Кристина Бовина: Здравствуйте, меня зовут Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания». Наша программа позволяет по-новому взглянуть на продукты и повседневные товары, мы подскажем, как правильно читать этикетки, ориентироваться в ассортименте, как не стать жертвой маркетологов, а также самостоятельно проверить качество ваших покупок. Когда дело доходит до домашнего декора, что может быть более универсальным, чем ковёр? С помощью этого предмета интерьера вы не только сможете изменить внешний вид дома, но и скрыть недостатки напольного покрытия. Какой ковёр подойдёт для спальни, а какой – для кухни? И на какие ковры может быть аллергия? Вы когда-нибудь задумывались, как делают ковры? Конечно, это не самая популярная тема для разговора, а жаль, ведь процесс их производства – настоящее искусство, и хотя технологии изготовления постоянно совершенствуются, ковры ручной работы из натуральных материалов остаются вне конкуренции. На одну из фабрик по производству ковров предлагаю отправиться прямо сейчас. В России традиционная технология ручного ковроткачества известна с XVIII века, она позволяет создавать ковры цельным полотном без швов и без ограничения по длине, этот способ до сих пор применяют на фабрике в Тюмени. Сначала мастера формируют основу ковра – так называемый навой, для этого хлопчатобумажные нити проходят несколько этапов обработки: сперва их вытягивают и равномерно наматывают на катушки, после чего соединяют в одну ленту, далее материал попадает на сновальную машину. Татьяна Ярайкина: На сновальной машине у нас 100 нитей с одной стороны, 100 нитей с другой стороны, набивка идет ленточная, набивается столько ниток, сколько нужно, 2x2 метра – это более 1000 нитей. Кристина Бовина: За каждой нитью необходимо тщательно следить: если в процессе происходит сбой, и она сходит с конвейера, нужно вовремя ее заменить. Татьяна Ярайкина: Вот лента закончилась, теперь нужно будет обрезать, сложности – это надо правильно набить, прорвать вал, чтобы… где-то нитка сходит, заменить ее, вовремя поставить, и потом уже подготовка сырья для ковра уже идет. Кристина Бовина: Важный этап – заготовка сырья, здесь происходит рубка пряжи, технология ручного ковроткачества позволяет использовать в изделии до сотни цветов. Татьяна Ярайкина: Пряжу закупаем крашенную и вот сколько нужно нитей, столько сложений мы делаем, скручиваем, перематываем, запариваем, и потом уже дальше процесс идёт – рубим пряжу, для того чтобы отдать на изготовление ковра. Кристина Бовина: Процесс создания основы ковра занимает до двух дней, после заготовки поступают на прядильные станки, они бывают двух видов: вертикальные и горизонтальные. На вертикальном станке вяжут крючком, только на нем, например, можно воссоздать портрет. На горизонтальном станке работа идет быстрее, на нем ткут махровые ковры. Любовь Коваленко: У нас сначала рисует на карте художник, мы работаем, естественно, по карте, у нас получается рисунок, как на карте нарисовано, так у нас и получается: 1 клеточка – 1 узелок. Кристина Бовина: Чтобы изделие не распустилось, каждый ряд прибивается и закрепляется с помощью челнока, вручную создаются яркие ковры разных размеров и форм: прямоугольные ковры могут достигать 60 метров. За станком работают до 4 мастериц, в месяц они создают 2-3 ковра. Недаром говорят, что ковёр определяет стиль всей комнаты, но покупка нового покрытия – достаточно сложная задача, ведь остановить свой выбор на чём-то одном при таком разнообразии цветов, материалов и форм очень сложно. Из чего делают современные ковры и как выбрать тот, который будет выигрышно смотреться именно в вашем интерьере, поинтересуемся у нашего эксперта – арт-директора салона по продаже ковров Александра Чикина. Александр, скажите, от чего стоит отталкиваться, чтобы выбрать хороший ковёр? Александр Чикин: Сейчас огромнейший выбор по расцветке, по дизайнам ковров, также по материалам. Естественно, следует обращать внимание, как вы будете эксплуатировать ковёр, в каком помещении – это будет спальня, это будет, может быть, кухня или гостиная зона? Где полегче почистить, где важней всё-таки тактильные ощущения, где важно создать картинку и атмосферу уюта. Кристина Бовина: Давайте прямо конкретно: в спальне какой должен быть ковёр? Александр Чикин: В спальню я рекомендую ковры из шёлка, арт-шёлка, потому что они очень тактильно приятные – они мягкие, нежные. Если мы будет говорить о гостиной, здесь важно и, чтобы ковёр легко чистился, потому что гости подразумевают – это, возможно, и вино, и кофе, и десерты, поэтому я бы рекомендовал всё-таки постелить ковры из шерсти, из шерсти с шёлком, на крайний вариант – из искусственных волокон, из синтетических волокон. Кристина Бовина: А в прихожей, допустим? Александр Чикин: Естественно, что-то более практичное – это либо шерсть, либо синтетическое волокно. Кристина Бовина: На кухне может быть ковёр? Александр Чикин: Конечно, на кухне может быть ковер, почему бы и нет? Но если вы часто готовите, я также рекомендую ковёр либо из шерстяного волокна, либо из синтетического, чтобы это было легко и практично. Кристина Бовина: Какие самые востребованные материалы для производства ковров? Александр Чикин: Сейчас очень популярны шерсть, арт-шёлк и бамбуковое волокно, шёлк в целом. Кристина Бовина: Какие плюсы и минусы каждого? Александр Чикин: Плюсы шерсти в том, что действительно она практичная, она тёплая, цвета в шерсти, как правило, близки к натуральным оттенкам, которые нас окружают, поэтому они для глаз нам более приятны, но шерсть является аллергеном. Если есть в семье люди, которые подвержены аллергии, зачастую это является критерием выбора. Как правило, арт-шёлк – мы понимаем, что это искусственно созданное волокно, он более экономичен, чем натуральный шёлк, но визуально потребитель может не отличить. Кристина Бовина: Он не вызывает аллергию? Александр Чикин: Нет, он не вызывает аллергию абсолютно никакую. Кристина Бовина: Есть ли какие-то преимущества у синтетического ковра? Александр Чикин: Синтетика абсолютно неаллергенная, синтетика легко чистится, но визуальная картинка синтетического ковра будет совершенно иная, чем у ковра из натуральных материалов, то есть синтетические ковры, как правило, красятся соответствующими красителями, чтобы это было прочно, стойко, долговечно, они будут яркие, они безумно красивые, как картинка, но это глазом будет восприниматься совершенно не так, как ковёр из шерсти, к примеру. Кристина Бовина: А здесь у нас представлены какие образцы? Александр Чикин: Здесь у нас представлены образцы из арт-шёлка. Вот он мягонький такой, приятный, потрогайте – действительно, как натуральный шёлк, наощупь. Кристина Бовина: Да, очень мягкий, приятный. Александр Чикин: И шерстяная ниточка. Кристина Бовина: Наверно, этот будет теплее? Александр Чикин: Поскольку шерстяное волокно здесь присутствует, действительно немножечко он будет греть, как шерстяной свитер. Также мы видим ковёр машинной работы, в нём акриловую ниточку мы видим вот здесь, она немножко утоплена и блестящая нитка поверх – это как раз арт-шёлк, это бамбуковое волокно. Обратите внимание вот здесь: этот ковёр соткан полностью из арт-шёлка – это как раз материал «Тенсел». Тенсел – это материал из австралийскою эвкалипта. Чем он интересен? Само волокно из эвкалипта получается более прочное, более гигроскопичное, более тонкое – визуально и тактильно похоже на натуральный шёлк, материал из эвкалиптового шёлка обладает также бактерицидными свойствами. Кристина Бовина: Да вы что! Александр Чикин: Да, он их сохраняет. Кристина Бовина: То есть в нём нет микробов? Александр Чикин: Ну да, он в принципе в какой-то части борется с микробами. Мы же знаем, что лекарства делают из эвкалипта, вот и материал сохраняет эти полезные свойства. Кристина Бовина: Вот здесь абсолютно разные, смотрю, у нас представлены способы исполнения ковра, расскажите о них детально. Александр Чикин: Абсолютно верно. Я бы выделил 4 способа изготовления ковра – это ковры машинной работы, ковры, сотканные вручную – узелковые, ковры по так называемой технологии «Тафтинг» – на клеевой основе, набивные их ещё называют, и ковры, сотканные также вручную, но ворс здесь держится не за счёт узелка, а за счёт петли – это существенно сокращает сроки изготовления. Кристина Бовина: То есть вот этот ковёр делали очень быстро? Александр Чикин: Да, вот этот ковёр сделали быстро, тут будет небольшая плотность, невозможно сделать какой-то узор, но возможно сделать однотонные ковры, ковры с разной фактурой или какую-то лёгкую абстракцию и они по цене существенно дешевле. Кристина Бовина: Расскажите про технологию «Тафтинг». Александр Чикин: Технология «Тафтинг» – ковры на клеевой основе: натягивается полотно основы, выглядит вот так основа... Кристина Бовина: Такая вафельница. Александр Чикин: Ну да, как вафельница, набивается ворс, и потом уже сверху этой вафельницы проклеивается также хлопковой тканью для укрепления. Кристина Бовина: А чем отличается ковёр, сотканный вручную от машинного? Александр Чикин: Ковёр, сотканный вручную, сам по себе более прочный, используются, как правило, натуральные красители, он проходит такой процесс замечательный, как процесс мойки, в процессе мойки выявляются все абсолютно огрехи: где-то незатянутый узел, где-то, допустим, нестойкий креститель – в процессе мойки всё это будет видно, то есть они уже как бы с гарантией качества, то есть с этим ковром уже дальше ничего не случится. Кристина Бовина: То есть самый надёжный – тот, который сотканный вручную, да? Александр Чикин: Да, мало того, их можно реставрировать. Кристина Бовина: А как отличить ковёр машинной вязки от ручной? Александр Чикин: Первое – это основа. Вот обратите внимание: каждый узелочек здесь не может быть идеально одинаков друг с другом, в коврах машинной работы абсолютно иная история – тут каждый пикселёчек набивает машина, то есть ряд к ряду они все одинаковые, можно померить линеечкой… Кристина Бовина: Да, всё так ровно, гладко. Александр Чикин: Да, в коврах, сотканных вручную такого быть не может. Кристина Бовина: Пазырыкский ковёр является самым древним представителем своего вида, который известен человечеству, его возраст около 2500 лет, на нём вручную были завязаны более миллиона 250 тысяч двойных симметричных узлов. Ещё немного интересных фактов про ковры расскажем далее. За право считаться родиной ковроткачества соревнуются многие страны, но чаще всего родоначальниками этого ремесла называют кочевников из Центральной Азии: собственноручно созданные ковры служили им защитой от палящего солнца, от холода, ветра, пыли и иногда даже змей. Переход к оседлому образу жизни обернулся новым этапом в развитии ковроткачества как искусства: орнаменты и узоры стали более сложными и проработанными до мелочей. Заявили о себе страны-лидеры ковроткачества: сначала Персия и Турция, чуть позже – Индия. Как давно зародилось на Руси ковроделие, определить трудно из-за отсутствия документальных данных, однако, обнаруженные при раскопках славянских захоронений XI-XII веков цветные, шерстяные узорные ткани местного изготовления указывают на то, что в Киевской Руси ткачество имело повсеместное распространение и было на высоком для того времени техническом уровне. Самым длинным ковром в мире назван иранский «Карс аля-лям», над его созданием трудились 1200 женщин на протяжении 16 месяцев, а самый дорогой ковёр, проданный на аукционе в начале XVII века в Юго-Восточной Персии на территории современного Ирана, его стоимость составила почти 34 миллиона долларов. Александр, скажите, при выборе ковра важна ли его плотность? Александр Чикин: Плотность ковра влияет на рисунок: если ковёр не очень плотный, то тогда дизайн, скорей всего, будет более абстрактный или размытый – там как раз не нужна эта высокая плотность. С точки зрения практичности плотность ковра важна – его чистить будет легче. Кристина Бовина: Как определить плотность? Александр Чикин: Плотность ковра: если мы будем брать ручной работы, то количество узелков. Кристина Бовина: Как близко они друг к другу прилегают? Александр Чикин: Насколько мельче узелочек, тем он, соответственно, плотнее. Посмотрите на рисунок: если визуально вы видите мелкий детально проработанный рисунок, значит ковёр высокой плотности. Надо смотреть его геометрию: насколько он ровный, в коврах ручной работы допускается некая неровность, поскольку это ручной труд, но обращайте внимание, чтоб не было пропусков узелков, ничего не торчало, на месте был оверлок, оверлок – это обработка ковра. Кристина Бовина: То есть переворачиваем, не только смотрим лицевую сторону, но и переворачиваем и смотрим… Александр Чикин: Каждый рядочек, просто основу ковра посмотрим, изнанку ковра, посмотрим оверлок, насколько он целостный – смотрим визуально картинку. Кристина Бовина: А вот чтобы ковёр не лез, какой он должен быть? Александр Чикин: В любом случае ковёр из натурального материала будет выделять подшёрсток – это свойство материала, от этого никуда уйти, но это пройдёт. Кристина Бовина: Как долго? Александр Чикин: Как правило, если это нормальный ковёр, то это месяц-два и всё – просто пылесосить. Кристина Бовина: Как с этим бороться? Наверно, пылесосить? Александр Чикин: Пылесосить по направлению ворса на невысокой мощности, чтобы не выдирать узелочки, не использовать турбощётку – она выдирает узелочки. Кристина Бовина: А как отличаются ковры по типу ворса? Александр Чикин: Бывает разрезной ворс – это мы видим вот здесь, такой как бы пушистенький, видите? Кристина Бовина: Да. Александр Чикин: Петелька просто разрезается, и он получается у нас пушистый. Кристина Бовина: Как помпон. Александр Чикин: Да, как помпон, абсолютно, кстати, классное сравнение. Можно возьму на вооружение? Кристина Бовина: Да, пожалуйста. Александр Чикин: Может быть петля – вот она, может быть сочетание петли и ворса разрезанного, что даёт фактуру. Также бывает, что ворс подстригают под определённым углом – такой стриженный получается, даёт определённую фактуру. Кристина Бовина: Скажите, а бахрома на ковре для чего? Александр Чикин: В коврах ручной работы вообще изначально бахрома – это основа ковра, то есть это выпущенная основа по бокам. Часто очень бахрому и основу подгибают и подшивают – в основном это в коврах с современным рисунком, в коврах машинной работы часто очень пришивают бахрому, чтобы создать именно антураж ковра, не куска коврового покрытия, а целостного изделия. Кристина Бовина: Скажите, а как выбрать размер ковра? Александр Чикин: Надо учитывать обязательно площадь комнаты, куда мы хотим постелить ковёр: если вы стелите его, допустим, в столовую зону под стол, надо выбирать с тем расчётом, чтобы стол стоял в центре и сбоку оставалось хотя бы по 70 сантиметров примерно на стул, который будет стоять в подвинутом состоянии, чтобы это было на ковре. Если вы стелите мягкую зону, здесь есть несколько решений, мы всегда рекомендуем ковёр побольше, допустим, если это будет диван и креслице, можно стелить ковёр с таким учётом, чтобы передние ножки, или полностью кресло встало на ковёр, и ковёр зашёл под диван – это позволит объединить всю мягкую зону, она будет как единое целое. Действительно, есть такое выражение – «зонирование», это будет зона комфорта, зона отдыха. И есть третий вариант – ковёр большой, он должен быть такого размера, чтобы на него стал полностью диван, полностью столик, полностью кресла и снаружи зону виден ковёр. Кристина Бовина: Расскажите о трендах: какие сейчас самые модные рисунки, формы ковров? Александр Чикин: Формы ковров всегда классические – это прямоугольник, его легко вписать в интерьер. Про тренды, про цветовые: в основном мы сейчас видим, что от серых оттенков интерьера идут в цвет, интересные зелёные цвета, цвет марсала. Кристина Бовина: А в какую комнату подойдёт светлый ковёр? Александр Чикин: Я бы рекомендовал, конечно, менее проходимую – в спальню, прекрасный выбор. Кристина Бовина: А в детскую какой лучше ковёр подойдёт? Александр Чикин: Есть прекрасные ковры с детским рисунком из хлопка, они недорогие, они выполняют свою функцию, пока ребёнок растёт, потом просто меняются и всё. Хлопковые ковры потолще немножко, тактильно более приятные, но это немножко менее практичные, допустим, чем синтетика, синтетику легко почистить – тут уже выбор за потребителем. Кристина Бовина: А вот чистить ковёр исключительно в химчистке или есть какие-то секреты и способы самостоятельно почистить ковёр? Александр Чикин: Сейчас очень много средств, которые позволяют чистить ковёр, главное – выбирать, чтобы не было хлора в составе, выбирайте с учётом того, из какого материала у вас ковёр, это, возможно, будет пена, сухая читка, а там самое универсальное средство – это обычное хозяйственное мыло: взбили пенку и вот этой пенкой почистить ковёр. Кристина Бовина: Это относится к шерстяному изделию, шёлковому и синтетическому? Александр Чикин: Шёлковый я бы так сильно не рекомендовал замывать, то есть, если у вас есть шёлковое изделие и там какое-то пятно, обратитесь в химчистку – там почистят. Кристина Бовина: Нужно ли выбивать ковры, как раньше, знаете, вносили на улицу? Александр Чикин: Я не рекомендую это, лучше отдать в химчистку, вы когда выбиваете ковёр, вы совершаете некое механическое воздействие на него, вследствие чего вытягиваются нити основы, вы можете порвать волокна, порвать основу, всё, что угодно может произойти – вы бьёте ковёр. Если вы выносите его на снег, то потом вы его так качественно не просушите, и он будет у вас в комнате просто преть – не надо выносить его. Кристина Бовина: Сколько должен служить качественный ковёр? Александр Чикин: Допустим, по технологии «Тафтинг» на клеевой основе прослужит 5-7 лет до смены интерьера. В принципе, как за ним ухаживать: если постоянно ковёр будет раз в месяц ездить в химчистку, естественно, долго он не проживёт, дольше проживут, конечно, ковры, сотканные вручную, потому что их можно реставрировать, даже если что-то зацепится, порвётся или ещё что-то, можно будет отреставрировать и починить. Кристина Бовина: Это шерстяной, наверное, или шёлковый тоже? Александр Чикин: Вообще сотканный вручную: и шёлковый, и шерстяной, и из арт-шёлка – это неважно. Кристина Бовина: Сколько в принципе лет? Александр Чикин: И 20, 25 лет, при хорошей эксплуатации и 50 и 60 лет – без проблем. Кристина Бовина: Спасибо, Александр, за интересную информацию! Мало что можно сравнить с мягким и уютным ощущением ковра под ногами, но если вы не можете перестать чихать и кашлять, когда вы находитесь дома, то стоит задуматься – возможно, виновник прямо у вас под носом. Может ли возникнуть аллергия на ковровое покрытие и как с ней бороться – об этом расскажет аллерголог. Причина, как минимум, четырёх разных видов аллергии может скрываться в волокнах любимого домашнего ковра – таков неутешительный вердикт специалистов. Екатерина Морозова: Может быть аллергия на состав ковра, это может быть аллергия на шерсть, если это натуральный ковёр, это может быть аллергия на краситель, и это может быть аллергия на домашнюю пыль, на животных, на цветение трав, деревьев и так далее, потому что ковёр – это хороший пылесборник. Кристина Бовина: Чем длиннее ворс, тем больше грязи он накапливает: от частиц человеческого эпидермиса до пыльцы пылевых растений которая может случайно залететь в открытое окно при проветривании. Стопроцентно очистить ковёр просто невозможно, а иногда сам процесс мытья может создать дополнительные риски для здоровья. У влажной уборки другие риски. Екатерина Морозова: Чисто технически, особенно влажная уборка ковров не всегда бывает безопасна, потому что просушить ковёр в домашних условиях бывает достаточно сложно, а если мы его плохо просушили, то там может начаться развиваться плесень. Кристина Бовина: Но даже абсолютно чистый новенький ковёр с ярким рисунком может преподнести совершенно неприятный сюрприз, к примеру, стать причиной контактного аллергического дерматита, если ковёр искусственный и у ребёнка аллергия на красители. Екатерина Морозова: Если мы говорим про аллергию на краски, то чаще всего – это локальные формы кожные: отёки, сыпи, зуд, шелушение. Кристина Бовина: Стоит присмотреться к безворсовым паласам из натурального джута или на войлочной основе, а для детей приобрести коврики из полиматериалов, которые легко моются, сушатся и не вызывают аллергию. Сегодня можно приобрести ковёр ручной иди машинной работы на любой вкус и бюджет. Практичный, универсальный, красивый, он станет отличным дополнением к вашему интерьеру. Если мебель или декор выполнены в нейтральных тонах, идеально подойдёт ковёр с ярким принтом, а в комнате с тёмными стенами отдайте предпочтение большому и светлому покрытию – оно визуально увеличит пространство. Пылесосить ковёр нужно с двух сторон 2-3 раза в неделю, а глубокую химчистку проводить, как минимум, раз в год. Регулярная чистка и правильный уход позволят сохранить первоначальную яркость и красоту изделия на долгие годы. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!