решения проблемы, но основные положения оказались схожими – лучше перестраховаться.
Валентина Ященко: В Великобритании запретили, в Испании очень долго держали паузу, но сейчас их разделили на несколько категорий, и говорят о том, что всё-таки их приравняют к последней категории – к транспортным средствам, которые развивают скорость 40 километров в час, и даже будут им прибивать номерные знаки.
Кристина Бовина: Во многих странах разрешённую скорость для электрических средств передвижения снижают до 25 километров в час и вводят возрастной порог на управление от 14 лет.
Валентина Ященко: В Италии пошли по пути создания законопроекта, по которому они платят и страховки как транспортные средства, и обязаны ездить по велосипедным дорожкам, и номерные знаки, и фары – у них всё есть.
Кристина Бовина: Мы всё чаще узнаём о страшных авариях с участием электросамокатов на тротуарах российских городов и вне зависимости от трактовки пунктов закона и свода правил напоминаем: пожалуйста, будьте осторожны!
У каждого вида электротранспорта свои преимущества и недостатки. Гироскутер удобен для неспешных поездок в парковых зонах с максимально ровным асфальтом. Схожие характеристики у мини-сигвея: благодаря рулю он более маневренный, но тоже предназначен для катания лишь оп безупречному покрытию. Полноценному сигвею неровности не страшны, но такой транспорт достаточно громоздкий, хотя передвигаться на нём можно хоть целый день, Кочки и бордюры нипочём моноколесу, оно может проехать даже по бездорожью и развивать скорость около 50 километров в час, подходит для значительных расстояний, но, увы, считается очень травмоопасным. Самым универсальным транспортом чаще всего называют электросамокат и за лёгкость в управлении, и за устойчивость, и за безопасность, но и она всё-таки относительна.
Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях, а также пишите нам, какие темы вам были бы интересны. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!