ЭКСПЕРТЫ: Юлия Темникова, заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Алексей Волк, машинист электропоезда Оксана Бондаренко, куратор проекта «Привет, Москва!» Кристина Бовина: 380 километров путей, 223 станции и 9000000 пассажиров в сутки, московское метро – самый быстрый городской транспорт, в войну там скрывались от бомбёжек, сегодня – от пробок, но как не растеряться в переплетении веток и станций, куда обращаться, если Вам стало плохо, или Вы потеряли багаж, не опасно ли держаться за поручни и как часто их моют? Копнём поглубже и покажем, как выглядит работа метро изнутри. Самый красивым в мире считается московское метро. В 1935 впервые поезда вышли на линию от «Сокольников» до «Парка культуры», и уже тогда у каждой станции был свой неповторимый стиль. Целых 30 лет проезд в метро стоил 5 копеек, знаменитый пятачок был символом метро, его использовали в качестве билета, сегодня символом столичного транспорта можно назвать карту «Тройка». «Тройка» – это миниатюрный компьютер, который внешне напоминает банковскую карту, с ее помощью можно не только оплатить проезд в метро, но и купить билет на любой общественный транспорт, а еще в Третьяковскую галерею, зоопарк, планетарии и десятки других музеев. С «Тройкой» поездка обойдется почти в полтора раза дешевле. Купить и пополнить билет можно не только в кассе, быстрее и проще с помощью вот такого автомата, сейчас попробуем: выбираем билет, вставляем карту, оплатить можно не только наличными, но и с помощью банковской карты – несколько секунд и можно спускаться в метро. Попасть в подземку можно не только по лестнице или эскалатору, для людей с ограниченными возможностями есть лифты, подъемники и даже центр сопровождения пассажиров. Юлия Темникова: В центре трудятся более, чем 260 сотрудников и на смену по разным станциям метро и за их пределами выезжает ежедневно 85-90 сотрудников. Инспекторы центра помогают максимально безопасно и комфортно передвигаться в метро людям с нарушением слуха, зрения, функционально опорно-двигательного аппарата, а также детям, пожилым людям, родителям с колясками. Кристина Бовина: Оставьте заявку на сайте метро или по телефону – вас встретят у турникетов и помогут добраться до нужной станции. За день в метро закрываются и открываются двери 11000 поездов, пропуская огромный поток людей, в вагонах, на поручнях и сидениях, остаются миллиарды бактерий: возбудители гепатита, дизентерии, тифа – обычной уборкой тут не обойтись. Каждый день в это депо заходят десятки поездов: здесь их моют и обеззараживают специальными средствами. Чтобы очистить и отремонтировать вагоны, контролировать движение и безопасность в метро трудится примерно население небольшого города – 50000 человек. Машинист Алексей Волк под землю спустился 6 лет назад, он признается, с тем пор жалеет только об одном, что не пришел на работу раньше. Я всегда мечтала посидеть на месте машиниста, можно? Алексей Волк: Конечно, можно. Кристина Бовина: Какая здесь самая главная кнопка? Алексей Волк: Самая главная кнопка – это включение состава, сейчас мы его выключили, здесь мы его включили. Кристина Бовина: Работают машинисты 6 дней в неделю, но одна смена длится не больше 8 часов с двумя перерывами – так машинисты успевают отдохнуть. Большинство москвичей проводят в метро не меньше часа в день, чтобы в пути было комфортно уже несколько лет в метро работает бесплатный интернет. На некоторых станциях есть общественные туалеты, которые можно оплатить «Тройкой». Поезда тоже не стоят на месте: старые составы заменяют плавными и бесшумными, в новых вагонах просторнее, есть информационные экраны и отдельные места для людей с ограниченными возможностями. Вид из вагона порой не самый живописный, поэтому пассажиры чаще смотрят в телефон, в метро учли даже такую полезную мелочь, как USB-розетки, главное зарядку не забыть дома. Если раньше на метро добирались в музеи и концертные залы, то теперь и ехать никуда не нужно – выставки сами спустились под землю: тайны метро раскрывает смартфон. Оксана Бондаренко: Приложение с дополненной реальностью, которым охвачено на сегодняшний момент примерно 50 станций, но мы планируем постепенно охватить все станции метрополитена. Кристина Бовина: Не выходя из метро можно узнать, почему на «Киевской» нужно искать машину времени, на какой станции открыли деление ядер урана и как на «Белорусской» появился памятник партизанам? Оксана Бондаренко: Чем эта скульптурная композиция служит в простонародье, для простых людей, об этом можно узнать в приложении «Тайны метро». Кристина Бовина: На «Маяковской» приложение дает необычный для подземки совет – поднять глаза в небо, только откроется вид на мозаики Александра Дайнеко. Но несмотря на музейную красоту, метро остается общественным транспортом с духотой, шумом и толпами людей. Если вам или кому-то рядом стало плохо, обратитесь к полицейскому, дежурному по станции или найдите информационный терминал. Двухцветные колонны есть на каждой станции, по цвету их поделили неслучайно: серая часть – для справок, красная – для экстренных случаев. Если ЧП произошло в поезде, в каждом вагоне есть кнопка для экстренной связи с машинистом. Алексей Волк: Если нас вызывают пассажиры, мы видим, что на определенном вагоне у нас появляется мнемознак микрофона, что нас вызывает пассажир, докладываем поездному диспетчеру по поездной радиосвязи: номер поезда, номер маршрута, что случилось, в каком вагоне. Кристина Бовина: Вас услышат, увидят и помогут: вызовут скорую помощь или полицию. Оставив в метро сумку или пакет, и мы часто даже не пытаемся их искать, а зря: забытые вещи собирают н станции «Котельники». Ежедневно на склад приносят около 50 вещей: зимой чаще всего теряют перчатки и шарфы, летом – зонтики, треть находок возвращают владельцам. Всё найденное хранят на складе не больше 6 месяцев, здесь можно встретить: куртки, сумки, гитары, коляски, самокаты, но только не документы. Юлия Темникова: Всё, что касается личных документов: паспортов и так далее – нужно обращаться в УВД на московском метрополитене, эти документы на склад не поступают. Кристина Бовина: Чтобы узнать, есть ли на складе ваша вещь, позвоните в справочную – придется точно описать, как она выглядит, а в самом бюро предоставить паспорт и заполнить заявление. Москву невозможно представить без метро – это настоящий город в городе со своим ритмом, законами и достопримечательностями. Влиться в этот ритм легко, чтобы сэкономить – купите карту, в экстренной ситуации обращайтесь к машинисту, дежурному по станции или оператору через терминал связи. Если потеряли сумку или телефон, не отчаивайтесь – ищите на складе забытых вещей. А когда будет время, отложите дела и прогуляйтесь по метро, как по музею – подземка откроет много своих тайн.