Кристина Бовина: Как ориентироваться в ассортименте товаров и правильно читать этикетки? Как покупать только качественные продукты и верно их употреблять? Как не стать жертвой продавцов и маркетологов? Смотрите нашу программу, и вы узнаете об этом всё. С вами Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания». Самый популярный мужской подарок – средство для бритья. Всё ли хорошо, что пенится? Что в составе средства для бритья вызывает дискомфорт кожи? Кто станет выглядеть моложе, побрившись? И как на самом деле правильно бриться? Пена или гель для брить, наверное, самое главное косметическое средство для каждого мужчины, оно незаменимо как дома, так и в путешествии. Удобство, экономичность и безопасность – вот основные запросы потребителей. Все хотят минимум риска порезов, боли и раздражения. На производстве критерии качества несколько иные и их гораздо больше. На фабриках, где производят средства для ухода за лицом и телом, не делают различий на косметику для мужчин и женщин. Пены и гели для бритья создают не только похожим способом, что и кремы для дам, но и на той же основе. Елена Андреева: На каждой части тела кожа имеет свои какие-то особенности, поэтому разрабатывается косметика для разных функций. Крем, естественно, содержит в своём составе воду, масло, масляные компоненты и специальные эмоленты, которые производятся синтетическим путём и из натуральны продуктов, и компоненты, которые называются эмульгаторы, которые соединяют воду и масло для того, чтобы получился готовый крем. Кристина Бовина: Эмульгирование – именно так называется технологический процесс получения однородной эмульсии, столь важный при создании крема для бритья. Всё происходит в этом варочном цехе: компоненты смешиваются при температуре от 60 до 80 градусов в закрытом металлическом чане – варочном реакторе. Светлана Сумская: Мы находимся в реакторном участке, здесь осуществляется приготовление массы кожных средств, в данном реакторе идёт процесс смешения поверхностно активных компонентов и в дальнейшем осуществляется дозагрузка компонентов, тех, которые вспомогательными являются, это отдушка, краситель и так далее. Кристина Бовина: В составе любого средства для бритья могут присутствовать и различные добавки: увлажнители, например, глицерин или успокаивающая кожу алое-вера. Далее специальная насадка-гомогенизатор превращает сырьё в однородную смесь. Гладкость крема потом внимательно проверят в лаборатории. Ирина Козловская: Во-первых, это внешний вид, мы обязательно его оцениваем – это запах, цвет, в зависимости от того, какое это средство, определяем значения pH. Кристина Бовина: Пены и гели для бритья производят по сходной технологии: водная фаза с нагреванием примерно до 80 градусов, масляная фаза с нагреванием до 60 градусов, а затем ещё одна варка полученных смесей и охлаждение. Состав пены и геля сходный, но есть нюансы: в основе – вода, мыло, вспенивающийся агент, фторсодержащие вещества и гидрированный полиизобутен. Основные различия в концентрации мыльного компонента и содержании поверхностно-активного вещества. В пены добавляют и вытесняющий газ, так как помещают её в особую упаковку – аэрозольный баллончик. Первый попавшийся подарочный набор по акции – точно не самая удачная покупка, ведь у каждого свои особенности: кому-то подойдёт пена для бритья, а гель вызовет раздражение, а для кого-то, наоборот. Дмитрий, расскажите, в чём же разница между пеной и гелем для бритья? Дмитрий Андрущенко: Пена – это наполнитель и газ, который её выдавливает, а гель – это специальная структура, то есть гель вспенивается при контакте с водой и во время нанесения, а пена уже готова. Кристина Бовина: Какие ещё есть средства для бритья кроме пены и геля? Дмитрий Андрущенко: Можно бриться маслом, специальным мылом для бритья и иногда пудрой, но это больше к барбершопам. Кристина Бовина: В каких случаях отдать предпочтение тому или иному средству? Дмитрий Андрущенко: Пена для бритья – это продукт, который сделан, чтобы бриться быстро, то есть она полностью готова, нанесли на лицо, побрились, она не претендует на особые уходовые какие-то качества. Гель больше увлажняет кожу, но он и стоит подороже немножко, но его при этом хватает, как правило, на дольше и гель более плотный, как правило, он даёт лучше скольжение, он вспенивается на лице, это происходит тоже почти мгновенно, но это неготовый продукт изначально. Мыло для бритья выбирают те люди, которые хотят экспериментов, интересных запахов и которые вынуждены следить, потому что у них чувствительная кожа, и они больше обращают внимание на продукты, которые покупают. Масло для бритья – это просто набор натуральных масел, они просто приятно пахнут, масло даёт скольжение, наилучшее, по сути, скольжение, но оно же одновременно и оставляет плёнку на лице, маслом надо пользоваться, если у вас не жирная кожа, а нормальная или даже сухая. Кристина Бовина: А крем для бритья – что это такое? Дмитрий Андрущенко: Крем для бритья – это то же самое, что и мыло для бритья, просто в более жидкой форме. Крем тоже нужно вспенивать, как правило, если в его составе нет специальных вспенивающих агентов, это делается помазком. Кристина Бовина: Получается, что пена, гель и крем – это те средства, которые подойдут для людей у которых нечувствительная кожа? Дмитрий Андрущенко: Да, в основном эти продукты сделаны для людей, у которых нет особых трудностей с кожей. Кристина Бовина: А вот есть средство, например, для проблемной кожи, для чувствительной. Почему на этикетке указан такой посыл? Дмитрий Андрущенко: В средствах, которых содержат эти надписи, как правило, делается акцент на ромашку в составе или на алое-вера, на какие-то компоненты, которые по определению выполняют регенеративную функцию, то есть они помогают успокаивать кожу, заживлять порезы и так далее, потому для чувствительной кожи лучше выбирать такие продукты, потому что производители стараются в меру бюджета продукта позаботиться об этом. Кристина Бовина: А вот если мы берём флакон такой, получается, в составе там суспензия и газ? Дмитрий Андрущенко: Там есть 2 варианта: либо это продукт нефтепереработки и газ, который его, собственно, вспенивает, но в идеале – это, когда в основе используется обезвоженное масло, которое потом вспенивается, идеально было бы найти такую пену, чтобы ей пользоваться как готовым продуктом для бритья. Кристина Бовина: Что должно быть в составе, а чего лучше избежать? Дмитрий Андрущенко: Хорошо будет, если в составе средства для бритья довольно много воды, хорошо будет, если ближе к концу состава будут находиться все виды алкоголя, спирта, чтобы его было поменьше, хорошо, если там не будет триклозана. Триклозан призван убивать грибки, и именно в щелочной среде, где есть мыло, при нагревании он превращается в другое вещество, довольно вредное для организма, чаще всего он встречается как раз в пенах для бритья. Кристина Бовина: Что в составе помогает гладкому бритью? Дмитрий Андрущенко: Это пропиленгликоль, он как раз отвечает за гладкое бритьё, и в принципе, если мы говорим про пену для бритья, это продукт, который создаёт небольшую плёнку на лице, и она же одновременно без дополнительных компонентов способствует именно гладкости бритья, но при этом, если у человека жирная кожа или проблемная в другом смысле, когда они пользуются таким продуктом, они ощущают именно много отрицательных эффектов в виде разных кожных проблем. Кристина Бовина: Цена влияет ли на качество продукта? Дмитрий Андрущенко: Тут можно смело сказать, что да. Если даже не привязываться ни к каким брендам, то чем дороже продукт, тем в большем количестве будут ухаживающие компоненты, как правило, это масла и всякие экстракты трав, они стоят дорого, их дорого производить, поэтому если вы хотите, чтобы этот продукт не просто помогал бриться, но ещё и продлевал молодость кожи, то лучше выбирать более дорогие продукты. Кристина Бовина: Давайте поговорим про упаковку: какая она бывает? Дмитрий Андрущенко: Если говорить про пены и гели, они всегда в баллонах, и если вы хотите сэкономить, то держать всегда надо строго вертикально, потому что, по сути, газ давит на продукт вниз, и он поднимается за счёт давления по трубочке вверх, чем больше раз будете держать его вертикально при нажатиях, тем больше выйдет продукта, и позже закончится газ. Кристина Бовина: Моду на гладковыбритое лицо без усов и бороды задали ещё в античности. Вспомните портреты римских императоров, чем только с лица ни срезали волосы мужчины: и заострённым камнем и зубом убитого животного. Со средствами для бритья история не менее интересная. Ещё до нашей эры стало понятно: мужчина с гладковыбритым лицом имеет преимущество – военное. Александр Македонский ввёл правило в армии: «Всем бриться, чтобы враг за бороду не ухватил». Кстати, ингредиенты в средствах для бритья времён античности были в чём-то схожи с современными: оливковое масло, тальк и глина. Позднее уже галлы, предки французов, экспериментировали с первым мылом из золы. В Средние века химические формулы средств для бритья изменились: в моду вошёл рецепт на основе масла грецкого ореха, аммиака и уксуса. А в XV веке произошла небольшая химическая революция: придумали пену для бритья на мыльной основе. В Европе продолжали эксперименты: включили в состав яд – мышьяк. Его смешивали с разведённой в воде известью и оставляли на коже для растворения волос. Увы, от такого крема лишиться можно было не только растительности на лице, но и жизни. Первый безопасный крем для бритья изобрели лишь в XX веке, а гели появились всего лет 45 назад. Дмитрий, расскажите, как выбрать мыло для бритья? Дмитрий Андрущенко: Самый лучший вариант – это всё-таки прислушаться к советам знакомых, которые пользуются уже мылом для бритья, чем ориентироваться на надписи на этикетке, которые зачастую бывают двоякими. Если ориентироваться на пользовательский опыт всё-таки, а не на состав, то, в первую очередь, мыло должно не очень резко пахнуть, это плохо сказывается на людях, у которых есть аллергия на запахи, мыло должно хорошо пениться, и пена не должна мгновенно высыхать на лице. Кристина Бовина: Но в чём преимущество мыла для бритья? Дмитрий Андрущенко: Мыло для бритья позволяет сделать пену той консистенции, какую хочется получить, а не ту, которую производитель за вас придумал: её можно сделать более влажной, и более сухой, и более жирной, менее жирной и так далее. Кристина Бовина: Покажите, как это делать? Дмитрий Андрущенко: Да, вполне. Кристина Бовина: А чем это мыло будет отличаться от детского или хозяйственного, банного? Дмитрий Андрущенко: Все эти продукты, то есть мыла для бритья любого производителя, созданы, в первую очередь, для того, чтобы давать хорошую пену, которая долго сохраняет свои свойства. Например, пена в баллоне – это пена, которую производитель с помощью химических компонентов в составе стабилизировал, то есть она будет на лице долго оставаться и не высыхать. Пена из мыла довольно быстро высохнет, если бы производитель об этом не позаботился, и если вы дадите слишком мало воды в помазок. Кристина Бовина: Мыло для бритья можно назвать экономным продуктом? Дмитрий Андрущенко: Да, конечно. Например, сейчас есть наши условно отечественные производители, которые делают одновременно и недорогое мыло для бритья и при этом оно довольно большого объёма, то есть там 100 грамм, 150 – такого кусочка хватит на год, а то и на полтора. Кристина Бовина: Если мы сравниваем с пеной и гелем в плане экономии? Дмитрий Андрущенко: Мыло, наоборот, намного более экономный продукт, получается, просто пену придётся взбивать самому. Всё, пену мы собрали, дальше я могу сделать её чуть-чуть более мокрой, если обмочу помазок, или могу добавить в мыло немного масла – сделать её чуть более жирной и скользящей, в этом и есть преимущество бритья с мылом, плюс очень большой выбор запахов, которые вам не дают продукты масс-маркета. Кристина Бовина: Давайте посмотрим на ту пену, которая получилась. Дмитрий Андрущенко: Это довольно мокрая пена, получилась она очень-очень мелкой и при этом неполностью однородной. Кристина Бовина: Ну что, теперь посмотрим на пену из флакона. Дмитрий Андрущенко: Да, давайте. Она, как правило, получается с очень мелкими пузырьками, и она, конечно, делается мгновенно. Кристина Бовина: Но и достаточно долго держит форму. Дмитрий Андрущенко: Да, она держит форму, это правда. Кристина Бовина: Давайте посмотрим на гель для бритья – какая пена получится из этого флакона? Дмитрий Андрущенко: Собственно, нужно сказать сразу, что не все гели даже вспениваются, как правило, такие гели пенятся, но при контакте с водой и при физическом воздействии, вот появляется немного пены. Если мы просто нанесём гель на поверхность, то он так и останется гелем, пена образуется именно от контакта с водой, и пока вы его наносите. Кристина Бовина: А если мы покупаем вот такой крем? Дмитрий Андрущенко: Это популярный вопрос, главное – не брать его и чистить, так снимать кожуру, потому что, иначе у вас в руке останется плод, потом его надо будет разрезать, оно будет выскальзывать и вытащить кость будет проблематично. Кристина Бовина: Иначе мы порежем свои руки, правильно? Дмитрий Андрущенко: При использовании крема помазок можно использовать, единственное, что если в составе есть лаурил сульфат, лаурет сульфат, как правило, это обозначается буквами «SLS» или «SLES» в составе продукта, то они будут вспенивать крем сами по себе и без всякого помазка, но они довольно вредные для кожи, поэтому сейчас многие производители стараются избегать их использования. Кристина Бовина: Как понять, что пена для бритья не будет иметь навязчивый запах, если мы берём флакон в магазине? Дмитрий Андрущенко: Если вы сможете, конечно, крышку открыть в магазине, то, как правило, внутри крышки есть запах какой-то, он вы вряд ли сможете понять, насколько сильно будет этот запах пахнуть. Есть средства, на которых прямо сразу написано: «Без запаха», и если вы не хотите нарваться на неожиданность, то можно просто брать средство без запаха. Кристина Бовина: Дмитрий, у нас есть вопрос от телезрителя, предлагаю посмотреть. Дмитрий Андрущенко: Да, давайте. Денис, телезритель: Здравствуйте, меня зовут Денис. Существует тако способ проверки качества пены для бритья: выдавить каплю на ладонь и перевернуть руку. Если продукт стойкий и качественный, он держится в перевёрнутом виде. Стоит ли следовать данному совету? Дмитрий Андрущенко: Консистенция продукта не имеет никакого отношения к его качеству, это как со средствами для уборки: кажется, что чем гуще средство для пробивки труб, например, тем лучше оно работает. Это чисто маркетинг, и ели оно не будет падать с ладони, это не значит, что оно качественное или некачественное – просто консистенция, она может быть более густой, менее густой, но это никак к качеству не относится. Кристина Бовина: Но всё же, Дмитрий, какие основные критерии при выборе средства для бритья? Дмитрий Андрущенко: В первую очередь, вам должен нравиться запах, потому что мужчине этим пользоваться практически каждый день. Потом, конечно, после использования продукта, пена это или гель и так далее, он не должен сушить кожу, прямо точно, естественно, не должен вызывать никакой аллергической реакции. В-третьих, хороший продукт для бритья не вызывает потом последствий для кожи: акне, вросших волос и прочего. Кристина Бовина: «Увлажняет и омолаживает кожу», «защищает от порезов», «облегчает скольжение бритвенного станка», «замедляет рост волос» – всё это о средствах для бритья. И чего только ни обещают производители, но что из этих обещаний правда? Без опытного маркетолога не разберёшься. «Инновационная формула», «ограниченное предложение», «ультрагладкое скольжение» – на что похожи эти рекламные обещания? Правильно, на типовые клише. Но ведь воздействуют. Ольга Рыкалина: «Средство для бритья с омолаживающим эффектом» – звучит совершенно восхитительно. С точки зрения реального результата омолаживания, конечно, его нет. Психика человека – такая тонкая вещь: если мужчина использует средств для бритья и считает, что он омолаживает, он действительно будет выглядеть моложе. Кристина Бовина: Самый высокий спрос на средства для бритья, разумеется, в канун праздников. Конечно, они действительно необходимы мужчинам, но реклама гипнотизирует и тех, кто дарит. Ольга Рыкалина: Существуют серьёзные рекламные кампании, где показывают очень привлекательных мужчин, и, конечно, каждая женщина, покупая определённое средство, в какой-то степени покупает вот эту красивую фотографию, видя за этим средством тот самый визуальный ряд и в нём своего мужчину. Кристина Бовина: Самим мужчинам реклама тоже обещает намного больше, чем просто отсутствие лишней растительности на лице: и восторженные взгляды, и внимание, и приятные прикосновения. Ольга Рыкалина: Сказать, что только само средство будет работать, конечно, нет, это всё зависит от умелых рук, которые держат бритву, а, собственно говоря, какую-то достаточно небольшую роль здесь несомненно сыграет средство для бритья, но вешать на него всё, что именно этим средством намазался, и у тебя щетина исчезла, такого, конечно, не существует. Кристина Бовина: Реклама эффективнее вдвойне, когда товар всегда в лёгком доступе: и в магазине у дома и на бензоколонке. Купил, побрился, победил. Вросшие волоски и постоянные порезы – чаще всего причину этого мужчины ищут в бритвенном станке или с досадой говорят: «День не задался». Конечно, не каждый – прирождённый барбер, но дело чаще всего в другом, даже опытный мастер скажет: «Если средство не подходит, оно и коже вредит и бриться не помогает». Зуд, покраснение, воспаление – такие реакции возможны по разным причинам. Карина Стёпкина: Может быть проявление аллергической реакции, это может быть проявление избыточной агрессивности компонентов, входящих в состав препаратов, это может быть нарушение частоты и длительности применения, рекомендованных производителем. Кристина Бовина: Самые распространённые раздражители – пропелленты: бутан и пропан, которые и дают пенные свойства. Карина Стёпкина: Вторым по частоте раздражения является спирт, он частично разрушает верхний слой кожи и за счёт этого создаёт условия для формирования раздражения и к сухости. Очень часто в средства для бритья входят местные анестетики, такие как аллантоин, ментол, они, а также различные отдушки могут давать раздражение на коже. Кристина Бовина: Ещё одна причина неприятных последствий – неверный порядок действий во время бритья. Барбер: Чтобы получилось гладкое и аккуратное бритьё без всякого травмирования, раздражения, вросших волос, по-хорошему кожу лучше распарить. Кристина Бовина: Дома можно ополоснуть лицо тёплой, а лучше горячей водой несколько раз. А в барбершопах, парикмахерских для мужчин, существует целый ритуал с нагретыми полотенцами. Барбер: Аккуратно такими вот движениями наносим его на лицо. Полотенце можно оставить на пару минут. Кристина Бовина: Пока кожа распаривается, можно намочить помазок и взбить пену, на лицо её наносят плавными массирующими движениями, приподнимая помазком щетину. Пены не нужно много, совет от барберов: тонкий слой около 5 миллиметров. Барбер: С висков натягиваем лёгким движением кожу, чтобы процесс бритья был более приятным, так легче сбривается щетина. Все движения должны быть плавные лёгкие, давления не должно быть никакого. Кристина Бовина: Мужчины знают: бриться нужно 3 раза подряд – смыть пену, нанести её снова и опять пройтись станком по лицу для абсолютной гладкости. В завершение процедуры обязателен холодный компресс из полотенца – успокоить кожу. Затем нужно нанести увлажняющий лосьон или гель. Выбирать средство для бритья нужно индивидуально под себя, для этого обращайте внимание на состав: если кожа склонна к раздражению, то лучше, если среди компонентов будет ромашка, алое или зелёный чай. Смягчить жёсткую щетину поможет масло карите или сандал, добиться охлаждающего эффекта – ментол, а подсушить кожу – спиртосодержащие средства. Что лучше, пена или гель, тоже – дело вкуса. При правильном выборе любое из этих средств сделает процесс бритья проще и быстрее, а кожа на лице будет выглядеть свежей и здоровой, поэтому в выборе руководствуйтесь мнением экспертов, но не забывайте прислушиваться и к своим ощущениям. Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях, пишите, какие темы вам были бы интересны, и присылайте свои видеовопросы. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!