Кристина Бовина: Как ориентироваться в ассортименте товаров и правильно читать этикетки? Как покупать только качественные продукты и грамотно их употреблять? Как не стать жертвой продавцов и маркетологов? Смотрите нашу программу, и вы узнаете об этом всё. С вами Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания». Питьевой йогурт – вкусный и полезный, идеальный напиток для взрослых и детей. Или не идеальный? Кто решает за нас, сколько бутылочек йогурта взять с полки? Какой йогурт можно пить с пользой, а какой можно вообще не пить? И что добавляют в йогурт под видом экзотических фруктов? Главные любители питьевого йогурта – жители Финляндии, но и в России этот кисломолочный продукт довольно популярен, он занимает почётное место в рационе у 40% населения, для многих став привычным завтраком или полдником. В отличие от традиционного кефира или ряженки у питьевых йогуртов невероятное количество вкусов. Каждый день с этого московского завода отправляют в супермаркеты тонны йогурта, он бывает: питьевой, густой в баночке или термостатный, но основной ингредиент для всех – молоко, из 1 литра получается 1 килограмм йогурта. Сергей Перминов: Завод, где мы находимся, каждый день принимает около 1500 тонн молока, конечно, большей частью это Московская область, то есть радиус примерно 100-200 километров. Кристина Бовина: Молоко проходит стерилизацию, и за дело берётся закваска – это полезные бактерии, а именно болгарская палочка и термофильный стрептококк. Микрофлору добавляют в молоко и оставляют в этих гигантских ёмкостях примерно на 10 часов, исключение – термостатный йогурт, который сквашивают сразу в баночке. Сергей Перминов: Вы видите линейку танков. В которых производится непосредственно йогуртная основа, 5 танков, в которых за 1 раз может произвестись от 10 до 15 тонн продукта. Кристина Бовина: За 1 день получается столько йогурта, что можно накормить 150000 человек. Пока йогурт созревает, в соседнем цехе готовят наполнители. Кроме натурального вкуса есть десятки различных вариантов, самый популярный – клубничный. Сергей Перминов: Варенье мы варим сами, у нас есть целое производство, а сырьё для этого варенья мы покупаем практически по всему миру, вот эта бочка – это 800 килограммов джема и это примерно обеспечит около 3 тонн прекраснейшего вкусного продукта. Кристина Бовина: Из каждой партии сотрудники берут пробы: в лаборатории определяют количество жира, белка, микрофлоры и проверяют, нет ли нарушений. Сергей Перминов: Вкус должен быть чистый, без пороков, а основа должна быть гладкая, без выраженной песчанистости или крупитчатости – это говорит о том, что йогурт заквасился хорошо, качественно, без каких-либо проблем. Кристина Бовина: Затем йогурт смешивают с джемом и отправляют на упаковку: баночки бутылочки делают из пластика, безвредного для здоровья. Сергей Перминов: Этот пищевой пластик не предполагает каких-либо загрязнений извне, то есть предотвращает попадание любых компонентов извне. Кристина Бовина: Отмерить нужное количество продукта, налить его в бутылочку, наклеить этикетку – всю эту работу выполняют роботы. Когда йогурт появляется в конце конвейера, он уже полностью укомплектован и готов отправиться на прилавки магазинов. С кусочками фруктов или шоколада, со злаками или мюсли, с джемом или вовсе без добавок – каждый день можно пробовать новый вкус питьевого йогурта, причём сознавая: этот продукт, как говорят, продлевает жизнь. Относится ли это ко всем питьевым йогуртам? Как выбрать самый полезный? Прежде всего, Елена, чем питьевой йогурт отличается от того, который мы едим ложками? Только ли консистенцией? Елена Юрова: Он отличается технологией приготовления. Когда мы с вами берём молоко и вносим молочнокислые бактерии, то начинается так называемый процесс сквашивания, и происходит образование сгустка. Если мы берём и эту всю ёмкость перемешиваем и расфасовываем в бутылочки, пакетики и так далее, то у нас будет питьевой йогурт, потому что мы перемешаем сгусток. Это чисто механический процесс, просто как бы мы с вами взяли заквасили йогурт дома в баночке и потом взяли ложечкой всё перемешали, он бы стал жидкий. Кристина Бовина: То есть по составу это одно и то же: йогурт жидкий и йогурт тот, который в стаканчике? Елена Юрова: По составу абсолютно он одинаковый. Кристина Бовина: Какие бывают основные виды питьевых йогуртов? Елена Юрова: Натуральный в котором нет добавок, в котором остаются только сухие вещества молока и ничего более. И всё остальное – это уже идёт с различными фруктами, годами и так далее, туда добавляется уже наполнитель. Есть ещё целая группа ароматизированных йогуртов, в них может не вноситься никакой компонент фруктов, а просто – краситель и ароматизатор, на этикетке будет написано «с ароматом клубники», например. Кристина Бовина: Йогурт и кефир – это разные продукты? Елена Юрова: Абсолютно, даже время сквашивания у них разное, и если с кефиром должны быть только живые кефирные грибки, то здесь закваска может быть и сухая, и вообще вариаций очень много. Кристина Бовина: А вот есть ещё био-йогурт и йогурт с пробиотиками, что это такое? Елена Юрова: Когда написано «био» и написано, допустим, «с бифидобактериями», то тогда количество бифидобактерий должно быть значительное, то есть молочнокислых должно быть не менее 1x107 колониеобразующих единиц в грамме, а бифидобактерий должно быть не менее 1x106 , только тогда это будет био-продукт так называемый, обогащённый дополнительной микрофлорой. Как правило, сроки годности таких продуктов могут быть сокращены. Кристина Бовина: А разве те самые пробиотики не содержатся уже в обычном йогурте? Елена Юрова: Любая микрофлора, которая полезна и которая относится к молочнокислым бактериям, она относится к пробиотикам. Кристина Бовина: Зачем же тогда выделять такое отдельное направление – био-йогурты и йогурты пробиотиками, если в принципе всё это есть в обычном йогурте? Елена Юрова: А как маркетинг, понимаете? Кристина Бовина: Вот в чём дело… Елена Юрова: Как завоевать потребителя? Кристина Бовина: А вот есть йогурты простые и обогащённые – отличия существенные? Елена Юрова: Когда мы говорим слово «обогащённые», значит мы внесли что-то, какой-то компонент полезности добавили: либо это витамины, либо это микро-, макроэлементы, либо это, например, клетчатка дополнительная – это может быть, и тогда на упаковке вы увидите табличку, как на продуктах детского питания, где будет точно написано, сколько добавили и сколько должно быть у нас суточное потребление. Кристина Бовина: А йогуртовый продукт – что это такое? Это не то же самое, что йогурт? Елена Юрова: Это продукт, который не содержит живой микрофлоры. Как правило, они делаются по технологии йогуртов, и дальше они уже термически обрабатываются, у них другие сроки хранения. Если вы посмотрите, то есть 3 месяца, например, хранение уже такого продукта – это больше как консервы. Кристина Бовина: Какой идеальный состав питьевого йогурта? Елена Юрова: Если мы говорим про натуральный, состав должен быть: молоко, закваска, может быть написано «сухое молоко», потому что по требованиям законодательства для нормализации может использоваться сухое молоко. Кристина Бовина: Если мы говорим о фруктовом йогурте или ароматизированном йогурте, какие добавки допустимы? Елена Юрова: Все добавки расписываться должны полностью, то есть идёт наполнитель, в котором расписывается его состав. Здесь вот, например, у нас: и «злаки», и дополнительные какие-то компоненты в части крахмала, например, или ещё что-то. Кристина Бовина: А разве бывает наполнитель без кукурузного крахмала? Елена Юрова: Бывает. Кристина Бовина: Бывает? Елена Юрова: Да, и есть такие производители, которые делают без крахмала, есть делают с пектином, например. Кристина Бовина: Чего в составе точно не должно быть? Елена Юрова: Я бы обратила внимание на красители, на ароматизаторы. В детском питании, если мы говорим для детишек, там всё должно быть натуральное, там никаких не должно быть и ароматизаторов, ни загустителей. Кристина Бовина: Елена, а процент жирности на что влияет? Елена Юрова: У нас тут линейка по жирности достаточно широкая, то есть от обезжиренного, практически нуля, до 10%. Традиционный всё-таки где-то на уровне 3-3,5%. Я бы не рекомендовала всё-таки обезжиренный, нам для полноценного питания нужен и жир и здесь у нас получится более сбалансированный состав. Кристина Бовина: А йогуртом можно отравиться? Елена Юрова: Йогуртом можно отравиться, если у нас попали туда бактерии группы кишечной палочки, а это всегда сопутствующие компоненты такого санитарного состояния. Кристина Бовина: Скажите, лучше отдать предпочтение какому-то крупному производителю, холдингу известному, или, наоборот, частный предприниматель сделает всё на совесть? Елена Юрова: Я бы отдала предпочтение традиционном производству, потому что у маленького хозяйства, особенно у фермерского, практически отсутствует лаборатория, и до недавнего времени они не должны были ничего отслеживать, потому что если они сами производят молоко и сами же его перерабатывают, у них минимальный какой-то контроль и это, конечно, всегда опасно. Кристина Бовина: Жители России по-настоящему распробовали йогурты лишь в 90-е годы, а европейцы и американцы лет на 40 раньше, и это странно, ведь большую роль в популяризации йогурта сыграл как раз наш соотечественник – биолог Илья Мечников. Но, оказывается, этому продукту уже несколько тысяч лет. Напиток, похожий на йогурт, появился около 8000 лет назад у азиатских кочевых народов. Тюркские кочевники перевозили в кожаных мешках молоко, и резкая смена температуры, тряска, попадавшие с шерсти животных бактерии – всё это приводило к естественному созданию кисломолочного продукта. Само слово «йогурт» турецкого происхождения, но свою лепту в создание этого напитка внесли многие народы. В Древней Греции и Риме он был известен как «фракийское молоко», а в Центральной Азии как «белый кислород». В XVI веке йогурт уже знали в Европе, именно он спас от тяжёлой желудочной болезни французского короля Франциска I, когда никакое другое средство не помогало. Способ приготовления йогурта, похожий на современный, появился в начале XX века. Болгарский студент Стамен Григоров впервые изучил микрофлору этого продукта, описав молочнокислые бактерии. Но по-настоящему популярным йогурт стал, благодаря российскому биологу Ильи Мечникову, он заметил связь между долголетием болгар и их любовью к этому напитку. В 1942 году испанский предприниматель Исаак Карассо создал рецептуру и наладил промышленное производство этого продукта. Примерно через 10 лет стали выпускать фруктовые йогурты, чуть позже – питьевые. Елена, а давайте обсудим упаковки: какая идеальная для питьевого йогурта? Елена Юрова: Я бы выделила вот эту упаковку, она герметична закрыта, также непрозрачная, солнечный свет может нанести достаточно сильный вред. Кристина Бовина: То есть даже вот вроде бы такая непрозрачная, но слегка просвечивающаяся? Елена Юрова: Да, повышенная температура, где-то на свету постоял наш продукт, он может испортиться и достаточно серьёзно. Потом вот эта тоже упаковка очень замечательная. Кристина Бовина: То есть вот такая бумажная многослойная лучше, чем пластиковая бутылка? Елена Юрова: Да, бумажная вообще в принципе очень хорошо для нашего продукта. Понятно, что у нас агрессивная среда: у нас и молочная кислота здесь есть, и всё то, что может воздействовать на упаковку, там ещё есть полимерная плёночка, нанесена, чтобы не было контакта, поэтому эта наиболее продвинутая, я бы её назвала даже. Кристина Бовина: А вот такая архаичная, скажем так, упаковка? Елена Юрова: Вот эта упаковка даже сейчас здесь стоит, обратите внимание, что он такой, как неваляшка, подвздулся, потому что он негерметичный настолько, хотя всё закрыто, у него очень плохое слабое донышко, и они иногда трескаются, мы приносим домой, она немножко влажная, постояла, и упаковка начала разваливаться. Кристина Бовина: Елена, представим, что мы с вами в супермаркете, и перед нами вот такой ассортимент богатый. Какой берём из натуральных йогуртов, какой выбираем? Елена Юрова: Давайте этот посмотрим. Кристина Бовина: Хорошо. Елена Юрова: Вот этот называется «греческий». Отличается тем, что у него повышенное содержание сухих веществ и белка. Кристина Бовина: То есть для людей, ведущих здоровый образ жизни, для спортсменов? Елена Юрова: Да, и кальция там будет больше. Следующий йогурт – со вкусом, посмотрим, что это такое. Кристина Бовина: Тот, который чуть-чуть вздулся. Елена Юрова: У нас есть «персик, груша», сейчас мы попробуем. Кристина Бовина: По каким критериям мы будем сравнивать эти йогурты? Елена Юрова: Будем сравнивать внешний вид, для нас важно, как он выглядит, нет ли комочков, не жидкий ли сильно. Аромат есть. Вы чувствуете? Я чувствую ещё там кислинку и какой-то он очень, я бы сказала, неаппетитный, и краситель мы сразу видим. Давайте сейчас мы нальём. Меня смущает, что на поверхности, видите, он такой неоднородный по цвету, газообразование есть. Кристина Бовина: Вам нравится этот образец? Елена Юрова: Нет. Кристина Бовина: Не нравится. Смотрим следующий. Елена Юрова: Давайте этот откроем. Здесь он прямо совсем жидкий, смотрите, такое ощущение, что нет сгустка, вот это очень обидно. Кристина Бовина: Почему? Елена Юрова: Потому что что-то пошло не так, где процесс сквашивания?.. Кристина Бовина: А какой процент бактерий заявлен на упаковке? Может, проблема в этом? Елена Юрова: Этот йогурт безлактозный, то есть его оценивать как настоящий йогурт, наверно, не стоит. Кристина Бовина: Давайте откроем другой образец настоящего йогурта. Елена Юрова: Да, давайте вот этот, я так понимаю, вот этот йогурт, массовая доля жира 3,2% – стандартная. Такой немножко запах, кажется… Кристина Бовина: Вроде приятный. Елена Юрова: Тоже удивительно – мы не видим сгустка. Кристина Бовина: Он же жидкий. Елена Юрова: Да, прямо совсем. Кристина Бовина: То есть идеальный внешний вид и консистенция натурального йогурта более густая? Елена Юрова: Чуть-чуть более густая, да, чтоб мы всё-таки видели, что он вытекает, но что это – сквашенный продукт. Кристина Бовина: Переходим к йогурту фруктовому. Елена Юрова: Да, давайте. Вот этот густой, видите? Понятно, что его можно налить в стакан, но у него совсем другая структура и консистенция. Кристина Бовина: Но он очень душистый. Елена Юрова: Чувствуется аромат добавленных компонентов, но здесь нет никаких кусочков, или есть? Кристина Бовина: Волокна есть. Елена Юрова: Есть отдельные. Кристина Бовина: Наблюдаются. Елена Юрова: Да. Кристина Бовина: А на упаковке обещают нам йогурт «с фруктами», здесь у нас йогурт «с персиками», бывает ещё и «с папайей». А правда ли, что иногда добавляют просто тыкву и ароматизатор персика или папайи? Елена Юрова: Сами производители молочной продукции ничего не добавляют, они покупают эти компоненты, и если где-то они не отследили или хотели удешевить, купили более дешёвый, то там может прийти, а основу везде, как правило, составляет яблоко и на фон яблока накладывают ароматизатор. Кристина Бовина: То есть это подлог или так можно делать? Елена Юрова: Нет, конечно, нельзя так делать. Кристина Бовина: Елена, может, попробуем тот образец, который нам понравился больше всего? Елена Юрова: Давайте попробуем. Кристина Бовина: Скажите, а сколько может храниться в принципе йогурт открытый? Елена Юрова: Как правило, по нашим результатам исследований это максимум двое суток. В принципе я бы, наверно, немножко убрал прямо явный «персик», этот ароматизатор, но, в общем, даже… Кристина Бовина: Приятный, но для меня слишком сладкий. Елена Юрова: Для меня тоже, не люблю вот эту сладость. Кристина Бовина: Многие мамочки и другие взрослые люди берут йогурт с собой на работу или дают детям в школу. Мы же храним его не в холодильнике, а, как правило, в сумке. Правильно ли это? Можно ли так делать? Елена Юрова: Категорически нельзя этого делать, потому любой кисломолочный продукт имеет очень маленький срок хранения при повышенной температуре. Кристина Бовина: Вне холодильника сколько максимально можно хранить бутылку с йогуртом? Елена Юрова: Буквально минут 15-20. Кристина Бовина: «Хотите иметь стройную фигуру? А высокий иммунитет и хорошее пищеварение? Тогда регулярно употребляйте наш продукт», – убеждают нас производители йогуртов. Кроме того, они указывают: этот йогурт – «для взрослых», а этот, вроде бы такой же, – «для детей». Есть ли, на самом деле, различия и можно ли верить авторитетным обещаниям? Йогурт – продукт, который продаёт себе с помощью этикетки и рекламы, и его упаковка с нами буквально разговаривает. Ольга Рыкалина: Зелёный цвет какой? Экологичный. То есть зелёная упаковка тебе уже кричит с полки о чём? О том, что это полезно. Чём кричит розовый цвет? Что это либо «вишенка», либо «клубничка», то есть показывает тебе сразу какой он. Но основная, конечно, история это белая упаковка: белый – цвет чистоты, белый – цвет молока, белый – цвет полезности. Кристина Бовина: «Иммунитет», «хорошее пищеварение» – на этикетках всё про пользу, а присуща она, в общем-то, любому кисломолочному продукту. Особая аудитория этого напитка – дети. Специальные, более натуральные детские йогурт и правда существуют, но ведь и к ним нужно привлечь внимание. Ольга Рыкалина: Что нужно сделать для детей? Для детей нужно сделать ярко, красиво. Что нужно мамам, которые являются покупателями этого йогурта? Чтобы «А» – это было безопасно, и «Б» – это было полезно. Кристина Бовина: Когда мы уже выбрали нужный продукт и собрались его взять с полки, мы можем купить больше, чем хотели, потому что производитель так решил за нас. Ольга Рыкалина: Существуют маленькие бутылочки с питьевыми йогуртами, сегодня они выставляются в картонной палетке сразу по 6 штук, соответственно, продажа этих бутылочек моментально увеличена в 6 раза. Кристина Бовина: Помните: надписи на лицевой стороне этикетке – это реклама, а вот вся правда на оборотной стороне, где и указан реальный состав. Питьевой йогурт чаще всего покупают адепты здорового питания и те, кто стремится похудеть, но, как говорится, не все йогурты одинаково полезны. Как этот кисломолочный напиток влияет на организм? И действительно ли обезжиренный лучше обычного? Нередко упаковки питьевых йогуртов украшает слово «иммуно-» и все его производные. Действительно ли йогурт способен положительно влиять на иммунную систему? Ирина Бережная: Любые ферментированные молочные продукты являются действительно для организма очень полезными. Они вырабатывают витамины и помогают улучшать пищеварение, изменяют pH кишечника, и очень многие бактерии, которые используются, ещё оказывают влияние на иммунный ответ. Кристина Бовина: На полках можно найти бутылочки йогурта «с шоколадом», «печеньем» и другими добавками. Такими напитки более калорийны и, как правило, содержат крахмал, сохраняющий консистенцию. Ирина Бережная: Как правило, йогурты с добавками уже хуже, это уже недиетическое питание, в отличие от йогуртов натуральных. А вот добавить любые фрукты вы можете самостоятельно, пожалуйста. Кристина Бовина: Обезжиренный йогурт: оказывается, ничего хорошего в нём нет. Ирина Бережная: Обезжиренные продукты бесполезны для организма, потому что кальций не всасывается в отсутствии жира вообще, поэтому этот продукт просто проскакивает мимо, не отдавая нам свой кальций, который есть. Кристина Бовина: Никогда не употребляйте просроченный йогурты: полезные микроорганизмы там погибли, а опасные наверняка завелись. Правильный питьевой йогурт действительно способен повысить иммунитет и наладить пищеварение. Обращайте внимание на количество полезных бактерий в кисломолочном напитке. Не покупайте йогурты, в составе которых слишком много сахара, искусственных ароматизаторов и консервантов. Не отказывайте себе в удовольствии попробовать новый оригинальный вкус, но помните: самый полезный – натуральный йогурт без добавок. Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях и пишите, какие темы вам были бы интересны. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!